Общение

Сейчас 794 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Педагогический путь Песталоцци был труден. Увлекшись идеями Руссо, он решает посвятить свою жизнь служению народу. Как помочь людям, чья нужда и бесправие вызывали в нем сочувствие и огромное желание восстановить справедливость? Педагог видел только один путь - образование народа. Дать детям неимущих достойное воспитание, знания и приучить к профессиональному труду стало целью его педагогической практики в "Учреждении для бедных" в Нейгофе, в приюте города Станца и в Бургдорфском институте. Первое из этих учреждений Песталоцци открывает на собственные средства, а последующие - на средства властей.
Воспитательные учреждения были для Песталоцци не только способом воплощения социально-педагогических идей, но и практикой, стимулирующей размышления, поиск новых идей. Решая реальные проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей, Песталоцци постоянно экспериментирует, и этот опыт становится основой его педагогической концепции.
Мы не ставили перед собой задачу дать широкое толкование всей концепции И.Г. Песталоцци. Нам показалось важным раскрыть те положения его системы, которые могут быть интересными для современного педагога.
Отношение Песталоцци к общественным воспитательным учреждениям неоднозначно. Признавая их необходимость, он проводил четкую грань между общественным и семейным воспитанием, считая, что последнее имеет гораздо больше возможностей. Общественное учреждение, по мнению педагога, основное внимание уделяет образованию в ущерб воспитанию личности ребенка. Эту установку он называет распространенной и ошибочной. Песталоцци имеет в виду необходимость такой организации общественного заведения, которая обеспечит воспитание "всего человека" в его целостности и гармонии, что означает единство его нравственного и умственного образования. При таком единстве в качестве первоочередной задачи он выдвигает задачу "воспитания сердца".
Работу в приюте города Станца Песталоцци начал именно с этого. Здесь собралось около восьмидесяти детей разного возраста и происхождения. Это были дети нищих, а также сироты, оставшиеся без родителей в результате военных действий. Если одни никогда не знали достатка, то другие, привыкшие к более комфортабельным условиям, были полны притязаний, с презрением смотрели на нищих. Разное социальное происхождение детей, разновозрастной состав (от 5 до 10 лет) - все это создавало трудности в работе с ними.
Помимо этих проблем, по признанию Песталоцци, существовала еще одна: физическое и моральное состояние детей. Оно было ужасным: одетые в лохмотья, с хронической чесоткой, "со впалыми щеками, с глазами, полными страха", нравственно недоразвиты, большинство из них умственно не образованы.
Всего двое взрослых (одна экономка и сам Песталоцци) взяли на себя заботы о детях и их воспитании. С чего начать работу?
Отношение Песталоцци к общественным воспитательным учреждениям неоднозначно. Признавая их необходимость, он проводил четкую грань между общественным и семейным воспитанием, считая, что последнее имеет гораздо больше возможностей. По собственному признанию педагога было два пути. Первый - строгая дисциплина, принудительное введение внешнего порядка, приучение к чистоте и аккуратности, внушение правил и предписаний. Но это привело бы к отдалению детей от воспитателя, к неприятию того образования, в котором Песталоцци видел свою цель. Второй путь - трудный и долгий - установление доверительных отношений между взрослым и детьми. Все остальное, что составляет содержание педагогического процесса (обучение, занятие трудом, воспитание послушания), "вытекает из высшего принципа", "духа" общественного учреждения.
Размышляя над вопросом развития взаимоотношений между педагогом и детьми, Песталоцци формулирует принцип, в соответствии с которым должно строиться общественное воспитание: следует подражать домашнему, семейному воспитанию в том, что определяет успех всего дела - в отношениях между матерью и ребенком. В противном случае "обучение, не проникнутое тем духом, который требуется для воспитания человека, и не основанное на самой сущности семейных отношений, ведет ни к чему иному, как к искусственному уродованию людей".
Понятно, что объяснение данного принципа обусловлено уровнем педагогических и психологических знаний того времени. Однако Песталоцци высказывает, на наш взгляд, идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в со-временном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели общения взрослого и ребенка, в русле которой педагог является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его как равного, с его проблемами, желаниями, интересами.
Сам Песталоцци называл свои отношения с детьми либеральным воспитанием. Это, во-первых, предоставление им свободы - "полного приволья", которую он считал их правом и средством развития самостоятельности. Наградой за уважение потребностей и интересов детей были их жизнерадостность и "блестящие глаза".
Во-вторых, либеральное воспитание означало особую позицию педагога - добро-вольное и сознательное "открытие" самого себя. Установлению доверительных отношений и тесных связей с детьми способствовали откровенность, обращение с ними как с равными, умеющими здраво мыслить и справедливо решать. Песталоцци писал, что в трудные минуты жизни в приюте он "обращался к ним самим и их чувству справедливости", не упрощая ситуацию, а откровенно размышляя о ней вслух и даже "совершенно не заботясь о том, понимает ли каждый все мои слова; но я убеждался, что это на всех производит впечатление".
Безусловно, обращение к детям с рассуждениями о последствиях их проступков могло быть эффективным только в том случае, если они видели и ценили ежедневную и ежечасную заботу воспитателя, любовь и добро по отношению к себе.
Итак, педагогическая деятельность Песталоцци показала: работа общественного воспитательного заведения должна начинаться с установления тесных связей в сис-теме "дети-воспитатель" и гуманизации их отношений. Такой подход способствует накоплению детьми впечатлений о проявлениях добра, внимания, любви, заботы и развитию их собственных нравственных чувств -привязанности, понимания, доверия. Это первая ступень, с которой начинается "воспитание сердца" ребенка.
Продолжение образования, по Песталоцци, заключается в упражнениях детей в нравственных поступках (вторая ступень). Окружающая ребенка среда предоставляет множество случаев для помощи реально нуждающимся людям. Увидеть такие ситуации, обратить на них внимание детей, спросить о том, хотят ли они помочь и что могут сделать, - все это естественно для думающего педагога.
В жизни приюта таких ситуаций было много. Вот одна их них: в соседней деревне случился пожар. Песталоцци собрал детей и сказал, что, возможно, в эту минуту сто детей остались без крова, без пищи, без одежды. Не хотели бы они принять хотя бы часть пострадавших в их дом? В ответ на одобрительные восклицания педагог предлагает подумать над последствиями: увеличение числа детей приведет к необходимости ограничить себя в еде, придется больше работать, чтобы оправдать расходы. Он хочет, чтобы дети, принимая решение, ясно представляли себе те лишения, которые их ждут. Только при таком условии их выбор будет искренним и добровольным. Согласие детей было бескорыстным, что привело педагога в восторг.
Система упражнений в нравственных поступках, предложенная Песталоцци, дает возможность ребенку не только "уверенно и широко" проявлять и применять в жизни свои внутренние силы - разбуженные нравственные чувства, но и способствует осознанию им своих потенций: "Я могу это", и своих целей: "Я сделаю это". Самостоятельная, бескорыстная, возникающая по собственному почину деятельность, оказание помощи другому - вот тот результат, к которому педагог постепенно подводит ребенка.
Третья ступень процесса нравственного образования (после пробуждения чувств и упражнений в добрых делах) - формирование нравственных воззрений.
Исходя из своей идеи о необходимости накопления чувственного опыта как основы нравственного образования, Песталоцци считал недопустимым использовать многочисленные проповеди, посвященные "добродетелям". Громкие слова о морали он называл "опасными знаками", беспокоясь о том, что преждевременное знакомство с ними будет вмешательством извне, а многословность взрослого без опоры на духовный опыт и внутренние качества детей "внесет беспорядок в мышление в первый период их развития".
Песталоцци был убежден, что представления о добре и зле, о правах и обязанностях должны основываться на собственном практическом проживании нравственных чувств в окружающей ребенка среде. "Таким образом, - писал он, - прежде чем говорить о какой-либо добродетели, я вызывал в детях живое чувство ее; ведь я считал вредным говорить с детьми о каком-либо деле, о котором они даже не знают, что сказать".
В развитии нравственного сознания Песталоцци шел тем же путем - следом за детским опытом. Когда дети вели себя шумно, он спрашивал их, можно ли в этих условиях вести занятия. А когда в помещении наступала тишина, вновь спрашивал, не будет ли разумнее и лучше, если они будут вести себя так всегда на занятиях. Он обращался к ним с рассуждениями о пользе тишины, и дети соглашались с ним. Таким образом, дисциплина, принятая в учреждении, была осознанным решением всех воспитан-ников, совместно выработанным правилом на основе реального опыта.
На наш взгляд, такой подход Песталоцци к формированию нравственных представлений давал сразу два результата. Первый: понятия об обязанностях, правах, свободе, равенстве, доброте и взаимопомощи осознавались детьми как реальный опыт их собственной жизни, а не отвлеченные рассуждения о желаемых, но недостижимых добродетелях. Второй - участие детей в выработке правил совместной жизни, когда путем сравнения и рассуждения они приходят к общему решению. В современной педагогике участие детей в формировании общих и обязательных для всех правил поведения является тем методом, который противопоставляется навязыванию взрослым готовых решений. Эта идея и сегодня еще не стала массовой практикой, а для педагогики XIX века была новаторской. Песталоцци впервые показал, что совместная выработка разумного и доведенного до сознания детей порядка является обязательным условием социального воспитания в общественном учреждении.
В процессе формирования нравов и сознания детей Песталоцци помогал им поставить и осознать цель дальнейшего саморазвития. Например, ссылаясь на их впечатления от встречи с людьми, которые вели себя недостойно и этим вызывали неодобрение окружающих, педагог спрашивал: "Ведь ты же не хочешь стать тем, кто вызывает отвращение?" Он рисовал детям перспективу, какими они могут стать, если будут трудолюбивы, бережливы, будут стремиться к знаниям, уважать человеческое достоинство; будил в них стремление к нравственному самосовершенствованию.
Эти рекомендации для современного педагога могут показаться излишне прямолинейными, однако за наивностью таких рассуждений нужно видеть рациональное зерно: не освоение ребенком суммы правил "благочестия и добродетели" является результатом нравственного воспитания, а пробуждение в его душе стремления к нравственному само-совершенствованию как внутренней силы, которая получает развитие и выражение в самостоятельной деятельности.
По сути, Песталоцци говорит о постановке личностью цели самовоспитания, которая, с одной стороны, соответствует потребностям человека и обусловлена обстоятельствами его жизни, а с другой стороны, отражает сущность гуманистических стремлений педагога. Преобразование воспитания в самовоспитание - такова идея Песталоц-ци, которая на современном этапе рассматривается как основное направление педагогических воздействий в процессе формирования личности ребенка. Подобным образом организованное нравственное образование детей должно стать первой - основной - задачей общественного заведения. Другая задача - умственное образование.
Разработанная Песталоцци теория элементарного умственного образования стала переворотом в дидактике. В этой теории были объединены два противоположных подхода к обучению, сложившихся в педагогике того времени. Первый (рационалистический) основан на ознакомлении детей с миром предметов и явлений только через понятия и термины. Результатом такого обучения была система знаний, отраженная в словах, но не подтвержденная жизненным опытом.
Второй подход (эмпирический), в процессе которого дети знакомились с большим числом предметов и явлений, способствовал накоплению опыта, но не обеспечивал его систематизацию и развитие неграмотных детей. Как одновременно обучать восемьдесят детей разного возраста и разного уровня развития? Как сделать обу-чение понятным и интересным ребенку?
Поиск ответов на эти и другие вопросы постепенно, шаг за шагом, привели Песта-лоцци к созданию его метода. Назовем лишь те положения, которые относятся к образованию ребенка-дошкольника.
•    "Час рождения ребенка - первый час его обучения". Исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира.
•    Руководство наблюдениями имеет целью привести детей от беспорядочных и смутных впечатлений внешнего мира к определенным восприятиям, а от них - к ясным представлениям и, наконец, - к четким понятиям: Обучая ребенка раннего возраста, педагог должен умело подбирать объекты наблюдения и преподносить их в строгой последовательности, которая соответствовала бы последовательности развития сил, заложенных в ребенке.
•    При ознакомлении с предметами педагог помогает ребенку выделить простейшие элементы, выражающие общие, основные для всех предметов свойства: число, форму, название. Используя систему упражнений, воспитатель планомерно развивает у детей наблюдательность, вырабатывает умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы.
•    Наряду с созерцанием природы необходимо научить ребенка словами выражать свои впечатления. Развитие способности к речи также должно опираться на чувственный опыт. Песталоцци разработал специальные упражнения для одновременного развития речи и познавательных способностей детей, в процессе которых они учились определять изменения в состоянии предметов, описывать их свойства, качества.
Результат умственного образования ребенка к началу школьного обучения - при-
абстрактного мышления.
Песталоцци излагает свой подход к обучению как движение от созерцания (чувственного восприятия) природы к обобщению полученных впечатлений в "некое единство-понятие", объединяя эмпирический и рациональный аспекты познания. Чувственное восприятие природы педагог называет "единственным истинным фундаментом обучения", "единственной основой человеческого познания", а формирование понятия - просто результатом. Между ними су-ществует прямая зависимость: чем полнее восприятие, тем точнее понятие.
В условиях общественного заведения в Станце были сделаны первые шаги в разра-ботке теории умственного образования. Песталоцци признавался впоследствии, что к открытиям в дидактике его подтолкнула безвыходная ситуация - большое количество обретение им многих умений, которые являются предтечей других, более сложных, формируемых школой. Умение говорить, из-мерять, рисовать, считать до десяти - все это рассматривается Песталоцци в качестве этапа подготовки к обучению чтению, письму, арифметике.
Педагог возражал против неоправданного расширения круга знаний как основного содержания образования ребенка. Предметы, которые изучают дети, "должны быть немногочисленными, но это те предметы, с которыми они часто соприкасаются". Воспитатель делает акцент на совершенствовании механизма познания предмета, когда его восприятие (название, число, материал, способы применения и т.д.) ведет к формиро-ванию четкого понятия.
Такая организация обучения способствует также "развитию умственных сил" ребенка - умению наблюдать, говорить, мыслить. Песталоцци был убежден, что возбуждение умственных сил вызывает "стремление к са-мосовершенствованию, как и вообще стремление к самому высокому и великому, чего ребенок может достигнуть с помощью сил, развитых в нем на данной ступени".
Педагог предлагает отказаться от наград, наказаний, каких-либо знаков отличий, от сравнения успехов одного ребенка с успехами другого. Эти средства, по его мнению, вредны и опасны для "возвышенных стимулов", к которым он относит осознание детьми своих потенций, уверенности в себе.
Идею о направленности обучения ребенка на возбуждение в нем стремления к самосовершенствованию выдающийся отечественный педагог П.Ф. Каптерев назвал открытием, совершенным в дидактике Песталоцци и его последователями.
Успехи воспитанников приюта доказали, как отмечает сам Песталоцци, эффективность обучения по созданному им методу. Дети научились читать, писать, считать, с легкостью совершали сложные вычисления, складывали трудные слова из выученных слогов, познакомились с географией и историей, освоили целый ряд названий и понятий. Но не только определенный набор знаний и умений стал результатом обучения. Другим не менее важным результатом являлся видимый интерес к занятиям, когда дети под руководством педагога упражнялись в течение долгого времени, с удовольствием выступали в роли помощников, обучая других, младших по возрасту.
Мечты Песталоцци почти стали осуществляться, но здание приюта понадобилось властям, и он был закрыт. От этого удара педагог долгое время не мог оправиться. Ему пришлось расстаться с самым дорогим, что он приобрел за этот год, - любовью детей. Прощаясь, Песталоцци вкладывал в руку каждого мешочек с хлебом и несколькими монетками. Слова напутствия, слезы, объятия - так закончилась попытка создать учебное заведение семейного характера. Песталоцци покидает Станц в тот момент, когда считал осуществление своих планов возможным.
Описывая опыт работы общественного воспитательного учреждения, Песталоцци утверждает, что педагог обязан обеспечить согласованность нравственного и умственного развития ребенка. Взаимосвязь в воспитании ума и сердца определяется единым законом - природосообразной последовательностью:  Образование, когда оно неуклонно исходит из своих отправных пунктов и движется, следуя им и не допуская пробелов, ничего не вкладывает извне в ребенка. Все, что оно в ребенке оживляет, оно находит уже заложенным в силах, им оживляемых, внутренне самодеятельным, жаждущим внешнего расцвета".
Таким образом, развитие личности ребенка, по методу Песталоцци, - это пробуждение в нем внутреннего стремления к деятельности, к самосовершенствованию. Только такое воспитание является истинно природосообразным. Эти идеи Песталоцци можно считать источником для размышлений современного педагога.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования