Общение

Сейчас 402 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Раздел 4. Голос 

Раздел 5. Речь

книги Пола Элсама "Мастер-класс для начинающего актера" опубликованы в рубрике "Уроки сценической речи"


Эта книга представляет собой вводный курс актерского мастерства для студентов и людей, мечтающих стать актерами. Книга помогает «совлечь покров тайны» с исполнительского процесса. Автор избрал приближенный к жизни подход, основанный на многолетнем личном опыте преподавания актерского мастерства на различных уровнях. Актерская профессия очень многого требует от работающего в ней человека, и если вы по какой-то причине ощущаете отсутствие вдохновения, нехватку энергии или времени для репетиций, предлагаемые Полом Элсамом 20 простых средств помогут вам обрести уверенность при создании нового образа.
Вы сможете познакомиться с ключевыми элементами человеческого поведения и особенностями общения между людьми.
Предлагаемые в книге упражнения позволяют отточить актерские навыки и уровень осознанности исполнения посредством использования языка тела, характеристик голоса и речи.
Профиль развития характера персонажа поможет вам свести воедино всю значимую информацию, которая служит ключом к личности вашего персонажа.
В книгу включены отрывки из пьес для практики различных технических приемов исполнения.
Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского.

Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой следующим людям: Саре Хьюз, Сибил Эйсенк, Дженни Ридаут, Алану Эйкборну, Иану Чэпеллу, Джемме Элбон, Кэти Тейлор, Хилари Лиссенден.
Посвящается Крис, а также Майку и Эми.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Об актерском мастерстве написано много ерунды, причем большая часть этой ерунды вышла из-под пера людей, никогда не игравших на сцене и даже не общавшихся с актерами. Тем более приятно читать книгу, содержащую в себе практические рекомендации и написанную внятным языком. Автор этой книги — человек, выступавший на сцене и имевший опыт общения с актерами.
Подобным же образом, проработав первые восемь лет своей профессиональной жизни актером — со всеми сопутствующими этому ремеслу взлетами и падениями, — а последующие 40 в качества режиссера, старающегося помочь другим делать свою работу лучше, я считаю, что немного разбираюсь в этом предмете.
В конце концов, многие годы своей жизни я провел на репетициях, изо дня в день наблюдая за игровым процессом (и, что более важно, за тем, что ему предшествует) непосредственно. Иногда это бывает утомительно (как, например, ждать, пока высохнет краска), а иногда при виде того, как одна личность сливается с другой, возникает ощущение чего-то стремительного и граничащего с чудом.
И все же, хоть это и звучит несколько загадочно, какой бы путь в конечном счете не пришлось выбирать актеру к исполнению роли в хорошей труппе, с хорошими коллегами-актерами, при наличии хорошего текста, толкового режиссера и с помощью надежного технического персонала, работа может приносить огромное удовольствие.
Конечно, актерская профессия требует большого терпения, усердия и просто тяжелого труда, а я знаю, что связывать упорный труд с удовольствием как-то не принято, по крайней мере, в нашей стране. Но эти две грани профессии не должны исключать друг друга.
Исполнение актером роли — это одно из тех удивительных, порой мучительных занятий, когда чем меньше, как тебе кажется, ты делаешь, тем более благоприятное впечатление производишь на окружающих.
Это, как я подозреваю, справедливо для искусства вообще. Многие из величайших произведений создаются играючи, как бы инстинктивно. Подобным же образом некоторые скучнейшие вещи являются результатом мучительных усилий и нескончаемой упорной работы — и это заметно. Мы можем сдержанно поаплодировать тому огромному труду, который был вложен во все это, но вскоре перестаем смотреть на сцену или просто уходим в антракте.
Поэтому честолюбивый начинающий актер, который, возможно, собирается прочесть эту книгу, должен всегда и прежде всего доверять своим инстинктам. Каким бы одаренным вы ни были, эти инстинкты могут, время от времени, оказываться ошибочными, но если вы не закоснели и не стоите на месте, всегда есть возможность вернуться назад. И если вы поймете, что ваши первоначальные импульсы зачастую вас подводят, лучше переменить профессию, как это сделал я.
Пол Элсам — бывший актер, который в настоящее время занимается преподаванием и режиссурой. В его методике упор делается на технические элементы, а сам подход к обучению отличается отсутствием менторства. Он дает ясные и полезные советы, помогающие студентам достичь исполнительского мастерства, и эти советы бывают весьма эффективными, уж поверьте мне. Выбрав актерскую профессию, вы должны, часто за мизерное вознаграждение, создавать нечто, достойное зрительского интереса, причем в определенные сроки и порой сразу в нескольких постановках. Иногда, задолго до окончания репетиций или даже до их начала, бывает так, что люди уже заплатили хорошие деньги за места в зале.
Какими бы верными ни были ваши инстинкты, в конечном итоге вам все равно придется полагаться на техническое мастерство. В этой книге Пол совершенно справедливо замечает, что хорошие актеры прекрасно понимают, что невозможно быть на высоте на каждом спектакле восемь раз в неделю из месяца в месяц. Бывают дни, когда «вдохновение» их покидает. Вот именно в эти дни, в качестве компенсации, большую роль приобретает техника игры. И если вы действительно классный актер, большинство зрителей не заметят разницы.

Сэр Алан Эйкборн, Скарборо, 2005 г.


ВВЕДЕНИЕ

Какими приемами вы пользуетесь для создания персонажа? Что, собственно говоря, называется «персонажем»?
Само понятие персонажа в драме спорно. С момента написания Станиславским работы «Построение роли» в начале XX века поколения актеров старались постичь сущность героя, которого они представляют на сцене. Тем не менее, драматург и режиссер Дэвид Мэмет, среди прочих, настаивает на том, что такого понятия, как персонаж, в природе не существует, есть просто актер, задача которого состоит в том, чтобы исполнять роль в соответствии с указаниями драматурга.
Конечно же, для актера, стремящегося создать определенный сценический образ, существует масса проблем. Есть заманчивое желание создать запоминающийся и интересный характер, и для этого актер может прибегать к различным сомнительным приемам — от легкого заикания до беспричинного почесывания! Есть соблазн увести персонаж в эмоциональную сторону, которая актеру кажется убедительной, но противоречит сценарному замыслу. Есть просто опасность того, что, чем глубже вы погружаетесь в свою роль, тем меньше замечаете окружающих.
Алан Эйкборн рассказывает историю о том, как он, будучи начинающим актером, репетировал роль Стэнли в пьесе «День рождения» под руководством драматурга Гарольда Пинтера. Стараясь как можно лучше сыграть роль, Алан приставал к Гарольду с вопросами об особенностях играемого им персонажа. Гарольд спокойно сказал ему: «Занимайся, черт бы тебя побрал, своим делом».
Главное состоит в том, что самый интересный, живой, привлекательный и многогранный характер, который вы можете предложить зрителю, — это вы сами. Это вполне доступный прием, поскольку если вы играете самого себя, как это делают некоторые актеры, вы можете вложить всю свою энергию в то, чтобы правдиво отобразить ситуации, встречающиеся в пьесе. Сегодня, особенно на телевидении и в кино, режиссер назначает актера на роль именно потому, что тот хорошо подходит по внешности и характеру героя, описанного в сценарии. Если вы считаете, что вас выбрали по этой причине, старайтесь не усложнять характер персонажа и просто делайте то, чего ОТ вас ожидают. Когда ваши работодатели поймут, что на вас можно положиться и вы играете правдиво, они могут пригласить вас на следующую роль.
Так есть ли еще какие-то возможности роста для актера, который любит играть людей, отличающихся от него, и который хочет быть «разноплановым характерным актером»? Слава Богу, да. Театр все еще может предложить по- настоящему характерные роли, особенно если вам предстоит играть несколько ролей в одной и той же пьесе — что в настоящее время случается довольно часто ввиду сокращающегося бюджета театров. В типичной постановке Джона Годберга вам могут предложить множество ролей, включая стереотипные, и все они должны четко отличаться друг от друга. Есть и другие области работы для разнопланового актера: корпоративные видеофильмы, радиопостановки, игра в театре — и везде актеру надо быть этаким хамелеоном.
На репетициях вам захочется внести в роль что-то от себя. Режиссер будет требовать, чтобы ваш выбор вписывался в замысел автора пьесы. Чтобы уравновесить эти два желания, вам понадобятся, прежде всего, ясный взгляд и универсальная техника. Но где найти эту технику?
Некоторые рекомендации в этой книге я заимствовал у Константина Сергеевича Станиславского. В начале прошлого века Станиславский создал исчерпывающую систему обучения актеров, и эта его программная работа до сих пор составляет основу практически всех современных методик подготовки актеров на Западе. Он учит тому, что сценарий можно сделать более понятным, если разделить его на «блоки». Кроме того, он говорит о кругах внимания, о темпо-ритме голоса и темпо-ритме тела, об эмоциональной памяти, о всякого рода технических приемах и упражнениях. Его система, подобно Библии, часто цитируется и истолковывается, порой неправильно, перепи-сывается и «улучшается», но она, безусловно, помогла многим актерам найти свой путь. Правда, есть люди, в том числе Дэвид Мэмет, которые полагают, что Станиславский создал загадочную систему, отрицательно повлиявшую на способность актеров хорошо играть. Другие (и я в том числе) считают, что хотя Станиславский написал много ценного для актеров, некоторые из его трудов сейчас кажутся неактуальными. В конце XIX века на заре натуралистического театра был удивительный период, когда актеры и драматурги порой опережали психологов в понимании человеческого поведения. Однако некоторые из наблюдений Станиславского по поводу человеческого поведения и того, как его воспроизводить сегодня, в XXI веке, менее ценны, чем тогда, когда они были им сделаны. И хотя талантливые и действовавшие из самых лучших побуждений ученики многое добавили к его системе, некоторые из них лишь еще более «замутили воду».
Если вы решили вникнуть в понимание Станиславским и его последователями (или соперниками) — актерской игры и хотите дойти до сути различных точек зрения на этот счет, ваши усилия будут щедро вознаграждены. Имейте, однако, в виду, что изучение этих предметов требует большого интеллектуального напряжения. Для актеров и их наставников может оказаться полезным погружение в философские и психологические аспекты актерской профессии, которые представляются очень важными; требуемая для этого тщательность исследования может в лучшем случае послужить отличной тренировкой и вызвать ощущение высокого статуса, придающего актеру уверенность. В худшем же случае такое погружение может привести к тайному ощущению несостоятельности, скрытому под гипертрофированным чувством высокого статуса.
Итак, я вовсе не уверен, что актерам нужно быть интеллектуалами. Мыслителями — да; исследователями — несомненно; собирателями — определенно. За прошедшие годы мне приходилось беседовать со многими творческими людьми, занимавшими высокое место в своей профессии. В каждом случае меня поражали их юмор, любовь к своему ремеслу и готовность раскрыть его секреты. Мне очень нравятся эти их качества. Они позволяют людям говорить о вещах без ощущения того, что они обязаны вступить в некое тайное общество или развить в себе дополнительные интеллектуальные способности.
Так что, эта книга вам подходит? Думаю, что нет, если вы собираетесь вступить в еще одно тайное общество. Но если вы уже обладаете актерским даром мгновенного перевоплощения и хотите стать еще более универсальным, если вы хотите научиться меняться с быстротой хамелеона — читайте дальше. Автор этой книги поставил перед собой цель помочь актеру правдиво передавать характеры своих персонажей; он вводит в курс дела шаг за шагом, не пользуясь при этом профессиональным жаргоном и основываясь на здравом смысле.
Таким образом, книга посвящена в основном коммуникации — тому, что делают люди, чтобы другие могли это увидеть и услышать. Это дает нам представление о мыслях и чувствах того или иного человека, помогает понять суть отношений между двумя индивидами, распознать их видение окружающего мира. Сигналы, которые люди посылают с помощью жестов и голоса, дают нам все необходимые ключи к их пониманию. Что же это за сигналы?
Мы рассмотрим все основные характеристики поведения — реальное, меняющееся, каждодневное человеческое поведение — как вербальное, так и физическое. Книга будет для вас руководством к пониманию вещей, которые вы делаете ежедневно; вы узнаете, как и почему ваше поведение меняется в зависимости от обстоятельств. Вам будет предложено точное описание каждого «типа» поведения, в том числе поведенческих крайностей, а также будут представлены примеры из жизни животных. Вы узнаете о более утонченных образчиках поведения и о том, как изменения в поведении используются писателями и актерами для создания комического или драматического эффекта. Наконец, вы получите практические рекомендации по применению приобретенных знаний о типах поведения для построения роли; в книге будут описаны простые практические упражнения для оттачивания навыков актерского мастерства и восприятия, а значит, для повышения универсальности.
Поможет ли вам данное пособие стать мастером перевоплощения? Надеюсь, что да. По крайней мере, я надеюсь, что, прочитав эту книгу и уяснив заложенные в ней идеи с помощью упражнений, вы станете более уверенным и опытным исполнителем. Все актеры стремятся создавать истории для зрителей. Делает ли это актер, опираясь на собственную личность, или предпочитает отойти от собственного характера, чтобы создать новый образ, соответствующий логике пьесы, главным образом, зависит от него и от режиссера. Разумеется, в данной актеру роли ему важно найти и развить то, что необходимо донести до зрителя. Иногда от актера требуется поселиться в чуждом ему мире. Главное, чтобы пути, которые он избрал для исполнения роли, были достойными, чтобы они правдиво отображали характер его героя.
Для правильного отображения характера персонажа нужно правильно понимать замысел драматурга. Вам придется проявить немалое умение, чтобы разобраться в происходящем и понять, как ваш герой соотносится с другими действующими лицами пьесы. Вам придется планировать.

Раздел 1. НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ

В этом разделе мы рассмотрим навыки, которыми должен обладать актер. Этот «набор навыков» дает вам возможность увидеть, насколько вы подходите для этой профессии, и предоставляет рекомендации относительно того, где можно найти дополнительную информацию, если вы в ней нуждаетесь.
Какие качества вам понадобятся, чтобы стать настоящим профессионалом? Прежде чем произнести первые слова роли на репетиции, прежде чем вы начали обдумывать роль и даже до того как отправлять резюме со своей фотографией, какими навыками должен, по-вашему, обладать профессиональный актер?
Я считаю, что существуют девять таких основных навыков:
умение достигать состояния полного физического и психологического расслабления;
способность работать энергично, целеустремленно и с удовольствием;
понимание того, как можно применить интеллектуальный анализ к тексту или мизансцене;
способность демонстрировать невербальное общение между людьми;
умение эффективно пользоваться своим голосом на публике;
способность создавать и сохранять чувство реальности в воображаемых обстоятельствах;
способность приспосабливать манеру исполнения в соответствии со вкусами определенной аудитории;
умение объективно относиться к критике и прислушиваться к ней;
готовность активно общаться с коллегами по профессии.
Теперь разберем каждый из этих навыков поочередно.


УМЕНИЕ ДОСТИГАТЬ СОСТОЯНИЯ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

Самое главное умение, которое понадобится вам как актеру, — это способность расслабляться как физически, так и морально. Такое умение важно по ряду причин. Во-первых, и это очевидно, вам необходимо чувствовать себя уверенно в стрессовых ситуациях (а их предостаточно, начиная с прослушивания). Во-вторых, способность выборочно расслаблять мышцы поможет вам преодолевать препятствия к хорошему исполнению роли, такие, например, как напряжение в горле (что сказывается на голосе). В-третьих, хотя это звучит несколько напыщенно, состояние физической и духовной расслабленности можно использовать в качестве эффективного медитативного состояния для построения духовного и физического образа, соответствующего роли, которую вы играете.
Проще говоря, вы можете выйти из собственного «я», стать этаким белым холстом и создавать роль с чистого листа.
К счастью, умение физически расслабляться достигается относительно быстро и приходит с практикой. Но вам понадобится хороший наставник или, как минимум, партнер, который поможет вам увидеть различие между «расслабленностью» и «легким напряжением». Идеальный случай — это когда вы занимаетесь на престижных курсах обучения исполнительскому мастерству. Если нет, всегда есть шанс, что где-то рядом найдется центр обучения навыкам снятия напряжения: такие заведения имеются в большинстве городов, хотя, вполне вероятно, они будут носить более внушительное название, например, центр борьбы со стрессом или центр обучения йоге. Проведите собственное исследование: ключом к эффективному расслаблению являются регулярные упражнения, направленные на то, чтобы напрягать и расслаблять различные группы мышц тела. Делайте эти упражнения до тех пор, пока не сможете достигать нужного вам состояния в любой момент. На это потребуется время.
Если вам не удалось поступить на хорошие курсы, можно попытаться научиться расслаблению самостоятельно с помощью компакт-дисков. Я бы посоветовал одновременно и курсы, и компакт-диски, ведь вам необходимо время, чтобы научиться расслабляться, а это не всегда легко сделать в помещении, заполненном людьми. Лучшие компакт-диски содержат в себе положительный эмоциональный заряд, и в них тщательно подобран ритм упражнений: у вас создается впечатление, будто преподаватель находится рядом.
В некоторых компакт-дисках акцент ставится в большей степени на лечение, чем на обучение технике снятия напряжения: по возможности, проверьте их прежде чем купить. То, что вам необходимо, — это спокойный, размеренный голос человека, которому вы доверяете и которой поможет вам шаг за шагом научиться расслаблению. В Приложении приводятся несколько слов («Упражнение по релаксации с визуализацией»), которые вы, возможно, захотите заучить и использовать. Вы можете даже записать эти слова и, расслабляясь, проигрывать их. Ежедневная практика, несомненно, поможет вам.
Но довольно о расслаблении, пора обсудить психологические нагрузки актера, которые достаточно подробно описаны: это и попытки вспомнить строки текста во время спектакля, и то, что о вас могут судить по внешности и часто отвергать лишь потому, что кому-то не нравится, как вы выглядите. Что можно сделать, чтобы справиться с подобными проблемами? Одно из решений, заимствованное актерами частично из спортивной психологии, заключается в применении визуализации, то есть контролируемом использовании воображения для обретения уверенности в себе. Актер может представить себе любое число положительных исходов — от удачной и правдиво исполненной роли до звонка агента, который сообщает ему приятную новость о назначении на роль. Поскольку актеры полагаются на интенсивное использование воображения как основного инструмента в своей профессии, им должно быть легче, чем другим, создавать воображаемые ситуации. Но, опять же, активное мысленное представление требует практики.


 

СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ ЭНЕРГИЧНО, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Потребность в этих качествах в рабочей среде характерна не только для актеров. Однако игра на сцене — это работа, полная противоречий, которые приводят к дополнительным стрессам. Чтобы выдержать долгие часы на репетициях или на съемках, требуется выносливость; значительную часть времени занимает ожидание очереди репетировать или записываться (я, например, ждал три дня, прежде чем что-то отснять в своем первом фильме). А когда вас позовут, вы должны быть абсолютно готовы к действию.
Вы можете столкнуться с множеством мелких неприятностей, даже если к вам относятся хорошо: изменение в сценарии или расписании в последнюю минуту, технические неполадки, внезапная потеря уверенности или плохое самочувствие, поведение коллег-актеров, приберегающих свои «настоящие» возможности до начала съемки или спектакля.
Вам нужно быть постоянно сконцентрированным на работе, внимательно слушать людей, которых вы обязаны слушать, и обладать решимостью проявить себя с лучшей стороны. Для этого необходимо очевидное: следить за здоровьем, высыпаться и сохранять энергию с помощью приемов физической и психологической релаксации. Чтобы отвлечься, многие актеры выбирают для себя какое-нибудь занятие: читают, рисуют, пишут, разгадывают кроссворды. Выражаясь метафорически, научитесь ездить по инерции: если все время «газовать», вам не хватит горючего. Но вы не можете позволить себе совсем выключить двигатель; пусть он работает, а рычаг переключения передач установите в нейтральное положение.
Для любого актера важным качеством является целеустремленность. Боюсь, что в современном театре игру нельзя назвать чистым искусством: в сущности, это коммерческая услуга. Вы выполняете работу за договорную оплату в течение согласованного периода. Даже если муза не посетит вас, что же, вам все равно придется играть. И потом, на следующем прослушивании вас либо утвердят на роль, либо нет. Если нет, останетесь без работы. После нескольких неудач на пробах вам, вероятно, придет в голову сдаться.
Не делайте этого. Наберитесь решимости и терпения, постарайтесь пройти еще одно прослушивание. Во время обучения актера часто упускается из виду, что ему в каком-то смысле предстоит быть участником сделки. Вы предлагаете свою внешность и способность играть по расписанию, причем в условиях жесткой конкуренции. Если у вас нет агента, вам приходится искать работу самостоятельно. Даже если агент у вас есть, вам все равно в течение какого-то времени нужно будет искать работу самому. Вам необходимо быть решительным.
Все это звучит очень серьезно, да так оно и есть. Но в чем же радость актерства? Она существует, и вам необходимо ее обрести. Вы можете помочь себе поддерживать позитивное творческое отношение к профессии, оставаясь «в форме» независимо от того, есть у вас работа или нет. Профессиональному актеру платят за выступление потому, что зрители считают, что ему по- настоящему удается мысленно поставить себя на место другого человека. Каким бы серьезным и ответственным (дисциплинированным) актером вы ни были, вы всегда будете пользоваться воображением, играть. Вот почему игра приносит огромную радость. Так и должно быть, ведь актерство — страстное увлечение миллионов любителей во всем мире. Не стоит относиться к себе слишком серьезно. И не прерывайте съемку или репетицию, чтобы сделать важное предложение, если не уверены, что режиссер захочет вас выслушать. Сохраняйте чувство перспективы и ощущение удовольствия.

 

 


 

ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ К ТЕКСТУ ИЛИ СИТУАЦИИ

Опять же, от актера не требуется какого-то особого умения оценивать и понимать текст или ситуацию, а у хорошего режиссера всегда есть способы разъяснить актерам суть пьесы. Решающее значение имеет стадия планирования: в разделе 2 рассматривается один из методов подготовки к репетиции и исполнению роли.
На начальной стадии репетиций в театре может проводиться краткое обсуждение таких тем, как замысел драматурга, личности главных героев, наличие подтекста. Такие обсуждения могут быть очень полезными, помогая актеру создать «мир» пьесы в собственном воображении. Но в бизнесе время стоит дорого, и по мере того как репетиционный период подходит к концу, обсуждение должно направляться на то, как донести замысел пьесы до зрителей. В наше время актер, как правило, сам должен анализировать сценарий и исследовать мир, в котором существуют и действуют герои пьесы.
Чем дальше пьеса от внутреннего мира актера, тем важнее проводить качественный анализ и согласовывать с другими актерами и режиссерами понимание мира, в котором живут персонажи. Актеру важно знать все, что имеет отношение к этому миру: политику, культуру, историю, социальные и сексуальные нравы, религию, экономическое положение, климат, классовую структуру общества и даже время года.

 


 

СПОСОБНОСТЬ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Ваши владения навыками невербального общения и умения их демонстрировать будут иметь большое значение для установления эффективного контакта со зрителями. Соответственно, развитию этих практических навыков посвящен целый раздел.

 


 

УМЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМ ГОЛОСОМ НА ПУБЛИКЕ

В недавно проведенном исследовании было установлено, что больше всего люди боятся не пауков и даже не смерти, а выступления перед широкой аудиторией. Однако выступление перед публикой обязательно почти для каждого исполнения роли. Как же актеры справляются с волнением? Опять же, очень важное место здесь занимает техника релаксации, а также сосредоточенное и позитивное душевное состояние. В продаже имеется несколько отличных специализированных пособий, которые способны помочь актеру обрести уверенность и навыки, необходимые для эффективного овладения техникой речи (см. Приложение). Безусловное значение имеет опыт, приобретенный на репетициях и во время спектаклей. Отличное владение голосом придаст вам уверенности и на сцене, и на съемочной площадке. В этом вам, безусловно, помогут опытный наставник и пара хороших учебников. Обретя уверенность и необходимые навыки, вы сможете использовать и варьировать интонацию, тембр, темп, громкость, акцент и выразительность речи. Далее мы рассмотрим эти аспекты голоса и речи, а также основы владения голосом.

 


 

СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ И СОХРАНЯТЬ ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ В ВООБРАЖАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В принципе можно сказать, что актерская профессия основана на притворстве. Актеры играют роль других, вымышленных, придуманных автором людей. Если актер по-настоящему сконцентрируется на вымысле, а сценарий действительно хорош, зрители, возможно, заинтересуются ситуациями, разыгрываемыми на сцене, и поверят в них.
Но как сыграть настолько убедительно, что сам начинаешь верить? Опытный актер всегда воспользуется всем окружающим его на сцене, чтобы заставить себя поверить, что он и есть герой пьесы в реальной ситуации, а не' актер, исполняющий роль этого героя в спектакле. Декорации, костюм, настроение, создаваемое декорациями и освещением, и бутафория — все это визуальные стимулы, помогающие актеру поверить в ситуацию на сцене. Такую же роль может сыграть звук.
Если поразмыслить, то многое из того, что вам нужно делать как актеру, — просто какой-то бред. Когда я сам работал актером, мне приходилось играть космонавта, у которого инопланетянин вырывает сердце; бизнесмена, которого бьют головой о компьютер; вооруженного психопата, терроризирующего посетителей Пивной; придурка-полицейского, которого преследует на улице стайка школьников.
В театральном училище мои преподаватели не проводили семинаров на тему «как реагировать, если вам вырывают сердце из груди», зато они помогли мне по- новому открыть для себя радость, которую приносит игра. Актеру платят за риск, за то, что он переносит своих героев в те жуткие ситуации, которых нормальный человек старается избегать любой ценой.
По логике роли вам, возможно, придется раздеваться донага, выглядеть уродливо, целовать незнакомых людей (обоего пола), кричать от ужаса на вершине горы, рыдать на виду у всех — а может даже, делать все это одновременно. Чтобы сыграть такое сумасшествие, требуется практика, разве что вы уже по-настоящему сошли с ума. Поэтому активно вырабатывайте в себе способность воображать. Старайтесь вспоминать то, что происходило с вами в прошлом. Старайтесь вновь пережить прошлый опыт, чтобы не испытывать страха перед воспоминаниями и ощущениями из собственной жизни.
Тренируйте воображение, как если бы оно было мышцей, поскольку, подобно мышце, оно лишь укрепляется от постоянных упражнений. И импровизируйте — развивайте в себе восхитительное умение выстраивать характер персонажа, не пользуясь сценарием. Соберите своих близких друзей-студентов где-нибудь в спокойном месте и как следует повеселитесь, дав волю своим эмоциям.
Продолжайте читать: в последнем разделе этой книги, озаглавленном «Внутренняя жизнь», более подробно описывается, как управлять своим воображением.
Чтобы вам поверили, на сцене важно уметь быть спонтанным. Некоторые люди способны создавать ощущение естественности и непринужденности в любой момент, другие такой способностью не обладают, и эти другие никогда не достигнут убедительности. Поддерживать спонтанность все время нелегко, а именно это обычно требуется от актера на телевидении и в кино.
Оставаться спонтанным в театре, дающем по три спектакля в день, не очень трудно, потому что приток адреналина позволяет вам сохранять энергетику и живость реакции. Но что происходит, когда нервы на пределе или когда манера исполнения — движения на сцене, интонации, ритм и т. д. — в результате постоянного повторения словно застопоривается на одном уровне? Актер, играющий одну и ту же роль на протяжении нескольких недель или даже месяцев, должен отыскать способ на каждом представлении играть так же, как в первый раз. Мы рассмотрим способы сохранения спонтанности в последующих разделах книги.

 


 

СПОСОБНОСТЬ ПОДСТРАИВАТЬ МАНЕРУ ИСПОЛНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО ВКУСАМИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ АУДИТОРИИ

Один из более сложных навыков, который вам необходимо развить в себе, — это способность повышать или понижать уровень игры в соответствии с запросами публики. В любом театре то, что вы хотите сыграть, должно захватить всю зрительскую аудиторию. Во всех театральных студиях, кроме самых маленьких, вам, чтобы быть понятым, необходимо произвести впечатление исполнительской достоверностью. В отличие от других видов постановки, при игре на сцене, окруженной зрителями со всех сторон, вам потребуется иной тип воздействия на аудиторию. Владение голосом, несомненно, важный элемент мастерства актера, а как насчет владения телом? Маленький жест, стимулируемый определенной эмоциональной реакцией, возможно, потребуется усилить, при этом без потери «правдивости» исполнения. Кроме того, необходимо умело контролировать язык жестов: он должен быть экономным и четко отражать то, что хочет передать зрителям актер.
В кино идею фильма необходимо донести до всех зрителей, однако к вам предъявляются совершенно иные требования. Здесь чрезвычайно важна достоверность. Вас должны видеть думающим, ведь зрители смотрят на ваше лицо и глаза, показываемые крупным планом, и ищут в них отражения ваших мыслей и чувств. А поскольку ваше лицо на киноэкране может быть высотой в шесть метров, желательно выглядеть убедительным.
Главное в этом — суметь соединить то, что подсказывает вам инстинкт, с техникой исполнения. Бесполезно быть эмоционально достоверным, если зрители вас не слышат; что толку, если актера хорошо слышно, но зритель ему не верит. Необходимо исполнительское мастерство — способность сочетать психологически и эмоционально правдивую игру с умением удерживать внимание аудитории.
На основе собственного опыта могу сказать, что актеры инстинктивно тяготеют к трем «типам». Я называю их «вселяющимся», «рассказчиком» и «классиком».
Думаю, полезно знать, какой тип актера вы наиболее полно представляете. Это придаст вам уверенности в своих силах и поможет выявить свои слабые стороны. Если вы точно не знаете, к какому типу относитесь, спросите мнения коллег-актеров.
«Вселяющемуся» необходимо «слияние» со своим героем. Этот тип актера огромное внимание уделяет задаче психологического и эмоционального проникновения в обстоятельства жизни своего героя. О таком актере говорят, что он «полностью вжился в образ» персонажа. Если на сцене или съемочной площадке вашим партнером является «вселяющийся», у вас возникает очень личное ощущение всего происходящего. В лучшем случае такой актер производит на зрителей сильное впечатление; в худшем — ему может не понравиться аудитория, и у него пропадет желание воздействовать на нее хорошей техникой исполнения. «Вселяющемуся» необходимо помнить о своих зрителях, сопереживать им и помогать понять смысл пьесы с помощью вербального и невербального общения с ними.
«Рассказчик» отличается тем, что он словно бы разворачивает перед зрителями сюжетную историю спектакля. При исполнении роли в его контакте с аудиторией акцент ставится, прежде всего, на этом, и если даже такой актер не обращает внимания на зрителей, он всегда ощущает их присутствие и старается поделиться с ними переживаниями своего героя. Играя на сцене с «рассказчиком», вы всегда будете помнить о присутствии аудитории. Рассказчик может быть актером, способным возбудить и развлечь зрительный зал. В худшем случае он может потерять контакт с партнерами и выглядеть недостаточно достоверным.
«Классика» привлекает текст, наполненный образами: такой текст очень заманчив для него. Ему, скорее всего благодаря полученному образованию, удобно работать с текстами классиков, будь то Шекспир, Уайльд или даже Беркофф, если говорить о неоклассическом стиле. В лучшем случае, он будет сочетать в себе умение двух вышеупомянутых «типов», а именно: правдиво передавать историю героя, одновременно удерживая внимание зрительного зала. В худшем случае, он может слишком увлечься поэтическим характером текста, очаровывая нас своей речью и при этом затемняя смысл пьесы чересчур эффектным стилем исполнения, своеобразным самолюбованием. Его мастерство соединяет в себе лучшее из того, чем обладают первые два типа актеров, но добавляет к нему бесстрашие перед «трудным» текстом.
Так какой же тип исполнительства наилучший? По правде говоря, ни один из них не лучше остальных, но если вы поймете, в чем плюсы и минусы каждого из типов, вам будет легче сделать правильный выбор при подготовке к игре.

 


 

УМЕНИЕ ОБЪЕКТИВНО ОТНОСИТЬСЯ К КРИТИКЕ И ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К НЕЙ

В течение всей своей творческой жизни актеры подвергаются критике, зачастую прямой и нелицеприятной. Это задевает. Ведь критикуют лично вас — ваш талант, внешность, голос, возраст, интеллект и даже чувство уверенности. Даже драматург может обосновывать свою критику актерской работы, рассматривая ее с точки зрения исполнения, сценария, чего-то еще, что актеру удалось или не удалось воплотить на сцене. Пальцем указывают именно на актера, и то, что в нем критикуется, преследует его повсюду. Почему бы актерам не привыкнуть к этому и не постараться с этим справиться? Справляться с критикой — значит интерпретировать ее и извлекать из нее полезные выводы. (Мой актерский дебют был назван в рецензии, опубликованной в одной из центральных газет, «харизматическим». Мой тогдашний агент прочел ее и сказал: «Нам так не кажется, Пол». Рецензию я рассматриваю как стимул к обретению уверенности, а отзыв агента вызывает у меня усмешку. А что еще мне остается делать?).
После прослушивания профессиональный актер вправе ожидать каких-то полезных и честных комментариев. Однако он их не получает. Никогда! (Ну, почти никогда.) Гораздо лучше для этой цели служат студии, организованные для актеров национальными актерскими центрами. Опытный профессионал, руководящий такой студией, честно ответит на ваши вопросы. Вы получите необходимую практику и сможете даже завязать полезные знакомства.

 


 

ГОТОВНОСТЬ АКТИВНО ОБЩАТЬСЯ И СОТРУДНИЧАТЬ С КОЛЛЕГАМИ ПО ПРОФЕССИИ

В книге об актерском мастерстве мы не станем подробно рассматривать это качество, однако оно абсолютно необходимо. Любой бизнес, предлагающий на рынке новый продукт, будет тратить много времени и усилий на его рекламу и стимулирование сбыта. Актер — в некотором смысле тоже «продукт», и отличие здесь состоит только в том, что у потенциального покупателя актерских услуг может быть уже полно других кандидатур, которые проверены и которым можно доверять. И ему вряд ли понравится человек «со стороны», навязывающий свои услуги!
Актер, стремящийся найти потенциального работодателя, найдет полезные советы в рекомендуемой литературе (см. раздел «Дополнительная литература») и, конечно же, недавно выпущенный из студии актер обычно начинает с того, что отправляет по почте резюме и свои фотографии. Если вы хотите добиться успеха как профессиональный актер, но у вас нет агента, который мог бы вас представить, — что ж, не повезло. Но писать нужно в любом случае. Если вы все-таки найдете агента — хорошо, но не думайте, что он вам сильно поможет в смысле собеседования, хотя хороший агент способен организовать неформальную (и невероятно ценную) беседу с режиссером по кастингу. Некоторые актеры предлагают записи своих ролей на видео или DVD, у других есть собственные вебсайты. Все британские актеры зарегистрированы в «Театральном прожекторе» — справочнике, содержащем информацию об актерах для специалистов по кастингу. Главное в актерской профессии — это быть на виду: надо, чтобы ваша фотография находилась сверху стопки, а не в нижнем ящике стола или в корзине.
Вам понадобится умение проводить длительную кампанию по дружескому изматыванию по почте. (Как-то раз я пришел на собеседование в телекомпанию «Гранада», и в отделе кастинга ассистентка режиссера, едва сдерживая смех, вручила мне какой-то пакет. «Мы подумали, что вам это еще может пригодиться», — сказала она и передала мне штук двадцать совершенно одинаковых моих фотографий).
Обычно профессиональный актер встречается с режиссерами по кастингу на их «территории», и в подобных ситуациях собеседование проводится на их условиях, что оставляет актеру немного шансов произвести глубокое впечатление. Смелый актер дождется момента, когда режиссеры, директоры по кастингу и агенты «вылезут из своих бункеров» и увидят будни актерской профессии, ее настоящее и будущее — семинары, просмотры спектаклей, беседы со студентами. Если вы стремитесь играть и оказались рядом с режиссером или директором по кастингу в баре — поздоровайтесь. Будьте искренними, приветливыми и не давите авторитетом. Попросите их рассказать о себе — это произведет на них большое впечатление. А если вы их еще и внимательно выслушаете, они удивятся еще больше и, возможно, запомнят вас!

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования