Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Глава I

Живое создание актёра

- Не спеши к сценическому образу... С этого замечания, сделанного на уроке актёрского мастерства, нам хочется начать непосредственный рассказ о работе Ольги Ивановны Пыжовой.
«Не спеши к сценическому образу...» - это принципиальный взгляд на работу над ролью, чёткая позиция профессионала.
«Не спеши к сценическому образу...» — значит, не торопись к театральному результату, не пользуйся первыми лежащими на поверхности ассоциациями. В начале всего и прежде всего, настаивает мастер, изучи, не пропусти жизнь.
Опасность пренебречь жизненной наблюдательностью в пользу «театральных» ассоциаций станет яснее, если ещё раз вспомнить о своего рода «вторичности» искусства сцены. Ведь непосредственным поводом для творчества театра служит не само жизненное явление, не сама жизнь (как это происходит в литературе, живописи, музыке, поэзии), а уже чьё-то творчество, чей-то художественный рассказ о жизни. Актёр, в отличие от писателя, художника, композитора, начинает свою работу не «с пустого места». Именно это обстоятельство создаёт то обманчивое для актёра впечатление, что творческий процесс уже начался.
Однако представление об образе возникает у любого читателя. Каждый человек, познакомившись с драматургическим произведением, «видит» перед собой его героев. Различие состоит лишь в том, с какой эмоциональной силой возникло это видение и способен ли человек довести свои впечатления до ощущения реальности или, как го-ворит Немирович-Данченко, «представить себе образ совсем живым человеком».
Схематизм на сцене появляется в том случае, когда актёр, пользуясь фантазией автора, не считает нужным или не умеет «обмакнуть» авторский рассказ в живую действительность. Актёр должен как бы заново в самой жизни найти, отыскать, открыть для себя то, о чём написал автор. Иначе, даже следуя авторским указаниям, исполнитель обязательно попадёт в плен литературных представлений.
«Не спеши к сценическому образу...» — одно из важнейших предостережений, советов, которые мастер делает своим ученикам. Это замечание определяет и основной принцип начальных репетиций. Работа над ролью, учит Пыжова, заключается и состоит в постепенном, последовательном вхождении в авторский материал. Создание роли — это процесс. В этом суть системы Станиславского.
Начинающему актёру чаще всего как раз и свойственно стремление к сценическому результату, с первых шагов он уже представляет себя одетым и загримированным. Именно это нетерпение дилетанта и выдаёт его: он хочет сразу играть и намерен поскорее проскочить скучный, на его взгляд, подготовительный период.
Отвлечь внимание ученика от мыслей о результате, перенаправив его интерес в область изучения жизни, — первая задача преподавателя.
Если талантливый писатель станет рассказывать вам историю жизни какого-нибудь лица, посвятив вас в самые сокровенные его помыслы, подробно описывая его привычки, движения, жесты, вам не удастся отгадать, существует ли в действительности такой человек или это плод воображения художника.
И режиссёр должен уметь так рассказать о роли, чтобы артист ум и дел, ощутил, угадал, наконец, узнал черты живого лица. Литературный персонаж оживает, он живёт рядом с вами, его можно встретить на улице. А иногда благодаря рассказу режиссёра этот воображаемый человек открывается исполнителю в его собственной индивидуальности.
Всё, что входит в понятие создания образа, — выяснение ли черт характера, природы поступков или определение сценического действия должно быть выдержано в духе разгадывания не выдуманных автором, а происходивших на самом деле событий. Вот эта вера в реальность жизни персонажа, это убеждение, что герой пьесы не на-писанный на бумаге литературный образ, а живой, из плоти и крови человек, — первое условие, по убеждению Пыжовой, актёрского творчества, его главный манок. В самом слове перевоплощение, на котором построено искусство театра, отчётливо слышится слово плоть, то есть ж и ной организм, в который каким-то чудесным образом надо суметь перейти, переселиться. И для этого, прежде всего, необходимо ощутить ту плоть такой же конкретной и осязаемой, такой же достоверной, как I ною собственную.
Предлагая актёру не спешить, мастер как бы хочет успокоить его побуждённое воображение, собрать его разбросанное внимание. Создать образ, терпеливо объясняет ученикам педагог, — это значит выполнить множество различных маленьких задач самого разнообразного характера, а сами задачи порой неожиданны, и актёру предстоит ещё тщательно выбирать, отыскивать, определять. Будущему исполнителю роли прежде всего необходимы спокойствие, сосредоточенность, даже хладнокровие.
- На кого из твоих знакомых, из тех, кого ты хорошо знаешь в жизни, похож твой герой? Можешь ли вспомнить аналогичный случай? В своей жизни ты встречался с этим явлением? Если не можешь сразу припомнить, то подумай, поищи...
Мастер предлагает для начала искать в собственной жизни, в своём личном опыте отклик на драматургическое произведение, на поставленные в нём вопросы.
— Собирай по крохам, как происходит в жизни то, о чём написал автор, — учит Пыжова будущего актёра.
«По крохам», то есть пристально, пристрастно изучи всё, что хотя бы косвенно может пролить свет на жизнь персонажа; здесь нельзя торопиться, суетиться, спешить. Работа над образом начинается у Пыжовой с воспитания внимания и интереса, прежде всего, к самой жизни.
К сценическому образу не следует спешить и потому, что пока ещё неизвестно, какую именно театральную форму приобретёт найденное и накопленное, во что конкретно выльются длительные поиски. Узнать об этом дано лишь тогда, когда будут прожиты все звенья творческого процесса.
Конечно, задумывающий работу режиссёр или педагог не может не видеть внутренним взором некие общие, а иногда и подробные контуры будущего театрального представления — бесцельный, лишённый дальней перспективы разбор произведения теряет какой бы то ни было художественный смысл; режиссёр не имеет, так сказать, творческого права не предчувствовать пластического решения своего создания, но оно, это решение, до поры до времени должно оставаться в глубоком секрете от исполнителей. У хорошего режиссёра, по мнению Пыжовой, помимо стремления заразить актёров своим замыслом существуют и режиссёрские тайны, которые он не спешит «выдать» артистам.
Начинающий актёр должен совместно с педагогом, отбросив в сторону заботы о конечном результате, полностью отдать себя изучению характера своего героя. Исполнителю предстоит провести глубокое и всестороннее исследование образа, проникнуть в «тайник» его души, отыскать сокровенную цель, которая диктует герою поступки, иногда на первый взгляд и не логичные.
— О человеке, которого играешь, надо знать всё, что поможет
определить существо характера.
Что же значит это «всё»? Здесь важны не только главные, основные, ведущие черты характера; не менее плодотворно знание маленьких бытовых деталей, незаметных примет каждодневное. Так же, как артист знает себя, так же хорошо он должен знать своего героя. Это всезнание крайне необходимо для ощущения «плоти» роли, для того чтобы исследование характера шло по «живому следу», а не по схеме...
Вот вопросы, которые задала Пыжова участникам спектакля «Трудовой хлеб» А. Н. Островского. Напомним, что героиня пьесы Островского зарабатывает на жизнь шитьём. Её отец, Корпелов, даёт уроки, и труд есть основа их жизни.
- Наташа, какое последнее платье ты себе сшила? Ситцевое или
бархатное? Какой у тебя вкус?
- Корпелов, сколько у вас пар брюк — одна пара или больше? Где они висят — за ширмой или ещё где-нибудь? Есть ли у вас выходной костюм? Переодеваетесь ли вы, когда идёте преподавать?
Студенты растерянно смотрели на педагога, не зная, что отвечать. Они не удивлялись простоте и подробности вопросов, но только теперь поняли, что этого нельзя не знать, что без этих знаний роль не своя, посторонняя. Диагноз ошибки, указание на самые, казалось бы, незначительные просчёты имеют огромный практический смысл.
- Пока не узнаешь, из какого ты города (по пьесе), работа не сдвинется с места.
Итак, источником необходимой актёру информации, напоминает
Пыжова, должна быть сама жизнь, потому что таково требование автора к исполнителю.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования