Общение

Сейчас 450 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И РУКОВОДСТВО ТВОРЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ

§ 2.1. Известные театральные деятели об основах создания театрального коллектива

Г.А.Товстоногов полагал, что главное в создании театрального творческого коллектива – это создание союза единомышленников, и что этот союз строится на фундаменте, прежде всего, этического воспитания. Он утверждал, что воспитание коллектива является сложнейшей, тончайшей областью работы режиссёра, которая требует знания актёрской души. Товстоногов писал: «Вл. Немирович-Данченко очень верно сказал, что жизнь в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно только в каждый момент идти на компромисс наименьший. Абсолютно бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных условий, которых никто из режиссёров не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который не скомпрометирует вашей цели».
Единомышленники собираются вокруг лидера. В театре лидер – это режиссёр. «Режиссёр, не обладающий качествами лидера, не имеющий чётко выраженной гражданской позиции, – профессионально неполноценная фигура в современном театре». «Мы часто говорим о коллективе единомышленников. Но ведь нельзя же просто прийти к актёрам и сказать: «Давайте полюбим друг друга!» Люди объединяются только вокруг конкретной работы. Здесь рождается или не рождается их вера в режиссёра, здесь они становятся или не становятся союзниками, соратниками, друзьями. Единственный путь к объединению – каждодневная практическая работа над спектаклем, поиск путей к единству взглядов в вопросах эстетики и этики»
То, что театр искусство коллективное, общеизвестно, однако известный театральный педагог-режиссёр М.Л.Рехельс, признавая огромную силу воздействия коллектива, обратил внимание на то, что не всегда правым оказывается коллективное большинство и не всегда «коллектив ведёт за собой человека, но случается, что и один человек может повести за собой коллектив». Он писал о том, что сила коллектива «может поставить на ноги споткнувшегося, может помочь ему найти своё место в жизни. Но беда, когда сила коллектива из доброй превращается в злую, из требовательной в мстительную. ... Не всякая общность вкусов и интересов создаёт коллектив. Её создают только высокие идейно-творческие задачи, благородные стремления, объединившие честных, влюблённых в своё дело людей.
Коллектив понятие не административное, а организационное. Он не создаётся приказом – он складывается постепенно, иногда годами. ...
Идейность режиссёра-руководителя – во всей его деятельности, а не только в выборе пьес. Она в конечном счёте определяет и нравственные и этические критерии творческого коллектива».
Об этом же, но более жёстко, пишет О.П.Табаков, категорично утверждающий что «демократии в театре быть не должно. Потому что естественным результатом этой искусственности бывают уродливые плоды.
Все эти институты свободного волеизъявления нужны, но только для того, чтобы выстроить определённую систему координат, подтверждавшую, что все в коллективе «одной крови»... Важнейшим условием общего роста в театре – во всяком случае, роста способных людей – является ситуация, когда в коллективе прорывается вперёд кто- то один. ... Что иногда противопоставление индивидуальности коллективу и есть благо, как будирование сомнений, как фактор развития. ... «театр не может быть управляемым коллективно – точно так же, как весьма маловероятным мне представляется, что вообще что- либо может управляться таким образом. Коллективное управление – значит, безответственное, или же «управляющий» коллектив – лишь статисты, не обладающие властью, а на самом деле управляет кто-то один»
Многие любительские театры сетуют на то, что у них нет материальных и технических возможностей театров профессиональных. Но вот знаменитый режиссёр Малого театра, народный артист СССР Б.И. Равенских сетовал в последнем своём интервью (1980г.) на то, что «Сценография, свет, острые мизансценические решения, музыка – всё это богатство сцены. Но порой всего этого так много в спектакле, что, как свежего глотка в душный вечер, начинаешь жаждать хоть минуты тишины, дабы осмыслить происходящее. Не мчаться, не спешить, поглощая в избытке поток эстетической информации, а остановиться и вслушаться в сокровенное, что объединяет актёров и зрителей в сотворчестве ... Я мечтаю о маленьком театре, с труппой не более 20 человек. Я вижу этот театр почти без художника, без яркого оформления. Считаю, что излишний свет, сценография, даже музыка могут разрушить сценическое произведение, его душу. Мне же, наоборот, хочется ограничить себя, сосредоточиться, потому что то, о чём я думаю, это серьёзно».
Интересно и замечание К.С.Станиславского о преимуществе небольшой по масштабу сцены (у любительских театров, как правило, сцены такие) для начинающих артистов: «Малые размеры сцены ... нужны ... не только по материальным соображениям, но и по художественно-педагогическим. Практика показала нам, что ученик с неокрепшей творческой волей, чувством, темпераментом, техникой, голосом, дикцией и проч. не должен первое время излишне напрягать себя, чтобы не получить нежелательного вывиху и надрыва. Сцены больших размеров требуют большего, чем может дать начинающий артист, она насилует. На первое время молодому артисту нужно небольшое помещение, посильные художественные задачи, скромные требования, расположенный зритель».
Каждый режиссёр – лидер, каждый режиссёр мечтает о своём театре и у каждого режиссёра есть своё видение «строительства» театра. Существует множество изданий, посвящённых творчеству знаменитых театральных режиссёров, в которых всеобъемлюще освещены их взгляды по этому вопросу. Эти книги являются неоценимым источником профессионального становления любого режиссёра, в том числе и в опыте организации театрального коллектива.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что Г.А.Товстоногов считал главным в создании театрального творческого коллектива?
2. Почему нельзя абсолютизировать «силу коллектива» в педагогическом процессе?
3. В чём заключаются преимущества маленькой по размеру сцены для начинающих артистов?
4. Назовите прочитанные вами книги, посвящённые творческой деятельности театральных режиссёров.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования