Общение

Сейчас 538 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Глава 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР: ИСТОРИЯ, СПЕЦИФИКА, ЗНАЧЕНИЕ

§ 1.1. Любительское и профессиональное искусство

Много (если не сказать большинство) знаменитых актёров и режиссёров нашей страны начинали свой творческий путь с участия в постановках любительских театров. Классический пример – К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Список знаменитых мастеров сцены сделавших первый шаг на любительской сцене бесконечен, в нём такие имена как Н.Крючков, Е.Евстигнеев, Р.Быков, И.Горбачёв, И.Саввина, А.Демидова, С.Юрский и др.
«В смысле искусства самодеятельный театр – это не «второй сорт», а второй эшелон на фронте борьбы за высокую театральную культуру». Большой вклад в искусство русского театра внес не только любительский кружок под руководством К.С. Алексеева (Станиславского), из которого вырос МХАТ, но и такие любительские театральные коллективы как «Синяя блуза», ТРАМ, студенческие театры МГУ и ЛГУ, Молодёжный театр ЛИИЖТа, самодеятельные театры «Манекен», «Суббота», театр под руководством Спесивцева и многие другие. В эпоху 30-50-х годов в нашей стране самодеятельный театр (в городе) «развивался, ориентируясь на профессиональный, используя его методы работы и поставляя в высшие сферы искусства «таланты из народа»». В частности, «в 30-е гг. и в послевоенное десятилетие большое значение придавалось шефству профессиональных театров и мастеров сцены над театральными коллективами. В этом видели один из главных рычагов повышения идейно-художественного уровня режиссуры, исполнительского мастерства. В программах любительского спектакля часто рядом с постановщиком называлась фамилия консультанта – профессионального режиссёра или актёра. Были случаи участия профессиональных актёров в спектаклях любительских театров. Подобные факты всячески рекламировались» Однако деятельность любительских театральных коллективов отнюдь не сводится к задаче «поставки талантов» в профессиональные театры. Значение любительского театрального искусства трудно переоценить.
Профессиональные театральные коллективы крупных городов сегодня не могут добраться в район, поселок, деревню, воинскую часть и вот здесь-то и нужны любительские театральные коллективы. Однако суть самодеятельного театрального творчества вовсе не сводится и к тому, чтобы удовлетворить зрительские потребности в театральном зрелище.
«Заботясь о судьбе самодеятельного искусства, и в частности театра, надо, в первую очередь, освободиться от предрассудка, что он должен быть всего лишь подобием театра профессионального, – писал режиссер З.Я.Корогодский. – Для любителя актёрская техника второзначна. На первом месте для него должны стоять любовь к самостоятельному активному творчеству, к игре, к сочинению. Пусть любитель не владеет в совершенстве голосом или телом, но он обязательно должен быть на сцене отзывчивым, подвижным, увлечённым, и, поверьте, его чувство радости, рождённое процессом творчества, заразит, передастся другим. Именно этим самодеятельный театр, в первую очередь, воздействует на зрительный зал. Это чувство радости творчества необходимо постоянно поддерживать и сохранять.
Но как только выступление любителей превращается в демонстрацию лишь их профессионального умения, как бы совершенно ни было это умение, они потеряют в глазах зрителей изрядную долю обаяния и смысла.
Попытки излишней профессионализации самодеятельного коллектива часто оборачиваются подражанием некому театральному стереотипу».
Чем ещё отличается любительский театр от театра профессионального? В любительском театре всё делают сами. В профессиональном театре существуют цеха: декорационный, осветительный, существуют звукорежиссеры, гримеры, рабочие сцены. Словом все те, кто обслуживает спектакль. В любительском же театральном коллективе все эти функции ложатся на плечи руководителя коллектива и его актеров.
Вместе с тем, З.Корогодский, указывая на то, что в профессиональном и народном театре могут отличаться методики и подходы, утверждает, что «всё-таки учебный и репетиционный процесс, что в профессиональных условиях, что в народном театре, всего равно преследует две цели: воспитание личности и воспитание психотехники, то есть средств воплощения».
В профессиональной театральной среде сложилось некое снисходительное отношение к любительскому театру. Об этом пишет М.Захаров, но пишет так: «При нашем в целом презрительном отношении к любителю стоит подчеркнуть, что любитель, достигший высокого интеллектуального уровня, обладающий человеческой незаурядностью, может продемонстрировать такие качества, до которых не дотянется иной преуспевающий профессионал. Г.А.Товстоногов, рассуждая о Треплеве – герое чеховской «Чайки», убедительно доказал, что «нигилисты», подобные Треплеву, ниспровергатели общепризнанных норм в искусстве, необходимы обществу даже в том случае, если сами мало что умеют и уступают .в профессионализме Тригориным». Захаров, вспоминая артистов-любителей, «воинствующих дилетантов» студенческого театра МГУ 50-60гг., пишет о том, что «они часто весьма невнятно играли на сцене, городили что-то неумелое и несуразное в режиссуре и драматургии, но вместе с тем постепенно создавали благодатную почву для интенсивного творческого созидания, для неординарного мышления, для поиска театральной истины».
Олег Павлович Табаков и вовсе, вспоминая о самодеятельном детском театре «Молодая гвардия», в саратовском Дворце пионеров, утверждает, что этот театр был конкурентоспособен местному ТЮЗу и «даже было интереснее. Мальчики играли мальчиков, девочки – девочек, а в ТЮЗе дамы среднего возраста изображали детишек в пионерской форме»
Таким образом, любительские театральные коллективы имеют свою специфику, свои цели, их творчество оценивается несколько по иным критериям, нежели творчество профессиональных театров и т.д., но они также посвящают свою деятельность театральному искусству и не только часто достигают в нём подлинных художественных высот, не только открывают новые таланты, но и открывают новые двери в мире театрального воображения и действа.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите известные вам фамилии знаменитых актёров и режиссёров, начавших свой творческий путь с любительского театра.
2. Назовите известные вам театры России, история которых началась с любительского творчества.
3. Почему любительское театральное искусство нельзя причислять к «второму сорту»?
4. Перечислите основные отличительные характеристики и возможные преимущества любительского театрального творчества в сравнении с профессиональным.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования