Общение

Сейчас 432 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Инсценировки / Сост. и вступит, ст. Р. Л. Красновской;
Рис. Ю. Смольникова.— М.: Дет. лит., 1987.— 192 с., ил.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА». 1987 г.

К читателям

Вы собираетесь провести лермонтовский вечер в школе. Вам, конечно, хочется, чтобы он прошел интересно, надолго запомнился, чтобы ваши зрители открыли для себя что-то новое даже в читанных прежде произведениях, чтобы дух лермонтовской поэзии коснулся их и чтобы им захотелось узнавать о поэте больше. Но как это сделать? Просто выйти на сцену и по очереди «с выражением» прочитать стихи, которые вам больше понравились? Представьте, что со сцены в произвольном порядке читаете «Думу», «Молитву», «Родину», «Парус» и т. д. Но для этого не надо устраивать вечер: каждый может открыть дома сборник стихов Лермонтова и читать все подряд. Значит, просто выразительное чтение произвольно отобранных стихов не годится для сцены. Чтобы стихи не «рассыпались», их надо объединить какой-то идеей, которая в них же живет и представляется важной для понимания личности поэта и его творчества.
Сборник «Лермонтовский вечер в школе» предназначается не только для чтения, но и для работы над постановкой лермонтовских произведений. А работа предстоит не легкая, даже над «готовым», предложенным здесь материалом.
Итак, сборник у вас в руках, выучены роли, вы познакомились с режиссерскими пожеланиями и советами, провели репетиции — спектакль готов. Слова и образы, давно знакомые по произведениям поэта, должны ожить на сцене. Но может быть так, что и актеры хороши, и все тщательно продумано, но почему-то не состоялось это «оживление», это колдовство, которое заставляет зрителей забыть обо всем и в течение двух-трех часов жить тем, что происходит на сцене.
Очевидно, при подготовке спектакля вы не сумели найти ту тонкую связующую нить, что соединяет людей через столетия, заставляет их волноваться, страдать и думать над непреходящими проблемами жизни и отношений между людьми. Это одна сторона вопроса. С другой стороны, образы получились бледными и вялыми, потому что вы их лишили воздуха лермонтовской эпохи, почвы, на которой выросли сложные проблемы. Десятилетия, новые города, машины, одежда, ритм и стиль жизни разлучили вас с тем временем. Поэтому, кроме композиции и инсценировок по произведениям поэта, мы предлагаем библиографию, которая подскажет, какую литературу о Лермонтове и его эпохе можно прочитать.
Ознакомление с исследованиями, письмами, воспоминаниями современников — один из важнейших моментов в работе над спектаклем. Дополнительный материал расширит и углубит ваше представление о творчестве и личности Лермонтова, и тогда живое слово, согретое вашим пониманием и произнесенное со сцены, вернее достигнет своей цели.
В наш сборник вошла музыкально-поэтическая композиция «Михаил Лермонтов». Основная тема композиции — это конфликт между героической личностью, сознающей свое высокое назначение, и светом, «завистливым и душным», не приемлющим «сердца вольного» и вольных мыслей. Эта большая и сложная тема включает в себя и стремление поэта к прекрасному, «чудесному», и тему странничества (светское общество чуждо поэту, а он — обществу), и тему Родины (любовь к России не официальной, а настоящей, народной), и ощущение неизбежности трагедии поэта, избравшего «кремнистый путь».
Композиция эта не только поэтическая, но и музыкальная. Сосуществование поэзии и музыки, этих родственных видов искусства, естественно и, на наш взгляд, необходимо. Музыка поможет ярче оттенить настроение и мысли поэтического произведения. А произведения Лермонтова отличаются особой музыкальностью. Поэт тонко чувствовал музыку и считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чув-ства; звук и образ — нерасторжимы для него. Многие стихи Лермонтова по своей форме и структуре напоминают песни и романсы. Даже проза Лермонтова отличается необыкновенной музыкальностью. Об этом свойстве лермонтовского таланта писал В. Г. Белинский: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь аккорды и в то же время следишь взорами за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукой невидимой». Музыка естественно и органически входит в композицию, предлагаемую в нашем сборнике. Вы можете использовать произведения, указанные в композиции, можете что-то подобрать сами, можете обратиться ко II разделу библиографии, где перечисляются некоторые музыкальные произведения, написанные на слова М. Ю. Лермонтова. Надо сказать, что вообще к материалам сборника нужно относиться творчески, следуя не только указаниям режиссера в статье, но и своему литературному и музыкальному вкусу и режиссерской фантазии. Например, инсценировка романа «Герой нашего времени», предлагаемая в сборнике, может быть поставлена полностью, а можно взять только какую-то часть ее. Композиция самого романа дает вам такую возможность, так как роман состоит из отдельных повестей, связанных единством героя и авторской мысли, но обладающих внутренней целостностью и самостоятельностью. Несмотря на то что «Герой нашего времени» произведение прозаическое, вы и здесь можете использовать отдельные музыкальные произведения и фрагменты, передающие состояние раздумья или смятения мыслей и чувств: музыка заставит сильнее прозвучать некоторые монологи Печорина. Хорошо, если сцену на балу будет сопровождать танцевальная музыка того времени: вальс, мазурка, полонез...
Надо заметить, что к постановке «Героя нашего времени» надо подходить особенно осторожно и бережно. Действие и мысль проходят через весь роман, и опасность состоит в том, что, увлекшись действием, вы можете забыть о философской мысли романа, о мотивах, побудивших Печорина поступать так, а не иначе. И тогда сложный психологический и философский роман превратится в великосветскую мелодраму. Значит, самое главное — не только быть верным сюжету, но стремиться передать психологическую и историческую сложность характера, попытаться раскрыть нравственно-философское содержание романа, в котором проблема личности — центральная.
Чтобы остаться верным духу романа, надо хорошо знать текст самого произведения, а не только инсценировку, так как при переложении произведения для сцены потери неизбежны. Ваша задача состоит в том, чтобы донести до зрителя основные мысли, дух романа с наименьшими потерями.
В работе над постановкой романа вам помогут режиссерские пояснения, сопровождающие инсценировку.
Мы уже говорили о том, что к материалам сборника надо относиться творчески, с учетом своих возможностей. Не следует в один вечер ставить несколько работ, это будет утомительно для вас и для зрителей. Вы можете вносить сокращения и изменения в инсценировки и композицию, можете провести несколько вечеров, посвященных творчеству М.Ю.Лермонтова. Очень интересно может прозвучать со сцены поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Инсценировка по этой поэме также вошла в наш сборник. В замечаниях режиссера вы найдете советы, как лучше воспроизвести на сцене приметы того времени. Это — время русского средневековья, эпоха Ивана Грозного. При постановке поэмы можно ориентироваться на сильные характеры и психологию нравов того времени, а можно вспомнить, что современники поэта чувствовали связь поэмы с общественно-политической обстановкой середины 30-х годов XIX века. Тогда поэма прозвучит несколько иначе.
Историческая отдаленность событий давала поэту возможность «каждому правдою и честью» воздать. Народная память сохранит историю Калашникова, который постоял «за правду до последнева» и убил царского опричника. Память о человеке, способном отстаивать правду, остается в веках. Вы можете обратить внимание и на то, что «милость» Грозного сомнительна: «Я топор велю наточить-навострить». Такова, очевидно, милость люБого самодержца... Такая «милость» напоминала современникам некоторые поступки Николая I по отношению к Пушкину и его вдове...
Ваш спектакль — это выход, последний этап большой, кропотливой работы над текстом произведения и над дополнительной литературой. Мы надеемся, что сборник «Лермонтовский вечер в школе» станет вашим другом и помощником в этой интересной работе.

Р. Красновская

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования