Общение

Сейчас 747 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Рабочее место постижера должно быть оборудовано и оснащено комплектом инструментов и приспособлениями, необходимыми для выполнения соответствующих технологических операций. Обычно в этот комплект входят: плоскогубцы, карда, ножницы, щетка или кардолента, расческа металлическая, брусок, иголки швейные, крючки разных размеров, щипцы, электрическая щипцегрелка, сантиметровая лента, карандаш мягкий черный, булавки, наперсток обыкновенный и деватье, веретено, утюг, бритва, бигуди, тресбанк, струбцины, подставки для форм, формы и т. д.

Для выполнения работ на рабочем месте мастера, выполняющего подготовительные операции, должны быть: мотовило, стиральная машина с центрифугой, установка для промывки и окраски волокна, вспомогательных материалов, ванночки для окрашивания натуральных волос, сушильный шкаф, карда, утюг, коклюшки, перчатки резиновые, термостат, весы, газовая или электрическая плита, кисточка или вата для тампонов.


 

Веретено. Веретено (рис. 7) предназначено для изготовления кос. Оно состоит из струбцины 1 со стойкой, неподвижной оси 2 корпуса 3 с металлическими шарами 4 и специальной катушки 5.

 

 

При помощи струбцинок веретено крепят к рабочему столу. В верхней части стойки имеется разьбовое отверстие, в котором укреплена неподвижная ось. На оси на двух шарикоподшипниках смонтирован корпус.
Для большей инерции при вращении па корпус навинчиваются четыре металлических шара. В корпусе установлена специальная катушка, на которую наматывается тесьма. Необходимое количество тесьмы для изготовления косы предварительно сматывают с катушки, протаскивают через отверстие в корпусе и сквозное отверстие в оси. Корпус вращают вручную. При этом происходит скручивание тесьмы. Масса веретена 1,8 кг. Формы. При изготовлении постижерных изделий применяют различные формы. Они бывают пенопластовые, резиновые, пробковые, деревянные и др. Для демонстрации париков, а также для их оформления обычно используют пенопластовые и резиновые формы. Для изготовления париков, накладок, шиньонов и других изделии чаще применяют деревянные и реже пробковые формы.
Деревянные формы делают из мягкого сухого выдержанного дерева (например, липы). Форма имитирует голову человека. Наиболее распространенные размеры форм 53—59 см. Формы должны быть изготовлены точно по размеру, гладко оструганы и не иметь трещин и щелей. От качества обработки в большой степени зависит правильная конфигурация изготовленного на ней парика.

Карда (рис. 8). Инструмент для первичной обработки остриженных волос, предназначенный как для расчесывания спутанных волос, так и для смешивания волос различных оттенков (мелирования). Карда представляет собой обитую белой жестью дощечку размером 10X20X2 см с выступающими вертикально стальными зубьями длиной 5—6 см. Бывают карды и других размеров. Сечение зубьев овальное, концы их сточены на конус. Расстояние между зубьями 3—5 мм. Карду прикрепляют к крышке постижерного стола специальными металлическими струбцинами (рис. 9).

Волос расчесывают путем протягивания отдельных прядей через острые зубья карды. Одновременно карда является «складом», из которого берут тонкие прядочки волос для плетения треса и тамбуровки парика крючком.
При большом объеме постижерных работ применяют карду большего размера с частыми зубьями, которую обычно прибивают к столу.
Тресбанк (рис. 10). Основное приспособление для тресования волос, предназначенное для плетения треса, который идет на изготовление париков, шиньонов и кос. Тресбанк состоит из двух деревянных или металлических стоек (длиной 30—40 см, диаметром 3 см) и двух струбцинок, крепящих стойки к столу.

На одной из стоек находится штырь для закрепления нити, а на другой — три отверстия, в которые вставляют колки. Минимальное расстояние между стойками тресбанка при работе—60 см.
Струбцинки надо прикреплять к столу на расстоянии 60— 100 см друг от друга и вставлять в них стойки тресбанка. На левой стойке имеется штырь, а на правой — три колка для намотки нитей. Чтобы намотать нити на колки, следует вынуть их из отверстий стойки, затем, держа колок правой рукой, левой туго намотать нити по часовой стрелке на каждый из них, после чего колки опять вставить в определенные отверстия стойки. В левую руку следует взять концы трех нитей, протянуть их к левой стойке и закрепить на штыре. Поворачивая колки вправо, равномерно и туго натянуть все нити. Затем вытащить нижний колок из отверстия стойки и на расстоянии 7—10 см от левой стойки закрепить все нити тройным узлом. После этого вставить колок в отверстие и подкрутить до равномерного натяжения всех
ниток. Для получения прочного треса рекомендуется применять капроновые нитки.
Мелкие инструменты. Для изготовления постижерных изделий необходим набор разнообразных мелких инструментов, имеющих различное назначение. К этим инструментам относятся: плоскогубцы, кусачки, булавки для крепления монтюра к форме, легкий молоток, сантиметровая лента, ножницы, щетка, расческа, наперсток обычный и деватье, крючки для тамбуровки волос, мягкий черный карандаш и др. Кроме того, для крепления формы применяется шарнирное устройство (рис. 11).

Из перечисленного мелкого инструмента следует обратить особое внимание на специальные крючки для тамбуровки волос (рис. 12).

Крючки по своему размеру делятся на пять видов и отличаются размерами бородки. Изготавливают крючки из тонкой стальной проволоки с остро заточенным и тщательно отполированным концом бородки.
Крючок закрепляют в короткой деревянной ручке или металлической цанге.
 


 

Искусственное волокно впервые было изготовлено в 80-х годах прошлого века. Оно было получено путем химической переработки хлопка. Вначале искусственные волокна изготовляли только путем переработки природного сырья, имеющего волокнистую структуру. Исходным материалом были короткие хлопковые волоконца. Искусственное волокно по химическому составу ничем не отличалось от хлопковой целлюлозы и представ-ляло собой длинные блестящие нити.
Синтетическое волокно нейлон было получено в 1938 г. В качестве сырья был использован уже не природный волокнистый материал, а синтезированный из простых веществ полимер с волокнообразующими свойствами.
В настоящее время синтезировано огромное количество высокомолекулярных соединений, из которых изготавливают искусственные и синтетические волокна с различными физико-химическими свойствами.
Химическими волокнами называются волокна, полученные путем переработки природных или синтетических высокомолекулярных соединений. В зависимости от природы исходного полимера химические волокна разделяют на искусственные и синтетические.
К искусственным относятся волокна, полученные химической переработкой природных высокомолекулярных соединений. К этому классу принадлежат, например, волокна, вырабатываемые из целлюлозы; вискозное медно-аммиачное и ацетатное).
К синтетическим относятся волокна, полученные из синтетических полимеров. В зависимости от строения макромолекулы эти волокна в свою очередь подразделяют на гетероцепные и карбоцепные.
К гетероцепным относятся волокна, полученные из полимеров, макромолекулы которых кроме атомов углерода содержат в основной цепи другие элементы: кислород, азот, серу и др.
К карбоцепным относятся волокна, полученные из полимеров, у которых цепи макромолекулы построены только из атомов углерода.
Из гетероцепных синтетических волокон наибольшую известность приобрели полиамидные и полиэфирные, а из карбоцепных — полиакрилопитрильные, поливинилхлоридные и т. д.
Для специальных целей изготовляют моноволокно, т. е. нить, состоящую из одного элементарного волокна и образующуюся из струйки растворенного или расплавленного полимера. Моноволокна сравнительно большого диаметра используют, например, в качестве щетины (в зубных щетках и др.), небольшого диаметра — для изготовления постижерных изделий (к таким волокнам относятся канекалон, лафин и др.).
Синтетические волокна, обладающие высокой прочностью, иногда выпускают в виде очень тонкого моноволокна.
В настоящее время для изготовления постижерных изделий в больших количествах используют специально разработанные для этих целей искусственные волокна: канекалон, лафин, кералан, элюр, динель и др.
Все эти волокна имеют свои достоинства и недостатки и отличаются лишь химическими дополнителями и формой поперечного сечения. Синтетические волокна — заменители натуральных волос — должны имитировать натуральные волосы как по естественному блеску, цвету, так и на ощупь; сохранять цвет и форму завитков после мытья.
Поступающие в постижерное производство волокна — заменители натурального волоса — можно отнести к трем основным группам: акриловые, виниловые и полиамидные.
Акриловые и модакриловые волокна (динель и канекалон) не выдерживают температуру свыше 60° С, поэтому парики из таких волокон не рекомендуется мыть горячей водой.
Виниловые волокна редко используют для изготовления париков, так как после мытья они теряют волнистость.
Полиамидные волокна отличаются высокой жаростойкостью (до 200° С), поэтому парики из них удобно завивать щипцами.
Когда говорят о качестве волокон, то подразумевают комплекс показателей, определяющих потребительскую и эксплуатационную ценность получаемых из них изделий.
При изготовлении париков необходимо учитывать эстетические требования, предъявляемые к их внешнему виду. Следует помнить, что в зависимости от условий эксплуатации отдель-ные физико-химические показатели различных волокон и изделий из них изменяются неодинаково. Поэтому для характеристики потребительских свойств волокон пользуются результатами опытных эксплуатационных испытаний изделий, проведенных в определенных стандартных условиях.
В нашей стране для изготовления постижерных изделий в основном используют искусственные волокна канекалон и лафин.
Канекалон — специальное химическое волокно, предназначенное для изготовления париков, шиньонов и прочих постижерных изделий. Волокно канекалон выпускается 42 цветов. При смешивании волокон можно получить большое количество цветовых оттенков, удовлетворяющих самые различные вкусы.
Канекалон очень хорошо поддается термической завивке. Тепловая обработка волокна длится 45 мин при температуре 95—100° С. Тщательное соблюдение режимов обработки крайне важно для получения качественной завивки.
Канекалон имеет неровную поверхность и в связи с этим парики из него имеют блеск естественных волос.
Большинство синтетических волокон в сечении имеют круглую форму, за исключением волокон, специально разработанных для постижерных изделий. Например, канекалон в сечении имеет подковообразную форму. Характерно, что в отличие от натурального волоса волокна канекалон не путаются. Парики из канекалона хорошо моются, не путаются после мытья, легко расчесываются. Рекомендуется после мытья прополоскать парик в растворе антистатического препарата.
Удельная масса искусственных волос ниже, чем натуральных. Так, удельная масса натуральных волос равна ] ,32, удельная масса канекалона — 1,28.
Лафин — волокно, обладающее большей термостойкостью и более высоким содержанием акрила, чем любые другие модакриловые волокна.
Лафин хорошо окрашивается в любой цвет. В настоящее время выпускается волокно 25 стандартных цветов. Цвет парика, изготовленного из лафина не блекнет под действием света, тепла и воды.
В поперечном разрезе это волокно имеет почти такую же вытянутую форму, как и натуральный волос. Это придает парику из лафина гладкость, красивый блеск и делает его похожим на натуральные волосы.
Лафин эластичен и прочен, поэтому волосы из него не ломаются при расчесывании. Парик из лафина легко начесать и расчесать. Это волокно не расщепляется, и его концы не путаются. При завивке этого волокна требуется температура 105—110° С, что говорит о его большой термостойкости.
Все эти качества лафина позволяют широко применять его для производства постижерных изделий.
Для изготовления постижерных изделий применяется также отечественное матированное полиамидное моноволокно капрон метрического номера 150—200. Толщина этого моноволокна равна средней толщине человеческого волоса. Сырые волосы в виде мононитей перед использованием подвергают специальной обработке, в результате которой они приобретают необходимые свойства. Технологический процесс обработки моноволокна кап-рон будет рассмотрен в следующей главе.
Для изготовления париков, шиньонов, кос, накладок требуются самые различные основные и вспомогательные материалы; тюль, тесьма, красители, клей, антистатические препараты и многое другое.
Несмотря на то что в настоящее время большое распространение при изготовлении постижерных изделий получили материалы синтетического происхождения, натуральные материалы (хлопчатобумажные тюль, тесьма и др.) все еще широко используются постижерными предприятиями.
Поэтому ниже будут рассмотрены материалы не только самые современные, но и те, которые в силу необходимости и специальных требований до настоящего времени все еще применяются.
Тюль — применяют для изготовления основы парика (монтюра), к которому прикрепляют волосы. Тюль для париков представляет собой гладкую сетчатую ткань, изготовленную из хлопчатобумажной крученой пряжи. Число ячеек — 30—47 на 1 см2.
Тесьма — используют для окантовки монтюра (в соответствии с заданными размерами парика). При построении монтюра тюль крепят к тесьме, что способствует сохранению формы и придает устойчивую жесткость монтюру. Тесьма — это плотная малорастягивающаяся лента шириной 12—14 мм из хлопчатобумажной пряжи.
Газ-сито — нашивают на теменную часть монтюра парика на месте пробора. Газ-сито представляет собой ткань с мелкими квадратными отверстиями; вырабатывается из суровой крученой пряжи и натурального шелка.
Нитки — используют для изготовления монтюров обычные хлопчатобумажные швейные № 40, 50, 60. Нитки подбирают в тон волос парика.
Красители — предназначены для окраски натуральных и искусственных волос, а также тюля, ленты и газ-сита. Необходим набор красителей, позволяющих окрасить материалы во все необходимые цвета. Практически полную гамму натуральных цветов от черного до русого можно получить, пользуясь комбинациями из трех прямых водорастворимых красителей, выпускаемых отечественной промышленностью: черного 3 (ГОСТ 925—41), коричневого КХ (ГОСТ 5690—51), коричневого ЖХ (ГОСТ 5109—49).
Желатин — необходим при построении монтюра парика. Тюль после крашения пропитывают клеящим составом и затем сушат. Для пропитки используют фото- или пищевой желатин соответствующей концентрации. В пропиточный раствор перед работой добавляют двухромовокислый аммоний, который делает желатин нерастворимым. Кроме желатина для придания тюлю жесткости применяют латексную эмульсию, которую разводят в воде до необходимой концентрации.
Антистатический препарат ОС-20 предназначен для обработки искусственных волос; препятствует накоплению статического электричества на волосах при расчесывании их после окончательного формирования прически. Препарат представляет собой желтоватую мазеподобную массу, хорошо растворимую в теплой воде. Обработка волос водным раствором препарата слабой концентрации предусматривается как заключительная операция после крашения и промывки.
В последнее время большое распространение в постижерном деле получили специальные жесткие и эластичные ткани, представляющие в своей основе сетку. Эти ткани способствуют лучшему воздухообмену между кожей головы и окружающей средой. Все они имеют синтетическое происхождение, износостойки, не поддаются гниению и долго сохраняют первоначальный вид. Кроме того, синтетические ткани обладают очень важным свойством — не садятся после мытья парика.
Основным сырьем для изготовления специальных сеток с различным размером ячеек, а также тесьмы является нейлон.

 


 

Отечественная промышленность выпускает для технических целей матированное моноволокно капрон метрического номера 150—200, которое после соответствующей обработки используется для изготовления постижерных изделий.
Обработка искусственных волос несколько отличается от обработки натуральных. Прежде всего сырые волосы освобождают от замасливающих веществ, нанесенных на них в процессе изготовления на заводе. Сырые волосы содержат 1—2% замасливающих веществ. На ощупь они жирные, имеют желтоватую окраску с ярко выраженным запахом минерального масла. Удалять жировые вещества с сырых волос необходимо, иначе волосы будут плохо окрашиваться. Сырые волосы с завода поступают в мотках. Масса мотков — около 500 г.
Сырые искусственные волосы обезжиривают в мыльно-содовом растворе. В ванну из нержавеющей стали наливают воду (до уровня 50 см) и подогревают ее до температуры 60—70° С. Затем на 1 л воды добавляют 6—8 г жидкого мыла и 2 г соды. После тщательного размешивания моющего раствора в ванну опускают навешенные на деревянные гладкие палочки мотки с сырыми волосами (на каждой палочке — по 2—3 мотка). Палочки кладут на борта ванны. Одновременно обрабатывают мотки на 3—4 палочках.
При удалении замасливающих веществ с сырых волос непрерывно поднимают и опускают палочки с мотками, причем периодически мотки переворачивают. Полностью замасливаю-щие вещества удаляются через 15—20 мин. Потом мотки из мыльной ванны на палочках переносят в следующую ванну, где их промывают теплой водой, умягченной содой. Далее палочки с мотками подвешивают на деревянную стойку над ванной, чтобы стекла вся жидкость. Приготовленный состав можно использовать 2—3 раза с добавлением 50% мыла и соды от первоначально взятого количества.
Вторая операция обработки искусственных волос — окраска. Отмытые от замасливающих веществ Мотки на палочках переносят в предварительно подготовленную красильную ванну. Красильную ванну готовят следующим образом. Умягченную содой воду, налитую почти до бортиков ванны, подогревают до температуры 85—95°С.
Отдельно в небольшом количестве горячей воды (1—2 л) растворяют краситель, тщательно размешивают раствор, процеживают через ткань и заливают в ванну.
Затем окрашивают небольшой пробный моточек: в случае отклонения от заданного цвета корректируют красильную ванну и только после этого приступают к окраске всей партии.
Мотки синтетических волос красят при непрерывном движении палочек по вертикали и горизонтали, чтобы волосы окрашивались равномерно. Через каждые 1—2 мин мотки на па-лочках переворачивают. Красить волокно следует в резиновых перчатках.
При составлении красителей для получения наиболее распространенных цветовых оттенков волос можно пользоваться табл. 2.

Дополнительные (промежуточные) цвета можно получить соответственно уменьшая или увеличивая количество красителей.
Время крашения искусственных волос равно 15—20 мин при температуре 65—95° С.
Окрашенные мотки вынимают из ванны и после стекания избытка краски переносят в промывочную ванну с теплой водой. Промытые мотки завертывают в полотно и отжимают в центрифуге стиральной машины. Затем влажные мотки проходят антистатическую обработку в водном растворе препарата ОС-20.
В ванну (до половины ее объема) наливают воду, которую подогревают до температуры 40—50° С. Потом при помешивании добавляют препарат ОС-20 из расчета 1,5 г на 1 л воды. Мотки волос погружают в ванну, следя за тем, чтобы они равномерно пропитались раствором, после чего их вынимают из ванны и отжимают в центрифуге стиральной машины. Потом мотки высушивают на воздухе или в сушилке при температуре 50—60° С. После сушки мотки разрезают, расчесывают и направляют в случае необходимости в дальнейшую обработку.


 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОСТИЖЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Многие технологические процессы в постижерном производстве в настоящее время механизированы. Однако традиционный ручной способ изготовления постижерных изделий пока еще преобладает на большинстве постижерных предприятий.
Ручной способ изготовления париков имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство треса, изготовленного ручным способом, — прочность, основной недостаток — большая трудоемкость Вместе с тем многие операции технологического цикла еще не механизированы, поэтому их необходимо выполнять вручную.
Ручным способом на постижерных предприятиях службы быта изготавливают следующие изделия: мужские и женские парики из натуральных и искусственных волос; накладки; шинь-оны; тюрбаны; контраньеры; косы; ресницы; прядки и т.д. (рис. 33, а, б, в, г, д).
В зависимости от оснащенности постижерного цеха специализированными или обычными швейными машинами остальные операции технологического цикла могут быть механизированы. Например, изготовить монтюр или нашить трес можно на машине или вручную.
В данной главе будет рассмотрена технология изготовления изделий из волос, основанная только на ручном способе.


 

В постижерном деле существуют два способа закрепления волос на основе. Один из них основан на методе тресования и последующего пришивания готового треса к монтюру; второй — тамбуровка — представляет собой непосредственное закрепление волос на основе специальным постижерным крючком.
И тот и другой способы одинаково важны при выполнении постижерных работ и применяются в зависимости от вида изделия или специальных требований.
Основой большинства изделий из волос, выполненных ручным способом, является трес, представляющий собой ряд сплетенных по определенной системе волос.
Самыми распространенными в постижерном деле являются:
а) трес в один оборот — три нити:
б) трес в два оборота — три нити.
Трес в один оборот — три нити иногда называют еще тонким тресом. В изделиях из волос такой трес используют для изготовления покрышки (покрышка — это верхний внешний слой косы, шиньона, прядки и др.). Для получения 1 см такого треса расходуют 10—15 пучков волос.
Трес в два оборота — три нити составляет основу большинства изделий из волос. Он отличается от треса в один оборот — три нитки меньшей густотой и плотностью. Для изготовления 1 см такого треса требуется 5—7 пучков волос.
На прочность треса влияют два фактора: прочность ниток, идущих на его изготовление, и качество плетения.
В последнее время для плетения треса стали использовать синтетические нитки, которые не только значительно превосходят по прочности нитки обыкновенные, но и очень устойчивы к воздействиям химических веществ. Последнее очень важно, так как в процессе эксплуатации изделия из волос чистят или перекрашивают в другой цвет. Так, при обработке прядки волос перекисью водорода хлопчатобумажные нитки быстро разрушаются, а синтетические легко выдерживают эту обработку.
Правда, работать с синтетическими нитками при тресовании волос сложнее, чем с хлопчатобумажными, так как поверхность синтетических ниток более гладкая. Поэтому в процессе тресования с применением синтетических ниток приходится более внимательно затягивать каждую вплетаемую прядку и тщательнее удерживать ее в этом положении.
Процесс плетения волос на нитях называется тресованием волос. Для тресования требуются тресбанк, карда, струбцины и розетка или блюдце для воды. Для работы надо также подгото-вить необходимое количество волос.
Перед работой закрепляют на столе стойки тресбанка, натягивают на колки тресбанка нити и укрепляют карду струбцинами. Стойки тресбанка прикрепляют к столу специальными струб-цинами, которые прочно удерживают их в вертикальном положении по отношении к поверхности стола.
Затем на каждый из трех колков правой стойки наматывают нити, после чего колки вставляют в отверстие правой стойки тресбанка; концы нитей для каждого колка протягивают к зацепу левой стойки и закрепляют на нем простым узлом. Сняв верхний колок с нитью, связывают петлеобразным узлом все три нити вместе на расстоянии 2—3 см от зацепа левой стойки. Таких узлов надо сделать два или три. Они и будут являться началом треса. После этого следует колок вставить на место.
Для равномерного натяжения всех нитей каждый из колков надо провернуть в гнезде в сторону намотки.
Укрепленный тресбанк с равномерно натянутыми нитями считается готовым к работе.
Рядом с правой стойкой тресбанка располагают карду, прижатую к столу струбциной. В карду закладывают предназначенные для тресования волосы, а сверху на них кладут жесткую щетку щетиной вниз или вторую карду зубцами вниз. Рядом с кардой должно стоять блюдце с водой. Вода необходима для смачивания кончиков волос перед плетением каждой взятой из карды прядки. Смоченные кончики волос плотнее затягиваются в тресе и при высыхании прочнее сохраняют форму плетения. Кроме того, смоченные волосы не распускаются, что облегчает работу мастера.
При подготовке волос к тресованию особое внимание необходимо обратить на то, чтобы не спутать головки волос с их концами. Головками принято называть ту часть волос, которая расположена со стороны их корней. Волосы должны быть сложены в одном направлении, в противном случае в готовой пряди они могут легко запутаться.
Как правило, волосы на голове имеют различную длину. Этого надо добиться и в тресе. Поэтому после расчесывания на карде следует отделить длинные волосы от коротких и при тресовании чередовать их. Только в этом случае получится ровный красивый трес.
Известно несколько способов тресования волос. Рассмотрим два из них, наиболее распространенных,— это обыкновенный трес
в один оборот — три нити и обыкновенный трес в два оборота — три нити.
Трес в один оборот — три нити. Как уже было сказано выше, этот способ трессования приме-няют в основном для изготовления покрышки. Смочив в приготовленной воде указательный и большой пальцы правой рѵки из карды берут маленькую прядку волос (среднее количество волос в прядке для тресования должно быть 15—20 шт.) и заносят с внешней стороны натянутых нитей тресбанка. Затем кончики прядки, смоченные водой, закладывают между нижней и средней нитями вплотную к узелку. Концы прядей волос при этом должны загораживать среднюю и верхнюю нити, а нижняя нить должна быть открыта со стороны работающего. Далее концы прядки волос зажимают указательным и большим пальцами левой руки, чтобы кончик прядки в 3— 4 см выступал над верхней нитью. Это положение кончиков прядки волос среди нитей тресбанка можно считать исходным при тресовании (рис. 34).

Большой и указательный пальцы правой руки располагают между средней и верхней нитями тресбанка. Захватив пальцами выступающий сверху кончик прядки и обогнув им верхнюю нить, продевают его между верхней и средней нитями на себя и вниз. В этом положении кончики волос закрывают среднюю и нижнюю нити тресбанка, а верхняя нить остается открытой.
Большой и указательный пальцы правой руки вновь располагают между средней и верхней нитями тресбанка, захватывают кончики волос, выступающие из-под нижней нити, и, огибая нижнюю нить, продевают прядь между средней и верхней нитями на себя и вверх. В этом положении кончики волос закрывают верхнюю нить, а средняя и нижняя нити остаются открытыми.
Последний этап — закрепление. Для этого большой и указательный пальцы правой руки располагают между нижней и средней нитью с внешней стороны тресбанка. Среднюю нить слегка при этом оттягивают в сторону от себя и захватывают пальцами правой руки концы пряди, выступающие над верхней нитью, протаскивая их между нитями так, чтобы они огибали верхнюю нить и проходили между верхней и средней нитями (и далее между нижней и средней нитями). В этом положении средняя нить закрыта концами волос, а остальные нити открыты.
Закрепляя сплетенную прядь указательным и большим пальцами левой руки, захватывают оба конца пряди и затягивают полученное плетение. Одновременно с этим пальцы правой руки должны сдвинуть прядь волос до упора влево.


На этом процесс плетения треса заканчивается. Каждую последующую прядь волос плетут таким же образом (рис. 35,а).
Трес в два оборота — три нити. При выполнении треса в два оборота — три нити все операции плетения треса в один оборот— три нити сохраняются, но волосы закрепляют и сдвигают влево до упора только после второго оборота. По окончании тре- сования три нити связывают петлеобразным узлом так же, как это делали сначала, но только нижней нитью тройным узлом (рис. 35, б).


 

Одна из наиболее трудоемких операций в постижерном деле— тамбуровка волос специальным крючком. В настоящее время эта операция в основном применяется при изготовлении тамбурованных париков, мужских накладок, а также для обработки передней кромки париков, сделанных методом тресования, т. е. изделий, где требуется наибольшее сходство с естественно растущими волосами.
Для тамбуровки волос пользуются специальными постижер- ными крючками от № 1 до № 5 в зависимости от вида изделия, участка обработки или специальных требований. Причем крючок № 1 — самый мелкий, а крючок № 5 — крупный.
Тамбуровка волос основана на принципе протягивания сквозь одну из ячеек тюля сложенной вдвое петельки из нескольких волосков и завязывания их в одинарный или двойной узел. При этом узел должен иметь форму затягивающейся петли.
Тамбуровка волос двойным узлом — сложная работа: однако качество тамбуровки при этом высокое, и изделие после такой обработки получается очень прочным.
Несмотря на кажущуюся простоту, операция тамбуровки трудна и ответственна, и выполнить ее может только опытный мастер.
Перед тамбуровкой на столе укрепляют струбцинами карду или кардоленту, закладывают в них заранее подготовленные для тамбуровки волосы головками к себе и накрывают их сверху щеткой или второй кардой. Затем устанавливают на столе специальную подставку (шарнирное устройство) и надевают на нее головку-форму. На головке закрепляют монтюр изделия и наклоняют ее в удобное для тамбуровки положение. Учитывая, что тамбуровка волос — весьма тонкая операция, требующая хорошей освещенности рабочей зоны, необходимо устанавливать лампу индивидуального освещения с таким расчетом, чтобы световой поток был направлен только на рабочую зону и не попадал в глаза.
После проведения подготовительных операций надо взять в правую руку постижерный крючок соответствующего номера. Крючок следует держать средним, указательным и большим пальцами так, чтобы конец ручки лежал на ребре ладони между указательным и большим пальцами правой руки. При этом пальцы должны удерживать ручку крючка примерно в 1 см от ее основания. Постижерный крючок держат так же, как карандаш. В исходном для работы положении бородка крючка должна быть повернута вверх.
Итак, вытащив указательным и большим пальцами правой руки из карды небольшую прядочку волос, необходимо перегнуть ее с помощью пальцев левой руки в 5—7 см от основания пополам, чтобы образовалась петелька, и зажать основание петельки указательным и большим пальцами левой руки. Затем подвести левую руку с волосами к рабочей зоне, а правой рукой продеть бородку крючка (бородкой вверх) в одну из ячеек тюля, зацепить из петельки несколько волосков (в зависимости от размера бородки) и, плотно удерживая основание петельки пальцами левой руки, бородкой крючка постепенно протаскивать зацепленные волоски в ячейку тюля. При этом надо следить за тем, чтобы сохранить постоянное натяжение волос, иначе они могут выскочить из бородки и операцию захвата придется повторять. Протащив сквозь ячейку тюля захваченную петельку волос, следует продеть крючок дальше сквозь петельку.
При движении крючка внутрь его надо одновременно развернуть движением указательного и большого пальцев бородкой на себя и в этом положении захватить крючком основание продернутой прядки. Затем развернуть крючок бородкой от себя и вниз, протащить основание прядки сквозь ее петельку и резким движением затянуть образованный узел. В момент затягивания узла концы волос, находящиеся в левой руке, вытягивают бородкой крючка и расправляют в необходимом направлении. При выполнении этих движений крючком пальцы левой руки должны крепко удерживать прядку волос, чтобы натяжение пряди было постоянным, а при протаскивании волос крючком чувствовалось необходимое сопротивление. Такими приемами осуществляется тамбуровка волос одинарным узлом (рис. 36, а, б, в, г, д).

При тамбуровке волос двойным узлом все движения аналогичны перечисленным выше до момента затягивания узла. Итак, протащив основание прядки сквозь её петельку, не следует затягивать образованный при этом узел, а надо повторить движение захвата основания пряди вторично. Для этого, не снимая образованной петли со стержня крючка, продеть его внутрь, сверху образованной первой петли, захватить основание пряди вторично. При этом все движения и развороты крючка бородкой на себя, от себя и вниз аналогичны первому захвату (рис. 37, а, б).

Образованный двойной узел затягивают также резким движением крючка, при котором из пальцев левой руки выдергивают концы захваченных волос.
При тамбуровке волос необходимо следить, чтобы бородкой крючка захватывался один слой тюля, а второй (изнаночный) оставался свободным.
Такими приемами осуществляется тамбуровка всех волос.
О специфике тамбуровки на тех или иных участках различных изделий будет сказано в соответствующих параграфах.


Постижерные изделия (косы, шиньоны, накладки и др.), которые носят в качестве добавления к своим волосам, не должны отличаться по цвету. Поэтому предварительную подготовку и окраску таких изделий можно делать только по образцу. Учитывая, что волосы разных участков головы отличаются по цвету, необходимо брать образец волос с соответствующего участка.

Шиньоны бывают самые различные. Они отличаются как формой основания и его размерами, так и длиной волос или конструктивными особенностями построения. Шиньоны делают на монтюре или без монтюра. Причем шиньон на монтюре может быть изготовлен методом тамбуровки или тресования, а шиньон без монтюра — только методом тресования.
Рассмотрим общие принципы изготовления и наиболее характерные типы шиньонов.
Самыми разнообразными по форме являются шиньоны на монтюре. Это объясняется тем, что основу шиньона — мон- тюр — можно изготовить любой формы и, нашив на него трес, получить шиньон с заданной формой основания. Придать же сложную форму основанию шиньона без монтюра трудно, а иногда и невозможно, потому что для сохранения сложной формы требуется определенная жесткость участков треса и основания шиньона.
Изготовление шиньонов на монтюре начинают с монтюра. Монтюр можно сделать как из хлопчатобумажного тюля, так и из различных синтетических сеток. Сначала необходимо оп-ределить форму монтюра и нанести его контуры на головку- форму. Для этой цели лучше взять деревянную головку. Контуры формы монтюра необходимо нанести на тот участок го-ловки, где будет крепиться шиньон при носке. Затем отрезать необходимое количество сетки с таким расчетом, чтобы сложенный вдвое материал выступал за нарисованный контур мон-тюра равномерно со всех сторон на 0,5—1 см. Для придания объемной формы будущему основанию шиньона надо в зависимости от его размера или места крепления заложить две или четыре симметрично расположенные вытачки. Плотно натянутую сетку заколоть штифтами за линией контура.
Для сохранения формы монтюр надо обшить по контуру тесьмой. Для этого, наколов штифтами конец тесьмы вдоль линии контура монтюра, натягивая и закалывая в необходимых местах, нужно проложить тесьму по всему контуру монтюра. При необходимости одну или две полоски тесьмы можно проложить поперек или вдоль монтюра. Затем собранный таким образом монтюр надо прошить нитками (на головке или отдельно). Сшивают монтюр вручную или на машинке. Пришив окантовочную ленту, обрезают ножницами выступающую сетку.

Рис. 38 (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к)

Так можно изготовить монтюр любой формы. Причем способы раскроя и сшивания могут быть самыми различными. Руководствоваться при этом следует практическими и эстетичес-кими соображениями с учетом пожеланий заказчика. На рис. 38 показан пример построения монтюра шиньона.
В зависимости от размеров обычно на изготовление шиньона требуется от 200 до 400 см треса. Начинают плести трес в один оборот. Такой трес как более тонкий и частый идет на внешнюю отделку и называется покрышкой. Длина покрышки зависит от размера шиньона. Поэтому прежде чем приступить к изготовлению шиньона, надо тщательно измерить длину внешней контурной линии монтюра (его периметр), затем к полученному результату прибавить 2—3 см и приступить к тресованию волос.
Изготовив необходимое количество треса в один оборот согласно сделанным обмерам контура монтюра с припуском в 2—3 см, продолжают плетение треса в два оборота до тех пор, пока волосы не будут полностью израсходованы.

Нашивают трес на монтюр как на головке-форме, так и отдельно. Если монтюр наколот на головку (при круглой форме монтюра), то трес нашивают следующим образом. Конец треса, выполненного в два оборота, прикладывают к центру монтюра (головками от себя) и двумя-тремя стежками пришивают нитками. Затем, укладывая трес винтообразно, плотными рядами по часовой стрелке, прикрепляют его частыми стежками. Последний ряд треса выполняют из покрышки, сплетенной в один оборот. Готовый шиньон снимают с формы и с обратной стороны по окружности ленты делают из ниток четыре петли на равном расстоянии друг от друга, предназначенные для укрепления шиньона на голове. Шиньон можно также прикалывать специальными зажимами или гребенками.
При изготовлении шиньона с овальной или продолговатой формой монтюра конец треса, выполненный в два оборота, следует пришить к монтюру вдоль большей его стороны, отступив от края на 0,3 см. Таким образом получится первый ряд прошитого треса. Второй ряд треса пришивают вплотную к первому. Так нашивают весь выполненный в два оборота трес. Оставшуюся часть треса, выполненную в один оборот, надо пришить по всему краю монтюра, затем снять шиньон с формы и с обратной стороны по краю ленты на равном расстоянии друг от друга сделать шесть петель.
Шиньон круглой формы без монтюра сшивают следующим образом: конец треса, выполненный в два оборота, берут в левую руку, а в правую — иголку с ниткой. Трес сшивают плотно, ряд к ряду (против часовой стрелки), начиная от центра основания шиньона, закрепляя каждый стежок петлей, что делается для большей прочности шиньона. Стежки должны быть частыми. Заканчивают сшивание шиньона покрышкой треса.
Шиньон без монтюра с отверстием в основании для протаскивания волос сшивают следующим образом. От конца треса, выполненного в два оборота, отмеряют 8—10 см, делают из этого отрезка кольцо и пришивают его к продолжению треса. Затем, не отрывая нитки, обшивают петлей свободный кусочек треса длиной 4 см и на расстоянии 1,5—2 см по кругу прикрепляют к нему трес. В результате получается ячейка. По кругу следует сделать 5—6 таких ячеек. Второй и последующие ряды ячеек располагают в шахматном порядке.
Заканчивают сшивание шиньона по кругу покрышкой треса и закрепляют середину каждой ячейки последнего круга нитками.
При сшивании шиньона без монтюра овальной или продолговатой формы надо отмерить от конца треса, выполненного в два оборота, 12—14 см. Этот отрезок треса будет основой для крепления ячеек. Далее следует отмерить по тресу 4 см, а по основе— 1,5—2 см. Полученные на тресе и основе точки необходимо соединить нитками. Для этого надо изогнуть трес так, чтобы головки волос оказались внутри, а указанные точки от- мера совпали. Затем сшивают трес с основой в месте соединения точек, в результате чего образуется ячейка. Подобным образом ячейки первого ряда делают вдоль всей основы.

Второй ряд ячеек пришивают к первому в шахматном порядке. Для этого каждую вновь образуемую ячейку сшивают со средней частью ячейки первого ряда. Так сшивают весь трес до покрышки, выполненной в один оборот. Затем закрепляют середину каждой ячейки по всему краю шиньона покрышкой, в результате получается основа шиньона продолговатой формы.
Изготовленный шиньон прикрепляют к форме и подравнивают волосы ножницами. Для того чтобы концы волос шиньона были утонченными, их можно слегка сфилировать бритвой. Затем волосы шиньона накручивают на бигуди, просушивают под сушуаром, расчесывают и уже на голове оформляют в прическу (рис. 39).


 

Коса в три пряди — традиционное русское украшение из волос. Бывают косы в две, четыре и более прядей, однако они не являются характерными. Поэтому рассмотрим технологию из-готовления косы в три пряди.
При изготовлении косы применяют те же инструменты и приспособления, что и при тресовании волос, а также веретено для намотки треса на тесьму. Из материалов необходимы волосы, тесьма и нитки.
Технологический процесс изготовления треса для косы несколько отличается от обычного тресования. Из подготовленных заранее волос отделяют самые длинные и лучшие волосы для покрышки. Затем оставшиеся волосы делят на три равные части, из которых плетут три отрезка треса (каждый из них составляет одну прядь косы). Сначала следует сплести отрезок треса с покрышкой, выполненной в один оборот под верхнюю нитку. Длина покрышки 10 см. Далее трес плетут в два оборота длиной 90—110 см. Два остальных отрезка треса надо плес-ти в два оборота длиной 100—120 см.
При изготовлении косы можно также применять трес, изготовленный в три оборота (как под верхнюю, так и под нижнюю нити).
Перед плетением треса одну часть волос надо заложить в карду, прикрепленную к рабочему столу струбцинами, а сверху накрыть второй кардой или щеткой. Затем из зубьев карды правой рукой вытянуть небольшую прядку волос, переложить в левую руку и приступить к плетению покрышки.
Процесс плетения треса для кос состоит из четырех последовательных этапов.
Вытянутую из карды прядку волос взять в левую руку и приложить к нитям тресбанка с обратной стороны. Большим и указательным пальцами обеих рук протянуть головку пряди (приблизительно 3 см) между верхней и средней нитями тресбанка и вплотную прижать прядь к узелку нити так, чтобы средняя и нижняя нити со стороны мастера были открыты, а верхняя закрыта головками волос.
Большим и указательным пальцами правой руки захватить выступающую над верхней нитью головку пряди волос и, обогнув ею верхнюю нить, протянуть ее вниз так, чтобы средняя и нижняя нити были закрыты волосом со стороны работающего.
Большим и указательным пальцами правой руки взять головку пряди и, обогнув ею нижнюю нить, протянуть вверх за средней нитью так, чтобы она оказалась открытой, а верхняя нить — закрытой головкой пряди.
Большим и указательным пальцами правой руки захватить головку пряди и протянуть ее, обогнув верхнюю нить так, чтобы средняя нить была закрыта волосом, а две другие — от-крыты. Затем оба конца пряди левой рукой оттянуть вниз и большим пальцем правой руки плотно прижать прядь к узелку между верхней и нижней нитями.
Эти операции следует повторить несколько раз в описанном порядке, пока длина треса-покрышки не станет равной 10 см. Далее трес надо плести в два оборота.
Две другие части подготовленных волос плетут в два оборота, каждую отдельными отрезками треса. Покрышку в этих случаях не делают. Всего для изготовления косы следует сплести три отрезка треса (пряди), один из которых выполнить с покрышкой. Чтобы увеличить объем косы и придать ей большую пышность, можно плести все три треса под верхнюю нить в два оборота.
Каждую из трех полученных прядей косы необходимо накрутить на ленту-тесьму. Для выполнения этой операции пользуются специальным приспособлением — веретеном.
Веретено состоит из металлической стойки, в нижней части которой имеется струбцина для прикрепления приспособления к столу горизонтальной оси и колесика диаметром 10 см.
На ось надевается металлический ролик для намотки тесьмы, служащей косе жгутом. Ролик с намотанной на него тесьмой шириной 1 см вставляют в середину и протаскивают конец тесьмы через боковое отверстие в колесике и через ось. Конец треса без покрышки (первую прядь косы) берут в левую руку и прочно пришивают его к свободному, не закрепленному в отверстии концу тесьмы.
Левой рукой держат сшитые вместе концы тесьмы и треса, туго натягивают тесьму, а трес оставляют свободным. Одновременно правой рукой вращают колесо веретена по ходу часовой стрелки (от себя), следя за тем, чтобы в тесьме, скручиваемой жгутом, не образовы-вались узлы (рис. 40). Затем трес плотно закручивают вокруг жгута. Чтобы прядь была равномерной по объему, трес в верхней и нижней частях закручивают чаще, а в средней — реже. Для большей прочности трес во время закручивания пришивают к жгуту нитками до верхнего конца пряди. Когда трес будет накручен полностью, шнур отрезают, оставив концы тесьмы длиной 2—3 см.
Аналогично обрабатывают и вторую прядь косы (трес без покрышки).
Третью прядь (трес с покрышкой) накручивают не на весь жгут, а только до покрышки и закрепляют нитками на шнуре. Шнур не обрезают. К нему пришивают на одном уровне концы двух накрученных ранее на жгут прядей. Место соединения прядей обматывают половиной покрышки третьего треса и закрепляют нитками. Нитками также плотно обматывают шнур на расстоянии 2,5—3 см, а затем обрезают его, кусок шнура складывают вдвое так, чтобы образовалась петля, и плотно сшивают для получения ушка. Оставшийся в веретене конец шнура продевают в ушко н завязывают. Затем накручивают и пришивают остаток покрышки на основание сделанного ушка, а ушко обматывают нитками. Далее иголкой с ниткой прокалывают трес у основания ушка и вводят в него иголку с внешней стороны. Покрышку и ушко соединяют, несколько раз прошив их ниткой. После проде-ланных операций освобождают косу от привязанного шнура. Каждую прядь косы расчесывают, а затем заплетают.

 


 

Мужские накладки различаются по форме, размерам и направлению тамбуровки, которая может придать волосам направление вверх, вниз и т.д. Накладки бывают лобные, затылочные и боковые в зависимости от участка облысения. Как правило, мужские накладки делают только способом тамбуровки.
Для изготовления накладки требуются те же материалы, что и для изготовления париков.
Первый этап — создание монтюра, который должен очень точно закрыть участок облысения. Для выполнения точной копии участка облысения существует несколько способов:
Создание выкройки участка облысения из бумаги.
Построение чертежа участка облысения на прозрачной пленке.
Построение чертежа участка облысения путем перенесения данных обмера на головку-форму.
Самый простой из этих способов — второй. Он заключается в том, что на облысевший участок головы накладывают прозрачную пленку. При этом пленку натягивают таким обра-зом, чтобы она плотно прилегала к участку облысения. В случае необходимости делают симметричные вытачки и закалывают их булавками.
Затем берут фломастер или мягкий карандаш и обводят контуры облысения. Если требуется, то надо сразу отметить место расположения пробора и его длину, а также направление ес-тественного роста волос. Отметив все необходимые детали монтюра накладки и направление тамбуровки волос, можно перенести эти данные на головку-форму и изготовить монтюр.
При использовании первого способа надо приложить сложенную пополам бумагу к требуемому месту головы так, чтобы линия сгиба бумаги закрывала место облысения только на- чловину. Это необходимо для получения симметричной выкройки. Далее следует сделать на бумаге чертеж непрекрытой части места облысения по росту волос и затем по контуру чертежа вырезать сложенную пополам бумагу. После этого развернуть ее. Таким образом получится выкройка. Боковые края выкройки надо подрезать, потом приложить ее к головке-форме и приклеить театральным клеем или приколоть булавками. Затем взять карандаш и по выкройке начертить на форме контур монтюра накладки. После этого выкройку снять и приступить к изготовлению монтюра.
При третьем способе с головы заказчика снимают мерку формы облысения, переносят эти данные на головку и обводят точки обмера. Полученный чертеж используют для изготовле-ния монтюра.
Монтюр накладки из хлопчатобумажных тканей делают так же, как и монтюр для шиньона. Различие заключается лишь в том, что монтюр накладки должен точно повторять формы об-лысения. Кроме того, с изнаночной стороны монтюра необходимо пришить в нескольких точках кусочки пленки для приклеивания его к коже головы. Монтюр накладки сверху обычно обшивают тонким материалом под цвет кожи головы. Из хлопчатобумажных материалов для этой цели используют газ-сито.
Начинать тамбуровку накладки следует с затылочной части, распределяя волосы равномерно в шахматном порядке, имитируя линию естественного роста волос. Пробор и финсион (макушку) тамбуруют постижерным крючком № 1, но чаще и гуще, чем основную часть накладки, а финсион — винтообразно к центру. После окончания тамбуровки накладку снимают, перевертывают лицевой стороной к форме и закрепляют на ней булавками. Затем затамбуровывают край ленты по всему монтюру в 3—4 ряда. Это требуется для того, чтобы край накладки не был заметен при носке.
По окончании тамбуровки изнаночной стороны накладку снимают с формы, перевертывают лицевой стороной вверх, а затем вновь укрепляют на форме. После этого приступают к ее оформлению.
Волосы тщательно расчесывают специальной щеткой. Затем приступают к стрижке. Стричь волосы следует в сухом виде, начиная с нижнего ряда. Окончательную стрижку выполняют только на голове заказчика.
Обычно стрижку выполняют ножницами способом «на пальцах». Для того чтобы концы волос плотно прилегали к затылочной части и шее их тщательно филируют бритвой. Затем снимают накладку с формы, приклеивают к голове театральным лаком или лейкопластырем и подгоняют стрижку накладки к волосам заказчика.

 


 

Женский парик для повседневной носки требует индивидуальной разработки и искусного исполнения, особенно если его делают из хлопчатобумажных тканей и предназначают для того, чтобы скрыть недостатки волосяного покрова головы.
Тщательное измерение формы головы заказчика позволяет с достаточной точностью построить основу парика — монтюр, определить его форму и имеет решающее значение для качественного изготовления индивидуального парика.
Для создания основы требуется не менее восьми основных анатомических измерений головы заказчика. Измерения делают обычным портновским сантиметром, а результаты фиксируют в специальной карточке.
Мерку снимают следующим образом:
от центра лба вокруг головы через височные углы и под затылочным бугром (объем головы);
от начала роста волос на лбу, через верх головы до конца роста волос на затылке (глубина парика);
от одного уха до другого через темя по линии роста волос;
от одного виска до другого через темя;
от одного виска до другого через затылочный бугор;
от одного виска до другого через лоб (размер лба);
от одного уха до другого через затылок вдоль горизонтальной линии роста волос (ширина затылка у шеи);
от одного угла шеи до другого по росту волос.
Все измерения должны быть сделаны с точностью до 0,1 см.
На основании полученных данных можно приступить к построению монтюра.
Вначале подбирают головку-форму, отвечающую полученным измерениям. После этого на форме симметрично от лба к шее проводят центральную линию, от которой затем находят все точки произведенных измерений. Точки мягким черным карандашом соединяют линиями, в результате чего получают чертеж-контур будущего монтюра.
После выполнения подготовительных работ приступают к построению монтюра. Для этого по чертежу набивают булавками специальную тесьму, предварительно смоченную водой. Тесьму набивают по чертежу от угла шеи до следующего угла по окружности головы, затем набивают виски и линию лба, далее обтягивают контур от одного уха до другого через темя и, наконец, закрепляют тесьму для пробора. Натягивать тесьму следует туго, чтобы она не собиралась в складки, в закругленных местах булавки вбивают гуще, чем на прямых участках (рис. 41).

 

 

Форму при этом держат между коленями; левой рукой натягивают тесьму, а правой набивают булавки (рис. 42). После обтяжки ленту сшивают частыми стежками нитками того же цвета, что и лента.

Тюль для повседневного парика складывают в два слоя. Первый слой тюля натягивают от середины лба к шее, прибивая булавками. Затем обтягивают его по бокам к вискам, при-бивают и закладывают складки-вытачки за ухом, которые придают форму монтюру. Далее тюль вытягивают по форме головки и закрепляют булавками. Вначале пришивают нитками вытачки, затем — тюль частыми стежками к ленте так, чтобы стежки не были заметны с внутренней стороны монтюра.
После закрепления первого слоя тюля на головке подготавливают специальное уплотнение для придания жесткости височным и шейной частям монтюра. Для этой цели можно исполь-зовать и пружинки соответствующего размера. Всего для парика требуется семь пружинок: по две на висках, одна спереди на лобном выступе и по одной на шейных участках по углам. У пружинок с помощью бруска сглаживают и округляют концы. Затем на концы пружинок наносят театральный лак и обматывают их ватой или лейкопластырем, после чего обшивают тесьмой. Подготовленные таким образом пружинки пришивают к монтюру.
После этого первый слой тюля подрезают на половину ширины тесьмы, а лишние булавки вытаскивают.
Второй слой тюля натягивают так же, как и первый, пришивают к тесьме, после чего подрезают на 1 см от края тесьмы, подгибают и подшивают.
Далее на тесьму монтюра в месте пробора накладывают смоченный водой кусок газ-сита, подгибают и пришивают. В месте пробора газ-сито пришивают на лобный выступ или рядом с ним в зависимости от формы прически.
Готовый монтюр снимают с формы и примеряют на голове заказчика.
После примерки в монтюре делают необходимые поправки и затем приступают к тамбуровке.
Тамбуровка волос на монтюре парика является наиболее сложной и ответственной операцией, требующей большого технического опыта. Волосы прикрепляют к тюлю монтюра при помощи специального тамбуровочного крючка, которым захватывают несколько волосков, протягивают через тюль и завязывают петлей. При тамбуровке парика волосы продергивают только за верхний слой тюля, оставляя свободным второй слой, который является подкладкой.
Тамбуровку парика начинают с шейной части монтюра (в каждую ячейку тюля до объемной ленты). Выше, к затылку, надо тамбуровать через одну ячейку в шахматном порядке средним крючком № 3.
Виски и переднюю часть парика тамбуруют только в каждую ячейку тюля.
Тамбуровать парик следует по направлению роста волос. Пробор парика тамбуруют на газ-сите самым тонким крючком (1—2 волоска) и очень густо по направлению к лицу. Заканчи-вается пробор финсионом (макушкой), который тамбуруют к средней точке.
После тамбуровки парик снимают с формы, выворачивают на изнаночную сторону, снова прибивают к форме и затамбуровывают переднюю кромку тесьмы в 3—4 ряда для того, чтобы не был заметен край парика.
Парик из натуральных волос после тамбуровки снова переворачивают на головке, слегка увлажняют и отутюживают.
После окончания тамбуровки волос не снятый с формы парик передают на окончательную отделку и формирование прически. В зависимости от модели прически парик стригут ножницами и филировочной бритвой, а затем завивают и укладывают волосы.
При изготовлении парика из натуральных волос их обычно накручивают на бигуди, а затем оформляют в прическу обычным способом.
В случае необходимости для завивки можно использовать щипцы.
Для построения монтюра индивидуального мужского парика используют такие же материалы и инструменты, как и для монтюра женского парика. Мерки при этом снимают аналогично. Обтяжку монтюра выполняют в той же последовательности, но с учетом специфики мужской прически: вместо тесьмы на темени и для пробора натягивают тесьму для опланте (теменной части монтюра).
От лобного выступа через макушку к затылку отмеряют 16— 18 и 12—16 см по ширине теменной части монтюра. После обтяжки и обшивки тесьмы натягивают первый слой тюля на весь монтюр и пришивают его к внутренним частям ленты.
Подготовленные пружинки (семь штук) пришивают по две на висках, одну спереди на лобном выступе и две по углам на шейной части монтюра. Второй слой тюля натягивают на затылочную и височную части монтюра и пришивают к внутренней части тесьмы. Тюль подрезают с внешней стороны тесьмы, отступив от края около 0,5 см. Затем края тюля подгибают и пришивают к тесьме. Газ-сито смачивают водой и натягивают на шейную часть монтюра, после чего пришивают газ-сито к внутренней части тесьмы, отступив от внешнего края 0,5 см, подрезают его, подгибают и подшивают. На опланте и височную часть монтюра натягивают предварительно смоченное водой газ-сито, затем пришивают его к внутренней части тесьмы. С внешней стороны тесьмы подрезают газ-сито, подгибают его и подшивают. В результате проделанных операций монтюр мужского парика готов к тамбуровке.
Тамбуровать мужской парик следует часто по направлению роста волос, не захватывая крючком нижний слой материала. Начинают тамбуровку с нижней кромки монтюра, облегающего шею, вверх к макушке. Потом тамбуруют височные части монтюра, а затем последовательно переднюю часть монтюра и часть монтюра от опланте до макушки. Макушку тамбуруют винтообразно к центру. Изнаночную часть парика также тамбуруют по краю всего монтюра в 3—4 ряда. Парик оформляют так же, как и накладку.

Комментарии   

 
+3 #1 Мадам 23.08.2013 12:06
Супер!!Спасибо, то что я искала
 
 
+1 #2 Ол 13.01.2015 14:21
А как изготовить волосы на лентах для наращивания , какой использовать клей , где взять технологию??? Моя почта 2912755@mail.ru
 
 
0 #3 ЛюдмилаR 30.08.2016 11:46
и мне если можно пришлите технологию изготовления волос на лентах lucy29@mail.ru
 
 
+1 #4 Guest 03.09.2017 07:27
спасибо за важный материал
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования