Общение

Сейчас 603 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЮБИТЕЛСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

§ 3.1. Театральная этика в любительском коллективе

Существуют общие этические требования (нормы поведения) к человеку, живущему в современном обществе. Этикой называют также область знаний, изучающую мораль и нравственность. На слуху понятия «медицинская этика», «научная этика» и т.д. В этом ряду стоит и понятие театральной этики, родоначальником осмысления которой стал К.С.Станиславский. Этике и дисциплине он посвятил специальный раздел и своей книге «Работа актёра над собой», но тема этических принципов театральной жизни, поднятая великим реформатором театра, выходит далеко за рамки названного раздела и пронизывает весь репетиционный процесс из его практики, все его письменные труды, всё его учение. Этические требования Станиславский предъявлял не только к тем, кто занимался непосредственно творческим театральным процессом, но и ко всем работникам театра, начиная от швейцара, кассира, билетера, гардеробщика и кончая театральными конторскими служащими, поскольку деятельность их всех направлена на достижение основной цели – духовного развития человека посредством театрального искусства. Поскольку духовное развитие человека неразрывно связано с этическими его установками, то выходит, что все разговоры о театральной этике тесно связаны с темой назначения театра как общественного института, выполнения им, среди прочих, функции духовно-этического воспитания. То есть театральная этика является одной из основ учения Станиславского и поэтому пронизывает его насквозь. «Театральный идеал Станиславского имел своим источником, своей основой разработанную им идейно-этическую программу театрального искусства. Именно театральная этика Станиславского ставит перед актёром такие задачи, предъявляет ему такие требования, выполняя которые он должен подняться до высоты мастерства самостоятельного художника сцены.
Отсюда естественно вытекает заключение, что успешный рост современного театра в первую очередь зависит от последовательной, всесторонней реализации театральной этики К.С.Станиславского».
Все принципы театральной этики К.С.Станиславского имеют прямое отношение и к любительскому театру. Нелепо представить некую сортировку – «эти принципы относятся исключительно к профессиональному театру, а эти можно отнести и к любительскому». Другое дело, что эти принципы в любительском театральном коллективе должны соблюдаться с учётом специфики его состава и его деятельности. Так если для профессионального актёра утверждение принципа поведения в театре «плачь и грести дома или про себя, а на людях будь добр, весел и приятен», возможно, и верно, то для «семейной» атмосферы в любительском театре, это как-то «не по-русски». В любительском театре не может не учитываться индивидуальное эмоционально-психическое состояние каждого члена коллектива, поскольку все они не члены одной профессиональной гильдии, а имеют разное место работы, учёбы, часто очень разные условия жизни и т.д. Более того, многих из них приводит в театр не столько жажда творчества, а дефицит общения, личностно окрашенного общения, необходимость быть кому-то интересным. В любительском театре участники, как правило, бывают в курсе основных перипетий жизни сотоварищей и в особые моменты жизни (рождение детей, успех на работе, семейный разлад и т.д.) стараются поддержать друг друга.
Очень актуальны для любительского объединения заповеди Станиславского о необходимости изгонять из театра зависть и интриги, хвастовство, зазнайство, всемерно поддерживать авторитет лидера, вставшего во главе творческого коллектива, о необходимости актёру работать над ролью не только в процессе репетиций, вести себя достойно и вне стен театра, чтобы не вешать тень на всю труппу.
Станиславский, утверждающий, что театральному организму необходима железная дисциплина, имел в виду не только внешнюю общую дисциплину, но и внутреннюю духовную дисциплину, которая тесно связана с моральным обликом актёра. «Охраняйте сами ваш театр от «всякия скверны» и сами собой создадутся благоприятные условия для творчества и для создания сценического самочувствия».
Главный девиз К.С.Станиславского – «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
Театральная этика Станиславского – «живая этика», она как бы всегда «заново рождается» в каждом театральном коллективе, она «заново» осознаётся в учебно-творческом процессе каждым его руководителем.
З.Я.Корогодский утверждал, что «творчеству предшествует сговор о правилах взаимоотношений в коллективе. Причём нельзя договориться об определённых границах добрых отношений: на уроках и репетициях поклянёмся уважать друг друга, помогать друг другу, беречь друг друга и т.д., а уж дальше... В нашем деле всё и до и после репетиций и в спектаклях связано с отношением друг к другу».
Необходимо, чтобы у всех членов любительского коллектива было сформировано чувство причастности к общему делу.
Нельзя не согласиться с позицией Г.Ф.Богданова, который определяет главным моментом в этике руководителя любительским коллективом (в его опыте, танцевальным) уважительное отношение к своим воспитанникам. Автор утверждает, что для реализации этого положения следует выполнять следующие требования:
• «обозначать» человека (участника, участницу), людей, к которым он обращается, то есть обращение не должно быть безликим, не конкретным;
• прежде чем приступить к занятиям, осведомиться о психо-физическом самочувствии участников, об их готовности к работе;
• выражать благодарность участникам в конце занятий, за то, что пришли и хорошо потрудились.
Несмотря на то, что автор этих требований работает с любительским коллективом иной специфики, нежели театральной, вектор этих требовании верен для руководителя любого творческого коллектива. Руководитель любительского театра не просто вежлив, а добросердечен, внимателен, радушен, тактичен, он должен оберегать достоинство каждого члена коллектива.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что означает понятие «этика»?
2. К каким работникам театра предъявлял свои этические требования К.С.Станиславский?
3. Насколько театральная этика соотносится с целостным учением К.С.Станиславского, его системой?
4. В полной ли мере, на ваш взгляд, принципы театральной этики, выдвинутые К.С.Станиславским, применимы для использования в условиях работы любительского театрального коллектива? Объясните вашу позицию.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования