Общение

Сейчас 459 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Слова «дирижер», «дирижировать» происходят из немецких и французских слов, что означает «направлять, управлять, руководить».
Дирижер необходим и в оперном, и в балетном театрах, и в цирке, и на эстраде, а также в драматическом театре, где спектакль иногда сопровождается музыкой.
Дирижер предлагает исполнителям трактовку оперы, балета, любого другого музыкального произведения, а трактовка — немаловажная вещь: это настроение музыкального произведения, прочитанное и понятое дирижером по-своему.
Например, увертюру к опере можно сыграть стремительно, воздушно, а молено и меланхолично, с оттенком грусти. Во власти дирижера выделить ту или иную группу инструментов: духовых ли, струнных, ударных. Конечно, в подобном случае характер музыки изменится. Поэтому дирижера вполне можно считать соавтором композитора.



Путь дирижера к оркестру был долгим и имеет свою витиеватую историю.
Римский писатель Фабий Квинтилиан — исследователь приемов ораторского искусства и жестикуляции — восхищался искусством древних кифаредов. Они одновременно пели, отбивали такт ногой и играли на кифаре — струнном музыкальном инструменте. Кифареды считаются праотцами современных дирижеров.
Далее за кифаредами из глубин XVII и XVIII веков выступает фигура мастера капеллы, то есть капельмейстера. Великолепным капельмейстером был гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), который во время исполнения музыкального произведения успевал следить за всеми мелодиями ансамбля, руководить тридцатью или сорока музыкантами: кому кивал, кому выстукивал такт, кому-то грозил пальцем, а сам в этот момент нажимал на педали органа.
В 1770 году в Милане прошли первые спектакли оперы Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) «Митридат, царь Понтийский». За клавесином сидел четырнадцатилетний композитор, поражая слушателей и зрителей не только своим еще детским лицом, но и «огневой» манерой управлять музыкальным оркестром...



Творцы-композиторы XVIII века Георг Фридрих Гендель (1685-1759), Христоф Виллибальд Глюк (1714—1787), Йозеф Гайдн (1732-1809) тоже дирижировали своими произведениями как капельмейстеры-художники, а не рядовые «отбиватели такта».
В истории музыки был и такой период, который называют «шумным дирижированием». Баттутом — палкой-жезлом для отбивания такта — пользовались капельмейстеры и дирижеры до начала XIX века. Эта традиция сохранялась во многих оперных театрах Европы. Ужасный стук стоял в оркестровой яме, и многие проникновенные оперные или балетные мелодии уродовались громким аккомпанементом баттута — этой поистине доисторической дубинки...
Дирижерские обязанности исполняли и клавесинист (или органист), и скрипач-концертмейстер. А чем только но пытались дирижировать музыканты! Палками, смычками, мимикой лица, свернутыми в трубку нотами, свободными руками.
Наконец на исторической арене появилась дирижерская палочка. По свидетельству некоторых историков, ее впервые применили в Берлинской опере в 80-е годы XVIII века.
Затем ушло довольно много времени на решение вопроса: стоять ли дирижеру к публике лицом или «невежливо» повернуться к ней спиной? На такой шаг отважились первыми композиторы-дирижеры Гектор Берлиоз (1803-1869) и Рихард Вагнер (1813-1883).



Римский-Корсаков утверждал, что «дирижерство — темное дело». Не всякому композитору или капельмейстеру удавалось талантливо, зажигательно управлять оркестром. Феномен дарования дирижера остается одним из самых таинственных среди исполнительских профессий.
Прекрасным дирижером был француз Франсуа Антуан Габенек. В 1828 году он создал оркестр Парижской консерватории и более 20 лет возглавлял парижский Гранд- Опера. Ференц Лист (1811-1886) был дерзким дирижером-новатором. А великолепный Сергей Рахманинов? А дирижер-«гипнотизер» Густав Малер (1860-1911)... Современник Малера писал о нем: «Одна черта отличала Малера от всех остальных дирижеров — это огромная, почти демоническая сила, излучавшаяся из каждого его движения, из каждой черточки его лица»...
Из современных нам королей дирижерского пульта обязательно надо вспомнить Василия Сафонова, Евгения Мравинского, Евгения Светланова, Геннадия Рождественского. Из женщин-дирижеров прославилась удивительная Вероника Дударова.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования