Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!
Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.
- Театр без условий: опыт режиссерской практики
- Мотивация от противного
- Бегство от себя
- Фантазия и «фантазийность»
- Отбор
- Критерии отбора: выразительность
- Влюбленность в пьесу: ужаление и сверхзадача
- Игра и ее смысл
- Отношения со временем
- Вечность ценностей и современность прочтения
- Искренность выбора и современность анализа
- Сверхзадача как обострение обстоятельств
- Возвращая жизнь термину
- Как же написано у автора?
- Война культуры и искусства
- «Дело не в старых и не в новых формах»
- Политический театр
- Работа с текстом
- «Враг народа». Работа над сюжетной линиеЙ
- «Враг народа». Поиск формального решения
- Возможности планировки
- Игра без условий
- Через человека на сцене. Актер
- Речь и мысль
- Глоссарий
- Литература
- Тренинг
- Все страницы
«ДЕЛО НЕ В СТАРЫХ И НЕ В НОВЫХ ФОРМАХ»
Тот же Тригорин в «Чайке» говорит фразу, мудрость которой, по моему мнению, недооценена: «ведь всем хватит места, и новым и старым, — зачем толкаться?» И Треплев придет в последнем действии чеховской пьесы к схожей мысли: «я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».
Именно об этом я думаю, глядя на ожесточенные схватки последнего времени между театральными консерваторами и новаторами, особенно когда обе стороны прибегают, порой, к административным рычагам и ресурсам.
Будучи по личной театральной вере в вопросах организации театрального дела скорее консерватором и из своего независимого театра очень хорошо видя все достоинства и преимущества театра репертуарного, я одновременно выше всего ставлю свободу творчества.
Я очень рад, что моя творческая совесть совершенно чиста и в моем скромном списке постановок ни разу до сих пор не нашлось места для компромиссов и производственной необходимости. И одновременно я с огромным почтением думаю о больших государственных театрах, особенно когда вручную приходится перевозить костюмы или реквизит для спектакля. Вот так встанешь на улице передохнуть, поставишь сумку и думаешь о репертуарном театре с особенной нежностью...
И странно мне слышать критику государственного репертуарного театра из уст людей, которые его не покидали.
Сидит во мне страшный бес противоречия: не люблю людей, считающих, что совершенно точно знают, как надо работать и поступать всем на свете. Вот я не скрываю, что всё написанное мной здесь — применимо лишь к тем, кто захочет к себе применить мои писания. А остальные пусть живут и работают как им шут на душу положит. Поэтому в кругу консерваторов ужасно хочется отстаивать право художника на любую радикальную акцию, поставить какую-нибудь обнаженку с нецензурщиной. А в кругу радикалов от искусства отчаянно начинаю тосковать по «театру с колоннами», хорошо поставленным голосам актеров, медленно гаснущим свечам бельэтажа, шепоту помрежа по трансляции, пыли кулис и бархату занавеса.
Я полагаю, что схватка направлений и организационных форм театра должна идти прежде всего на сцене и такое соперничество в конечном счете очень многое способно дать зрителю, тогда как административная борьба и интриги его обкрадывают.
Самый яркий и трагический пример такого обкрадывания — советский театр, когда система, установление которой так приветствовали Мейерхольд и другие театральные «левые» и с которой они связывали свои надежды на борьбу с МХТ- и Малым, того же Мейерхольда и его театр в итоге и уничтожила страшным образом.
Поэтому и сейчас у меня довольно нерадостный прогноз в том, что касается развития театра. Я полагаю, что сценарий уже определен, актеры (особенно на роли современных Мейерхольда и Таирова) отобраны и утверждены.
Сперва новаторы помогут, по скудоумию, облегчить ношу бюджета, сбросив с воза сколько возможно театральных коллективов и с помощью их оптимизации расходы на театры заметно уменьшатся. И потом, когда грязная работа будет сделана чужими руками, а все каштаны из огня вытащат, тогда- то, к глупой и подлой радости завистливых противников, на новейших «формалистов» повесят всех собак — и организационных, и эстетических. И мы, сделав огромный шаг назад, вернемся под предлогом защиты традиций и духовности куда-то в период сталинской примитивной архаики, «малокартинья» и «омхачивания».
В прошлом веке эта архаизация уже привела к существенному отставанию отечественного художественного мышления в целом ряде видов искусства. В качестве ведущего показов и обсуждений в одном из киноклубов Москвы, я, увы!, убедился в этом отставании, видя недопонимание некоторыми даже вполне интеллигентными зрителями многих фильмов ведущих мировых кинорежиссеров последних десятилетий.
Не хотелось бы в будущем повторения этих ошибок, ко всему прочему еще и организованного по недомыслию самими деятелями искусства и работниками культуры из обеих эстетических и идеологических группировок.