Общение

Сейчас 1059 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

СКОЛЬКО У НАС ОРГАНОВ ЧУВСТВ?
МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ.
ОТ ОЩУЩЕНИЯ — К ПОСТУПКУ

Органы чувств — первые разведчики человека в его взаимодействии с окружающей средой. Ощущения и восприятия дают толчок к возникновению любого жизненного действия, любой эмоции, любой мысли. Они связывают человека с действительностью и позволяют ему проявить себя в отношениях с окружающим миром. Чтобы получить направляющую нить в методической разработке упражнений тренинга, нам нужно разобраться (хотя бы в общих чертах) в механизме органов чувств.
По традиции мы еще продолжаем говорить о пяти внешних чувствах — о зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. Наука давно уже расширила этот список. Современная классификация ощущений (воспользуемся книгой Б. Г. Ананьева «Теория ощущения») такова:
Зрительные ощущения, с явлениями ахроматического зрения, хроматического зрения и пространственного видения.
Слуховые ощущения, с явлениями речевого, музыкального и пространственного слуха.
Вибрационные ощущения (занимающие промежуточное положение между слуховыми и осязательными).
Тактильные (кожно-осязательные) ощущения.
6. Температурные ощущения и болевые ощущения.
Кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения. Здесь различают кинестезию рабочих движений рук, кинестезию рабочей позы и опорно-двигательного аппарата и кинестезию голосового и рече-двигательного аппарата (артикуляционной моторики).
Вестибулярные (статико-динамические) ощущения равновесия и ускорения.
Обонятельные ощущения.
Вкусовые ощущения.
Интероцептивные (внутренностные) ощущения.
Предметы и явления материального мира воздействуют на органы чувств, в результате рождаются ощущения, как отражения отдельных свойств предмета или явления.
Орган чувств — это сложный нервный прибор, называемый анализатором. То, что мы обычно называем органом чувств — глаз, например,— это только внешняя часть анализатора, так называемый рецептор или принимающий аппарат. Пучки центростремительных нервов, соединяющие Глаз с мозгом,— это вторая «часть анали-затора, проводящий аппарат. Третья часть — мозговые концы анализатора, воспринимающий аппарат, который работает, как своеобразный экран проекции.
Кора головного мозга содержит 14 миллиардов нервных клеток и является как бы совокупностью многих экранов, переплетенных друг с другом. Часть этих экранов занята отражениями ощущений — зрительных, слуховых, осязательных и т. д. В центре каждого экрана — скопление клеток, ядро мозгового конца анализатора. Оно окружено рассеянными клетками анализатора, которые входят в области, смежные с ядрами других экранов. Некоторые клетки имеют до 10 тысяч контактов с другими клетками. Все экраны органов чувств занимают у человека сравнительно небольшой участок коры, большая же часть ее занята ассоциативной областью, объединяющей всю работу мозга в единое целое.
Экраны органов чувств — это «служба информации», собирающая сигналы от внешнего мира и от внутренних органов человека. Ассоциативная область — это «служба действия» на основе полученной информации.
Как работает этот аппарат?
Человек прислушивается. Его зовут: «Игорь! Где ты?» Звуки доносящегося голоса — это своеобразный вид внешней энергии, которая воздействует на нервные клетки принимающего аппарата и преобразуется здесь в другой вид энергии (И. П. Павлов называл ее «нервным током»). По центростремительным нервам проводящего аппарата нервные импульсы возбуждения передаются к экрану проекции.
Сначала они разливаются по всей массе рассеянных клеток экрана (иррадиация возбуждения), и эти клетки получают, так сказать, общее впечатление — «нас кто-то зовет», — происходит элементарный и общий анализ внешнего воздействия. Это общее впечатление они тут же передают рассеянным клеткам других анализаторов, своим соседям, чтобы те могли направить в сторону звука то, что нужно в этот момент — зрение, кинестезию и т. д.
Затем возбуждение концентрируется в ядре конца анализатора, клетки его осуществляют высший, конкретный анализ внешнего воздействия. Экран слуховой проекции получает ощущение конкретных звуков. Человек слышит: «Игорь! Где ты?»
Тем временем процесс продолжается. Экран слуховой проекции, связанный контактами с множеством других нервных аппаратов, притягивает к себе следовые рефлексы слуховой памяти, а экран зрительной проекции анализирует зрительные ощущения и помогает себе следовыми рефлексами зрительной памяти. Между нервными центрами поддерживается непрерывная прямая и обратная связь, и в результате экран слуховой проекции получает слуховое восприятие, осознание конкретных звуков, а экран зрительной проекции — зрительное восприятие, осознание конкретного человека. Следовые рефлексы прежних восприятий с помощью механизма словесной системы синтезируют полученные восприятия в представление о зовущем товарище. Игорь понимает: «Это меня Костик ищет!»
Весь процесс от начала звука до представления — одно мгновение. Оно в виде комплекса звуковых и зрительных восприятий навсегда запечатлелось в памяти.
Ощущение звука голоса привело человека к осознанному представлению о зовущем товарище. Представление ведет к реакции, к поступку, к ответному движению. Человек поворачивается на зов, идет. Между ощущением и поступком — все то же мгновение. Сознание определило характер поступка, мгновенно отобрав из всех возможных вариантов наилучший. «Машиной высочайшего саморегулирования» назвал И. П. Павлов человеческий организм еще задолго до появления кибернетики, и сейчас уже не считается позорным для человечества рассматривать наш жизненный механизм как систему автоматического регулирования, которая работает по принципу нахождения и исправления ошибок предыдущих проб, творчески создавая наилучший вариант для поставленной цели.
Где наш разумный механизм берет варианты, что перебирает? Следовые рефлексы, оставшиеся в памяти от прошлых аналогичных поступков, совершенных в жизни или в воображении. Следовой рефлекс — это многообразные нервные связи между многими анализаторами первой сигнальной системы и следами второй, словесной. Это как бы вся сумма воспоминаний об одном из прошлых поступков. Зрительная память хранит увиденный тогда образ, слуховая память хранит услышанное тогда слово, память рече-двигательной кинестезии хранит сказанное тогда слово, мышечная память хранит схему сделанного тогда движения и т. д.
Все эти отдельные виды памяти, будучи сами следовыми рефлексами, связаны прошлым поступком в единый рефлекс. Рефлексы хранятся нервными связями, притягиваются отборочным механизмом сознания, просеиваются, и синтез следовых рефлексов оживляет «связи с периферией». Командный нервный ток посылается к рече-двигательному аппарату, к мышечно-суставным аппаратам. Игорь бежит на зов Костика, машет рукой, кричит: «Иди сюда!»
При этом не повторяется точь-в-точь какой-либо из прошлых поступков, потому что синтез внес целесообразные, типические именно для этого случая коррективы, в зависимости от сегодняшних условий времени, места, отношений к товарищу и т. д.
Понятно, что чем опытнее человек, тем целесообразнее поступок, ведь отборочный механизм получил множество однородных следовых рефлексов и имел богатый выбор.
В этой упрощенной схеме «от ощущения к поступку» многого недостает. Для простоты мы говорим об отборочном механизме, который как будто только одним и занят — перебирает наудачу все предыдущие пробы и случайно находит нужный вариант.
На самом деле ничего случайного нет. Разработанная П. К. Анохиным теория функциональной системы ввела понятие так называемого «опережающего отражения действительности». Благодаря тому, что каждое раздражение, воспринятое мозгом, заставляет мозг воссоздать в тот же миг все подробности аналогичных раздражений прошлого опыта, «идеальная модель» ответа созревает в мозгу раньше, чем формируется ответная реакция.
Огромную роль в схеме «от ощущения к поступку» играет обратная связь. Вместе с «идеальной моделью» ответа, на основе синтеза всех раздражителей (так называемого афферентного синтеза), возникает особый аппарат сравнения и контроля (он называется акцептором действия). Совершается ответное действие, а этот аппарат сравнивает то, что делается, с тем, что должно было совершиться по «идеальной модели» ответа. Сопо-ставляет, контролирует действие и помогает тем самым целесообразности следующих действий.
Академик В. Черниговский пишет (в статье, которая уже упоминалась), что в самом элементарном условном рефлексе, выработанном экспериментатором, уже скрыты элементы предвидения. Например, если звонок экспериментатора становится для животного сигналом неизбежного события, кормежки, то животное предвидит это событие при одном возникновении сигнала звонка.
«В других случаях напротив, — продолжает В. Черниговский,— бывает столь трудно уловить последовательную оценку событий, что, конечно, итог кажется совершенно неожиданным». И ученый подчеркивает: «Но именно выяснение физиологических механизмов предвосхищения таких «непредвиденных» явлений и составляет главную задачу, решение которой поможет овладеть скрытыми от нас ресурсами деятельности мозга».

 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования