Общение

Сейчас 409 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • Heatherces

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Комплекс II

Задачи комплекса:

Дальнейшее исследование возможностей биомеханического аппарата, его особенностей и ограничений, поиск условий преодоления зажимов психологического или физиологиче-ского происхождения.

Расширение возможностей психофизического аппарата за счет создания вторичных авто-матизмов.

Знакомство с основным законом сценического поведения – законом активного, целена-правленного, продуктивного (волевого) действия. Через сравнительную характеристику процесса ДВИЖЕНИЯ и ДЕЙСТВИЯ установить (на практике) их различие и общие сто-роны.

а) движение – биомеханическая функция аппарата актера – имеет следующие параметры: динамико-кинетические, силовые, конституциональные (отдельные части тела, конечно-стей – их вес, объем, структура, степени свободы в движении), скоростные, энергетиче-ские.

б) действие – единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагае-мыми обстоятельствами, определенным образом выраженный во времени и пространстве.

Разогревающие упражнения:

Упражнение 1 «Медуза»: Лежа на шпине, отыскать удобную позу для тела, конечностей, головы. Представить свое тело мягким, упругим телом медузы. Мысленно, и затем в дей-ствии необходимо поднимать и опускать тело под воздействием волны, «уложить» тело так, чтобы чувствовать касание пола восьмью точками: затылком, плечами (лопатками), локтями, кистями рук, позвоночником (особенно поясничным отделом), ягодичными мышцами, «икрами» ног и пятками. Попытаться, как бы разложить, растянуть свое тело по полу. Глаза закрыть, чтобы точнее сосредоточиться на воображаемом объекте.
Но вот легкий прилив волны коснулся сначала головы, затем плеч и рук, даже кончив пальцев. Необходимо подлинно почувствовать мягкость и влажность, прохладу и уровень воды. По мере продвижения волны внимание переключается с головы на плечевой пояс, руки, спину. Подъем волны соответственно влияет на движения всего тела. В этом упражнении важно включить память на физические ощущения воды, песчаной поверхности, проникающих солнечных лучей. Концентрация внимания на отдельных (мельчайших) частях своего тела поможет не только настроить аппарат произвольного восприятия студента, но и даст возможность проанализировать физические данные собственного тела: размеры, пропорции, степень мышечной свободы, упругость мышц и сухожилий, вес и пр. внутренняя речь, как бы комментирует происходящие в организме изменения: «Голова моя лежит удобно, ей легко и тепло на песке под солнцем, лопатки тоже греются на песке… Ой, что-то попало под спину… камешек, какой маленький, а острый, неприятно… нужно передвинуться… Локоть острием вдавился в песок – значит, напряжен, нужно расслабить. Как дышится легко! Вода прохладная, соленая, засыпаю».
Упражнение вырабатывает точное ощущение мышечной свободы (мышечный контролер), тренирует навыки сенсомоторных восприятий, собирает внимание (КОНЦЕНТРАЦИЯ), оживляет воображение.

Упражнение 2 «Утро»: Лежа на спине (поза «медуза») представить раннее утро. восходя-щее солнце, легкую прохладу, влажность песка. Глаза закрыты. Пробуждение начинается с микродвижений глаз (в стороны, по кругу) с острым желанием приоткрыть спящие веки. Приоткрыв глаза, осмотреться (не поворачивая голову), охватить взглядом как можно больше окружающих объектов (на первых этапах, реальных – пололок, лампу, стены, в дальнейшем – воображаемых – вершины гор, деревья в лесу и т.д.)
По мере пробуждения оживают и приподнимаются все части тела. Обозреваемое про-странство становиться большим. Тело дышит, наполняется энергией, силой, бодростью. В упражнении тренируется умение переходить из малого круга внимания в средний и боль-шой, меняя при этом отношение к вновь возникающим новым объектам.

Упражнение 3 «сонное тело»: По мере того, как проснувшаяся голова, шея, руки включа-ются в активную жизнь, остальные части тела находятся без движения. Пусть голова – «командир» - даст приказ телу: «Встать!». Преодолевая «сонную тяжесть» рук и тулови-ща, необходимо активно (волево) выпрямиться. Воображение подскажет действенный образ: растения, ленивого животного, домашней птицы и др. Во время пробуждения нужно отработать точное ощущение тяжести каждой точки тела, биомеханических звеньев, соединив их затем в единое чувство собственного тела.
Три предыдущих упражнения еще не являются в полной мере разогревающими, скорее они выводят студентов из особого жизненного ритма и настраивают на совершенно иные, связанные с внутренним включением в обстоятельства действия. Процессы психофизической жизни обучающегося, заставляют его переключиться на «мысли в действии».

Упражнение 4 «Буря»: из положения лежа (тело проснулось), под действием направленного потока «ветра», начать поднимать поочередно каждую часть тела, словно края древесного листа, упавшего на землю, который теребит ветер. Но вот сильная воздушная волна приподняла лист и понесла, периодически меняя направление полета (голова чуть отброшена назад, центр груди направляет движение тела, руки расставлены в стороны и чуть отведены назад, ноги то приподнимаются на носках (при порыве ветра вверх), то опускаются на всю стопу, мягко огибая колени. Воображение может дополнять элементы движения: в сторону, вниз, боком, спиной, – равно как и образы вымысла: лист, пушинка, «бумажная галка», лепесток цветка.

Упражнение 5 «Мошка»: Бег, приподнявшись на носках ног и вытянул тело вверх. Руки подняты вверх, слегка отведены в стороны и назад, круговыми движениями кистей рук попытаться легко приподнять тело (на бегу) как бы в мало полете: шаги мелкие в соответ-ствии с малыми кругами кистей рук. На пути полета «мошке» могут попадаться препятст-вия, которые она либо «облетает», либо «подлетает» к ним, возможно, поворачивает и летит в обратном направлении. Важно почувствовать верное состояние полетности тела, соответствие взмахам кистей и направлению движения (ветра). «Мошка» может попасть под струю воды или дыма, «прилипнуть» к клейкой поверхность, поранить крылышки и упасть.

Упражнение 6 «Летучая мышь»: Бег- «полет» при помощи широких махов руками назад. Импульс движения всходит из центра груди, махи рук соотносятся с ритмом и напряже-нием движений ног, всего тела. Необходимо на какое-то мгновение «зависнуть» в воздухе, устремив волю, желание, взгляд вверх. При «пробежке» тело собирается в единое целое и набирает необходимую энергию для взлета. Зная особенности поведения летучих мышей (способность к ультразвуковому улавливанию возникающих на пути препятствий), можно включать обстоятельства: высокая стена, паутина, провода, деревья и пр. Соответственно этим препятствиям возникают изменения траектории полета, неожиданные остановки. В условия обостряющие действие, можно включить: физическое самочувствие, чувство опасность, боль, активность или, наоборот инертность и т.д.
Упражнение 7 «Заяц»: В полуприсяди (колени вместе), руки касаются щиколоток, делать прыжки вперед таким образом, чтобы ноги «приземлялись » как можно дальше от перво-начального места. Импульс прыжка исходит из колен, которые выполняют еще и функ-цию амортизатора. «Приземление» должно быть мягким, не носочки пальцев ног. С тех-нической стороны упражнение необыкновенно продуктивно, поскольку тренируются не тлько звенья нижних конечностей. Но и механизм вестибулярного аппарата, отвечающий за координацию и устойчивость движения. Прыжки можно сочетать с «замиранием» на месте, когда необходимо осмотреться, нет ли поблизости опасного противника, - это оп-равдано природой поведения зайца (трусливость «косого», бесшумность, ориентировка по запаху, рефлекс защиты мгновенным бегством).
Возможны обстоятельства: «убегания», «перебежки через снежное поле», «путанье сле-дов», «перескоки из-за куста в кусты». Любая вынужденная остановка должна быть дей-ствительно оправдана, а точная внутренняя речь, как камертон, будет контролировать правду или фальшь действия. Например, заяц остановился: «что-то хрустнуло сзади? Куда спрятаться?.. вот за тем кустом… не успею… лучше в ямку зарыться… как страшно, ско-рее вы ночь!»

Упражнение 8 «Медведь»: В полуприсяди, держа прямо голову и спину, колени слегка разведены в сторону, руки свободно опущены вдоль корпуса. Центр тяжести тела перено-сится плавно с одной ноги на другую. Движение не должно стать имитацией походки медведя, важно уловить принцип передвижения на «коротких ногах», тяжесть нежней части туловища, единый объем этого «неуклюжего», но очень гармоничного животного. Необходимо обнаружить в себе эту неуклюжесть. Округлость спины. «переваливающуюся походку», чтобы укрепить веру актера в обстоятельства от малых «техника передвижения», до больших («обнюхивание воздуха», «тайный захват пчельника» и др.).

Упражнение 9 «Каракатица»: Стоя на прямых, расставленных в стороны ногах, опустить руки и корпус вниз. Обретя еще две точки опоры. Начать перемещаться с помощью «че-тырех ног», подобно пауку. Необходимо добиться быстроты перемещения за счет легко-сти движения всех конечностей (независимо от тог, руки это ли ноги). Может быть хот вперед, назад, боком, с перекатами и прыжками-подскоками. Создаваемые препятствия на пути «каракатицы» могут быть реальными (кубы, возвышения, бревна) или воображае-мыми (водоемы, различные виды почв: песок, камни, высокая трава, барьер, клейкая по-верхность и пр.). «Каракатица» может попасть в сети паука и активно выбираться из них, может «подвернуть» лапку и передвигаться на трех, переходить через препятствия спи-ной.
Во время перехода через возвышения необходимо добить равномерность передвижения на подходе к препятствию и на «выходе».

Упражнение 10 «Робот»: Стоя на прямых расставленных ногах (на ширине плеч), руки подняты вперед и максимально вытянуты. Мышцы нижней части корпуса подтянуты, со-браны. Все тело существует в едином, нерасчлененном объеме, как монолит. Начать пере-движение вперед, или в сторону, или назад, сохраняя заданный объем. Руки, как «рада-ры», - улавливают направление движения, возможные препятствия, совершают необходи-мые операции: взять, притянуть, перенести, поставить на другое место и т.д. Опасность может таиться и внутри (внезапная поломка) и вовне (дождь, тяжелый груз, стена и пр.). При поворотах необходимо контролировать напряженность мышц и не «распускать» их.

Упражнение 11 «Релаксация»: Сидя на корточках, голова опущена, руки расслаблены (по-за «кучер»). Представляемый образ действия «спящий бутон» или «куры на насесте». Ус-тановить ровный ритм дыхания (выдох через полуоткрытый рот). «Дрема» может преры-ваться неожиданными «всплесками», но непременно вновь овладевает всем телом.

Упражнение 12 «Рыба»: Лежа на животе, руки вытянуты вперед и сложены ладонями. Ноги прямые, колени сомкнуты, тело максимально вытянуть. Представить свое тело лежащим в воде, попытаться «плыть», попеременно поднимая руки – «плавники» и ноги – «хвост». Иногда высокая волна приподнимает и плавники и хвост одновременно. Воображение подскажет студентам различные обстоятельства, осложняющие жизнь «рыбы»: выброс на сушу, неприятный запах от водорослей, нефти или кислоты, сети, на дне лодки, в аквариуме. Внутренняя речь необходима, несмотря на известное изречение – «рыбы молчат», «молчит, как рыба».

Упражнение 13 «Ракушка»: Сидя на полу, ноги прямые, широко расставлены в стороны. Наклониться вперед таки образом, чтобы руки достали пальцы ног, а корпус почти лежал на полу. «Ракушка» находится в «закрытом» виде и «хранит» жемчужину. Дыхание коор-динируется с действием. Вот ракушка начинает открываться, вдыхая свежий морской воз-дух, корпус прямо, руки в стороны. Окружающий мир ракушке интересен, взгляд оста-навливается на различных предметах. Внезапно появляется опасность (похищение жем-чужины) и ракушка мгновенно захлопывается.
Обстоятельства могут быть иными6 ракушка-хищница ловит моллюсков, старая ракушка – трудно открывается и закрывается. Та же поза подсказывает иное действие    ???    «клювом» достать рассыпанные перед ним крошки зерна. Это может быть мягкая игрушка, пружина, ядовитый куст и т.д.

Упражнение 14 «Монолит»: Лежа на животе, руки расположить вдоль корпуса, ладонями к полу. Носки ног упираются в пол, колени выпрямлены и сомкнуты. Представить свое тело единым целым – монолитом, все части которого одинаковы. Задав первоначальный импульс движения, перекатываться с боку на бок, удерживаясь от переката на спину. Важно создать энергию переката, чтобы движение не задерживалось в положении лежа на животе. Предлагаемые обстоятельства помогут разнообразить действие: перекат воды в желобке. карандаш в пенале. Раскатываемое тесто. При всей мышечной напряженности необходимо обрести свободу движения, гибкость, послушность тела инерции движения. Затем усложнить действие, перекатывая тело по плоскости, охраняя подбородок от не-ожиданный ударов (голова чуть приподнята).

Упражнения 5 – 14 являются основными, разминающими не только тело, но и психику: мобилизация эмоциональной и мышечной памяти. Ассоциативное мышление и внутрен-няя речь активизируются, обостряются все ощущения, включается в работу дыхательная система, но самое главное – воображение рождает непредсказуемые повороты, ситуации, конфликтные столкновения с различными препятствиями и реализуется в достаточно вы-разительной пластической форме.

Упражнение 15 «Паутинка»: Лежа на спине, как будто на дне реки, представить, что свер-ху спускается тонкая нить – «паутинка», ухватившись за которую, можно выбраться на-верх. Важно проследить последовательность подъема: кисть, локоть, плече, рука, голова, тело, колени, ноги – все постепенно выходит из воды на поверхность. Необходимо мягко, без рывков подниматься, чтобы не порвать тонкую нить, в противном случае вся масса тела упадет вниз. Вытянувшись, руки вверх, тело становиться легким и стремиться взле-теть. Порыв ветра может легко «крутить» тело и нести его вперед. Ощущение полетности тела - непременное условие точно разработанного аппарата, готового к любым творче-ским задачам.

Данный Комплекс-2 повторяется на следующих занятиях с включением новых задач и обогащением иными обстоятельствами. Постепенно студент привыкает к большим физи-ческим и пластическим нагрузкам, начиная придумывать самые фантастические условия, подключать к действию партнеров и пространство.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования