Общение

Сейчас 419 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Комплекс III

Задачи комплекса:

Отработать навыки передачи и получения энергетической (невербальной) информации («лучеиспускания» и «лучевосприятия»), а также возможности уравновешивания энерге-тического баланса при контакте с партнером.

Освоить навыки дыхательно-голосового и словесного импровизационного общения с партнером.

Обеспечить активацию всего психофизического аппарата актера при настройке на репетицию или спектакль на основе ролевого тренинга.


Разогревающие упражнения:   

Упражнение 1 – Бег по кругу (по часовой стрелке). По сигналу (хлопку) участники вклю-чают различные препятствия, возникающие на пути: бурелом, ручей. Змея, прорубь и т.д. преодолев препятствие, продолжить бег, установив равномерное дыхание. Следующий сигнал ведущего свидетельствует о возникновении препятствия, связанного с психологи-ческими процессами: внезапно увидел свою бывшую возлюбленную, встретился с сопер-ником, вечером столкнулся с бандитом.
Продолжить бег с сохранением того самочувствия, которое установилось во время пре-одоления психологического барьера, как бы переведя самочувствие вовнутрь.

Упражнение 2 «Тайна»: Стоя с опущенными руками и головой, неожиданно сделать ры-вок (бросок) любой частью тела, внутренне зафиксировав силу и энергию рывка, а также точку приложения напряжения. Затем, не включая в действие активного физического (пластического) компонента, совершить тот же самый рывок, но скрыть, завуалировать его внешне. При проведении упражнения необходимо контролировать уровень энергети-ческой насыщенности действия, уведенного в «тайник».
Камертоном внутреннего проживания «рывка» является активная внутренняя речь «не смей ко мне приближаться!»; «прошу тебя, уйди!».

Упражнение 3 «Захват»: Схватить руками воображаемый предмет; поймать взглядом ле-тящий или движущийся объект; схватить губами нить; обхватить руками дерево, шар, пространства комнаты.
 Короткими вдохами захватить воздух «как рыба, выброшенная на берег», ухватить слу-хом едва слышимую мелодию любой песни, ощутить укол в сердце «для женщин – толчок ребенка в период беременность», поймать различными частями тела тепло солнца, намина или уловить свет от какого-либо источника.
Первоначальный импульс служит лишь толчком и к совершению того или иного действия в сфантазированных обстоятельствах.

Упражнение 4 «Расчленение»: Разными частями тела совершить действия:
- оттолкнуть,
- притянуть,
- напугать,
- поймать,
- захватить,
- осмеять и т.д.
Попытаться те же действия совершить взглядом, не прибегая к активному мышечному напряжению, т.е. достичь эффекта «холодного взгляда», «располагающего взгляда», «трусливого» или «надменного» и т.д.
Важно не просто демонстрировать возможности мимики лица, а попытаться адекватно перенести во взгляд ту энергию мышечного напряжения совершаемого действия, которая делает взгляд естественным, оправданным и осмысленным.

Упражнение 5 «Малый полет»: В беге по кругу рассчитать «взлет» и «приземление» (раз-бег – 3 такта, взлет затяжной – 2 такта, приземление и пробежка – 3 такта). Внутренне за-фиксировать необходимое количество энергии для «взлета». После остановки повторить «взлет», не прибегая к мышечному напряжению, а переведя во внутреннее ощущение – «полет души».

Упражнение 6 «Большой взлет»: Присесть на корточки, сконцентрировать энергию взлета внутри объема шара. Взмахом рук приподнять тело вверх и, на сколько это возможно, «повисеть» в воздухе. Повторить действие несколько раз с тем, чтобы зафиксировать ды-хание, ритм полета, затрачиваемую энергию. Затем, стоя прямо, с опущенными руками и приподнятой головой, попытаться воспроизвести самочувствие «большого полета». Когда «аж дух захватывает и сердце замирает».
Внутренняя речь связана с теми мыслями, который заставляют человека радоваться, вос-хищаться, удивляться: «вот оно – долгожданное письмо… любит… ждет… вот бы взять и перелететь к ней сию минуту… мгновение – и уже там!». Воображение подсказывает сту-дентам особые, близкие им объекты размышлений, желаний, устремлений.

Упражнение 7 – Релаксация: стоя с опущенной головой и руками, представить себя ста-рым уставшим деревом, которое ко всему привыкло, равнодушно наблюдает за «резвыми» молодыми деревцами. Старому дереву трудно поднять «ветки», взгляд его тяжел, мысли неторопливы и мудры, дыхание ровное и размеренное.


Основные упражнения:

Упражнение 8 «Пробуждение»: В положении лежа с закрытыми глазами, проанализиро-вать внутренние ощущения в связи с обстоятельствами:
- духоты, гари, задымленности помещения,
- необъятного чу4вства тревоги,
- чувства радости и неописуемого восторга,
- в состоянии болезни, бессонницы, горя.
Воображение может подсказать иные обстоятельства, осложняющие действие как для че-ловека, так и для животного, растения, других живых существ.

Упражнение 9 «Лабиринт»: Начать движение по лабиринту (в горах, в разрушенном зда-нии, в противотанковых рвах) с ощущением страха, отчаяния, болезни, ранения, интереса. Цель упражнения не в скорейшем преодолении пути по лабиринту, а в адекватном существовании в действии с учетом сложно-психологического самочувствия, потрясения, напряжения всех психических сил человека перед лицом смерти.

Упражнение 10 «Энергетический бокс»: Два борца располагаются друг против друга, слегка присев (поза медведя), руки свободно опущены. Один из борцов делает движение какой-нибудь частью тела (на касаясь партнера), задавая при этом определенный энерге-тический код. Другой должен уловить и разгадать этот код, ответив адекватным движением той же части тела. В процессе борьбы участники настолько привыкают к такому способу контакта, что все действия совершают точно и быстро.
Для усложнения упражнения предлагаются «обманные» действия партнеров (замахнулся рукой, о «ударил» коленом).
Осложняющими обстоятельствами борьбы могут стать различные почвы, на которых про-исходит поединок: на песке, на асфальте, на ватной подушке, на клейкой поверхности, на льду.

Упражнение 11 «Конвейер»: Участники выстраиваются в три линии про 3 – 4 человека. Первые номера начинают какое-либо движение донной части тела (например, вращение кисти правой руки). Следующий за ним участник, стоящий к первому боком, должен «бо-ковым зрением» уловить не только направление вращения определенной части тела, но и темпоритм действия, затем верно подключиться к действию первого. Передавая сигнал следующему участнику конвейера. Любой «обрыв» цепочки должен быть оценен участ-никами, конвейер остановлен. Необходимо добиться такого чувства коллективного действия, чтобы начинать и прекращать действия почти одновременно (при выполнении упражнения, последний - совсем не видит первого).

Упражнение 12 «Диагональ»: Три участника тренинга встают в диагональ на «контакт-ном» расстоянии друг от друга, причем, первый и последний – спиной друг к другу, а средний – вполоборота к ним. Один из тройки начинает движение по кругу, все двигаются так, чтобы сохранить диагональ круга.
 
Ролевой тренинг

Тренинг проводится на материале принятого к постановке спектакля.

Задачи ролевого тренинга:

Использовать обстоятельства жизни, поведения, сомочувствия и условий взаимоотноше-ния с другими персонажами.

Подготовить психофизический аппарат актера на конкретную работу с учетом режима репетиционного процесса, физических затрат, жанровой природы материала, темпоритмической организации действии.

Создать индивидуальный комплекс настроечных упражнений: перспективных и актуали-зированных (самомассаж, дыхательно-голосовые упражнения, психомышечная трениров-ка, упражнения на физическое самочувствие и характерность).

Разработать групповые упражнения, проводимые перед началом репетиции или спектакля (энергетический контакт, темпоритмический ансамбль, коллективные распевки и т.д.).

Приведем пример ансамблевого тренинга перед репетицией (на стадии выпуска) диплом-ного спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского с Свердлов-ском театральном институте (1988 – 1989 гг.).
Основная задача разминки заключалась в создании единого энергетического поля в круге (с учетом специфики материала и ролей).
Первоначально предлагалось построить круг в соответствии с принадлежностью к тои или иной линии спектакля (с последовательностью включения в обстоятельства «дела Раскольникова»).
Студенты рассаживались в пределах сценической площадки (не договариваясь изначаль-но) так, чтобы каждый входящий в данное пространств уравновешивал уже созданное предыдущими энергетическое поле. Было замечено, что с увеличением числа участников на площадке усиливалось конфликтно-взрывное начало в атмосфере (при том, что каждый персонаж постепенно входил в статус ведущего на данном отрезке времени и пространства). Логическим завершение построения круга был выход Порфирия Петровича, попавшего буквально в «адовый клубок» энергетически накаленной атмосферы. Оценив ситуацию (пространство было заполнено до отказа), ему ничего не оставалось, как «скандальным образом» уйти в самый дальний угол сцены и тем самым создать главный конфликтный узел с «центром» - Раскольниковым.
Затем было предложено (с использованием минимума текста роли) всем персонажам НАПОМНИТЬ Раскольникова, по возможность достаточно подробно и настойчиво, а причинах его заблуждений, толкнувших его на совершение преступления. При этом Раскольников либо сам подходил к любому из своих знакомых, родных, требовал ответа или подробностей событий минувшего дня, либо Двойник Раскольникова резким утверждением заставлял окружающих вступать в спор. Иногда слишком уверенное поведение Двойника вызывало протест со стороны самого Раскольникова, и тогда в поединке оказывались «сознание» Раскольникова и «сердце», не умеющее лукавить.
Ответы других персонажей, как напоминания о случившемся, могли быть без слов: через перемену положения тела (сидел – встал, отошел в угол), через «подзвучки» - у каждого персонажа свой бытово-шумный звук (у сони – пшено в жестяной миске, которое она по-стоянно перебирает, а в сцене «Евангелия» «окропляет» им Раскольникова; в Старухи - процентщицы – связка ключей; у Свидригайлова – «бульканье» выливаемого вина из бу-тылки в фужер; у Настасьи – звук деревянных «ступочек»; у Порфирия Петровича – звук открываемого портсигара; у Заметова – удары бильярдных шаров; у Мещанина – свисток и т.д.).
Передавая свое отношение к «страсти разума» Раскольникова, каждый создавал центр раздражения главного героя, будирования его «натуры», способной верно оценить ошибки гордого разума.
В течении 20 минут были проиграны практически все основные сцены спектакля по ве-дущим линиям действия каждого персонажа и всего коллектива в целом, где задачей было НАПОМНИТЬ Раскольникову в подробностях, что с ним быль ТОГДА с тем, чтобы изменить его поведение ТЕПЕРЬ.
В результате такого «тотального тренажа» была подготовлена не только «полифоническая атмосфера» спектакля, ритм, дыхание сегодняшнего спектакля, но и найдены некоторые повороты и нюансы в отношениях с партнерами, установлена динамика СЕГОДНЯШНЕГО взаимодействия всех герое спектакля.
Концентрация мыслей и эмоций в тренинге позволили высветить наиболее важные мо-менты в каждой роли. Выстроить и реализовать единое СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ спектакля, энергетически обеспечить все связки, переходи, включения в сцену и выходы из нее, точно определить место и вклад каждого в процесс развенчания теории Раскольникова перед лицом представителя XX в. – Двойника.
Это один из возможных ролевых тренингов, проводимых  на утренней репетиции перед вечерним спектаклем.
Практика подсказывает ряд других эффективных способов психофизической настройки на спектакль в зависимости от жанра спектакля, его структуры, динамики, конкретного сценического пространства (при перемене игровой площадки). От способа взаимодействия между персонажами и зрителями.
В качестве настроечных упражнений выступают дыхательно-голосовые, темпоритмиче-ские (в круге). Психофизические упражнения или ансамблевое пение, речитативы, пере-дача энергетической и звуково-смысловой информации (в круге).Индивидуальная на-стройка на спектакль включает в себя: процесс самомассажа, аутогенной и психофизиче-ской тренировки, проверки физического самочувствия, определенного обстоятельствами роли.

Создание методики РОЛЕВОГО ТРЕНИНГА – дело будущего.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования