Общение

Сейчас 416 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР

Славная штука, дети, театр. Знаете ли вы, что это такое? что значит театральное искусство? кто такие актеры? какие представления в театре бывают? какие там декорации? освещение? превращения?
Хотите, я объясню вам всё по порядку?
Ну, слушайте!
Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного. Ну дом как дом, только понарядней других, да еще разве окон в нем меньше, нежели дверей.
Вошли. Перед нами двери, а окон и совсем нет, кроме маленького окошечка. Перед ним стоит публика, а над окошечком надпись: “Касса”. Здесь покупают билеты.
“Дайте нам, пожалуйста, билеты, - говорите вы кассиру, - на сегодняшний спектакль”. “Пожалуйста”, - отвечает он и отрывает вам бумажки, на которых напечатано название театра, куда вы пришли, номер ряда, в котором находится ваше место, и номер самого места, то есть стула или кресла.
Вы платите деньги, получаете билет и идете смотреть представление.
А что сегодня представляют и кто сегодня играет из актеров? Видите, у дверей зрительного зала, откуда вы будете смотреть представление, стоит
театральный служащий - капельдинер. У него в руках программа сегодняшнего спектакля. Программа - значит листок, на котором напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, кто сочинил и как называется пьеса, то есть сочинение, написанное для представления в театре, и другое. А спектакль - значит зрелище, которое представляют актеры, или, как их чаще называют, артисты.
Очень интересный сегодня спектакль! Прочтите-ка программу!
Вы знаете сказку “Щелкунчик”? Нет? Как раз сегодня ее и будут представлять в театре.
А пока, слышите - первый звонок? Вас приглашают в вестибюль, где зрители снимают пальто, шляпы, оставляют зонтики на хранение служащим, которые, повесив ваши вещи, выдают номерок.
“А бинокль не желаете?” - спрашивает капельдинер.
Бинокль, дети, это прибор, состоящий из двух зрительных трубок с увеличительными стеклами, им пользуются в театре, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находится на сравнительно далеком расстоянии.
“Сюда, пожалуйста”, - любезно указывает капельдинер на ближайшую дверь в зрительный зал.


 

В ТЕАТРЕ

Ну вот мы и в театре, то есть в той его части, которая называется зрительным залом.
Вы видите, что публика здесь сидит со всех сторон, кроме одной, куда обращены взоры всех зрителей. Внизу, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского языка означает - “на земле”. По бокам внизу - ложи, что переводится как “помещения”. В каждой такой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещаются четыре или, если ложа большая, шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром, он обычно на одной высоте со сценой. Ложи, что над бенуаром, образуют бельэтаж. Ряд мест над ним носит название балкона, места же над балконом называются галереей, или по-старинному
раёк, так как выше этих мест в театре, как выше рая на небе, ничего уже нет.
Там, куда обращены взоры публики, висит, как видите, матерчатый занавес. За ним скрывается сцена, то есть место, где представляют пьесу.
О сцене мы поговорим потом подробнее, а пока обратите внимание на свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается во всю длину сцены ряд лампочек, называемый рампой. Занавес без особых украшений, спокойного цвета. Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется, потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.


 

КТО ВЫДУМАЛ ТЕАТР

Уже давным-давно греки додумались до постройки театра, еще тогда, когда России и в помине не было. Да что Россия - еще не родился на свет Иисус Христос, а греки уже знали, что такое театр. Это было полтысячи лет до нашей эры.
Грекам первым пришла в голову мысль представить сказания о своих богах и героях в живых лицах.
Греки первые поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть театральное зрелище, где вместо рассказчика (ну, скажем, сказочника), выступают перед слушателями те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас на глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают.
В древности греческие актеры хорошо это поняли и поэтому очень прилежно изучали драматическое искусство, то есть искусство театральной игры. Они первые открыли способы хорошо представлять в театре как серьёзные сочинения - трагедии, так и смешные, называемые комедиями, и так хорошо изображали разных людей, богов, зверей, что публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши - аплодисментами.
В древности актеры играли под открытым небом перед очень большим количеством зрителей, число которых иногда доходило до сорока тысяч человек. Почти все население города присутствовало обыкновенно на спектакле.
Чтобы быть хорошо видными такому количеству народа, актеры играли на подставках, называвшихся котурнами, и в масках, которые были гораздо больше их голов. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот маски вставлялся рупор, называвшийся персоной.
Так как теперь представления даются главным образом вечером, при электрическом свете, то и театр наш устроен по другому, чем у греков.
Греческий театр был первым театром в Европе. И от него мы позаимствовали многие названия для нашего театра и театрального искусства, начиная с самого слова “театр”, которое по-гречески произносится “театрон” и означает “зрелище”.


 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Третий звонок!..
Свет в зрительном зале погас и виден только перед занавесом да слегка в оркестре (пространстве перед сценой). На возвышении посреди оркестра появился дирижер, то есть управляющий музыкантами, он стоит так высоко, чтобы быть видным всем музыкантам, которыми он дирижирует своей палочкой.
Зашелестели ноты в оркестре - это тетрадки с особыми знаками, по которым играют музыканты; публика прекращает разговоры, запоздавшие зрители торопливо занимают места, просматривают программы, протирают бинокли, наводят их на занавес, скрывающий сцену - главное место в театре, из-за которого весь театр и устроен.
Что же это за место такое? Какое волшебство в нем притягивает столько народу?
Подождите начала представления, когда занавес поднимется, - вы сами увидите, что такое сцена, и поймете, какой громадный интерес заключается в том, что на ней происходит.
Свет в зрительном зале погас, дирижер постучал палочкой: внимание! поднял ее кверху.
Все притихло...
Он взмахнул палочкой, и началась музыка.
Это увертюра, что в переводе с французского означает “открытие”, так как увертюрой, обыкновенно, начинается спектакль.
Секунда! Занавес заколебался, взвился, открыв перед зрителями сцену!
Вы словно перенеслись в другой мир!
Яркими красками поблескивают ветви пушистой елки. Красивая большая комната, за окнами которой сказочный город, разноцветные домики, голубоватый снег. В комнате - красивые мужчины и женщины, дети. Какие на них необычные платья, прически, какие чудесные предметы окружают их!
Это другой мир, другой народ, другая жизнь, другое время!
Давным-давно в доме советника Штальбаума произошли удивительные события. К Мари и Фрицу в Сочельник, перед Рождеством, пришел их крестный - Дроссельмейер - и принес удивительные подарки - игрушки: красивый старинный замок, в нем под нежные звуки музыки вращались кавалеры и дамы, и необычного человечка - куклу-щелкунчика... Перед сном Дроссельмейер рассказал Мари и Фрицу сказку о Щелкунчике и твердом орехе Кракатук, о короле, любившем скакать на одной ножке, и королеве, любившей готовить на королевской кухне вкусные колбаски. Об их прелестной дочери - принцессе Пирлипат, и коварной Мышильде, жившей под полом королевских покоев. Она командовала мышами и любила есть жареные колбаски... Однажды ночью жестокая Мышильда превратила красавицу принцессу в страшного урода. Все плакали, страдали. А расколдовать ее смог только юноша, никогда еще не брившийся, которого звали тоже Дроссельмейер. Странствуя, он нашел орех Кракатук, сумел разгрызть его и преподнес ядрышко принцессе. Она съела ядрышко и исцелилась, став прекраснее прежнего. Со всеми героями сказки происходили и другие приключения и чудеса, и в конце, как это бывает в сказках, все закончилось счастливо. Герои стали женихом и невестой, уехали в золотой карете, запряженной серебряными лошадками, в восхитительную страну, где около марципановых замков расцветали цукатные рощи, в озере водились розовые раковины и было полным-полно других диковинок...
Сочинил эту сказку в прошлом веке немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Много в этой сказке забавного и диковинного, красивого и страшного, но главное - это мысль, что искусство имеет огромную силу, словно колдовство какое!
Искусством мы называем творческую деятельность человека в той области, которую люди считают прекрасной. В нее мы включаем музыку, поэзию, живопись, танцевальное и драматическое искусства и другие, о которых вы в свое время узнаете.
Какие из искусств мы увидели на сцене в сказке “Щелкунчик”? Музыку, потому что играет оркестр; живопись, потому что дома, небо, платье - все это расписано и разрисовано, словно перед вами картинка, только движущаяся; танцевальное искусство, иначе называемое хореография, потому что на сцене мастерски, умело, красиво танцевали. И что особенно важно для театра - здесь вы видели драматическое искусство актеров.
В том и заключается значение театра, что он все искусства вмещает в себя и показывает их так слитно и так нераздельно, что образует перед вами воочию новое искусство - искусство театра!


 

ЗА КУЛИСАМИ

У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то скорее всего встретим режиссера театра.
Режиссер для актеров почти то же, что дирижер для музыкантов. Но он не только управляет всем спектаклем, но и, можно сказать, создает его.
Когда автор напишет пьесу, театр примет ее для постановки, то есть для представления на сцене, то первый, кто получает в руки пьесу, это режиссер.
Он внимательно читает пьесу, изучает ее и обсуждает с актерами, будет ли она так же интересна в представлении, как и при чтении, и нельзя ли сделать ее еще более интересной. Далее режиссер тщательно проверяет, хороши ли в пьесе роли, то есть те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры.
После этого режиссер сочиняет план постановки, решая, в каких она должна идти декорациях, то есть в каком убранстве сцены, в какой обстановке, в каком освещении, в каком темпе (то есть с какой быстротой), распределяет роли между артистами, читает им пьесу, намечает общий характер исполнения, то есть объясняет, в каком духе артисты должны играть, и назначает репетиции - примерное исполнение пьесы.
Репетиций бывает очень много, происходят они ежедневно от И часов утра до 4 часов дня. После репетиций артисты едва успевают сбегать домой, пообедать, отдохнуть, проверить свою игру перед зеркалом или посмотреть лишний раз слова роли, как уже надо торопиться в театр.
Как видите, на долю артиста приходится изрядная работа.
Но работа по подготовке спектакля идет не только на сцене, и не только режиссер с актерами заняты весь день: работа кипит во время репетиций и в соседних со сценой помещениях, и в ней участвуют: художник-декоратор со своими помощниками, бутафор, костюмер с целым штатом портных, театральный плотник и другие.
Когда же наконец все к спектаклю готово, режиссер назначает “генеральную репетицию”, которая происходит в декорациях, костюмах, гриме,
совсем как настоящий спектакль, только без публики.
К этому времени администратор театра заказывает афиши и программы и открывает продажу билетов.
Первое представление пьесы носит название премьера (по-французски это означает - “первый раз”), и на нее, как правило, все билеты бывают проданы, так как это новинка для любителей театра - театралов.
Может быть, и вы станете знатоками театра, а для этого давайте-ка заглянем на сцену.
Видите, какая она большая? Сцена занимает почти столько же места, сколько и зрительный зал. А какая высь! посмотрите-ка наверх, - потолка даже не видно, зато сколько там подвешено занавесей, сколько веревок, блоков и всяких хитроумных приспособлений!
Висячие декорации - занавеси - называются в театре “задниками”, “арками”, “сукнами”, а вот прислоненные к стене декорации - они на самом деле складные - называются “павильонными”.
Теперь обратим внимание на вырезы в полу сцены. Это люки, которые устроены для исчезновения артистов под сцену или появления из-под сцены, когда изображается волшебство.
Декорации часто называют кулисами, поэтому и стали в театре про тех, кто находится на сцене, но скрыт декорациями, говорить, что они “за кулисами”.
Сцена освещается лампочками, белыми, красными, синими, которые чередуются в рампе почти так же, как и в подвешенных сверху приборах, называемых софитами. Этим хозяйством в театре заведует мастер, опытный в деле сценического освещения, называемый театральный электротехник. Он-то и помогает режиссеру и художнику “устанавливать освещение”, то есть выполняет те указания по перемене света, которые намечаются на репетициях. Он по справедливости считается магом и волшебником сцены, от исправности и чистоты его работы зависит все, начиная с актеров, которых он освещает, кончая театральными эффектами, такими, как лунный свет или заход солнца.
Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями, относящимися к “закулисному царству”: с мастерскими декоратора и бутафора, и костюмерной, и хотя бы с одной уборной актера.
Декорационная мастерская, как правило, расположена высоко над сценой,
так как удобнее, когда художники распишут декорации, спускать их вниз на сцену. Искусство декоратора очень трудное. Надо прежде всего быть талантливым художником, затем, отлично знать условия сцены - освещение, театральную перспективу и другие премудрости.
Мастерская бутафора может в первый момент напомнить магазин игрушек или оружейный склад, а то и лавку старьевщика.
Бутафор - то есть делающий искусственные вещи - бутафорию - должен быть и мебельщиком, и скульптором, уметь лепить из глины, быть кузнецом, и столяром, и живописцем по стеклу, а кроме того - и специалистом по реквизиту, то есть тем вещам, которые приносят на сцену во время спектакля. Хороших бутафоров мало в мире, и ими очень дорожат в театре.
А костюмерная! И здесь есть чем полюбоваться.
На сцене представляют разные пьесы: и исторические, где действуют люди прошлых веков, когда одежды были совсем другими; и фантастические, а попросту сказочные, для которых костюмы надо специально сочинять. Так же, как художник рисует для декораций эскизы, по которым впоследствии будут создаваться все их части, так и для костюма рисуют прежде эскиз (набросок), в котором сочиняют фасон - покрой, цвет и отделку костюма.
Эскизы передаются театральным портным, и по ним шьют точь-в-точь то, что нарисовано. Предварительно, конечно, снимают мерки с актеров и актрис, для которых и шьются эти костюмы.
Таких костюмов накапливается в театре очень много. Их надо содержать в большом порядке, чтобы, когда представляется пьеса, для которой они сшиты, их сейчас же, без задержек можно было бы выдать артистам. В
таком же порядке содержатся и театральные шляпы, военные каски, женские покрывала, башмаки, чулки, и все-все, что необходимо для спектакля.
А теперь мы в уборной актера. Смотрите!
Столик, на нем зеркальце, краски, пудра, вазелин, какие-то волосы, перед столиком стул, на стенке вешалка с платьем. Вот и все. Комнатка крохотная, а вещи здесь творятся превеликие. Здесь и происходят с актерами превращения в героев пьесы. А как? Видите эти краски на столике? Это так называемые гримировальные краски. Ими актеры расписывают себе физиономии для того, чтобы стать похожими на тех, кого надо изобразить на сцене по роли.
Искусство придавать своему лицу другой вид и выражение посредством красок, клея, искусственных волос называется гримом, и помогают актерам
в этом театральные гримеры и парикмахеры.
Это наше первое путешествие в театр.
Побывав в театре, мы стали богаче и узнали, что весь этот новый мир создан волею человека. И как же силен и могуч человек, если он смог создать целый мир красоты, увлечь им людей и заставить жить в нашей душе великое счастье, которое даруется театром!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования