Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ

Понятие, сформированное, по-видимому, по типу оппозиции: литература/литературность. Театральность — это то, что в представлении или драматургическом тексте имеется специфически театрального (или сценического) в том смысле, который придает ему, например, А. АРТО, когда констатирует «отлив» театральности на традиционной европейской сцене: «Как может случиться, что в театре, по крайней мере в таком, каков известен в Европе или вообще на Западе, все, что является специфически театральным, то есть все, что не может быть выражено речью, или, если угодно, все, что не содержится в диалоге (и сам диалог, рассматриваемый в зависимости от его возможного озвучивания на сцене и требований этого озвучивания), ока-зывалось бы на заднем плане?». Современная театральная эпоха характеризуется поиском этой слишком долго закрытой театральности. Но понятие содержит нечто мистическое, слишком общее, даже идеалистическое. Учитывая чрезмерное различие его употреблении, выделим лишь некоторые ассоциации идей, которые вызывает термин «театральность».

Насыщенность знаков

Театральность можно противопоставлять тексту драматургическому, читаемому и мыслимому без воображаемой постановки. Вместо того чтобы сглаживать драматургический текст прочтени-ем, расстановкой в пространстве, то есть главным образом показом субъектов высказывания, театральность дает возможность выделить слуховую и зрительную потенциальность: «Что такое театральность? Это театр минус текст, это насыщенность знаков и впечатлений, которая создается на сцене на основании краткого письменного содержания, это такое всеобщее восприятие чувственных приемов, жестов, тонов, дистанций, субстанций, света, какое наводняет текст изобилием его внешнего языка». Равным же образом в понимании АРТО, театральность противопоставляется литературе, текстовому театру, письменным средствам, диалогам и даже иногда повествовательности и «драматичности» логически сконструированной фабулы.

Место театральности

В таком случае встает вопрос о месте и природе этой театральности: а) надо ли искать ее на уровне тем и содержаний, описанных в тексте (внешнее пространство, визуализация персонажей); б) надо ли, с другой стороны, добиваться театральности в форме выражения, в стилистической манере повествовать о внешнем мире и показывать (иконизировать) то, о чем упомянуто текстом и сценой?

А
В первом случае театральное — пространственное, визуальное, экспрессивное, в том смысле, в котором говорят об очень зрелищной и яркой сцене. Это употребление понятия театральности часто встречается в настоящее время, но в общем и целом банально и не слишком удачно.

Б
Во втором случае театральное — специфический процесс театрального высказывания, движение слова, визуализированное удвоение субъекта высказывания (персонаж/актер) и результатов вы-сказывания, искусственность представления. Тогда театральность уподобляется тому, что АДАМОВ именует представлением, то есть «проекцией в чувственный мир состояний и образов, которые составляют его тайные пружины [...], демонстрацию скрытого, латентного содержания, которое таит в себе ростки драмы».

Истоки театральности

Театр — точка зрения на событие; ее составляющие: взгляд, угол зрения и перспектива. Только путем сдвига соотношения между взглядом и рассматриваемым объектом он становится зданием, где имеет место представление. Долгое время в языке классицизма XVII и XVIII вв. театр — это также сцена в собственном смысле слова Путем второй метонимической трансляции театр наконец становится искусством, драматургическим жанром (отсюда столь часто фатальные для сценического искусства взаимоотношения с литературой), а также учреждением (Французский театр) и, наконец, репертуаром и творчеством автора (театр ШЕКСПИРА). В конце концов театр метафорически означает мир (театр мира) или же место действия (театр военных действий) или деятельность гистриона в повседневной жизни (представлять, изображать, как в театре или в кино).
По-французски слово «театр» сохраняет идею зрелищного искусства, однако ни одно слово не означает понятие текста; в отличие от немецкого или английского драма (drama) не есть пись-менный текст, но историческая форма (буржуазная или лирическая драма или мелодрама) или же значение, производное от катастрофы (странная драма).

Чистый театр или литературный театр?

Является ли театральность свойством текста драматургического? Нередко это утверждается, когда говорят об очень театральном или драматическом тексте, внушая таким образом мысль, что он легко поддается сценическому транспонированию (визуальность игры, открытые конфликты, быстрый обмен репликами). Однако не в том состоит чисто сценическое свойство, и эта оппозиция между «чистым» театром и театром «литературным» не строится на текстовых критериях, а на способности «театрального театра» — по выражению МЕЙЕРХОЛЬДА — максимально использовать сценическую технику, заменяющую дискурсы персонажей и тяготеющую к самодостаточности. Парадоксальным образом театральный текст — текст, который не может обойтись без представления и, следовательно, не содержит самодостаточных пространственно- временных или игровых указаний. Подобная же двусмысленность содержится в определенном прилагательном «театральный»: то имеется в виду полная иллюзия, то, напротив, слишком искусственная игра, что постоянно напоминает, что вы находитесь в театре, в то время как предпочли бы перенестись в другой, более реальный, чем наш, мир. Из этой путаницы в понятии театральности проистекает нередко бесплодная полемика относительно более или менее естественной актерской игры.
История театра, с другой стороны, полна нескончаемой полемики между сторонниками только текста и любителями зрелища, текста и литературы, почти всегда слывущей благородным жанром и имеющей преимущество сохраняться нетронутой (или же считающейся таковой) для будущих поколений, в то время как наилучшее сценическое воплощение так же эфемерно, как и улыбка красивой женщины. Это оппозиция идеологического порядка: в западной культуре имеет место тенденция отдавать предпочтение тексту, письму, преемственности дискурса. К этому следует добавить почти одновременное появление режиссера (именуемого в конце XIX в. лицом, ответственным за сценическое представление текста) и театра как автономного искусства. С тех пор именно театральность — важнейшее и специфическое свойство театра, который в эпоху режиссуры становится предметом эстетических поисков современников. Однако изучение текстов крупнейших авторов (от ШЕКСПИРА до МОЛЬЕРА и МАРИВО) оказывается недостаточным, если не попытаться определить место текста в сценической практике, манере игры и способе представления. Если нет непоправимой и абсолютной оппозиции между чистым и литературным театром, то имеет место диалектическое напря-жение между актером и его текстом, между значением, которое может принять текст при простом прочтении, и модализацией, которую ему внушает постановка, когда текст выражается вне- словесными средствами. Театральность, следовательно, предстает не как качество или неотъемлемая сущность текста или положения, но как прагматическое использование сценического инструментария, с тем чтобы компоненты представления взаимно выделяли друг друга и ярко прозвучал линейный характер текста и речи.

Театральность и специфичность

Если нет сущности театра, то можно по крайней мере выделить элементы, необходимые для любого театрального феномена Два определения прекрасно и параллельно резюмируют функционирование театра
Ален ЖИРО пишет: «Общим знаменателем всего того, что принято именовать «театром» в современной цивилизации, является [...] с точки зрения статики игровое пространство (сцена) и пространство, откуда можно смотреть (зал); актер (язык жестов, голос) на сцене и зрители в зале. С точки зрения динамики создание «фиктивного» мира на сцене в противоположность реальному миру в зале и одновременно установление коммуникационного потока между актером и зрителем. «Сущность феномена театра заключается в соотношении между ощутимой реальностью действующих и говорящих человеческих фигур, ибо эта реальность произведена сценическим построением и таким образом представленной фикцией».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования