Общение

Сейчас 504 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


§ 1.6 Студийность и любительские театральные коллективы в истории России

Любительские театральные кружки получили широкое распространение в России во второй половине XIX века. Самый яркий пример любительской театральной деятельности того времени деятельность К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, создавших впоследствии знаменитый МХАТ.
Развитие любительского театра в начале XX века связано с именем В.Д.Поленова. В 1909 году создается Секция содействия устройству
деревенских, фабричных и школьных театров, цель ее деятельности  
распространение искусства при помощи главного средства сцены. В 1915 году Поленов приобретает участок земли, на котором собирался устроить «театральную лабораторию на всю Россию». Дом театрального просвещения в Москве стал культовым местом. Сам художник продолжал его называть просто Секцией. В этом доме расположились мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей.
После октября 1917 года театральная самодеятельное гь стала пониматься как важнейшее государственное дело, поскольку содержательную основу революционных творческих коллективов поначалу составлял просветительский, агитационно-пропагандистский репертуар. Деятельность таких театральных кружков носила открытый классовый характер и называлась культурно-просветительной работой. Особой популярностью пользовались выступления «живых газет», одна из которых, «Синяя блуза», стала признанным лидером театрализован – ного художественного агитационного движения. Творчество «синеблузников» «заразило» своими новыми сценическими идеями не только всё пространство СССР, но и вышло за его пределы.
Многие мастера искусств стали сотрудничать с театральными самодеятельными коллективами. Среди авторов «Синей блузы» были В.Маяковский, С.Третьяков, Н.Асеев.
Эпоха тех послереволюционных десятилетий в нашей стране с точки зрения театральной жизни, это, прежде всего, агитационный театр, но не только. Агитационный театр, это и «живые газеты», и «агитсуды», и «политкарнавалы», и массовые театрализованные площадные представления, и инсценировки пропагандистского характера. Получив широкое распространение, он опирался на самодеятельное движение, на массовое вовлечение в свои ряды широких слоев населения, прежде всего, на молодёжь. Вместе с тем, и профессиональные театры меняли свой репертуар и свой сценический язык с учётом решения политических задач нового государственного строя. Ярким примером агитационного характера театральных постановок являются постановки В.Э.Мейерхольда – «Мистерия-буфф», «Земля дыбом», «Зори» и т.д. Некоторые свои постановки Мейерхольд даже вывел за пределы театрального зала и повторил их на площадях разных городов страны.
Театральная самодеятельность в 20-30 годы XX века развивалась невероятно интенсивно, во всех городах и сёлах возникали театральные кружки, и в это же время набрало силу трамовское движение, которое приобрело невероятный размах по всей стране.
ТРАМ – театр рабочей молодёжи. Лидером движения стал ленинградский ТРАМ (создан в 1925 году). «Он возник на базе драматического коллектива при Доме коммунистического воспитания молодёжи имени М.В. Глерона. Этот коллектив с успехом играл разнообразный агитационными репертуар: инсценировки «Человек в рыжем парике», «Комсомольское рождество», программы живой газеты «Глероновский карандаш», агитпьесы «Женитьба Интеллигентского», «Поход десяти тысяч» (по роману Серафимовича «Железный поток»). Молодые кружковцы в духе того времени воспитывались как «синтетические» актёры. Они танцевали, пели, исполняли акробатические трюки, играли на музыкальных инструментах. В коллективе образовалось талантливое ядро руководителей и педагогов (режиссёров, теоретиков, композиторов, художников) во главе с М.В.Соколовским. Возникло характерное для 20-х годов сотворчество профессионалов и любителей.
В июне 1925 года Ленинградский Губполитпросвет утвердил создание «Театра рабочей молодёжи» и так определил его задачи: «Дать за минимальную плату ряд интересных спектаклей, отвечающих на политические и бытовые запросы молодёжи, выявляя и оформляя достижения клубных самодеятельных кружков, тем самым являясь продолжением массовой клубной работы, организуя вечерний и праздничный досуг».
ТРАМ в первые сезоны оставался самодеятельной студией – актёры днём трудились на производстве, а вечером репетировали и играли спектакли. В эти годы «театр жил и работал в русле клубной сцены», «брал на вооружение театральность инсценировки, эстрадную броскость живой газеты, создавая музыкально-танцевальные синтетические зрелища». Поскольку актёрам ленинградского ТРАМа становилось всё сложнее сочетать сценическую деятельность с основной трудовой, с 1928 года театр окончательно стал профессиональным (ленинградский Ленком, ныне Санкт-Петербургский театр «Балтийский дом»), К середине 30-х годов трамовское движение сходит на нет. Однако «драмкружки» не исчезли и самодеятельное театральное творчество продолжало жить.
Если в ТРАМАх в качестве режиссёров выступали профессионалы, то многочисленными драматическими кружками руководили любители. Репертуар таких кружков в основном был агитационно-пропагандист – ского характера «на злобу дня». Драматические кружки были распространены в Красной Армии и на селе при избах читальнях. Основу состава драмкружков составляла молодёжь, причём в селе по преимуществу – парни. Кружков было много. Многотысячными тиражами выходили даже специальные журналы: «Деревенский театр», «Сельский театр», репертуарный сборник «Красная рубаха». Сельские драмкружки, ориентируясь на вкусы зрителей, тяготели к жанрам комедии, мелодрамы и водевиля. Огромная армия культпросветчиков стала решать задачу наполнения репертуара сельских драмкружков агитдраматургией. Ежегодно издавались десятки пьес для деревенских театральных кружков, в основном они были открытыми агитками. Агитки ставили для вышестоящих органов, приурочивали их к революционным праздничным датам, а для народа – всё тот же развлекательный жанр. Вместе с тем, порой материалы «живой газеты» и способы его подачи находили живой отклик у деревенского зрителя, поскольку их весёлая атмосфера перекликалась с исконными фольклорными праздничными традициями сельчан. Другое дело, что, например, после театрального агитсуда над священником зрители могли потребовать, вопреки логике состоявшейся постановки, его оправдания. В отличие от сельской, городская театральная самодеятельность до 50-х гг. была всячески ориентирована на профессиональное искусство
(репертуар, профессиональная режиссура, участие в спектаклях профессиональных артистов, продолжение последующей творческой жизни лучших самодеятельных актёров на профессиональной сцене).
В эпоху хрущёвской «оттепели» массово стали появляться любительские театральные студии. Студийные самодеятельные театры, руководимые профессионалами, были и в годы сталинского террора, но их было немного. Наиболее известные:
• драматический коллектив Московского клуба «Каучук» (руководители актёры Вахтанговского театра В.Куза и Л.Шихматов);
• Ленинградский клуб табачников (руководитель В.П.Державин);
• Арбузовская студия (руководители А.Арбузов и В.Плучек)
Что такое театральная студия? Понятие студийности чаще всего используется в ракурсе разговоров о профессиональном театре. Прежде всего, говорят о студиях при Московском Художественном театре времён К.С.Станиславского. Традиционно словосочетание «театральная студия» ассоциируется с понятием «учебная студия». И это верно, поскольку с латинского слово «студия» означает «место занятий». Однако, благодаря К.С.Станиславскому и его последователям, понятие «театральная студия» стало вмещать и такие понятия как «художественный поиск», «новаторство», «эксперимент», «этика», «духовное единство». Студия – это творческая лаборатория.
Студийная работа сродни экспериментальной, так в арбузовской студии создавали пьесу всем коллективом, импровизационным путём с использованием этюдного метода. В студии работали и профессиональные и самодеятельные актёры, так вот, А.Арбузов отмечал одно положительное качество непрофессионалов, которое отличало их в выгодном свете от профессионалов в ходе коллективного сочинительства. «При знакомстве с «заявками на образы» обнаружилось, что предложения актёров, работавших в профессиональном театре, были наименее интересны и в конце концов «не пошли в дело, ибо не были питательны для других (...). При обсуждении этих заявок-образов они не вызывали интереса к себе чисто человеческого интереса». Возможно, тут сказались не только театральные штампы или, как выражался А.Арбузов, «театральное видение жизни», но и то самое недоверие актёров к предложенному методу работы, вызывавшее, естественно, формальное выполнение задания. И наоборот – полное доверие своим руководителям со стороны неискушённых любителей, их самоотдача давали нужный эффект, приводили к ожидаемому результату»
В СССР регулярно проводились смотры, фестивали, олимпиады театральной самодеятельности. «Наверх» проходила, становилась отмеченной лишь малая часть из общего числа существующих коллективов. Театральной самодеятельностью были «охвачены массы», во всех Домах культуры и клубах существовали такие кружки, так называемый «низовой» театр. Спектакли этого театра, «вовлечённые в смотровую орбиту, но, как правило, отсеиваемые уже на первых этапах, критиковали за два крупных прегрешения против высокого театрального искусства.
Во-первых, за постоянную склонность «вытащить» на сцену «давно осуждённый», «безыдейный», «низкопробный», «аполитичный» и т.п. репертуар.
Во-вторых, за «крайнюю легковесность и беспринципность» трактовки «больших» советских и классических пьес и исполняемых ролей».
Репертуар «низового» театра (включающего и сельскую театральную самодеятельность) носил и в самом деле, в основном, китчевый характер (фарсовые комедии, мелодрамы с примитивным сюжетом). Вместе с тем, «необычность ситуации в театральной самодеятельности 30-50-х гг. заключалась в том, что нещадно критикуемый китчевый «низовой» любительский театр нередко оказывался более живым, человечным, отвечавшим естественным потребностям самих любителей и публики, чем многие коллективы передового эшелона, возносимые на Олимп всесоюзных смотров.
Очень многое из того, что критиковалось как ошибочное, безыдейное, антихудожественное в 30-х-50-х гг., не может не вызвать нашего сочувственного отношения. И вовсе не по причине психологически объяснимого желания поменять все тогдашние плюсы на минусы, а минусы на плюсы, а потому, что сегодня становится ясной объективная, если не художественная, то нравственная, социокультурная ценность «примитивных» (исходивших из здравого смысла и укоренившихся традиций) трактовок классики, постановок «безыдейных» пьес и т.п. проявлений массового сознания. Насаждаемый сверху, официозный слащаво-агрессивный китч был неизмеримо более страшен, разрушителен для духовного мира человека и культуры».
В историю театрального искусства последних десятилетий советской власти большой вклад внесли известные студии любительских коллективов такие как:
• Студенческий театр МГУ,
• Московский молодёжный театр на Красной Пресне (руководитель В.Спесивцев)
• Ленинградский театр-клуб «Суббота» (руководитель Ю.Смирнов-Несвицкий)
• Московский театр-студия на Юго-Западе (руководитель
В.Белякович)
• Студенческий театр Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (руководитель В .Малышицкий)
• Челябинский студенческий театр «Манекен»
• Московская театральная лаборатория при Дворце культуры АЗЛК (руководитель А.Россинский) и др.
Многие из названных коллективов впоследствии переросли в профессиональные.
«Среди театральных студийных коллективов страны самым старым и заслуженным является студенческий театр Московского государственного университета ( СТ МГУ). Он возник в 1958 году из небольшого студенческого театрального кружка и без пауз работает до наших дней. Он дал искусству таких замечательных актрис, как Ия Савина, Алла Демидова, Елена Козелькова, на его сцене родились как режиссёры Ролан быков и Марк Захаров. ... Менялись актёры, режиссёры, стиль их работы, но новые интересные замыслы объединяли новых людей, и студийность обретала новое дыхание. Уже не второе, а пятое или больше. Студийность, понимаемая как бескорыстное, азартное сотворчество, предельная самоотдача, единство идейных, эстетических, этических позиций.
СТ МГУ – истинный корифей многоголосого хора студенческих театров, и сравнить его можно с могучим деревом, дающим вей новые и новые побеги».
Широко известный в 70-е годы театр В. Спесивцева возник из детского театрального кружка при Доме пионеров в Текстильщиках. После первого спектакля «Ромео и Джульетта» о театре заговорили, затем последовали зрительский успех новых спектаклей, успешное участие в международном театральном фестивале детских и юношеских театров в Югославии.
Театр-студия на Юго-Западе возник из двух театральных кружков, которыми руководил В. Белякович – при библиотеке и в Дворце пионеров. В театре работали люди разных профессий, так один из них, впоследствии ставший успешным профессиональным актёром В. Авилов был шофёром. Репертуар этого театра удивлял разноплановостью материала, непохожестью спектаклей. Критики писали: «Путь театра на Юго-Западе – слияние зрелищности и психологичности в форме простой и ясной. Кстати, режиссёр много работает над формой, но отнюдь не придавая ей самодовлеющего значения. Он организует спектакль динамично, эффектно, используя богатство музыкальных ритмов, света. Темпоритм – ключевое для Беляковича понятие в создании спектакля. Каждый из них можно сравнить с коротким и сильным ударом так, по замыслу режиссёра и актёров он должен восприниматься зрителем».

Контрольные вопросы и задания:

1. Перечислите известные вам формы агитационных театров советской эпохи 20-х годов.
2. Что такое ТРАМ и какие задачи он выполнял ?
3. Как решалась проблема репертуара сельских драм кружков в 20-е годы?
4. Назовите известные вам знаменитые любительские театральные студии советской эпохи.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования