Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей в первую очередь дать детям знания, научить их читать, писать, считать. Но ведь не менее важно научить их чувствовать, думать, творить, сопереживать. Сегодняшние дети знают и умеют гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, с легкостью осваивают работу на компьютере, но при этом все реже восхищаются и удивляются. Все чаще проявляется равнодушие, интересы детей ограниченны, а игры однообразны. В основном ребенка окружают отрицательные, тревожные, раздражающие явления. Не здесь ли скрыт источник многих бед, таких, как агрессивность, различные комплексы, неумение строить отношения со сверстниками?
Радует, что увеличивается количество родителей, которые задумываются над происходящим и стремятся к тому, чтобы их ребенок развивался не только в информационно-компьютерной среде. Растет интерес к дополнительному образованию. Все большее значение в области такого образования детей приобретают детские школы искусств.
Каждое из отделений таких школ имеет свои преимущества, но театральное благодаря синтетической природе искусства театра предоставляет учащимся наибольшие возможности для развития творческих и воспитания креативных способностей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Для ребенка актера, как и для ребенка зрителя, это в первую очередь мир сказок, тайн и волшебства. Это страна, где правит Добро. Это путешествие, возвращаясь из которого он уносит в своей душе самые светлые чувства. А для ребенка-актера это еще и благоприятная среда для самовыражения и самореализации, возможность «найти себя», преодолеть свои комплексы и страхи.
На театральном отделении школы искусств существует своя специфика. Из 10—12 выпускников свое профессиональное обучение продолжают 2 человека. Остальные учатся в школе искусств для общего эстетического и творческого развития. Поэтому основной целью обучения является формирование театральными средствами творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни.
Как достичь этой цели? Каждый педагог ищет свой ответ на этот вопрос. В ДШИ № 19 г. Кемерова театральное отделение существует уже 20 лет.
Многое было испробовано, прежде чем мы нащупали свой путь, встали на него и вот уже в течение 10 лет успешно по нему следуем.
Программа обучения в нашей школе построена таким образом, что в течение каждого года обучения (а их шесть) ребенок открывает для себя все новые стороны творческой деятельности. Пробует себя в разных жанрах, не боится осваивать новые направления, определяет свои склонности. Для этого в структуре образования выделены 2 ступени: 1-я ступень — 10-12 лет, 2-я ступень — 13-17 лет. Несмотря на общность конечной цели, каждая ступень обучения имеет свои задачи, что связано и с возрастными возможностями учащихся, и со степенью овладения учебным материалом.
 

Структура

образовательной

программы
1-я ступень «Основы мастерства актера с куклой» (для детей 10-12 лет) 2-я ступень «Основы мастерства драматического актера» (для детей 13-17 лет)
Цели: Создание атмосферы радости детского творчества, выявление склонностей детей и развитие их творческих способностей Формирование креативной творческой лич­ности, способной к самообразованию, само­развитию и самореализации

Задачи:

дидактические

развивающие

воспитательные

Знакомство со спецификой работы актера-кукольника, овладение навыками работы с куклами разных систем;

развитие основных психических процессов и качеств: памяти, внимания, наблюдатель­ности, фантазии, воображения, смелости публичного самовыражения, развитие речевого и физического аппаратов;

воспитание актерской и зрительской культуры, умения внимательно относиться к работе товарищей, стремления к кон­структивному взаимодействию

Овладение основными элементами системы Станиславского, приобретение профессио­нальных актерских навыков;

Формирование эмоционально-образного восприятия окружающего мира. Развитие основных психических процессов и качеств. Снятие внутренних зажимов, выработка сме­лости публичного самовыражения;

Воспитание навыков анализа собственной работы и работы партнеров на сцене, чувства ответственности перед коллективом, приоб­ретение опыта работы перед зрителем

Задачи:

дидактические

развивающие

воспитательные

Основная дисциплина: овладение техникой работы с куклами разных систем, знакомство с созданием сценического образа.

Сопутствующие дисциплины: сценическая речь;

декоративно-художественное оформление спектакля;

беседы по истории кукольного театра

Основная дисциплина:

приобретение профессиональных актерских

навыков, активная концертная деятельность.

Сопутствующие дисциплины:

сценическая речь;

сценическое движение;

история театра
Результативность Становление детского коллектива на основе толерантности, взаимодействия в условиях психологически комфортной образователь­ной среды. Формирование основ творче­ских навыков, инициативности, знания общественной значимости театрального искусства и своего места в нем

Сформированность ценностных ориентаций, связанных с приоритетным значением для личности идей творчества, духовности, куль­турных традиций; компетентности в области театрального искусства

 


Спецификой 1-й ступени обучения (1—2-й классы театрального отделения) является то, что ученики овладевают техникой работы в жанре кукольного театра. Введение «Основ мастерства актера с куклой» как части учебного плана театрального отделения школы искусств обусловлено тем, что в кукольном театре дети могут выразить свои актерские способности, не зажимаясь, не боясь открытой сцены и глаз зрителя.
В течение двух лет дети учатся работать с различными видами кукол, начиная с наиболее простой — перчаточной, — и заканчивают обучение, получая навыки работы в паре с партнером при управлении напольными куклами. В зависимости от состава группы учащихся с целью максимального раскрытия их способностей на втором году обучения педагог может выбирать различный тип кукол при постановке спектакля: тростевые, напольные, теневые и т.д.
Параллельно с основной дисциплиной «Основы мастерства актера с куклой» идет изучение «Истории кукольного театра». Практическому освоению кукольного мастерства служит и такой предмет, как «Декоративно-художественное оформление спектакля». Учащиеся приобретают практические навыки в изготовлении кукол, постигают устройство кукол разных систем, учатся бережному отношению к кукле, в частности, и всему театральному имуществу в целом, знакомятся с технологиями изготовления декораций, применяют полученные навыки при подготовке оформления спектакля, что делает их активными участниками его создания.
Таким образом, 1-я ступень образования представляет собой законченную структуру, создающую базу для 2-й, более сложной ступени. Полученные за два года навыки дают возможность легко и органично перейти к освоению мастерства драматического актера.
я ступень (3—6-й классы театрального отделения) состоит из четырех лет обучения и посвящена овладению «Основами мастерства драматического актера». Последовательность распределения учебного материала такова, что в течение первого года обучения предмету ученики открывают для себя действие как основной материал актерского мастерства. В течение второго года учатся активно взаимодействовать с партнером, осознают, что выразительность и яркость поведения — основа выступления актера перед зрителем. Третий год посвящен знакомству с технологией создания сценического образа. Четвертый год подводит теоретический и практический итог обучения.
Большое значение для воспитания внешней актерской техники имеют сопутствующие театральные дисциплины «Сценическая речь» и «Сценическое движение». Изучение курса «Беседы по истории мирового театра» расширяет кругозор учащихся, дает возможность разбираться в основных закономерностях развития театрального искусства; знакомит с выдающимися произведениями мировой драматургии, творчеством выдающихся драматургов, режиссеров и актеров.
Обучение театральному искусству немыслимо без практической деятельности. Возможность выйти на сцену — одна из основных причин, по которой дети приходят учиться на театральное отделение. Учиться для развития своих способностей — эта мысль для студентов или учащихся старших классов. Для детей младшего и среднего возраста - это желание показать себя, свои умения и отличие от других. Ребёнок должен быть запрограммирован на успех. Получив одобрение публики, ученик получает мотивацию для дальнейших, более сложных творческих работ. Задача педагога — создать для детей возможность такого успеха. Этого можно достичь с помощью верно подобранного сценического материала, удачно придуманной формы спектакля, которая будет интересна и актерам, и зрителям, даст возможность импровизировать, совершать творческие находки. В работе над спектаклем проявляется дифференцированный подход к ученикам. Кто-то осилит только эпизодическую роль, кто-то способен на большее. Но каждый ребенок знает, что главная роль в течение обучения хоть раз достанется каждому. «Нет маленьких ролей — есть маленькие актеры». Эту истину постигают в процессе обучения все ребята.
На театральном отделении ДШИ № 19 существует детский театр «Перекресток». Представленная двухступенчатая структура обучения расширяет творческие возможности коллектива, дает учащимся возможность работать и в кукольном, и в драматическом жанрах.
Широкую концертную деятельность ребята начинают уже на первом году обучения. Публика, на которую рассчитаны выступления, растет вместе с актерами, сначала это детские садики. Сказки, поставленные на 3-м курсе, предназначены учащимся 4—6-х классов. Спектакли старших курсов могут быть одинаково интересны и школьникам, и людям старшего возраста. Выезды со спектаклями в детские сады, школы способствуют приобретению сценического опыта, воспитывают желание совершенствоваться от спектакля к спектаклю, приучают анализировать свою работу и работу своих партнеров.
В связи с этим огромное воспитательное и обучающее значение имеет подбор репертуара. Тематика проблем, поднимаемых в пьесах, вырабатывает гражданскую позицию, создает ценностнодуховную основу личности, способствует патриотическому воспитанию. По мере освоения программы ребята начинают понимать мотивацию тех или иных поступков героев театральных постановок, могут объяснить их действия, учатся быть терпимее, понимать и принимать себя, а также тех, кто их окружает: сверстников и взрослых.
В репертуар обязательно включается работа с отрывками из произведений классики, стихотворными произведениями разных жанров, сказками и пр. Отдельный жанр, формирующий художественный вкус, прививающий любовь к звучащему слову и хорошей литературе, — жанр литературномузыкальной композиции. Создаваемая на основе стихов, отрывков прозы, документальных материалов, композиция может быть посвящена творчеству какого-либо автора, либо знаменательному событию, либо исследованию нравственных проблем. Все это дает огромный толчок расширению кругозора и сферы познавательных интересов.
Освоение содержания программы обучения создает условия для развития творческого, коммуникабельного, инициативного человека, имеющего осознанные интересы, разносторонние знания и умения в области театрального искусства и культуры, способного применить их на практике. Все это способствует личностному саморазвитию учащихся, осознанию ими самих себя и своего места в обществе.

Юлия Алексеевна БАБИНА, преподаватель театральных дисциплин детской школы искусств № 19 г. Кемерова
Детский театральный журнал №4, 2011

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования