Общение

Сейчас 527 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

«Народный театр», «театр участия», «массовый театр» — все эти названия являются скорее лозунгами, чем ясными и четкими понятиями. Начало эры массовых искусств связано с появлением технических средств, предназначенных для воспроизведения произведений искусства и охвата возможно большего количества людей благодаря средствам мае- совой информации (БЕНЖАМЕН). На заре театра вопрос о его воспроизведении не стоял, ибо он родился как раз из ритуальных и культовых сборищ первобытных обществ. Лишь потеряв прямую связь с массами — вследствие своей литературности и присвоения его группой просвещенных людей или специалистов, — театр начал сожалеть об утрате контакта с народом и даже провозгласил его в XVIII (РУССО) и к концу XIX в. одним из своих главных требований. Двусмысленность возникает, однако, в самом понятии «массовое искусство»: то ли это искусство, которое делается массами, наподобие кустарных промыслов, являющихся народным творчеством, то ли это искусство, созданное для масс меньшинством или современной технологией (радио, телевидение и т. д.)?

Театр, создающийся массами

За пределами обряда, художественная природа которого, кстати, спорна, вне праздника, «в котором зрителей выставляют напоказ», делая «их самих актерами» (РУССО), существует немного театральных экспериментов, в которых массы призваны играть роли и «лично» участвовать в театральной деятельности. Лишь в ходе больших политических потрясений, в моменты празднования их годовщин массы народа приглашаются к участию: например, во время праздника Федерации (1790) отмечается первая годовщина взятия Бастилии; 7 ноября 1920 г. русский постановщик ЕВРЕИНОВ организует «взятие» Зимнего дворца в Ленинграде — дворец является местом праздника, торжества, хэппенинга и гигантской киностудией, в которой восемь тысяч исполнителей снимаются для массового фильма Только военный, фашистский и сталинский парады можно сравнить с этим ультраорганизованным театром, в котором публикой является кучка генералиссимусов и диктаторов, стоящих на трибунах. Такого рода прискорбный спектакль, естественно, является антиподом того, что требуют пророки народного театра — Р. РОЛ- ЛАН (545,1903) или Ф. ЖЕМЬЕ (Театральные тетради, 1926—1938), у которых театр должен существовать прежде всего для народа.

Театр, созданный для масс

«Драматическое искусство, — пишет Ф. ЖЕМЬЕ, — должно обращаться ко всему народу. Под этим словом я подразумеваю не только простой народ, но сразу все социальные слои: ученых и ремесленников, поэтов и торговцев, руководителей и подчиненных, всю гигантскую семью сильных мира сего и униженных» (Театр, 1925). Это требование, вновь поднятое ВИЛАРОМ и другими руководителями народного театра, стало призывом к объединению театра для масс. Но за ним не последовало ни создания драматургии, ни специального «Массового» репертуара (За несколькими исключениями, как, например, Студенческий театрально-футбольный фестиваль, который ежегодно собирал публику из спортсменов; спектакли в Сантья- го-де-Чили - см. ОБРЕГОН, 474,1983.) Самое большее, о чем можно было бы говорить, — это вторичные эффекты «огрубления» игры: разборчивые и повторяющиеся знаки, очевидные мелодраматические приемы, упрощенная фабула, ясное и четкое сообщение. Нового жанра не создается, за исключени-ем театра агитпропа , или театра улицы, или театра герильи; тенденция массового театра выражается, скорее, в привлечении уже испытанных и популярных технических приемов (commedia delVarte , «Сан Франциско мим труп» или Театр Солнца, парады и мимодрамы). Даже такие промышленные способы воспроизведения, как радио и телевидение, не создали убедительного массового искусства, если под этим иметь в виду жанр более оригинальный, чем сентиментальные телесериалы или ретрансляции «Сегодня вечером в театре». По- видимому, театр в самом деле нельзя ни воспроизводить механически, ни бесконечно тиражировать, ибо электроника не в состоянии восстанавливать живое «театральное общение» и формы теле- и видео-неотрайбализма, о котором говорит МАКЛЮЭН, не касаются театрального участия, которое удается обеспечить только хэппенингу. Требование «театра для масс» остается, таким образом, скорее политическим, чем эстетическим: речь идет о создании специальных условий, при которых самые широкие слои населения имели бы доступ к культуре, прежде чем и вместо того, чтобы создавать такое массовое искусство, которое магическим образом социально трансформировало бы всех, кто его созерцает. Формула Т. МАННА, не только утопическая, но и скептическая, хорошо отражает сложности и амбиции массового искусства «Театр, это возвышенное и детское времяпрепровождение, вы полняет свою самую прекрасную задачу, когда он посвящает массу в народ (420, 1908:105).

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования