Общение

Сейчас 542 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Предлагаемая подборка открыток является вторым выпуском серии о театре. Первый выпуск был посвящен русскому театру и назывался «Русские драматурги». В настоящее издание включены портреты западноевропейских драматургов, оказавших влияние на формирование и развитие театра разных эпох. Время их творчества охватывает период от эпохи древнегреческого театра (6—4 вв. до н. э.) до театра конца XIX — начала XX века. В подборке из 16 открыток мы стремились представить драматургов основных направлений в разных странах. Ограниченное число открыток не дало возможности полностью решить такую задачу. Из числа драматургов, упоминаемых во вступительной статье, не все изображены на портретах. В частности, нет Аристофана, Расина, Кальдерона.

Древнегреческий театр возник на основе празднеств в честь бога Диониса, устраивавшихся трижды в год. Спектакли становились важным событием, а профессии драматурга и актера были почетными. Представления шли под открытым небом, в театрах, вмещавших тысячи зрителей. Действие происходило на круглой площадке-орхестре. Здесь стоял хор. За орхестрой помещалась скена — помещение, из которого выходили актеры. Перед орхестрой располагались полукругом места для зрителей. Трагедии создавались на основе мифологических сюжетов. Комедия вначале была политической, в более поздний период — по преимуществу бытовой и пародийной. Творчество трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана — расцвет древнегреческого театра. Древнегреческая драматургия, теория античной драмы оказали влияние на все последующее развитие театра.

В эпоху Возрождения на смену средневековым религиозным представлениям (мистерия, миракль) и народным фарсам приходят трагедия и комедия. Теоретические принципы античного театра, изложенные в «Поэтике» Аристотеля, драматурги Возрождения сочетают с требованиями современности, с национальным характером. Наибольшее раз-витие театр получает в Италии, где возникает комедия дель арте (театр импровизации, основанный на народном искусстве комедии масок), в Испании, в Англии. Крупней-шими драматургами в Испании были Лопе де Вега, Кальдерон, а позже — Тирсо де Молина, в Англии — Кристофер Марло и Уильям Шекспир. Театр эпохи Возрождения отличают полнокровное восприятие мира, жизненная правда, интерес к человеческой личности во всей ее многогранности.

В эпоху абсолютизма театр становится менее демократичным. На смену глубокому раскрытию реальной жизни приходит тенденциозность, стремление создать идеальные образы, подчинить театр незыблемым правилам. Утверждается классицизм — подражание внешним формам античности. выражающее идеологию правящих классов. Крупнейшими представителями этого направления были Пьер Корнель и Жан Расин. Создатели «высокой трагедии», они сумели представить образы людей, волнуемых благородными страстями, вызывающих сочувствие, восхищение. Талант поэтов-драматургов обогатил французский литературный язык. Создателем национальной комедии стал Жан Батист Мольер. Актер, режиссер, драматург, испытавший все превратности судьбы, глубоко знавший жизнь народа, он написал произведения, ставшие высочайшими достижениями драматургии на все времена.

Во второй половине XVIII века в качестве передового класса выступает третье сословие — буржуазия. Формы классицизма не отвечают требованиям времени. Появляется новый театральный жанр «мещанская драма», где представители буржуазии представлены носителями положительного начала, а пороки аристократии осуждаются. Философы-просветители (Дидро, Руссо и др.) утверждают необходимость изображать в театре реальную жизнь, отказаться от условностей классицизма, изображать простых людей всех сословий с их переживаниями, интересами, характерами. Театр — трибуна общественной мысли — обретает значение как пропагандист новых идей. Эпоха Просвещения в той или иной форме отразилась в творчестве столь разных драматургов, как Бомарше во Франции, Гольдони в Италии, Шеридан в Англии, Шиллер в Германии.

На рубеже XVIII—XIX веков во всех странах Европы получает развитие романтизм. Идеи просветителей о построении разумного общества на основе равенства и спра-ведливости не осуществились. Разочарование, протест против наступившей реакции, мечты о свободе, о раскрепощении человека — истоки формирования романтизма как на-правления в искусстве. Контраст между мечтой и действительностью заставлял романтиков уходить в историю, экзотику, противопоставлять одинокую личность окружающей среде. Наиболее значительно романтическое направление во французской драматургии. Здесь романтизм утверждался в борьбе с классицизмом. Знаменем романтиков стал Шекспир с его яркими образами, смелостью в обращений со всякого рода правилами и канонами, творческой свободой. Романтические произведения для театра создавали В. Гюго, А. Дюма-отец, А. де Виньи и другие. Предисловие Гюго к драме «Кромвель» стало программой романтиков. Строя свои драмы на историческом материале, романтики стремились к достоверности в изображении людей и эпохи. Изображая сильную личность, в то же время выводили на сцену героев из разных слоев общества. Отвергая «высокий» стиль классицизма, обновляли язык, обогащали театральные жанры, демократизировали искусство театра. Наряду с трагедией и комедией появились романтическая драма, мелодрама, водевиль.

С середины XIX века в театре развивается стремление острее отразить социальные противоречия, с большей достоверностью представить жизнь народа, углубить идейное содержание драматургии. В пьесах ставятся современные проблемы — социальные, политические, нравственные, философские. На смену внешней сценичности, остроте сюжетного конфликта приходят глубина переживаний, внутреннее действие, подтекст. Определяющим направлением в театре становится реализм. В Западной Европе наиболее яркими представителями реалистического направления в театре конца XIX — начала XX века были Генрих Ибсен и Бернард Шоу.


Эсхила по праву называют отцом трагедии. Создатель около 80 пьес (до нас дошли семь), он является реформатором древнегреческого театра. До Эсхила основная роль в представлении принадлежала хору. Актер (им был сам драматург) выступал с короткими монологами. Хор выражал свое отношение к рассказу. Такими были и первые трагедии Эсхила. Впоследствии он вводит в спектакль второго актера, создавая конфликт и действие. Деятельность Эсхила происходила в эпоху греко-персидских войн и уста-новления демократии в Афинах. Это нашло отражение в его трагедиях. У Эсхила человек сам творит свою судьбу, он самостоятелен в своих поступках. Боги лишь вершители правосудия. В трилогии «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») Агамемнон приносит в жертву дочь. Клитемнестра, его жена, убивает его в отмщение за дочь. Орест мстит за отца, убивая Клитемнестру. Преследуемый Эвменидами (богинями мщения), он очищается от преступления ареопагом (афинским судом) и богиней Афиной.
Участник греко-персидских войн, Эсхил в «Персах» противопоставляет деспотизм «варваров» афинской демократии. Величайшим произведением Эсхила стала трагедия «Прометей прикованный». Образ титана, претерпевшего тяжкие муки за свою любовь к людям, восставшего против богов, стал на многие века символом свободы и борьбы. Кроме упомянутых трагедий Эсхила, до нашего времени дошли «Молящие», «Семеро против Фив». Трагедии Эсхила в переработке стали основой многочисленных пьес других драматургов в дальнейшей истории театра от античности до наших дней.

Художник Ю. Иванов

 


Творчество Софокла знаменует дальнейшее развитие древнегреческого театра. Интерес к человеческой личности, характерный для всего античного искусства, выражен в трагедиях Софокла. Его герои раскрывают свой характер в борьбе с судьбой. Они не только действуют, но и судят свои поступки, исходя из нравственного принципа. Человек не ведает своей судьбы, пока не завершится его жизненный путь. Но он должен достойно встречать испытания, повинуясь нравственному закону. Таковы Аякс, Эдип, Антигона. Царь Эдип стремится узнать причину бедствий, постигших Фивы. Он мужественно добивается истины, даже понимая, что причина бед — он сам, в неведении совершивший тяжкие преступления. Узнав правду, он карает себя. Антигона во имя человечности предает погребению тело брата, нарушая приказ тирана Креонта, и идет на смерть.
Показывая цельных, наделенных высокими нравственными достоинствами людей, Софокл стремился создать идеал человека и гражданина. Напряженность действия в трагедиях Софокла потребовала реформ, и он вводит в спектакль третьего актера.
Сохранились только семь произведений Софокла: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне».

Художник Ю. Иванов


Младший современник Софокла Еврипид — третий из драматургов эпохи расцвета древнегреческого театра. В «Поэтике» Аристотеля приводится высказывание Софокла: «Я изображаю людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, какие они есть». Человек у Еврипида показан со всеми его поступками, хорошими и дурными. Используя мифологические сюжеты, Еврипид объясняет их по-своему. Судьбами его героев управляет не могучий рок, а слепой случай. Создавая трагические ситуации, он раскрывает душевный мир людей, их страдания, сомнения, порывы. В его трагедиях показаны сцены безумия, болезни, смерть, траурные церемонии. Аристотель назвал Еврипида «трагичнейшим из трагиков». Он не создает идеал, а выводит на сцену живых людей. Еврипид усложнил сюжетное построение пьес, ввел второстепенные персонажи. Содержание пьесы часто выражается в прологе. Большее значение приобретает музыка, монологи, словесные состязания двух героев, значение хора уменьшается. В языке персонажей присутствуют выражения, взятые из повседневной жизни. Еврипид усиливает бытовой элемент, вводит комедийные персонажи и ситуации. Еврипидом написано (предположительно) от 75 до 92 пьес. Полностью сохранились 17 трагедий. Среди них «Медея», «Геракл», «Андромаха», «Ифигения в Тавриде», «Электра», «Елена», «Ипполит», «Гекуба», «Вакханки» и другие. Смелое обращение с мифологией, реалистичность в изображении жизни — эти черты творчества Еврипида не всегда воспринимались современниками, и при жизни он не имел успеха.
В дальнейшем творчество Еврипида оказало влияние на всю мировую драматургию. На основе его трагедий создавали пьесы Расин («Федра», «Андромаха»), Гете («Ифигения в Тавриде»), Шиллер («Мессинская невеста») и другие.

Художник Ю. Иванов


Лопе Феликс де Вега Карпьо (1562—1635) — крупнейший представитель испанской драматургии, основоположник национального театра. Его творческое наследие необычайно велико. Лопе де Вега написал до 2200 пьес, писал поэмы, романы, новеллы. Его драматургия открыла «золотой век» испанского театра. В творчестве драматурга отображены с не-обычайной полнотой все стороны жизни современной ему Испании. Лучшие произведения Лопе де Вега принадлежат к числу популярнейших пьес мирового театра.
В пьесах «Лучший алькальд-король», «Перибаньес и командор Орканьи», «Овечий источник» («Фуэнте овехуна») Лопе де Вега рисует общественные отношения в Испании. В пьесе «Овечий источник» крестьяне восстают против феодала, деспота и насильника. Центральный образ драмы— крестьянская девушка Лауренсия. Защищая свою честь и человеческое достоинство, она поднимает крестьян на борьбу против угнетателя командора. Образ Лауренсии, обрисованный с огромной силой, вырастает в символ. Лопе де Вега был сторонником абсолютной монархии. В то же время в пьесе «Звезда Севильи» он выводит короля — развратного тирана и простых дворян, ставящих честь выше дружбы и жизни. Лопе де Вега был мастером острой интриги. Его драматургия не подчинена канонам, полна правдоподобия.
Пьесы Лопе де Вега предназначались для народного публичного театра и восторженно встречались современниками. Используя исторические сюжеты из античной истории, истории других стран, драматург изображал современную ему Испанию, не стремясь к историческому, бытовому, национальному правдоподобию.
Лопе де Вега написал большое количество комедий. Такие комедии, как «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Учитель танцев», «Девушка с кувшином», «Хитроумная влюбленная» и другие, приобрели широкую популярность. Вера в человека, оптимизм и народность — основные качества комедий Лопе де Вега. Его драматургия завоевала сцены всего мира.

Художник Ю. Иванов


Творчество Шекспира — одно из высочайших достижений мировой культуры. В своих пьесах великий английский драматург отобразил все многообразие жизни, вывел мно-жество характеров, рассказал о самых разных событиях, выразил всю полноту человеческих страстей. Персонажи Шекспира — люди всех слоев общества.
Немногие сведения о жизни Шекспира говорят о том, что он был не только драматургом, но и актером труппы «Слуги лорда камергера», выступавшей в театре «Глобус» в Лондоне. На полукруглой сцене почти не было декораций. Основными выразительными средствами были игра и речь актера. Пьесы Шекспира отличает необычайное богатство языка. Поэт и мыслитель, он наполнил монологи своих героев глубоким философским содержанием, образностью, эмоциональной выразительностью. Пьесы Шекспира — великая школа актерского мастерства.
Шекспир создавал трагедии и комедии, используя сюжеты из исторических хроник, итальянских новелл, античного искусства. Источниками его творчества были античный Театр, достижения средневекового театра и его предшественников в английской драматургии. Полнокровное, гуманистическое восприятие мира, свойственное людям Возрождения, сочетается в пьесах Шекспира с ярко выраженным национальным характером. Шекспир написал комедии («Комедия ошибок», «'Укрощение строптивой», «Два веронца» и др.), исторические хроники («Король Джон», «Ричард III». «Генрих IV» и др.). Наиболее полно гений драматурга раскрывается в великих трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Тимон Афинский».
Герои Шекспира — сильные, богато одаренные натуры. Совершенное знание законов театра определило исключительную сценичность пьес Шекспира, не сходящих со сцены театров всего мира в течение столетий. Актеры и режиссеры самых разных направлений воплощали произведения Шекспира, оказавшие влияние не только на развитие театра, но и литературы, поэзии, живописи, музыки.

Художник Ю. Иванов


Пьер Корнель (1606—1684) вошел в историю театра как основоположник французского классицизма. Уже в первых своих комедиях драматург соблюдает основные принципы классицизма, так называемые три единства: единство действия (действие законченное, составляющее одно целое), времени (события происходят в течение 24 часов), места (со-бытия происходят в одном месте). Первой и самой значительной трагедией Корнеля стал «Сид». В ней выражен основной конфликт, типичный для французской трагедии XVII века. Повинуясь долгу семейной чести, Родриго убивает на поединке отца своей невесты Химены. Она требует у короля казни Родриго, которого любит. Чувство должно подчиниться долгу. Душевная драма не помешала Родриго выполнить долг перед родиной. Он разбивает войско мавров. Вмешательство короля приводит трагедию к благополучному концу.

В трагедии «Гораций» герой убивает свою сестру, полюбившую врага родины. Кроме названных, Корнель написал трагедии «Цинна», «Полиевкт», «Никомед», «Родогуна», «Ираклий», «Пертарит», «Эдип», «Тит и Береника», «Дон Санчо Арагонский» и восемь комедий.
Великолепный стихотворный язык Корнеля, благородство чувств, сила характеров героев сделали лучшие произведения драматурга украшением французской сцены.

Художник Ю. Иванов


Жан Батист Поклен (1622—1673) (театральная фамилия Мольер) вошел в историю театра как основоположник французской комедии, проложивший путь, которым шли комедиографы последующих поколений во всем мире. Опираясь на традиции народного театра (фарс, комедия дель арте), Мольер создал новый жанр «высокой комедии», в котором показал образы огромного обобщения, острой характерности и социальной значимости. Высокообразованный человек, талантливый актер и режиссер, он в совершенстве знал законы сцены, понимал требования времени, смело и беспощадно высмеивал пороки в блестящих по форме комедиях.

В своих героях Мольер подчеркивает одну основную черту. В развитии действия раскрывается характер персонажа, обретая все большую жизненную достоверность. Его комедии — это комедии характеров. Комические ситуации сменяются драматическими, а персонажи смешные — сложными, а порой и мрачными.
В своих комедиях Мольер высмеивал представителей самых разных слоев общества: здесь буржуа («Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Школа жен», «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена», «Мнимый больной», «Жорж Данден»), дворяне («Смешные жеманницы», «Дон-Жуан»), святоши («Тартюф»).
Великими комедиями Мольера стали «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Обличая в «Дон-Жуане» разврат дворянства, Мольер создает сложный образ. Его Дон-Жуан— скептик, не верящий ни во что, подвергающий все анализу, издевающийся над общепринятыми нормами морали. Тартюф — ханжа и лицемер, под личиной благочестия скрывающий самые отвратительные пороки: жадность, сластолюбие, неблагодарность.
Большую роль в его комедиях играют персонажи из народа — слуги, служанки, дающие меткие и остроумные характеристики, а порой и высмеивающие господ. Сценичность пьес Мольера, блестящий диалог, острота сатиры, жизненность ситуаций, а главное значительность образов сделали их бессмертными.

Художник Ю. Иванов


Творчество Карло Гольдони открыло новую эпоху в развитии итальянского театра, стало основой создания литературной комедии в Италии. Стремясь отобразить реальную жизнь, многообразие человеческих характеров, Гольдони не мог оставаться в рамках комедии дель арте, в которой сценарий служил основой для импровизации постоянных масок. Необходима была реформа театра, которую и осуществил драматург.

На место масок в комедиях Гольдони пришли живые люди с индивидуальными характерами, поставленные в жизненно правдивые ситуации. Называя иногда персонажи именами масок (Труфальдино, Панталоне и т. д.), он в то же время наделяет их жизненными характерами, далеко выходящими за рамки театра масок.
Отражая передовые идеи своего времени, Гольдони в своих комедиях избирает в качестве положительных героев представителей третьего сословия, простых людей из народа. В то же время дворяне предстают в смешном, а порою и жалком виде. Гольдони написал 267 пьес, из них 155 комедий, 18 трагедий и трагикомедий, 94 либретто для опер. Большинство из них пользовалось успехом у современников. Такие комедии, как «Слуга двух господ», «Влюбленная служанка», «Бабьи сплетни» и прославленная «Хозяйка гостиницы», ставились и ставятся на сценах всех театров мира.

Художник Ю. Иванов


Младший современник Гольдони Карло Гоцци (1720—1806) стал яростным противником его реформы и убежденным сторонником театра масок. Аристократ по происхождению, он упрекал Гольдони за его стремление выводить на сцену простых людей, критиковать аристократов. Гоцци создал свои лучшие произведения на основе комедии дель арте. Главным в театре он считал безграничность фантазии. Он создал свой жанр сказок для театра — фьяб. Первая из них — «Любовь к трем апельсинам», дошедшая до нас в виде сценария с авторскими пояснениями и стихотворными вставками, имела огромный успех. Гоцци написал десять фьяб: «Ворон», «Король-Олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, царь джиннов». В них действуют сказочные принцы и принцессы, персонажи комедии масок, происходят сказочные превращения. Часть из них представляла сатиру на противников Гоцци.
Помимо фьяб, Гоцци написал 23 трагикомедии в стиле испанских комедий «плаща и шпаги». В этом жанре драматург не имел того успеха, который сопутствовал его фьябам.
Романтические черты творчества Гоцци, его вера в высокие человеческие чувства — любовь, верность, дружбу, мужество в преодолении жизненных препятствий, безбреж-ность фантазии — причина того, что лучшие из фьяб — «Турандот», «Король-Олень», «Любовь к трем апельсинам» и другие — не утратили своего очарования и до наших дней. Близко современникам и отрицательное отношение Гоцци к буржуазному эгоизму, жадности, страсти к наживе. И хотя Гоцци не принимал идей просветителей и про-грессивных реформ Гольдони, он занимает одно из первых мест в истории итальянского и европейского театра.

Художник Ю. Иванов


Пьер-Огюст Карон (Бомарше) (1732—1779) — яркий представитель эпохи Просвещения во Франции. Творчество драматурга протекало в предреволюционный период. Феодально-абсолютистский строй был накануне краха. Передовой силой стало третье сословие — буржуазия. Вслед за просветителями Бомарше утверждал необходимость, отбрасывая принципы классицизма, создавать театр, близкий народу. Первые произведения Бомарше («Евгения», «Два друга») — бытовые драмы («мещанские»).
Основными его произведениями стали две первые пьесы трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Преступная мать».
Последняя пьеса, проникнутая духом примиренчества, почти забыта, но две первые пьесы сделали Бомарше бессмертным. Главный герой обеих пьес — Фигаро — человек из народа, живое олицетворение ума, предприимчивости, находчивости, ловкости, оптимизма — всех качеств, которые свойственны герою эпохи, предшествовавшей революции. В «Севильском цирюльнике» он помогает графу Альмавиве одурачить Бартоло и завоевать Розину. В «Женитьбе Фигаро» он — управляющий Альмавивы, знатного сеньора, который пытается помешать Фигаро добиться счастья. Своеобразный поединок между надменным, коварным, уверенным в незыблемости своих прав феодалом и остроумным, смелым, блестяще выпутывающимся из всех затруднений Фигаро составляет содержание пьесы. Побеждает Фигаро, и в этом была суть всей комедии и причина ее успеха. Бомарше исчерпывающе выразил дух времени. «Свадьба Фигаро» была вершиной творчества Бомарше. Разносторонне одаренный человек, финансист, дипломат, он уже не создал ничего значительного в драматургии. Но «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» навсегда остались в числе шедевров мировой драматургии. Бомарше вдохновил Моцарта на создание оперы «Женитьба Фигаро», а на сюжет «Севильского цирюльника» написаны оперы Россини и Паэзиэлло.

Художник Ю. Иванов


Многогранность и сложность творчества Гете (1749—1832) не позволяют отнести его к одному определенному направлению в искусстве. Поэт, писатель, драматург, мыслитель, он оставил след во всех областях культуры. Ф. Энгельс назвал его «величайшим немцем».

Театральная деятельность Гете продолжалась в течение всей его творческой жизни (более 60 лет). Им написаны пьесы разных жанров, отразившие близость к различным направлениям в процессе творческого развития. В ранние годы Гете был близок к движению «Бури и натиска». Драматурги этого направления воспевали мятежных, протестующих героев, находящихся в резком конфликте с обществом. Это отразилось в его исторических трагедиях «Гец фон Берлихинген» и «Эгмонт». Но в отличие от одиночек «Бури и натиска» Гете рисует героев, связанных с народом. Высшим образцом для Гете был Шекспир с его народностью и жизненной правдой. Мировоззрение Гете противоречиво. Утверждая устами Эгмонта: «Священна кровь, что льется за свободу»,— он оставался противником революции, сторонником феодальной монархии. Полное выражение взгляды Гете на театр нашли в период его деятельности в качестве премьер-министра Саксен-Веймарского герцогства и главы Веймарского театра. Близкий к идеям французских просветителей, Гете считал, что театр должен опираться на народное искусство, отражать реальную жизнь, учить и нравственно воспитывать зрителя. Гете был режиссером и воспитателем актеров. Им написаны «Правила для актеров». Жизнеутверж-дающее восприятие мира влекло Гете к античной культуре. В Веймаре были написаны драмы «Навзикая», «Ифигения в Тавриде», «Клаудина из Вилла Белла», «Эрвин и Эльмира» и трагедия «Торквато Тассо». Философские, эстетические, общественные и политические взгляды Гете отразились в его главном произведении — трагедии «Фауст», создававшейся в течение 60 лет. Прекрасным призывом звучат слова Фауста в эпилоге:

...Лишь тот достоин жизни и свободы.
Кто каждый день за них идет на бой!


Художник Ю. Иванов


Драматургическая деятельность Шеридана (1751-1816) проходила в период, когда на смену запрещенной правительством Англии в 1737 году политической сатире на сцену приходит комедия нравов. Шеридан был самым ярким представителем этого направления. Его первая пьеса «Соперники» содержала все элементы веселой комедии. Здесь были и храбрый влюбленный капитан, и его трусливый соперник- хвастун, забавные положения, и все кончалось благополучно. Провал первого представления был случайным, а успех заслуженным и долговечным. «Соперники» и сейчас остаются одной из лучших комедий Шеридана. Затем были поставлены комедия-фарс «День святого Патрика, или Храбрый лейтенант», «Дуэнья» (музыкальный спектакль) — одно из популярнейших его произведений. В 1780 году Шеридан стал владельцем театра «Друрилейн» (Лондон). Здесь были поставлены комедии «Поездка в Скарборо» и самая блестящая из его пьес — «Школа злословия». Здесь все элементы комедии: острота сюжетных ситуаций, контрастные образы, сверкающий юмор. Но главное — беспощадная сатирическая направленность.
Салон леди Снируэл («Академия злословия»), где несколько бездельников сочиняют сплетни и обливают грязью честных людей, — уничтожающая сатира на лицемерие и порочность правящих кругов Англии.
Великолепны образы главных героев. Лицемерный Джозеф Серфес и его брат — беззаботный кутила и мот, но в сущности добрый и благородный Чарльз. Простодушный сэр Питер Тизл, без памяти влюбленный в свою молоденькую и своенравную жену. Положительное начало в пьесе представлено в лице дядюшки-адмирала, приезжающего из Индии и восстанавливающего справедливость. «Школа злословия» была вершиной творчества Шеридана. Комедия «Критик» и трагедия «Писарро» завершили творческий путь Шеридана, вошедшего в историю театра как выдающийся мастер нравственной, просветительской комедии.

Художник Ю. Иванов


«На тиранов!» — с таким девизом вышло второе издание драмы Фридриха Шиллера «Разбойники». Так начался творческий путь великого немецкого драматурга, поэта, теоретика искусства. В «Разбойниках» содержится страстный протест против тирании. Главный герой Карл Моор — человек, объявивший войну обществу с его лживой мо-ралью, несправедливыми законами, угнетением личности. Полные страсти, горечи, протеста монологи Карла Моора находили всегда живой отклик у революционно настроенной молодежи. В исторической драме «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллер показывает восстание против тирании. Фиеско, возглавивший заговор, после победы решает стать узурпатором. Таким образом, совершается нравственное падение героя, предшествующее физической гибели. Драма Шиллера «Коварство и любовь» имела столь же большой успех, как и «Разбойники». Причина трагедии, постигающей героев Фердинанда и Луизу,— общественное неравенство. Сын аристократа и дочь бедного музыканта становятся жертвой гнусной интриги, затеянной отцом Фердинанда, разрушающего счастье сына. В «Доне Карлосе» перед нами благородный мечтатель маркиз Поза. Своими восторженными речами о справедливости, свободе, человечности он на какой-то момент увлекает короля Филиппа — недоверчивого, мрачного деспота. Но тирания и свобода несовместимы. Поза гибнет. Разделяя общественно-политические идеалы просветителей, Шиллер в «Доне Карлосе» показал их несбыточность. В его первых трагедиях ярко выражены черты движения «Бури и натиска». После ряда лет поисков, сомнений Шиллер вновь пишет драмы. Знакомство, а затем и дружба с Гете, переезд в Веймар открыли новый период в творчестве Шиллера. Он создает трилогию «Валленштейн», «Марию Стюарт», «Орлеанскую деву», «Вильгельма Телля».

Гуманизм Шиллера, утверждение идеалов свободы, человечности, добра, благородная вера в человека сделали его драмы близкими людям многих поколений.

Художник Ю. Иванов


В историю театра Виктор Мари Гюго (1802—1885) вошел как самый яркий представитель французского романтизма. Программой прогрессивных романтиков стало знаменитое предисловие к драме «Кромвель», где сформулированы основные творческие принципы Гюго: соответствие современному развитию общества, действенность, контрастность, острота конфликта, отказ от классицистических условностей.
В пьесах Гюго сталкиваются деспотизм и стремление к свободе, человечность и жестокость. Положительные герои Гюго (как правило, люди из народа) наделены чертами высокого благородства, глубокими чувствами. В то же время драматург показывает «сильных мира сего» как носителей античеловечного, отрицательного начала.
Первой пьесой Гюго, поставленной на сцене, была драма «Марион Делорм». Постановка следующей, «Эрнани», стала победой романтического направления в театре. Тема «униженных и оскорбленных» отражена в драме «Король забавляется». «Лукреция Борджа», «Мария Тюдор», «Анджело»— во всех этих пьесах Гюго остается верен своей основной теме, утверждая право человека на свободу, счастье, протестуя против любых форм деспотизма. Понимание свободы у Гюго идеалистично, но в своих драмах он рас-крывает ценность человеческой личности. Гюго много сделал для развития языка французской драмы, приблизил его к народной речи.
Гюго остался до .конца жизни верен своим гуманистическим идеалам. Его лучшие пьесы не утратили своих достоинств до наших дней. Великие актеры создавали незабываемые образы в драмах Гюго.

Художник Ю. Иванов


Творчество великого норвежского драматурга и театрального деятеля Генрика Ибсена (1828—1906), охватывающее вторую половину XIX века, оказало влияние на развитие реалистической драматургии и театральной культуры, явилось вершиной критического реализма в западноевропейском театральном искусстве.

В первый период творчества (1852—1857 гг.) Ибсен создал романтические драмы «Фру Ингер из Эстрота», «Ночь на Св. Ханса», «Воители в Хельголанде» и другие. Наиболее значительна национально-историческая драма «Борьба за престол».
В следующий период (1865—1866 гг.) были написаны философские драмы «Бранд» и «Пер Гюнт».
‘ Наиболее остро социальная тема выражена в пьесах «Столпы общества» и «Враг народа», где звучит критика порочных основ буржуазного общества. Тема освобождения личности, распада буржуазной семьи и морали отражена в пьесах «Кукольный дом» и «Привидения».
В завершающем периоде (1880—1890-е гг.) Ибсен пишет драмы «Дикая утка», «Росмерхольм», «Женщина с моря», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнесс», «Йун Габриэль Боркман», «Маленький Эйольф», сочетая в них логический анализ с системой символов. Последнее произведение Ибсена — «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», в котором осуждается антигуманное, лишенное общественного значения искусство.

Художник Ю. Иванов


«Я пишу пьесы с определенным намерением привить всему народу мои мнения» — так охарактеризовал английский драматург, критик и публицист Бернард Шоу (1856—1950) сущность своего творчества.
Драматическое наследие Бернарда Шоу велико, а круг тем необычайно широк. Творческий метод Шоу (принципы «драматургии идей») сформировался в первый период его творчества (1892—1900 гг.). Тогда были написаны «Дома вдовца», «Профессия миссис Уоррен», «Кандида», «Избранник судьбы», «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра» и другие пьесы. Во второй период (1901 —1914 гг.), продолжая социально обличительные тенденции, Шоу пишет «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара», «Разоблачение Бланко Поснета», «Как он лгал ее мужу», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца» и другие. Последняя пьеса знаменует переход к третьему периоду, когда драматург создает наиболее драматичные, философски обобщенные пьесы «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна» (единственная трагедия Шоу). В четвертый период написаны остросатирические, политически направленные пьесы «Тележка с яблоками», «Плохо, но правда», «Простачок с нежданных островов», «На мели» и другие. Последняя законченная пьеса Шоу — «Вымышленные басни» — написана в 1950 году.

Художник Ю. Иванов

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования