Общение

Сейчас 724 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Как вы знаете, русская классическая литература очень богата прекрасными драматургическими произведениями, пользующимися поистине мировой славой. Многие из них вполне возможно и интересно поставить на школьной сцене — полностью или в отрывках.
Мы хотим предложить вам примерный, далеко не исчерпывающий всех возможностей, список таких произведений.
В некоторых случаях мы предлагаем вам не один, а два-три отрывка из пьесы. Вы можете выбрать один из них или сыграть все, смотря по вашим возможностям и по составу исполнителей.
К сожалению, мы не можем дать вам подробные советы к постановке каждой из названных в этом списке пьес (для этого пришлось бы составить второй сборник), но мы все же хотим вам подсказать, как вообще следует подходить к такой работе, о чем подумать, на что обратить особое внимание. Поэтому мы даем «Советы исполнителям» к трем пьесам разных жанров: к одноактной «Осенней скуке» Н. Некрасова, к отрывку из пьесы в стихах «Снегурочка» А. Островского и к сцене из комедии Островского «Шутники». Прочтите эти советы, даже если будете ставить другую пьесу: они и в этом случае многое вам подскажут и помогут в работе. Посмотрите и «Советы исполнителям» к инсценировкам — из них вы также сможете почерпнуть много полезных сведений.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ

I. Д. Фонвизин. «Недоросль», комедия. Полностью или отрывки.

II. А. С. Пушкин. «Русалка», поэма. Первая сцена (у мельницы) .

III. А. С. Грибоедов. «Горе от ума», комедия.
Отрывки:
1. Второе действие с явления 7 до конца второго действия.
2.Третье действие, явление 3.
3.Четвертое действие, явления 10, 11, 12, 13.

IV. Н. А. Некрасов. «Осенняя скука, деревенская сцена». (Можно играть без сцены с Антипом.)

V. Н. А. Некрасов. «Петербургский ростовщик», водевиль в одном действии.

VI. В. А. Сологуб. «Беда от нежного сердца», комедия-водевиль в одном действии.

VII. Н. В. Гоголь. «Ревизор».
Отрывки:
1. Третье действие, явления 8, 9, 10, 11.
2. Четвертое действие, явления 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
3. Четвертое действие, явления 12, 13, 14, 15, 16.

VIII. Н. В. Гоголь. «Женитьба, совершенно невероятное событие». Полностью или Отрывки:
1. Первое действие, явления 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2. Первое действие, явление 11.
3. Первое действие, явления 12, 13.
4. Второе действие, явление 1.
5. Второе действие, явления 12, 13, 14, 15.
6. Второе действие, явления 18, 19, 20, 21.

IX. Н. Г. Чернышевский. «Мастерица варить кашу», пастораль в одном действии.
Полностью (можно с некоторыми сокращениями текста) или отрывки.

X. И. С. Тургенев. «Месяц в деревне», комедия.
Отрывок из второго действия.
Начало — с песни Кати «Не огонь горит, не смола кипит», конец — после слов Веры: «Пойдемте... а то я боюсь, она меня бранить будет».

XI. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Тени», драматическая сатира. Отрывок из четвертого действия, сцены 1, 2, 3, 4, 5, 6. В начале 1-й сцены монолог Клаверова советуем сократить: после слов «Мне, наконец, нельзя выходить на дуэль!» можно сразу перейти к тексту: «Что сделал Клаверов?», и далее все до конца, то есть до появления Ольги Дмитровны.

XII. А. Н. Островский. «Гроза», драма.
Отрывок из второго действия, явления 2, 3, 4, 5.

XIII. А. Н. Островский. «Снегурочка. Весенняя сказка».
Отрывок из третьего действия, явление 2 и начало 3, кончая словами Снегурочки: «Такой четы на диво поискать».

XIV. А. Н. Островский. «Шутники, картины московской жизни». Отрывок из первого действия, явления 2, 3, 4, 5.
Начало — со слов Анны: «Садитесь! что вы скучный какой?», конец — слова Верочки: «Не знаю, как тебе, а мне очень ловко!»

XV. А. Н. Островский. «Праздничный сон до обеда», комедия. Полностью или отрывки.

XVI. А. Н. Островский. «Женитьба Бальзаминова», комедия. Полностью или отрывки.

XVII. А. Н. Островский. «Горячее сердце», комедия.
Отрывок из второго действия, явления 1 (с появления Параши), 2, 3.

XVIII. А. Н. Островский. «Лес», комедия.
Отрывок из четвертого действия, явление 5.

XIX. А. В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского», комедия.
Отрывок из первого действия, явление 5.

XX. А. П. Чехов. «Предложение. Шутка в одном действии».

XXI. А. П. Чехов. «Свадьба. Сцена в одном действии».

XXII. А. П. Чехов «Юбилей. Шутка в одном действии».

XXIII. А. П. Чехов. «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни». Отрывок из второго действия.
Со слов Сони: «Михаил Львович! Вы не спите? На минутку!» до конца второго действия.

XXIV. Горький. «Мещане», пьеса.
Отрывки
Первое действие — с появления Нила, Елены, Шишкина и Цветаевой до конца первого действия.
Четвертое действие — с начала до появления Елены (кончая словами Тетерева: «А всей другой философии — ан-нафема!»).

Н. А. Некрасов

Осенняя скука

СОВЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ

В названии произведения точно определена его атмосфера: тягучая, бесконечная, как осенний дождь, обволакивающая, бесперспективная скука.
Как же играть скуку?
Нужно хорошо понять, что у Ласукова есть очень важная цель, определяющая каждую минуту его существования. Эта цель — борьба со скукой. Любой ценой, любыми способами дотянуть до того блаженного момента, когда можно будет, так сказать, законно лечь спать! С радостной надеждой, даже с энтузиазмом хватается Ласуков за каждое новое обстоятельство, сулящее ему возможность хоть как-то протянуть время. Вот об этой постоянной надежде, об этой страстной мечте Ласукова хоть чем-то заняться исполнитель должен помнить прежде всего. Нельзя играть скуку, но можно и нужно играть борьбу со скукой. Однако надежды Ласукова не оправдываются: желанного «развлечения» хватает всего на несколько мгновений, и, активно и радостно начиная каждую новую сцену, под конец он сникает и скучает еще больше. Заметьте, что в этом смысле все сцены (с мальчиком, поваром, Анисьей, Егором, Дмитрием) построены одинаково: начинаются они в бодром темпе, оканчиваются — в крайне вялом.
Обратите внимание, как строится сцена «болезни»: сомнение в доброкачественности соуса постепенно перерастает в панику по поводу состояния здоровья. Найдя, как ему кажется, причину недомогания (грибы!), Ласуков уже уверен, что болен тяжко, неизле-чимо, смертельно! Исполнителю нужно напряженно, более того — со страстью прислушиваться к процессам, происходящим в организме. Паника нарастает и продолжается до тех пор, пока Максим не приносит соус. Попробовав соус и убедившись в том, что он необычайно вкусен, Ласуков с удовольствием опустошает соусник и... успокаивается. Но, успокоившись относительно своего здоровья, он не отпускает повара. В нем вновь пробуждается надежда хоть на время забыть о скуке. Он ощутил себя оратором, трибуном, государственным деятелем, наконец! Он обличает беднягу повара в тяжком преступлении, обличает с подлинным гневом и пафосом, с металлом в голосе.
Максим решительно не понимает, чего хочет от него барин, пытается догадаться, мучается, а после слов: «Вот упадешь с крыши, расшибешься — туда тебе и дорога!» — может даже заплакать. Но эта «трагическая» сцена внезапно обрывается — Ласуков снова отчаялся победить беспросветную, безнадежную скуку и отослал Максима петь петухом — уже по привычке и без всякого энтузиазма.
Вялость, в которую впадает Ласуков после каждой новой неудавшейся попытки «деятельности»,— проявление не характера, а обстоятельств. По натуре же он человек вовсе не апатичный, а, напротив, достаточно живой, не без юмора и ехидства.
Дворня Ласукова живет как бы в полусне: всем им лень не то что шаг сделать, а и рот раскрыть. Но ведь такие «спектакли» разыгрываются в доме каждый вечер, от них не отвертишься, лучше уж сыграть роли, которые навязывает Ласуков, иначе он не отстанет. Иногда выгодней сыграть бойко. Мальчик и Анисья даже знают свои роди наизусть. Мальчик настолько поднаторел, что может подавать книги и очки еще до того, как Ласуков прикажет.
Единственная неожиданность в налаженном ежевечернем спектакле — шуба. Почему-то Ласуков потребовал именно шубу, а не сюртук или, допустим, шапку. А то бы все сошло гладко.
Очень может быть, что мальчик радостно откликается на сумасбродства Ласукова, ибо он не меньше барина одурел от безделья и сна. Переходы от полусонной прострации к стремительной деятельности и обратно совершаются в нем без всякой подготовки; они внезапны. Кажется, только что крепко спал — и вот уже несется со всех ног выполнять очередное дурацкое распоряжение барина; кажется, только-только плясал — и вот уже снова спит. Эту очень смешную внезапность переходов из одного физического са-мочувствия в другое, прямо противоположное, исполнителю роли мальчика нужно усвоить прежде всего.
Несколько слов об остальных персонажах.
Анисья — полновластная хозяйка в доме. Права ее почти неограниченны. Ласуков и вообще-то беспомощен, а без Анисьи и подавно. Перед барином Анисья привыкла разыгрывать несправедливо обиженную, невинную жертву, и это на него действует безотказно. Она его не боится совсем, он же, напротив, побаивается ее основательно. Стоило ей заплакать, как он тут же скис, струсил.
Повар Максим — человек простодушный и покладистый. Его задача, которую он выполняет максимально активно, настолько активно, что, кажется, явственно слышно, как у него скрипят мозги,— догадаться, угадать, чего Ласуков к нему прицепился.
Татьяна и не пытается понять, что нужно барину. Совсем старенькая, очевидно глухая, она проявляет радостную готовность потолковать. Все время что-то бормочет и при этом улыбается.
Егор, напротив, мрачен и угрюм. Зол, что потревожили, и все время как бы укоряет барина за это.
Портной Дмитрий явно выделяется из всей дворни своим «аристократизмом». Он полагает, что знает ремесло, и страшно кичится этим. Непрерывно озабочен проблемой сохранения своего престижа и поэтому ходит надутый, как индюк.
Некрасов в ремарках как бы прорежиссировал пьесу, поэтому ремарки следует выполнять по возможности тщательно. В них достаточно подробно описаны костюмы, выгородка, мебель и свет.
Если позволяют размеры сцены, отгородите ширмой маленькую прихожую, в которой на табурете спит мальчик. Двери можно не делать. Если же ваша школьная сцена очень мала, можно обойтись без ширмы. Диван с подушкой, около дивана — брошенные кое-как домашние туфли; у изголовья — маленький столик со свечой, вот и всё. А мальчик спит, сидя на табурете с краю сцены и головой прислонившись к порталу.
Не освещайте сцену слишком ярко: ведь у Ласукова горит всего одна сальная свеча. Поставьте общий неяркий свет, желательно с желтыми светофильтрами, и подсветите дополнительно основные места действия. Не забудьте, что, когда мальчик снимает со свечи нагар, нужно добавить свет. В конце пьесы свеча гаснет — оставьте совсем слабый общий свет.
Обязательно найдите шум дождя. Хороший звук получается, если тереть мятой бумагой по деревянной доске, но возможно, вы найдете какие-то другие способы. Шум дождя можно усилить во время пауз и, наоборот, нужно оставить совсем слабым, едва слышным во время основных сцен.
Почти все костюмы описаны у Некрасова достаточно подробно. Ласукову необходим халат. Егор поверх рубахи навыпуск накинул какой-то сюртук, даже не застегивая его. Портной Дмитрий поверх рубахи облачен в жилет.
Исполнителям ролей повара Максима и дворецкого Егора потребуются бороды. У Максима бороденка светлая и жиденькая, а у Егора — внушительная, густая.
Дмитрий, видимо, носит щегольские усы. Ласуков — лысый, остатки волос растрепаны, могут быть жиденькие седые усы. Очевидно, вы поняли, что «Осенняя скука» — это комедия. Чем скучнее Ласукову, чем безнадежней его судорожные попытки как- то убить время, тем смешней и веселей должно быть зрителям.

А. Н. Островский

Снегурочка


Действие третье

Явление 2 и начало явления 3

СОВЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ

«Снегурочка» одно из самых поэтичных созданий мировой драматургии. Несмотря на трагическую развязку — гибель героев,— трудно представить себе пьесу более светлую; не случайно ее подзаголовок — «Весенняя сказка». Это поистине гимн жизни, всему сущему, гимн любви.
Та сцена, которую мы предлагаем вам сыграть, в этом отношении одна из наиболее характерных. Снегурочка, дочь Мороза и Весны, пока еще не знает любви. Узнав это великое чувство, она погибает. Но трагическая развязка еще далеко; в нашей сцене Сне-гурочка радуется жизни, радуется по-детски самозабвенно и упоенно.
Задача Снегурочки — заставить Леля взять ее в подружки, и цели своей добивается она с такой естественной настойчивостью, с какой дети добиваются давно желанной игрушки. Она использует все средства, все оттенки мольбы: просит, заклинает, мстит, упрекает, обещает и т. д. Она даже может заплакать, но это не злые, а очень светлые, детские слезы.
А для Леля все, что происходит,— веселая и желанная игра. Снегурочка забавна ему, он и сам-то не прочь порезвиться. Ему весело слушать, как она его хвалит и умоляет взять в подружки, он нарочно поддразнивает и раззадоривает ее на новые признания. Вся сцена очень звонкая, мажорная.
Не забывайте, что пьеса написана стихами; их произнесение требует особой техники. Ни в коем случае нельзя сливать стихотворные строчки.
Помните, что на конце каждой строки необходима пауза, подчеркивающая ритм стиха.
Эта пауза может совпадать с концом фразы или с каким-то естественным ее перерывом, отмеченным тем или иным знаком препинания, например:

Про старое не помни, Лель пригожий!
Люби меня немножко, дожидайся,
Снегурочка сама тебя полюбит.

Но нередки случаи, когда конечная стиховая пауза как бы прерывает фразу, например:

Снегурочка, одна, в слезах.
О чем Тоскуешь ты? Девицы веселятся,
Во всем лесу веселый гул идет:
То песенки, то звонкий смех, то шепот
Воркующий, то робости и счастья
Короткий вздох, отрывистый. А ты
Одна, в слезах.

В первом случае конечная стиховая пауза совпадает с логической, во втором случае в этой остановке — как бы ожидание продолжения мысли. Мысль ни в коем случае не прерывается.
Стихи требуют и некоторой напевности интонации. Нехорошо, если эта напевность будет преувеличенной, если стихи зазвучат тягуче, но еще хуже, если вы станете произносить их с будничной, бытовой интонацией, если они в вашем исполнении уподобятся прозе.
Чувство меры здесь очень важно.
Костюмы постарайтесь сделать сами. Можно одеть героев в традиционные русские костюмы. Лель — в лаптях с онучами, в вышитой косоворотке, с цветным пояском. На светлых волосах — венок из полевых цветов.
Снегурочка — в длинном русском цветном сарафане с расшитой вертикальной полосой спереди, в рубахе с пышными вышитыми рукавами и тоже в венке. Густая русая коса спущена на спину.
Но, поскольку вам предстоит играть не бытовую пьесу, а сказку, вы можете придумать совсем особенные, сказочные костюмы.
Если вам захочется, чтобы эта лирическая сцена сопровождалась музыкой,— в вашем распоряжении опера Римского-Корсакова «Снегурочка» и музыка Чайковского, написанная к этой пьесе.
В том случае, если музыка вам не нужна, постарайтесь воспроизвести за кулисами звук пастушьей свирели, на которой играет Лель.
Действие происходит на лесной поляне. Вариантов декораций в этом случае может быть сколько угодно.

Возможно, вам захочется сделать иллюзорное оформление, то есть изобразить густой лес на заднике и поставить на равных планах несколько деревьев. Но вполне допустимы и многие варианты условного оформления: может быть, вы напишете лес на каких-то плоских щитах или ширмах; может быть, вы сделаете одежду сцены цвета лесной зелени и т. д.
Поскольку действие происходит вечером и яркого света не требуется (у Островского ремарка: «Вечерняя заря догорает»), вы можете сделать проекцию леса. Она будет отчетливо видна на обычном светлом заднике.
В освещении поищите краски вечерней зари. Очевидно, вам понадобятся розовый и бледно-фиолетовый светофильтры.
Гримироваться для этой сцены нет необходимости.

ОТ ХУДОЖНИКА

Действие выбранной для постановки картины из сказки Островского «Снегурочка» происходит на весенней поляне.
Важно поэтому дать на вашей сцене представление о том прекрасном мире весны, который пробудил в Снегурочке неведомые ей чувства полноты жизни, счастья, любви.
Можно, например, расписать панно звонкими и радостными красками в легкой живописной манере.
Лучшим помощником и советчиком в работе над декорацией будет ваше собственное представление о радостном весеннем дне, прозрачной капели, шелесте молодой листвы.

А. Н. Островский

Шутники


Действие первое Явления 2, 3, 4, 5

СОВЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ

«Шутники» — пьеса грустная, несмотря на то что в ней много комедийных сцен. Ее главные герои, семья Оброшеновых,— очень добрые и сердечные люди. Они нежно привязаны друг к другу и постоянно озабочены тем, чтобы друг друга не огорчить. Немало обид и унижений выпало на долю этих простодушных людей. Однако пережитые унижения не ожесточили их, а добытое ценой тяжкой нравственной жертвы богатство не сделало черствыми себялюбцами. Наоборот, всех троих, особенно Верочку, отличает обостренная чуткость, способность улавливать тревогу близких. Эта постоянная «подключенность» к переживаниям партнера в значительной степени определяет ту сцену, которую вам предстоит сыграть.
Содержание сцены — первое объяснение в любви двух очень молодых людей. Верочке, младшей дочери Оброшенова, семнадцать лет, ее жениху Саше Гольцову — не более двадцати. Возраст молодых людей здесь очень важен; он влияет на атмосферу сцены, светлую и трогательную, несмотря на то что Верочка все время чувствует Сашину тревогу.
Верочка совершенно лишена жеманства, кокетства; она всегда говорит то, что думает, и ведет себя так, как для нее естественно. А естественно — радоваться жизни и любить своих близких: отца, сестру, Сашу.
Верочка лишь смутно догадывается о тяжелых сторонах жизни, и поэтому сватовство для нее — прежде всего радостная игра.
Саша любит Верочку и всерьез добивается ее руки, но он уже знает и тяжкие заботы о куске хлеба, и униженное состояние полунищего. На протяжении всей сцены, несмотря на искреннюю влюбленность, его не покидает тяжелая и неприятная забота. Он старается, чтобы Верочка ничего не заметила, но порой безуспешно. Верочка улавливает Сашино беспокойство, улавливает его и Анна Павловна. Первый же ее вопрос к только что вошедшему Саше — «Что вы скучный такой?» Задача Анны Павловны — понять, что за человек Гольцов. Верочка для нее — смысл и содержание всей жизни. Естественно, что она хочет устроить судьбу горячо любимой сестры как можно лучше. Ее вопросы Саше (об образе жизни, о жалованье) ни в коем случае не должны быть вежливо- безразличными, а каждый ответ она - воспринимает как довод в пользу предстоящего брака или против него. Поэтому так неприятно поражает и настораживает ее настойчивая просьба о деньгах. Но стоило ей увидеть смятение и слезы Саши, как настороженность сменилась желанием помочь.
В следующей сцене ее задача — успокоить его и Верочку, не спугнуть их, ободрить.
Исполнительнице роли Анны Павловны нужно помнить, что ее героиня — совсем молодая женщина. Постоянные тревоги об отце и младшей сестре делают ее порой строгой и задумчивой, но по природе она такая же открытая и улыбчивая, как и все Оброшеновы. Например, она может весело рассмеяться в начале объяснения Саши с Верочкой, в ответ на прямой Верочкин вопрос: «А вы меня любите?», и уже сквозь смех посоветовать Саше: «Скажите, что нет». В объяснении Саши с Верочкой, как мы уже говорили, есть еще второй план, тревожный. Верочке очень хочется, чтобы все были счастливы; ее представление о счастье наивное, но очень доброе: все близкие ей люди — отец, сестра, Саша — должны быть вместе и любить друг друга. Однако она чувствует, что какие-то непонятные ей силы мешают достижению этой гармонии. Не зная, чему приписать Сашино беспокойство, она все-таки догадывается, что его тревожит будущее, и поэтому замолкает и задумывается именно тогда, когда ей предстоит что-то решать относительно этого будущего: в первый раз — когда Саша просит ее руки; во второй раз — перед тем, как дать ему согласие.
По Островскому, сцены, которые вы будете играть, происходят в садике перед домом, но в случае необходимости вы можете изменить место действия. Если забор и дерево вам сделать трудно, перенесите действие в комнату, поставив лишь круглый стол, покрытый скатертью, и два-три стула в чехлах.
Женские костюмы здесь несложные, их можно сшить самим. Платья должны быть длинными, на нижних юбках, с широкими рукавами, закрытые и с поясами. Верочке нужно сделать светлое платье. Сшить его можно из простого ситца, гладкого или в мелкий цветочек. Платье Анны Павловны — спокойного, неяркого тона, можно тоже в цветочек или клетчатое.
У Верочки — спущенная коса. Анна Павловна причесана гладко, волосы сколоты узлом на затылке.
Если у вас нет возможности достать сюртук для Саши, пусть исполнитель играет в своем собственном светлом костюме (пиджак должен быть длинным) и белой рубашке. Черный галстук завязан бантом. Брюки — узкие. Прическа — совсем простая, близкая к современной: косой пробор, волосы острижены «под гребенку».
Никаких наклеек не нужно, более того — исполнителям всех трех ролей лучше вообще не гримироваться: возраст персонажей и характер освещения это позволяют.
Действие происходит летним утром, поэтому свет должен быть достаточно ярким. Включите все освещение, какое есть на вашей сцене.
Хорошо, если вам удастся с помощью светофильтров белый свет смешать с желтым — это создаст иллюзию солнечного утра.

А. Пушкин

Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин»


Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой —
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,—
Встречали ль вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,—
Вздохнули ль вы?

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования