Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


§ 1.3. Психолого-педагогические основы создания любительского коллектива

Казалось бы, если само по себе занятие театральным творчеством несёт воспитательное значение, то нет необходимости в специальной целенаправленной психолого-педагогической деятельности по организации процесса воспитания. Однако «участие в самодеятельности может иметь локальное педагогическое значение (развитие художественных навыков и умений, расширения знаний по искусству и т.п.), если не подкреплено целенаправленной и систематической учебно-образователь¬ной и воспитательной работой.
Не редки случаи, когда участники, научившись петь, играть на музыкальном инструменте, танцевать, держать себя на сцене, остаются художественно не образованными. Или нравственно-эстетически не воспитанными людьми. Их знания в области искусства носят по сути формальный, умозрительный характер, не оказывают заметного влияния на эмоционально-духовную сферу и поведение. Это значит, что художественная самодеятельность не выполняет в полной мере поставленные перед ней задачи.
Необходимо придать ей строго целевую педагогическую направленность».

Основные функции любительского театра:
1. социально-педагогическая;
2. художественно-творческая.

Первая функция реализуется посредством второй.
Психолого-педагогические знания очень важны для руководителя любительского коллектива. И дело не только в том, что сама по себе режиссёрская профессия тесно связана и с педагогикой, и с психологией, а в том, что подчас в любительский коллектив приходят люди не столь для того, чтобы реализовать свои потребности в театральном творчестве, а , чтобы решить свои психологические проблемы. В качестве иллюстрации приведём пример из наблюдений актрисы Аллы Демидовой (пример не из театральной сферы жизни, но в чём-то близкой). «Однажды я случайно попала в один клуб. Среди прочих секций там была секция массовиков-затейников. Когда все молодые люди разделились на группы, я, конечно, пошла посмотреть именно на этих – как их учат, чему? И что это за смельчаки, добровольно пожелавшие стать массовиками-затейниками.
Их было человек тридцать-сорок. Они расселись по углам большого зала, молчали, с трепетом ждали, когда их начнут учить. Некоторые хихикали в кулак. Кто-то загородился газетой. У кого-то слетели от волнения очки. Когда их стали вызывать – знакомиться, представляться, – видно было, как каждому из них трудно оторваться от стула, а тем более выйти в круг. Все они, как на подбор, – самые застенчивые из застенчивых, некрасивые, сутулые, близорукие... Одни краснели пятнами, другие заикались, третьи шепелявили, и никто не умел танцевать. И когда обучавший их известный затейник совсем отчаялся, перестал улыбаться и острить и понял, что его гигантский опыт не может расшевелить эту аудиторию, он предложил им игры, как в доме отдыха, – что-то искать с завязанными глазами или прыгать в мешках. Тут некоторые немного осмелели – с завязанными глазами легче: кажется, что тебя никто не видит. И в мешках они прыгали с удовольствием, с каким-то облегчением. А в общем это было зрелище мучительное, и я думаю, из этой затеи ничего не вышло. Но всё-таки интересно – и у меня было много поводов вспомнить этот случай, смешной, но более печальный, чем смешной, – интересно, почему же в массовики-затейники пошли те самые ребята, которые пишут письма в журнал «Наука и жизнь» или известным психиатрам: «Что такое застенчивость? Как научиться не краснеть, не робеть перед чужим порогом, перед незнакомым человеком?»... массовики-затейники в клубе пришли как бы испытать себя, преодолеть себя, познать невозможное». Эта забавная история позволяет нам не только ещё раз обратить внимание на существенную разницу любительских и профессиональных театральных коллективов (разные цели участия), но и на то, что руководитель должен понимать исконные причины прихода того или иного участника в коллектив и не избавляться от них в силу профнепригодности, а, напротив, используя свой психолого-педагогический потенциал, всячески помогать каждому войти в коллектив и так или иначе приобщить к общему делу.
Л.М.Шихматов вспоминает, как осенью 1918 года он студентом медицинского факультета пришёл в студию Е.Б.Вахтангова, где попал в доброжелательную творческую атмосферу и где через две недели ему доверили открывать и закрывать занавес на исполнительских вечерах: «Главным театральным принципом было создание талантливого, спаянного, увлечённого, готового ради студии пожертвовать многим коллектива, объединённого единым пониманием искусства и своих задач служения ему. В подобном коллективе не могло быть места случайным людям, людям, ставившим на первое место свои личные интересы, свой успех, не было места дилетантам, не было места равнодушным. Если некоторые члены коллектива и не имели больших актёрских способностей, то они оказались прекрасными организаторами, педагогами. Без тех принципов, которые тогда определялись словом «студийность», не могло быть уважения к работе товарищей, нельзя было бы научиться подавлять в себе чувство зависти, ревность к успеху других студийцев, нельзя было бы охранить коллектив от «театральных интриг».
Руководитель театрального коллектива должен уметь найти индивидуальный подход к каждому участнику, способствовать его духовно-нравственному развитию в процессе коллективного творчества. Особое внимание нужно уделять социально-психологическому климату в коллективе. Понятие «климат в коллективе» вовсе не является образным выражением, поскольку наука уже не одно десятилетие изучает это общественное явление, дала ему весьма конкретное определение, определила конкретные пути его целенаправленного формирования и оптимизации.
В частности «под социально-психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу».
Социально-психологический климат аккумулирует в себе и общий эмоциональный настрой, и отношения в системе руководства и подчинения, и межличностные отношения, и самочувствие отдельной личности в коллективе. Отношения могут быть деловыми и неделовыми, личными или безличными, но социально-психологический климат вовсе не исчерпывается отношением людей друг к другу и общему делу, а «неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии». Более того, социально-психологический климат коллектива оказывает мощное влияние на самооценку личности, на её самосознание и самоотношение в процессе общественной жизни.
Первостепенную роль в формировании морально-психологического климата в творческом коллективе имеет его руководитель, который задаёт тон общения, определяет цели совместной деятельности и организует весь учебно-творческий процесс.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему организация и руководство любительским театральным коллективом нуждается в целенаправленном психолого-педагогическом процессе воспитания?
2. Какие функции любительского театра являются основными?
3. Должен ли руководитель любительского театрального коллектива «отбраковывать» не способных к сценическому творчеству?
4. Дайте определение понятию «социально-психологический климат коллектива».

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования