Общение

Сейчас 950 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

...О, свежий ветер новизны! Эпоха Возрождения! Как стремительно выросло в это лучезарное время прекрасное здание Искусства: живописи, скульптуры, архитектуры и, конечно же, театра.
Именно в эпоху Возрождения появилась комедия дель арте («комедия масок»), возникшая в середине XVI века.
Родина ее — Италия, колыбель — итальянский театр, а лицо комедии дель арте — импровизация, актерская игра — сиюминутная веселая фантазия.
Спектакли комедии масок играли по сценариям, в которых был обозначен лишь сюжет. А значит, свобода для актеров — полная! Персонажами комедии дель арте были маски-образы, переходившие из одного спектакля в другой.
Существовали две группы масок — северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин — это маски-«северяне». А Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья — маски-«южане».
Маски закреплялись за актерами на всю их сценическую жизнь.
Спектакли комедии дель арте переполняли юмор, сатира, непрекращающаяся борьба старого с новым, молодым. Там звучали площадные мелодии и песни, в действие спектаклей постоянно вплетались веселые пляски. Со сцены, где разыгрывалась комедия дель арте, подмигивала и зубоскалила сама Италия.
Душой комедии масок были слуги — наглые, обаятельные, лукавые, грубоватые, весельчаки и великие изобретатели подвохов. Публика знала, спеша на представление, что она обязательно посочувствует искрометному на всяческие штучки Бригелле, добродушному, ребячливому Арлекину, острой на язык, энергичной Серветте, лукавому Пульчинелле. Все они были слугами — любимцами зрителей.
А еще публика знала: она от души посмеется над влюбчивым и жадным купцом Панталоне, трусливым испанским дворянином Капитаном, лжеученым и тупицей Доктором.
Существовала в комедии дель арте и поэтическая сторона — персонажи «влюбленные». Актеры, исполнявшие роли влюбленных, не носили масок и говорили на литературном итальянском языке.
Есть такое понятие — сценический ансамбль. Это когда актеры играют спектакль, понимая друг друга с полуслова, с полувзгляда, подхватывая реплики партнера буквально на лету. Актеры комедии масок, великолепно владевшие искусством коллективной импровизации, были первыми в европейском театре, кто создал сценический ансамбль.



Спектакли комедии дель арте оформлялись просто. Сценой была улица с домами по обеим сторонам. Окна и балконы также служили дополнительным местом действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Перед этой сценой всегда стояли толпы народа. Комедию дель арте обожали все — от мала до велика...
У всего в жизни есть конец. Однажды и комедия масок из юной любимой королевы превратилась в старую служанку. Она, как и другие виды и жанры сценических представлений, тоже не смогла продержаться на театральной сцене вечно. Может быть, ей повредили не меняющиеся десятилетиями характеры масок, а может, и пренебрежительное отношение актеров к литературному тексту?
В конце концов комедию масок сменила другая театральная эпоха, где драматургия стала более тонкой, психологичной, с таким калейдоскопом образов, что маски поблекли на их фоне...
Но все равно мы помним о временах расцвета комедии дель арте с благодарностью. Этот жизнерадостный вид итальянского театра вдохнул творческие силы в великого сочинителя пьес Мольера.
А когда один из итальянских театров, игравший комедии дель арте, гастролировал по Франции, в Париже возник театр «Комеди Итальенн».
Комедия масок окрылила фантазии многих известных драматургов, например Карло Гоцци (1720-1806) и Карло Гольдони (1707-1793).
Эти два итальянских драматурга были литературными соперниками. К. Гольдони был «отравлен» театром с детства: в 11 лет он сочинил свою первую пьесу и с тех пор не расставался с театром всю жизнь. Он написал 267 пьес, из них — 155 комедий, 18 трагедий и трагикомедий, 94 либретто для опер. Гольдони слыл человеком, который защищал народ, не любил тирании; в наше время о нем бы сказали: Гольдони — демократ. Но последние 30 лет своей жизни Гольдони жил во Франции, получал от короля Людовика XVI пенсию и не понял настроений французской демократической революции.
К. Гоцци происходил из старинной аристократической обедневшей семьи. Его семья носила графский титул. Гоцци поступил на военную службу, служил в Далмации, но вскоре вернулся в родную Венецию и окунулся с головой в мир театра.
С детства Гоцци любил народную поэзию, сказку, комедию дель арте. Последнюю считал «гордостью Италии». Гоцци создал новый жанр фьяб — сказки для театра. Кто из нас не слышал или не читал фьябы «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень»?
Под конец жизни Гоцци избрал уединение. Он полностью отошел от театра и писал «Бесполезные мемуары». Наверное, драматург пришел к выводу, что всё в мире — тщетность и суета...
В XX веке театральные деятели вспомнили о комедии дель арте. О ее жизнерадостности, живых национальных красках, и... на современных нам сценах появились такие спектакли, как «Принцесса Турандот» К. Гоцци и «Слуга двух господ» К. Гольдони.
Комедия масок вдруг предстала перед зрителями такой же яркой и праздничной, как во времена эпохи Возрождения. А зрители, выходя после спектакля из театра, радовались: «Как красив венец Его Величества Театра! До чего чудесен его лучезарный алмаз — комедия дель арте!»

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования