Общение

Сейчас 566 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

«ВНЕДРЕНИЕ ВИДЕНИЙ». ВНУШЕНИЕ. САМОВНУШЕНИЕ

Изучая труды Станиславского, актер не раз встречается с требованием «внедрять в другого спои видения». Вот учитель добился от ученика того, чего хотел: «то есть заставил его передавать то, что он чувствовал и видел. Малолеткова да и мы все до известной степени понимали, или, вернее, чувствовали его подтекст. Сам Паша... не только познал, но и почувствовал практический смысл и истинное значение передачи другим своих видений иллюстрированного подтекста. .. Его больше всего поразило, что задача заражать другого своими видениями незаметно для него самого превратила чужие, навязанные ему, неинтересные слова в его собственные, нужные, необходимые».
Позиция Станиславского в этой выдержке из книги «Работа актера над собой» ясна: воздействие на партнера и восприятие этого воздействия другим партнером являются таким актом, при котором необходимо активное, сознательное внедрение в другого своих чувств и видений, а для партнера — активное восприятие того, что передается.
В жизненном общении перед нами не встает такой задачи — внедрять видения. Они внедряются как бы сами собой. Конечно, бывают случаи, когда мы сознательно ищем пути к тому, чтобы наш собеседник как можно ярче представил себе ту картину, которая рисуется нашему воображению (если она рисуется!). Что мы делаем тогда? Как будто самое простое — стараемся найти наиболее выразительные слова, точнее всего рисующие картину. Ищем образы, краски, освещаем предмет разговора со всех сторон. Стараемся говорить при этом особенно убедительно, употребляя больше внутренних усилий, чем обычно.
Но за этим идет тот же психофизический процесс — в сознание нашего собеседника внедряются видения. Мы их передаем, а он их воспринимает. Видения, соединенные прямой и обратной связью со второй сигнальной системой, включают механизм мышления партнера — партнер «репетирует» свои ответные слова за то время, пока слушает.
То, что в жизненном общении происходит как бы само собой, в сценическом, при подготовке роли, нам надо делать сознательно.
Подсознательное — через сознательное,— таков путь освоения любого жизненного действия в процессе превращения его в действие сценическое, если его стремятся превратить в живое действие. В этом — основа учения Станиславского.
Поучительное подтверждение необходимости «внедрять видения» мы можем найти в выводах из практики гипнотической психотерапии, которая уже сравнительно давно вышла из запретной зоны лжеучений и получила права гражданства в медицине.
Эпиграфом к своей монографии «Слово как физиологический и лечебный фактор» крупный советский гипнолог К. И. Платонов избрал такое высказывание Павлова: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».
Заметим: может вызвать, а может и не вызвать. Должны быть определенные условия, чтобы слово вызвало ответные действия, и одно из этих условий — активное внедрение видений, сознательный волевой акт, который в практике речевой психотерапии заключается в акте внушения.
Здесь полезно сделать небольшое этимологическое отступление, чтобы обновить в битком набитых коридорах второй сигнальной системы слово «внушение», такое привычное, что смысл его подчас забывается.
«Внушать»— это значит вкоренять, внедрять, поселять в мыслях»,— пишет В. И. Даль. Происхождение слова он производит, с некоторым сомнением, правда, от «во-ушать», то есть вводить в уши. Существует явная родственная связь между этим словом и всем семейством слов «внять, внимание, внятный и т. д.». Во всех этих словах ощущается активный действенный процесс, направленный извне вовнутрь. «Внять»— В. И. Даль толкует как «постигнуть что-то, устремив на это свои мысли и волю». Любопытно, что у французов и чехов «внушить» означает то же, что «вдохнуть», а у немцев, кроме того, — «влить». Как видим, везде одно физическое активное действие, одного характера.
Практике психотерапии известно, что для успеха дела нужно, чтобы человек, которому внушают, мог воспринять внушение. Если воздействие производится во внушенном сне, то восприятие внушения неосознанное, оно «принимается» через отдельные бодрствующие участки коры головного мозга, не затронутые торможением. Эти участки — зона «раппорта» (то есть в переводе — связи, соотношений), очаг контакта между внушающим и тем, кому внушают.
Если внушение реализуется в бодрственном состоянии пациента и восприятие становится осознанным, обязательно нужно, чтобы пациент верил в пользу дела, хотел «принять» внушение и, таким образом, чтобы он сам поддерживал связь между собой и внушающим. Примечательно, что пациенту невозможно внушить (даже в состоянии внушенного сна) какие-нибудь представления и действия, находящиеся в противоречии с его убежде-ниями, с его этическими нормами.
Мы не рассматриваем подробно всю механику внушения и его приемов потому, что внушение и гипноз, как таковые, не имеют практического значения для театральной практики. Но анализ причин отдельных успехов и неуспехов психотерапии позволяет нам яснее понять природу взаимодействия двух сигнальных систем и природу человеческого общения, в том числе и сценического.
Действительно, существует много общего между деятельностью организма в момент внушения и жизнедеятельностью артиста в момент творчества. Отмечено, например, что косвенное словесное внушение (по В. М. Бехтереву — чрезпредметное) действует сильнее, чем прямое. «Бодрствующему лицу внушается,— пишет К. И. Платонов,— что предлагаемый ему белый порошок является снотворным. Поэтому, как только он примет данный порошок, он тотчас же заснет». Внушение здесь действует как бы скрыто. Опыты показывают — чем более оно скрыто, тем оно эффективнее. В состоянии бодрствования косвенное внушение оказывает сильное воздействие даже на таких лиц, для которых прямое внушение безрезультатно.
Особенно интересно для нас самовнушение — «явление внушающего воздействия,— по определению К. И. Платонова,— идущего не извне, а изнутри, со стороны следовых корковых процессов, связанных с прошлыми раздражениями второй сигнальной системы». Наука исследовала многие факты самовнушения, даже такие, казалось бы, невероятные, как случаи мнимой, воображаемой беременности со всеми внешними ее признаками, возникшими под влиянием раздражений, идущих из второй сигнальной системы и вызывающих вегетативно-эндокринные изменения в организме.
Можно вспомнить здесь и случай, происшедший с М. Горьким. Работая над одним рассказом, он описывал удар ножом. Волнение его было столь сильным, картина представилась ему настолько яркой, что он закричал от боли. Да, он почувствовал физическую боль как раз в том месте, куда ударил героя нож. Мало этого. На воображаемом месте удара проступила явственная красная полоса.
Естественную аналогию между самовнушением и творчеством артиста проводит и П. В. Симонов в книге «Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций». В самом деле, если косвенное внушение сильнее прямого, то в методе Станиславского, рассчитанном на косвенное возбуждение органической природы путем произвольных, сознательных действий, мы видим способ для своеобразного самовнушения. Эмоционально окрашен-ные следовые процессы сначала вызываются сознательно, потом возникают непроизвольно, и в этот момент тормозятся реальные воздействия внешней среды. Замыкательная функция осуществляется тогда во второй сигнальной системе, но уже вне осознанного восприятия. На основе ранее «накатанной» логики и последовательности действий выявляется истина страстей.
Механизм внушения может открыть нам удивительные свойства следовых процессов, одно из которых — повременное запоминание мозгом прошлой деятельности, то есть запоминание действий и состояний организма в прямой последовательности и связи по времени. «Фиксирование корой мозга последовательности событий,— пишет К- М. Быков,— имеет огромное значение для жизни организма, ибо позволяет при определенных обстоятельствах повторить имевшую место в прошлом цепь событий».
Повторить всю цепь действий! Мало того — при повторении цепи действий кора головного мозга, оказывается, пускает в ход те связи, которые существовали в моменты этих действий, и оживляет эмоциональное состояние организма того времени. Выше мы приводили один из примеров воскрешения былого состояния человека в опыте К- И. Платонова.
Вот на этом свойстве памяти — связывать временем действия и эмоциональное состояние — и основана возможность живого повторного воспроизведения эмоционального куска роли, если до этого кусок подготовлен логикой и последовательностью предыдущих действий и подкреплен образным видением и мысленной речью. Словом, если этот эмоциональный ролевой эпизод не повторяется механически, в нарушение законов рождения живого поступка.

 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования