Общение

Сейчас 1587 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

СЕНСИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Вторая сигнальная система, словесная, совершенствуясь в процессе трудовой и общественной деятельности человека, воздействует на породившую ее первую сиг-нальную систему. Роль второй сигнальной системы, роль языка и мышления, все возрастает, но это не значит, что теряет значение система непосредственных образных представлений.
Б. Г. Ананьев в книге «Теория ощущений» верно предостерегает от недооценки роли развития и воспитания сенсомоторных качеств, нужных человеку, потому, что «самые далеко идущие успехи науки и техники,— как он говорит,—: рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека», а отсюда—«для ученого, инженера, агронома, педагога сенсорная культура наблюдения и системы моторных умений необходимы так же, как для художника, музыканта, писателя необходимы развитые цветоразличение, музыкальный слух, наглядные образы в мышлении, сочетаемые.со сложнейшими моторными навыками и умениями».
Мы часто наблюдаем в жизни — какая-нибудь деятельность за несколько лет неузнаваемо изменяет человека. Так у прежних актеров механическое словоговоре ние, привычное самовзвинчивание, некое условное благородство и изящество манер приводили к выработке определенных динамических стереотипов и создавали «актерский» способ поведения, от которого человек не мог и в жизни избавиться, даже если этого хотел.
Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны актерской индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом—это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств — это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы.
Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера — над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (то есть над самооценкой), над коммуникативными чертами личности (способом общительности, умения подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами его мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы.
Здесь возникает проблема огромной важности, которая, несомненно, будет решена по мере развития будущего, научно-программированного обучения.
Мы говорили уже о том, что при любой системе обучения, даже при обучении без всякой системы, складываются те или иные сенсорные навыки и умения, так или иначе формируются особенности нервной системы.
Это делает жизнь. Характер сенситивности данного человека возникает в результате определенного жизненного пути, то есть в результате взаимодействия человека с окружающей средой в его социальной, общественной, трудовой, творческой, повседневной деятельности. Складывающаяся в ходе жизни сенситивность оказывает обратное влияние на дальнейшее течение жизни во всех областях жизнедеятельности человека.
Взаимосвязь и взаимозависимость между сенситивностью и человеческой практикой имеет свои законы. Задача науки — исследовать и раскрыть их. Какие конкретно условия привели к возникновению определенной сенситивности данного человека? Как именно идет дальнейшее развитие этой сенситивности? Какое влияние оказывает сенситивность человека на его деятельность?
Когда законы развития личности начнут раскрываться, можно будет направленно и активно воздействовать на характер формирующейся сенситивности, помогать формированию определенной, заданной сенситивности, необходимой для конкретной человеческой практики, для более продуктивной и целесообразной деятельности человека.
Разумеется, сенситивность — это лишь частность в общем комплексе явлений, связанных с проблемой познания и практики. Характер человеческой деятельности определяется не сенситивностью, взятой в отрыве от уровня сознания человека и, самое главное, от общественных условий, в которых осуществляется деятельность человека. Все здесь взаимосвязано, одно обусловлено другим. Раскрытие законов развития личности связано с законами развития общества. Мы видим, как в наши дни общество, вооруженное передовой теорией, совершенствует общественные условия и тем двигает вперед теорию, совершенствуя общественное сознание.
Если можно назвать научно-направленное воспитание сенситивности и нужных комплексов сенсомоторных умений — сенситивным воспитанием, то оно явится лишь одной из составных частей воспитания вообще. И сейчас ведь при веяком воспитании, от дошкольного до производственного и профессионального, наряду с обучением нужным навыкам и освоением нужных знаний, воспитывается и определенная сенситивность. Она возникает по закону косвенного воздействия навыков, требований, знаний, характера человека, влияния окружающей среды. Задача в том, чтобы сделать этот процесс организованным и направленным.
Буржуазная наука проявляет большой интерес к вопросам педагогической и трудовой психологии, но исходит она, большей частью, из положений о независимом существовании первоначальных прирожденных способностей (Д. Дьюи), о тяготеющей над человеком власти «вечных» инстинктов (3. Фрейд) и о неравенстве человеческих рас (А. Гобино).
Некоторые отрасли экспериментальной педагогической психологии занимаются изучением индивидуальных психических особенностей. На основании изучения «вро-жденных способностей» и «общей умственной зрелости» (с помощью специальных тестов) они составляют так называемую психограмму, которая, как и вся буржуазная система воспитания, выполняет функцию «закрепления классовых различий в общественной жизни» (это признание американского социолога Г. Эриксона привел в своем критическом очерке «Современная буржуазная психология» Н. С. Мансуров). Свойственная этой психологии переоценка «роли биологических и психологических особенностей и свойств человека, которые якобы только и предопределяют его развитие», и недооценка, а то и полная изолированность «от общественных отношений людей, от условий материальной жизни общества» (цитируем тот же очерк) исключают для нас возможность пользоваться ее выводами.
Диалектика развития советской педагогической психологии, которая в наше время большое внимание уделяет изучению формирования моральных качеств учащихся, все теснее сближает ее с теоретической биологией. Теоретическая математика также участвует в создании новой системы программированного обучения. Можно надеяться, что педагогическая психология соединит теорию обучения и теорию воспитания в еди-ную систему направленного формирования гармонически развитой личности, теорию, основанную на математически точном знании потребностей общества и на изучении каждой индивидуальности.
В эту единую систему войдут вместе с общим и профессиональным обучением как неотъемлемые и в то же время самостоятельные разделы и эстетическое воспитание, и освоение «эмоциональной грамотности»— сенситивное воспитание.
Наступающая эра программированного обучения потребует научной разработки важной проблемы: сочетания общих задач данного обучения с психофизиологическими возможностями данного учащегося. Иначе — планируемого и планомерного развития природных задатков, а также вновь создаваемых сенсорных умений учащегося в соответствии с общими задачами обучения.
Развитие сенсорных умений и навыков, знание механизмов эмоциональной сферы, умение владеть чувствами и волей — это и есть общие задачи сенситивного воспитания.
Мы рассматриваем исследуемый здесь творческий тренинг как часть сенситивного воспитания актера.

 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования