Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!
Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.
- Театр без условий: опыт режиссерской практики
- Мотивация от противного
- Бегство от себя
- Фантазия и «фантазийность»
- Отбор
- Критерии отбора: выразительность
- Влюбленность в пьесу: ужаление и сверхзадача
- Игра и ее смысл
- Отношения со временем
- Вечность ценностей и современность прочтения
- Искренность выбора и современность анализа
- Сверхзадача как обострение обстоятельств
- Возвращая жизнь термину
- Как же написано у автора?
- Война культуры и искусства
- «Дело не в старых и не в новых формах»
- Политический театр
- Работа с текстом
- «Враг народа». Работа над сюжетной линиеЙ
- «Враг народа». Поиск формального решения
- Возможности планировки
- Игра без условий
- Через человека на сцене. Актер
- Речь и мысль
- Глоссарий
- Литература
- Тренинг
- Все страницы
ВОЙНА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Некоторые зрители стремятся избегать конфликтных, спорных спектаклей. Приходя увидеть маленькую модель вселенной, которой является каждый спектакль, они в то же самое время хотят, чтобы в этой модели не было никаких сложных вопросов и предмета для дискуссии и размышления. То есть, чтобы модель реальности была заведомо нереалистичной.
Между тем, искусство обречено быть провокативным по отношению к устоявшимся представлениям. В этом оно является прямой противоположностью культуры, с которой находится в вечной войне на уничтожение.
Это утверждение лишь на первый взгляд может показаться мудрёным парадоксом. В действительности, речь идет об извечном конфликте старого и нового, обогащающем человечество.
Что такое культура? Существует множество определений этого понятия, но самым точным и одновременно всеохватывающем я считаю следующее: «культура — это набор норм и образцов».
Это определение включает в себя все формы культуры. И классические произведения искусства, и культуру поведения, и культуру ремесленную, и сложившиеся политические традиции, и многое другое.
А что же в таком случае означает слово «искусство»? Оно имеет общий корень с «искушением» и этот корень — искус. Искусство - провокация, дерзновение, слом канонов, попытка создания принципиально нового, шаг в небывалое и неизведанное.
Культура подобна крепости на холме, на штурм которой идет искусство, рассчитывая вытеснить существующие нормы и образцы и заменить их собой. 90% произведений погибнут на этом пути и их трупы унесет река времени. Но 10% дойдут до цели, вытеснят противника и... займут его место. Перейдут на противоположную сторону и будут в числе прочих норм и образцов сражаться с новым, неизведанным и кощунственным.
Конечно, это такая борьба нанайских мальчиков. Тот же пример с Мольером и Бомарше, про отношение общества к заключению брака без согласия старших, прекрасно иллюстрирует эту борьбу искусства за вытеснение старых культурных норм и свое превращение в новые, которые немедленно покидают территорию творчества.
Дело лишь в степени радикализма того или иного художника. Важно не стричь всех под одну гребенку, чтобы возможность выбора меры в этом радикализме была у каждого своя, лично для себя.