Общение

Сейчас 344 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Предметно-пространственное окружение человека — это природа, произведения искусства, предметы быта, люди в окружении вещей, т. е. архитектура, интерьер, пейзаж.
Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого слова). Предметно-архитектурное пространство, в котором человек учится, работает, живет, отдыхает, а также природное окружение играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность людей.
Главная задача настоящей программы — приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. При этом предполагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространство предметов, но и развитие стремления к самостоятельной творческой работе по созданию целостной художественно-организованной среды в зависимости от потребностей конкретного человека или от назначения создаваемых им предметов. Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования среды и самого себя.
Художественная организация среды в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окру-жения человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае — центр композиции.
В связи с тем что в функции общеобразовательной школы не входит решение задачи специальной подготовки художников, дизайнеров, программа построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах, их роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира пещей, продуктов технического производства, природной среды. Важным моментом программы в области воспитания посредством среды является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности находить отклик в природе, видеть прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде. В этом плане совершенно необходимы развитие эстетического чувства, переживание красоты, создание красоты и наслаждение ею.
Целью обучения по данной программе является подготовка школьников к самостоятельному продумыванию и созданию окружения в полной гармонии со своим характером и интересами, т. е. вовлечение в дизайн-деятельность, развитие стремления школьников к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности.
Поскольку понятие предметно-пространственной среды невозможно отделить от природного окружения, в программе сделан акцент на тесную взаимосвязь содержания обучения и развития отношений детей с окружающей природой, с особенностями местно-сти, климатическими условиями, с экологическими факторами жизни.
Изучение природы, структурного строения — внешней формы и внутренней конструкции — ее объектов (деревьев, листьев, растений, камней, ракушек и др.) — одна из первоочередных задач в процессе освоения школьниками искусства. Только изучив и поняв природу, ее цельность, взаимозависимость объектов природы, можно осознать, что искусство призвано выразить суть жизни, ее сложнейшую структуру, ее вечность. В этом случае уместно привести слова В.Фаворского: «Художественная правда родится при встрече художника с природой, от удивления перед природой, от пристрастия к ней, при цельном смотрении на натуру, когда раскрывается и музыка зрения, и живая цельностъ, и стройность натуры» (Фаворский В. Об искусстве, о книге, о гравюре. —М.: Искусство, 1986. — С. 40).
Другим важным моментом программы является освоение учащимися истории родного края, этнического прошлого своего народа, что позволит сохранить «культурную среду» (Д. С. Лихачев), которая создалась предками, и что особенно важно, в тесном единстве с фольклором, устным народным творчеством, со всей жизнью и укладом народа, его общей культурой. Материал программы включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и др.) на всех возрастных ступенях.
Темы национальных традиций, и фольклора наиболее полно отражены в сказках, былинах, сказаниях. Чтение их, пересказ, выведение из прочитанного самостоятельных наглядных образных характеристик героев, всевозможные импровизации на темы сказок и былин с активным включением музыки, пения, движения, изображения, элементов окружающей среды помогают естественному проникновению в урок идеи интеграции искусств.
Направления программы дают возможность привлекать на занятия темы, изучаемые параллельно на уроках истории, литературы, географии, природоведения. Наиболее ответственна такая работа в связи с развитием у школьников пространственных представлений, ощущения реального пространства жизни. В этом плане интересны описания нравов и обычаев изучаемого народа, его обрядов и праздников, характера организации жилья и жилища, своеобразия народных особенностей в освоении прилежащего к ним пространства, природной среды — лесов, полей, гор, водного и воздушного пространства.
В ходе занятий необходимо выделить разделы программы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие, как: изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов декоративно-прикладного искусства, дизайна, изобразительного искусства, организацию пространства.
Цвет и свет имеют особое значение в структуре художественной организации пространства. Умение осмыслить и организовать, соотнести цвета в единой композиции пространства —задача очень сложная, поэтому изучение цвета, его отношения к свету, роли цвета в пространстве и его влияния на человека — важное условие освоения программы.
В образе любого предмета тесно переплетаются между собой соотношения цвета, формы, материала. Материал — его поведение, фактура, плотность, упругость,- гибкость, пластичность и другие качества — очень важен во всей художественно-практической деятельности. От материала, из которого сделаны вещи, неотделима форма предметов. Она является результатом взаимодействия трех элементов: материала, конструкции и пространства.
Знакомство с формой, ее особенностями соотносится в программе с геометрическими, природными, практически-полезными предметами.
Особый акцент в обучении следует сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. В процессе занятий школьники должны осваивать материальные, пластические, художественные средства изображения. На этапе знакомства с закономерностями построения композиции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, контрастно-нюансной гаммы (И.Маца).
Изучение ритма в программе выделено в заданиях, связанных с природой, с закономерностями расположения природных форм в пространстве, с повторяемостью элементов, их распределением, интервалом. Предполагается, что такие задания необходимо соединять с музыкой, поэзией.
На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные задания, которые не предполагают конкретного изображения, связанные с формой организации плоскости, передачей объема, пространства, выражением динамики, ритма, настроения, чувства.
В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастах ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся — самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т. д.; «ребенок и искусство» (умение самому составить «свой» художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты.
1.    Зрительно-внешние наблюдения, развитие дифференцированного
зрения.
Объектами наблюдения являются здесь природа, животный мир, красота и целесообразность их особенностей (цвет, структура, форма, пространственный образ, материал и др.); взаимодействие природных форм в природе. Сюда относится элементарное представление о бионике, биосфере, биоструктуре, биоархитектуре, космосе. Другим важным объектом наблюдения должна стать окружающая предметная искусственная среда (город, дома, предметы быта, техника и т. д.). Данный раздел предполагает развитие способности школьников концентрировать внимание на нужном объекте, способности различать, сравнивать, выбирать нужное, комбинировать.
При этом следует выделить две группы признаков: внешние (цвет, взаимозависимость элементов, общие пластические особенности, пространственное строение, движение, разнообразие форм, цвета, материала) и внутренние: структура, конструкции, устройство, взаимное расположение и т. д.
2.    Перенос наблюдаемого в художественную форму.
Передача в продукте собственного творчества знаний о предмете, полученных посредством наблюдения. Художественное выражение увиденного в разных видах искусства: музыке, движении, изображении на бумаге, лепке, литературном творчестве; соотнесение своих впечатлений от увиденного, услышанного, прочувствованного с их выражением в разных видах искусства. Видеть и понимать общие черты и различия искусств: в языке (структуре, композиции, выразительных средствах), в художественных образах. Освоение детьми материальных, пластических и художественных средств изображения.
3.    Собственное творчество.
Формирование способности самостоятельно создавать творческий продукт в каком-либо виде изобразительного искусства на основе наблюдательности, памяти, художественно-образного мышления, воображения, фантазии. Создание художественного образа в различных формах выражения пространства (на плоскости, в объеме, в глубинно-пространственных композициях). Применение разнообразных материальных, пластических и художественных средств изображения в зависимости от поставленных задач, содержания и характера изображаемого. Попытки попробовать себя в разных видах искусства.
4.    Социальный аспект искусства.
Освоение декоративно-прикладного искусства, народного творчества, скульптуры, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства разных эпох, исторических периодов, стилей, направлений моды. Знакомство с историей культуры разных народов, этнографи-ческим прошлым своего народа, его традициями, обычаями, с народным творчеством во всех его видах. Понимание значимости искусства в жизни общества и отдельного человека. Практическая художественная деятельность в различных видах и техниках по созданию предметов, имеющих практическую значимость в жизни школы или в быту.
5.    Среда.
Зрительные различия понятий: природная среда (красота природных форм, их целесообразность), пластика формы, цвет, внутреннее устройство, конструкция, пространственное распределение масс, взаимосвязь элементов, разнообразие форм (элементарные представления о бионике, биоархитектуре, строении космоса), искусственная среда — замещение природы, сотворение нового, необычного (архитектура, предметы). Понятие среды в широком смысле: природная, культурная, предметная, специальная, личностная, художественная, литературная, музыкальная и т. д. Практическая художественная деятельность, направленная на умение создавать среду или ее фрагмент, помещать предмет, декоративный элемент в среду исходя из заданных посылок, установок, — эскизная работа (работа на плоскости, в объеме, в пространстве) и работа на конкретном месте: интерьер, уголок комнаты, элементы украшения, предметы, одежда. Использование природных мотивов, форм, конструкций в собственном творчестве. Стилизация и декоративное обобщение природных форм.
6.    «Я» в искусстве.
Анализ зрительных впечатлений через свои взгляды, через собственное «Я». Сотворение своего «Я» в искусстве через материал, технику, цветовую гамму, фактуру, композицию; отношения к искусству, к любой художественной деятельности. Задания по типу: «Я и вещь», «Я и окружение», «Мы и вещи», «Наше окружение» и т. д. Проектирование интерьера для себя и друзей, продумывание его цветового решения, характера мебели, драпировок, общей композиции помещения, архитектурного пространства, предметного окружения, одежды и др. в связи со взглядами на жизнь, людей, на общение с ними.
7.    Материал, техника, инструменты.
Использование в работе разнообразного мате риала: бумаги, ткани, красок, пластилина, глины, гипса, проволокли, карандашей, туши, металла, поролона, пенопласта, дерева, фанеры, картона, стекла, пластмассы, природного материала (камней, листьев, веток, корней, семян, раковин и др.), готовых форм (коробок, бутылок, упаковок, баллонов и др.).
Направления программы предполагают развитие: у школьников таких важных психических особенностей, как память, наблюдательность, смышленость, изобретательность, художественно-образные представления, фантазия, воображение, интуиция, которые неотделимы от освоения культуры народа, его экологической природы, истоков этноса.
Эти направления развития отражены программой на каждом возрастном этапе в разной степени. Так, наблюдение природы выделено в начальной школе и в старших классах. Перенос зрительных наблюдений и собственное творчество также больше проявляются в программах 1, 3, 4-го классов и позднее — в 7-м. Проблема собственного творчества наиболее полно раскрыта в программах 1 -го и 7 — 8-го классов. Целостная среда равномерно представлена во всех возрастных группах и немного полнее — в 5,6,7-м классах. Проблема «Я» в искусстве наибольший вес имеет в старшем возрасте. Материалы, техника имеют большое значение во всех классах.
Содержание занятий ориентировано на возраст учащихся в следующем порядке: а) знакомство с художественным оформлением отдельных предметов с учетом их среды — младший школьный возраст; б) создание среды при помощи вещей — средний школьный возраст; в) подчинение отдельного предмета среде — старший школьный возраст. При этом важно учитывать, чтобы создаваемые детьми вещи в области дизайна, декоративного искусства имели практическую значимость, выполнялись для определенного места. При умелом руководстве учителя даже работу учащихся младших классов можно ориентировать на выполнение реальных элементов оформления школьных рекреаций. Важно широкое привлечение собственного жизненного и художественного опыта учащихся, их знаний и умений, полученных на других уроках.
Учитывая изначальную предрасположенность ребенка к восприятию и действию во всех видах искусства, в программе сделана попытка развития у детей с 1-го по 11-й класс способности к восприятию и созданию художественного образа окружающего человека пространства (включая природную среду, архитектуру и декоративно-прикладное искусство) на основе взаимодействия разных видов художественно-творческой деятельности как основных: скульптура, изобразительное искусство, архитектура, прикладное искусство, так и дополнительных: музыка, художественное движение, литература, театр. Программа ориентирована на интеграцию искусств и генетической взаимосвязи зрения, голоса, слова, изображения, музыки, движения.
Исходя из этого за основу взято освоение детьми на разном возрастном уровне пространства и ощущения себя в пространстве. Пространство мы рассматриваем как главный признак любого искусства, говоря словами П.Флоренского, как разнообразные способы организации пространства. При этом как одна из разновидностей пространства выделена окружающая среда, так как пространство вне среды для детей практически не существует.
Мы обращаем детей в сферу предметно-пространственной деятельности, в живое активное пространство с первых лет обучения. Особое значение имеет связь обучения с историей, осознание непрерывности   взаимодействия   архитектуры   и   живой   природы (внешняя форма архитектуры, внутренняя конструкция, элементы украшения, гармония соединения законов формирования архитектуры и окружающей природы), творение эмоционально-художественного климата пространства архитектуры в истории народов.
В младшем школьном возрасте восприятие пространства и среды осуществляется преимущественно как комплекс двигательных и осязательных впечатлений. Поэтому в программе важное место отводится всевозможным игровым формам работы в развитии чувств детей: зрения, слуха, движения, чувства цвета, формы, зрительного представления звука, музыки. Развитие наблюдательности, различения звуков, нюансов цвета, настроения в природе и в искусстве (цветовое выражение музыки, настроения, фантазии, звуков при-роды, стихий в природе и др.).
В начальных классах обучение желательно строить на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в процесс творчества, создает на уроках творческую атмосферу, благоприятствует общей заинтересованности учащихся в предмете; этом возрасте трудно выделить в ребенке предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства, поэтому необходимо давать ему возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности, почувствовать своеобразие и особенности каждого искусства. Пространство в искусстве и реальной жизни для детей желательно раскрыть не только как неподвижное вместилище для вещей, а явление, в котором могут происходить неожиданные превращения, всевозможные преобразования, меняющие ситуацию. В этом плане незаменимы в работе сказки, легенды, предания, мифы, которые разрушают впечатление застылости пространства и, наоборот, открывают перспективу его активного преобразования.
В среднем школьном возрасте акцент сделан на изучение народного искусства, важное место отводится истории родного края, так как особенности предметов быта и произведений искусства всегда связаны с определенным историческим периодом, стилем, которые выражаются через отношение людей того времени к пространству и наполняющим его предметам, ко всему архитектурно-пространственному окружению в целом.
Постепенно, от простого к сложному, с учетом естественной потребности возраста, школьники осваивают способы создания глубинно-пространственного изображения и среды в условиях интеграции различных видов искусств: музыки, литературы, театра, изобразительного искусства.
В программе на базе осмысленного овладения изобразительным искусством предполагается проводить интегрированные занятия по таким направлениям: восприятие и изображение музыки; изображение движения через цвет; пространственное решение изображения и создание объемной конструкции по прослушанному музыкальному или литературному произведению и др.
В ходе занятий предполагается, что учащиеся должны почувствовать органическую связь разных видов искусства, их единую природу
как видов художественного творчества, а также научиться понимать различие выразительных средств каждого искусства. Это поможет расширить диапазон интересов и выявить склонность учащихся к какому-либо виду художественного творчества. Нами предусмотрены следующие условия успешного художественно-творческого развития школьников:
—    решение реальных, практически значимых задач;
—    исследовательская работа учащихся, поиск разных путей
решения;
поощрение импровизации;
активное освоение знаний на основе практики их применения;
мотивация (личностная, социальная, экологическая и т. д.), внесение творческих побудителей;
индивидуальность обучения;
учет возрастных особенностей и интересов школьников;
—    поощрение любых творческих поисков и возможно более
широкое раскрытие личности ребенка;
развитие потребности самосовершенствования;
участие в творческом производительном труде;
—    активизация воображения, мысли, чувствования, эмоций
детей;
взаимопомощь разных способов художественного выражения мысли — через слово, жест, звук, движение;
умение видеть красивое в окружающем мире.
Исходя из общего экологического направления программы, тесной связи обучения искусству с природой, со средой система занятий должна опираться на восприятие окружающего мира в зависимости от времени года, природного цикла, ритма жизни людей, народных традиций и праздников. В течение года материал программы может распределяться следующим образом:
Сентябрь —
изучение разнообразия цвета (наступление осени), природной формы и ее структуры, знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, утварью, одеждой.
Октябрь —
освоение темы творений природы и творений человека (тема урожая), изучение природного строения форм, природных закономерностей, истории края, местности; мифы, сказания о животных и птицах, о подземных кладовых, о кристаллах, камнях, раковинах, о ремеслах и мастерстве.
Ноябрь —
мифы и легенды, черное и белое, контрасты в природе и в искусстве, изучение символов, знаков, букв, знакомство с архитектурой, конструкцией, изучение шрифта, освоение графических техник.
Декабрь —
образность, выдумка, фантастические сюжеты в искусстве, в народном творчестве, кукольные спектакли; цирковые, праздничные представления, традиционные народные празднества, монументальное декоративное искусство, традиционное и новое в искусстве.
Январь —
театр, веселое и трагическое в легендах, в жизни и в искусстве, сценография, скульптура, декоративная (снежная) скульптура, народная игрушка, костюм, народный театр.
Февраль —
биоархитектура, биоструктура, театр кукол, театр теней, жилая архитектура, конструкция, декоративная парковая скульптура, фонтаны, сельская архитектура.
Март —
пространство, цветомузыка, архитектура будущего (обновление природы), предметно-пространственные и глубинно-пространственные композиции, пространство и форма, пространство и конструкция.
Апрель —
интерьер, история жилища, археология, проектные работы (начало нового природного цикла), проекты зон отдыха, театральные декорационные композиции.
Май —
конструктивные композиции (весенний расцвет жизни, прилет птиц), летательные аппараты, подводный мир, техника будущего, космические сюжеты, путешествия в разные страны.
Школьники должны осознать факт существования циклов и ритмов в природе и в живом мире (у человека в том числе), историческое изменение предметно-пространственной и художественной среды человека.
Исходя из этого, автор пытался выстроить систему занятий таким образом, чтобы учащиеся могли многое делать своими руками; умели действовать в различных типах пространства; владели телом, голосом, слухом, обонянием, зрением, осязанием; могли самостоятельно понимать и сознавать окружающую действительность и проблемы искусства; самостоятельно решать творческие задачи, оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения; быть раскованными в творчестве, не бояться нового и неожиданного.
Программа является ориентировочной. В ней указаны направления работы и темы занятий. Количество уроков на них не определяется. План работы на каждую четверть и на учебный год учитель готовит в зависимости от конкретных условий и типа учебного плана, принятого в данной школе или внешкольном центре. Соответственно, на учителя ложится ответственность за выбор такого числа тем и видов работы, которые возможно освоить за год, сохраняя основные задачи развития учащихся, обозначенные в программе. Если какие-то задачи были решены недостаточно, надо скорректировать содержание занятий на очередной учебный год.

Автор: Л. Г. Савенкова

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования