Общение

Сейчас 592 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Понятие «народный театр», к которому так часто взывают сегодня, скорее категория социологическая, чем эстетическая. Социология культуры так определяет искусство, которое обращается к народу и/или имеет народное происхождение. Данное понятие становится крайне двусмысленным, когда задаются вопросом, о чем идет речь: о театре, вышедшем из народа, или о театре, предназначенном для народа БРЕХТ, кстати, вопрошал, что такое народ и является ли еще народ народным?
Чтобы распутать этот клубок, проще всего определить, каким понятиям противостоит понятие «народный театр», тем более что термин употребляется в полемическом и дискриминационном смысле:

— театру элитарному, ученому, назидательному;
— литературному театру, основанному на каноническом тексте;
— придворному театру, репертуар которого, например в XVII в., адресовался знати, именитым гражданам, аристократической и финансовой элите;
— буржуазному театру (бульвара, оперы, частному театру, мелодраме или серьезному жанру);
— театру итальянской традиции с зыблемой и иерархизированной архитектурой, размещающему зрителя на расстоянии;
— политическому театру, который, если даже и не подчиняется какой-нибудь идеологии или партии, все-таки стремится передать четкую и однозначную политическую идею.

Из-за такого рода двусмысленностей народному театру весьма трудно определиться. Он всегда существовал рядом с литературным театром (как, например, commedia dell’arte существовала рядом с commedia erudita ) и лишь в конце XIX в. пытается создать собственный институт. Например, «Freie Volksbuhne» в Бер- лине (1889); народный театр Мориса ПОТТЕШЕРА в Бюсанге, венский «Volkstheater»; усилия в этом направлении, предпринятые Роменом РОЛЛАНОМ, его эссе «Народный театр» (1903) и пьесы «Дантон», «14 июля». Во Франции после второй мировой войны по инициативе высокопоставленных работников культуры, таких, как Жан ЛОРАН, режиссеры Жан ВИЛАР и Роже ПЛАНШОН, а также теоретиков, объединившихся вокруг журнала «Theatre populaire» (1953—1964), вновь возникает проект создания народного театра. Инициаторы пытаются определить его стиль, собрать публику и подобрать репертуар, доступный самому массовому зрителю. На деле же такая народная аудитория состоит из небольшого количества рабочих и крестьян и главным образом из мелкобуржуазной интеллигенции, служащих, преподавателей. Существует ли народный репертуар? Пьесы, исполнявшиеся деревенскими жителями, сюжеты, вдохновлявшие творцов commedia dell’arte, не сохранились до наших дней в театральном ре-пертуаре. В XX в. именно великие классические произведения должны собирать публику, будто эти пьесы непосредственно обращены к массам; двусмысленность велика, ибо в одном театре рядом с САРТРОМ, например, репертуар может включать как традиционный на-родный театр, так и пьесы в традициях буржуазной культуры.
Кажется, в последнее время деятели театра утратили единодушие в понимании народного театра: ВИТЕЗ говорит о театре, «элитарном для всех», о том, что «народная публика всего-навсего [...]публика[...] все более широкая, но не обязательно очень народная» («lemr», ноябрь 1967:17). С большей охотой говорят о межкультурном театре (БРУК), о театре участия (БОАЛЬ), о возрождении театральных традиций (commedia dell’arte) или в другом смысле, о театре бульвара, о теле- и видео-ретрансляциях, наподобие очень популярной передачи «Сегодня вечером в театре», или о поп-культуре и средствах массовой ин-формации. Не исключено, что массовая культура сделала любую надежду на развитие творческого начала народных масс тщетной. Популярность немногого стоит в эпоху средств массовой информации.

Дополнительная литература:
Rolland, 1903; Th. Mann, 1908;
Copeau, 1959; Balme, 1985.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования