Общение

Сейчас 588 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Инструмент № 3: влияние власти

Обладание властью придает нам уверенности в отношениях с другими людьми. Оно несет с собой статус и дает нам нечто определенное для решения проблем повседневной жизни.
Драматурги и актеры понимают значение власти, но их знание скорее инстинктивно. Власть лежит в корне повествования. Трагедия короля Лира — трагедия человека, отдающего власть людям, которым ее все время недостаточно и которые в конечном итоге полностью забирают эту власть у короля. Центральные конфликты между героями в пьесах Гарольда Пинтера и Артура Миллера часто связаны с властью, ее использованием и злоупотреблением ею. Но что такое власть и какое определение ей можно дать?
Основываясь на работах таких исследователей, как Джон Р. П. Френч и Бертрам Рэвен, преподаватели в школах бизнеса часто раскрывают понятие о власти во всем ее великолепии. В одной из глав книги Д. Картрайта и А. Зандера «Групповая динамика: исследования и теория» (Tavistock Publications, 1968) описано несколько типов власти. В моем понимании они сводятся к следующим основным типам:
Допустимая власть — власть, которой человеку позволено пользоваться в силу его положения в данной культуре (например, менеджер может попросить сотрудника, занимающего более низкую должность, выполнить некое задание; полицейскому позволяется арестовать подозреваемого; родители могут наказать ребенка, лишив его карманных денег).
Злоупотребляемая власть — власть, которую человек использует для того, чтобы принудить другого сделать что-то (хулиганистый мальчишка в классе может вымогать у другого ребенка деньги). Такой тип власти применяется также тогда, когда человек, обладающий допустимой властью, злоупотребляет своими полномочиями (например, врач безо всяких оснований просит пациента раздеться).
Власть вознаграждения — власть предоставить то, что имеет ценность для другого человека (менеджер, проводящий собеседование с кандидатом на должность, принимает того на работу; за хорошее поведение родители дают ребенку сладкое; ребенок награждает маму или папу улыбкой).
Власть знания (или опыта) — власть, проистекающая из обладания информацией или знаниями, которые могут быть необходимы другому человеку (например, бомж знает, где находится ближайшая стоянка такси; мастер может починить компьютер).
Власть связей — власть, проистекающая из близости к лицу, обладающему влиянием (например, отец какого-нибудь ученика — директор школы; ваш друг — известный киноактер).
Личностная власть — власть, которой человек обладает благодаря своей привлекательности для других (например, модель; человек, великолепно рассказывающий анекдоты).
Вот пример власти в действии. В этом сценарии я отметил соответствующими номерами типы власти, которые используются в отдельных местах приведенной ниже истории.
Сторож парка видит бездомного парня, спящего на скамейке в центре города. Сторож будит юношу и приказывает тому убраться (1): молодой человек поднимается и уходит. Парень встречает хорошенькую (6) туристку, которая служит в полиции, но в настоящий момент находится в отпуске. Она спрашивает парня, как пройти к собору, и он дает ей четкие указания (4). Прощаясь, женщина предлагает молодому человеку мелочь (3), и тот ее берет. За всем этим наблюдает сторож. Когда женщина уходит, он подходит к парню и требует у него деньги, угрожая донести на него за попрошайничество (2). Молодой человек зовет на помощь женщину-полицейского (5). Та возвращается и вмешивается, предъявляя свое удостоверение (1). Сторож быстро удаляется.
Итак, власть индивида проистекает из различных источников. Работа, роль в семье, образование, приобретенные навыки (включая хобби), личные особенности, социальное положение — все это наделяет вашего персонажа аспектами власти, благодаря которым он оказывает потенциальное влияние на других.
Фильмы, спектакли и телевизионные комедии довольно часто строятся вокруг недоразумений, касающихся власти: гоголевский «Ревизор» — блестящий тому пример. Простое недоразумение — убеждение в том, что появившийся в городе человек является важным государственным чиновником, хотя он вовсе не тот, за кого себя выдает, — приводит к целому ряду событий и происшествий, отражающих темную сторону городской жизни. Сюжет классической телевизионной комедии «Фоулти-Тауэрс» («Fawlty Towers») целиком построен на ошибочном представлении о том, что клиент — высокопоставленный инспектор ресторанов.
Но, пожалуй, лучше всего эта тема раскрывается в фильме «Я был там» («Being There»). Стареющего и слабоумного садовника (Питер Селлерс), буквально выброшенного в неведомый ему современный мир после смерти его хозяина, сбивает машиной, а затем окружает заботой богатый приятель американского президента. Скромное поведение садовника и его ненавязчивые советы по выращиванию растений делают его в глазах новых влиятельных друзей великолепным гуру в сфере бизнеса, который изъясняется метафорами.
В мюзикле Вилли Рассела «Кровные братья» («Blood Brothers») также рассказывается о власти, в частности, о том, как доступ к власти дает людям преимущества в жизни. В сценарии Рассела близнецов из бедной семьи при рождении разлучают. Один из них, Микки, остается с матерью, уборщицей, а другой, Эдвард, становится приемным сыном в зажиточной семье (где его мать работает уборщицей). Мы следим за тем, как с возрастом меняются судьбы мальчиков. Они редко встречаются, так что мы (и они тоже) видят все более расширяющуюся между ними пропасть.
Проблемы, связанные с властью, встают особенно остро, когда под властью находитесь вы, и Рассел приводит множество примеров того, как общество благоволит к людям, уже имеющим некие преимущества перед другими, будь то образование, работа, здоровье или социальная уверенность. Инцидент в первом акте служит примером того, как некто, обладающий допустимой властью, применяет ее избирательно — склоняясь к злоупотреблению властью в первом случае, и даже предлагая вознаграждение в форме совета от знающего человека во втором. Обоих близнецов поймали с поличным на месте мелкого преступления. Матери Микки этот некто рявкает:
«Так вот, с этого момента никаких чертовых предупреждений не будет. Или вы будете присматривать за ними, миссис, или вас вызовут в суд, а то и что-нибудь похуже, понятно?».
Приемной матери Эдварда он говорит:
«В общем, миссис Лайонз, это была не больше чем шалость, можете мне поверить. На вашем месте я бы давал ему поменьше карманных денег. (Смеется). Но, если не возражаете, я скажу вам одну вещь, ну, короче, я не позволял бы ему водиться с этими типами. Лучше ему общаться с ребятами его круга, миссис Лайонз».
В своей музыкальной пьесе Рассел хочет показать, что, употребляя радикально различные типы власти в отношениях с окружающими — одного человека мы хвалим, другого наказываем, одному отдаем предпочтение, а другого унижаем, — мы оказываем влияние на то, кем эти люди становятся.

Полезные советы

Осознав важность различных типов власти, вы можете применять это знание для того, чтобы обострить свое восприятие на сцене. В планирование роли вы должны включить тщательное прочтение сценария, чтобы уяснить для себя, какими типами власти обладает ваш персонаж. Вы можете занести эти данные в графу «Власть» Таблицы профиля характера.
Ощущение власти способно реально помочь актеру в понимании того, почему его герой ведет себя так, а не иначе, и почему другие позволяют ему поступать подобным образом. Это поможет вам также избежать стереотипов. Персонаж с низким социальным статусом, например проститутка, может обладать рядом определенных типов власти: личной властью (красивая внешность); властью знания (уличной жизни, имен клиентов); властью, которую обеспечивают связи (знакомство с сутенером и с важными клиентами); злоупотребляемой властью (шантаж клиентов); властью вознаграждения (включите свое воображение!).
Подобным образом персонаж с, казалось бы, высоким социальным статусом — например, мэр небольшого городка — может оказаться маловлиятельным человеком.

Индивидуальные упражнения

Составьте список своих сильных качеств, способных оказывать влияние на других. Даже если вы безработный, у вас все же есть допустимая власть потребовать выплаты вам социального пособия в течение определенного периода времени. Приведите хотя бы один случай по каждому из типов власти, когда вы использовали ее по отношению к кому-либо.
Вспомните хорошо знакомого вам человека, который не кажется вам особенно влиятельным. Освежите в памяти шесть типов власти. Теперь постарайтесь привести хотя бы один пример власти каждого типа. (Знание человеком всех действующих лиц в «Звездных войнах» может лично на вас не производить впечатления, однако...).
Выберите в известной пьесе монолог, с которым вы обращаетесь к сценическому персонажу. Найдите в монологе места, где ваш персонаж использует конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого героя пьесы. Определите тип власти, используемый в каждом случае.

Упражнения с партнером

Выберите «застывший» момент в воображаемой сцене, когда два типа власти вступают в конфликт. Например, кто-то из родителей собирается злоупотребить своей властью и ударить ребенка, а тот пытается избежать наказания с помощью личностной власти, придавая своему лицу выражение искреннего раскаяния; или директор школы пытается воспользоваться допустимой властью, чтобы отказать в приеме в школу ребенка «пробивного» родителя, который предлагает внести некую сумму денег в школьный фонд. Не нужно планировать сцену. Исходя из эпизода, дайте ему развитие и посмотрите, что получится. Постарайтесь убрать подоплеку власти (например, у родителя нет лишних денег) и посмотрите, что получится на этот раз. Затем добавьте одному из персонажей какой-нибудь новой власти.
Выберите диалог из известной пьесы, как и в пункте 3 в индивидуальных упражнениях. Найдите в диалоге места, где оба персонажа используют конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого; определите тип власти, используемый в каждом случае.
Сделайте тоже, что и в предыдущем упражнении, но теперь обсудите с партнером некий сдвиг во власти — например, если А раньше находил В очень привлекательным (то есть В обладает личностной властью), то сейчас В считается менее привлекательным. Или (если взять воображаемый пример из п. 1) родитель, собирающийся применить свою власть против ребенка, прикован к инвалидному креслу. Проиграйте сцену заново и обсудите изменения в динамике действия, несмотря на неизменность текста.
Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова
А. П. Чехов наделил Наташу удивительно широким спектром типов власти, которые в сравнении с возможностями Андрея и его сестер, должны показать нам, почему пьеса в меньшей степени является драмой бездействия (за что обычно критикуют «Три сестры») и в большей степени драмой людей порядочных и талантливых, страдающих от ограничений, которые накладывают на них общество и их собственные черты характера.
Будучи женой Андрея, Наташа приобретает благодаря этому значительную допустимую власть — над слугами, например, и в меньшей мере над сестрами мужа. Она считает, что имеет право злоупотреблять этой властью, когда выходит из себя, и направлять ее как на слуг, так и на сестер мужа. Ей нравится пользоваться властью вознаграждения по отношению к Андрею и детям, окружая последних заботой и вниманием. Как член семьи она, несомненно, получает ценную власть знания над окружающими, но особый опыт она приобретает в роли матери (эту роль среди четырех женщин играет только она). То, что она родственными узами связана с Андреем, а стало быть, и с его сестрами, дает ей статус в местном обществе, а ее красота — источник личностной власти сперва над Андреем, а затем над Протопоповым (среди прочих, несомненно).
Так человек, воспринимаемый нами вначале как аутсайдер и жертва, начинает вызывать все больший интерес.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования