Общение

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Искусственный свет может быть создан самыми разными способами. Горящая свеча; включенная настольная лампа; прожекторы, освещающие представление в театре, - все эти устройства создают искусственный свет.
Неоновый свет рекламы, ярко освещенные витрины и светофоры воздействуют на наше подсознание. Мы реагируем на разные цвета так, как нас научили. Красный цвет светофора предупреждает об опасности, на улице он говорит одно: стоп! Зеленый цвет разрешает нам ехать туда, куда мы хотим.
А почему между зеленым и красным цветами в светофоре находится желтый? Свет и цвет управляют нашей ежедневной активностью. Но, несмотря на это, мы не осознаем их силы. Мы только реагируем на свет и сочетания цветов.
Театральные художники по свету используют искусственный свет и цвет для того, чтобы передать яркость и темноту. Искусственный свет в шоу-индустрии нужен для того, чтобы стимулировать чувства и эмоции. В обоих случаях зрители воспринимают цвета по-разному.
Художник по свету должен выбрать светильники, найти нужные цветовые комбинации, создать с их помощью свет и тень и, что совсем немаловажно, решить, как зритель будет воспринимать его творение - быстро или медленно. Поэтому поиск стандартных значений цвета различных источников искусственного освещения для размещения их на кривой Планка, шкале Джадда, на осях X и Y не менее важен, чем эксперименты с уровнями цветопередачи.
Но каков лучший способ справиться с такой задачей, как эта? Множество вариантов решений дает использование доступных светотехнических технологий в сочетании со способностями различных экспертов реализовывать идеи на практике. Основным результатом должно стать понимание концепции освещения всеми, кто занят в постановке.
Образный язык, находящийся в распоряжении художника по свету, так же выразителен, как кисть живописца. Хороший световой дизайн так же гармоничен, как бывает гармонично музыкальное произведение. Было бы правильным говорить о «звуках, называемых светом», потому что состояние освещения вызывает у зрителя похожие чувства. Ученые полагают, что, когда мы рассматриваем «световые полотнища», расходуется до 25% нашего общего энергетического ресурса и до 80% нервной энергии. И не имеет значения, сколько времени было потрачено на постановку освещения. использовалось ли дорогостоящее оборудование или совсем простые устройства. Качество световой картины определяет не количество источников света и состояний освещения, а, скорее, их правильный подбор. Критериями качества являются правильное взаимодействие источников света, правильный выбор углов освещения и правильное использование цветных светофильтров.
Самая обычная форма театра - это итальянская сцена-коробка. В нем зрители сидят лицом к отверстию авансцены и следят за действием через «четвертую стену». Благодаря сценографии и световому дизайну зрителям понятно, где происходит действие - внутри помещения или снаружи. Но сценография имеет ограниченные возможности, потому что изначально пребывает внутри физически ограниченного пространства. Этот же недостаток присущ и световому дизайну. Для решения поставленных перед ним задач художник по свету должен создавать иллюзию, но создать иллюзию на пустом месте крайне трудно, ведь освещаться-то должны предметы! Если сценическое пространство пусто, то для освещения остается только пол или какие-то другие ограничивающие поверхности. Как и все другие твердые предметы, пол имеет свой цвет, часть падающего на него света будет поглощаться, а часть - отражаться. Но если в сценическое пространство поместить какие-то структуры, будет легче показать его глубину.
Освещение без теневых эффектов, создающее высокий контраст между светом и темнотой, имеет свое очарование. В сценическом пространстве как бы осуществляется очень ровная, монохромная световая инсталляция. Драматического напряжения можно достичь, используя дневной свет в качестве заднего освещения и адаптированный свет ламп накаливания в качестве фронтального. Такой подход может оказаться полезным и в случае, если освещаемое пространство граничит с какой-нибудь окрашенной средой. Тогда с помощью светофильтров можно будет создать визуально интересные световые эффекты.
Контраст и напряжение всегда достигаются путем совмещения противоположностей. Наиболее понятно это проделывается с помощью цветов, причем лучше всего с помощью дополнительных, или за счет одновременного использования дневного света и света ламп накаливания. На первый взгляд такие световые картины выглядят весьма скромно, но это только потому, что невозможно увидеть усилия, затраченные на их подготовку. Использование дневного света очень высокой интенсивности делает освещение более ясным. Если освещение предназначено для усиления драматического эффекта, то тени должны быть жесткими, и это снова выводит контраст за пределы нашего обычного взгляда на вещи. Однако такие решения о свете должны соответствовать сюжетной линии и не «разрушать» сценическое пространство. Освещение делается ради постановки, если световая инсталляция не рассматривается в качестве самостоятельного произведения искусства.
Конечно, можно проектировать освещение сцены только дневным светом. Для этого нужно изучить сценарий, сценографию, пересмотреть костюмы актеров. Если для дневного света нет противопоказаний, но необходимо плавно менять интенсивности, придется потратить средства на приобретение механических диммеров для источников освещения.
На наши «визуальные привычки» сильно влияет телевидение, и этого влияния избежать очень трудно. В театре же нет никакой необходимости показывать сценическое пространство и актеров до последней детали. Равновесие между интенсивностями, цветом и углами освещения позволяют создавать чрезвычайно топкие состояния освещения которые не могли бы быть принятыми в качестве общих эффектов в кино или на телевидении. На актеров, играющих среди света, цвета и теней, хочется смотреть и смотреть. Актеры, двигающиеся в ярком пространстве, захватывают своей игрой меньше, но такая задача освещения для художника по свету проще. Однако и яркие пространства имеют свои особенности, потому что, например, ошибки в общем освещении и в освещении актеров здесь особенно заметны.
Если художник-постановщик решает построить и осветить искусственное пространство, определенное не твердым материалом, таким, например, как толстая ткань, дерево или листовой металл; а чем-нибудь прозрачным, то у художника по свету появляется отличный шанс проявить свои творческие способности, хотя условия для освещения отнюдь не простые.
Определяющий пространство материал (например, рубашечная ткань или хлопок) должен быть освещен сзади рассеянным светом. При таком освещении можно смягчить или вообще устранить тени, отбрасываемые актерами на стены. Эти тени, если только они не создаются преднамеренно для драматического эффекта, мешают восприятию сценической перспективы. По ее законам для создания глубины сценического пространства части декораций расположенные на самом дальнем плане, должны быть темнее остальных как по цвету, так и по свету. Отсюда получается, что освещение сценического пространства и освещение актеров - это две разные вещи.
По существу то, что мы делаем со светом, - это создаем с его помощью на сцене архитектурные сооружения. Большинство современных декорационных материалов отличаются от тех, которые использовались в прошлом. Сегодня театр иллюзий вообще не является приоритетным местом для строительства декораций. Если идти по «бездекорационному» пути, то для сцены потребуется меньше света, можно будет работать исключительно с лампами накаливания и флюоресцентными лампами, или проекционными методами. Особенно удобными в этом случае будут флюоресцентные лампы, потому что существуют их различные модели с различными цветовыми температурами. Кроме того, их цвет легко изменить с помощью цветных светофильтров.
За последние несколько лег освещение сцены значительно изменилось. Не в последнюю очередь это обусловлено внедрением технологии искусственного дневного света. Поскольку для декораций и мизансцен света требуется все больше, изготовителям светотехнического оборудования пришлось расширить ассортимент выпускаемых прожекторов. В большинстве автоматизированных источников света так же используется технология дневного освещения, как и во всех устройствах эффектов и в крупноформатных проекторах. Как приверженец искусственного дневного освещения с цветовой температурой от 4000 до 6000 К, я заметил, что архитекторы очень медленно, но начали применять источники света такого типа. Искусственный дневной свет они комбинируют во всех мыслимых вариациях со светом низковольтных ламп, и это дает им практически безграничные возможности по «улучшению» вида архитектурных сооружений.
Все популярнее становится оптоволоконная технология, и лампы дневного света здесь так же играют не последнюю роль. С помощью их короткой дуги и высокого уровня цветопередачи в данной области можно получить интересные результаты. Можно сделать много полезных вещей кроме звездного неба и отчаянно мельтешащих цветовых палитр. Я очень люблю хорошо подобранные комбинации газоразрядных и твердотельных ламп, и стараюсь применять их везде, где только возможно. Главным образом потому, что сила и цвет газоразрядных ламп стали важными компонентами светового дизайна в принципе. В этом контексте важно вспомнить об установленном медицинской наукой факте: при сильной освещенности (люкс) искусственным дневным светом наше самочувствие значительно улучшается. Разумеется, речь идет не о том, чтобы до боли в глазах всматриваться в лампу. Просто искусственный дневной свет с его спектром не только чудесным образом подходит для светового дизайна, но и оказывает на человеческий организм благотворное биологическое воздействие. Новые осветительные приборы, такие, как, например, сканеры, автоматизированные прожекторы, скроллеры, обеспечивают очень специфические выразительные формы освещения – движущийся свет и движущийся цвет. Без этих новых форм нельзя представить себе современный световой дизайн крупных развлекательных мероприятий Эти же формы вполне годятся и для театрального светового дизайна особенно для создания драматически напряженных сцен. Рекомендуется, однако, при пользовании такими приборами проявлять определенную творческую осторожность, потому что их свет имеет большой «удельный вес» и может легко стать само собой разумеющимся в световой концепции.
Чем больше существует вариантов световой концепции, тем проще выбрать какой-нибудь из них. Гораздо труднее подобрать светотехническое оборудование и решить, подходит ли оно для сценографической концепции. В большинстве случаев сценография требует реалистичного освещения, но иногда приходится работать со светом, сочетающимся с виртуальной сценографией в виде, например, пространства, разграниченного лазерными метками, голографическими или проекционными изображениями. В этом случае в световом дизайне приходится идти на компромисс, уничтожающий характерные особенности освещения. Как правило, виртуальная сценография допускает лишь очень низкие уровни освещения актеров. Аналогичные проблемы создает включение в световой дизайн крупномасштабных проекций.
Элементы глобальной идеи, которую предстоит осуществить, в сочетании с частными идеями режиссера и художника-постановщика, показывают художнику по свету направление, которого он должен придерживаться в своей работе. Это всегда является вопросом эстетики, не терпящим никаких фиксированных подходов к решению. Самое главное – держать в памяти список современных прожекторных технологий, нужный для комплектации парка оборудования, подходящего для решения поставленной задачи. Собираемый комплект сценического и светотехнического оборудования должен быть рассчитан не на одну постановку. Режиссер и художник-постановщик могут использовать разработанную сегодня идею и позже, внеся в нее изменения соответственно текущим обстоятельствам.
Проектировать реалистичное освещение - значит создавать па сцене с помощью света атмосферу реализма. Реализм такого рода всегда будет обусловлен освещением, подходящим как для сцены, так и для актеров: которые на ней появляются.
Концепция реалистичного освещения не является переносом на сцену того света и тех теней, которые мы ежедневно видим вокруг себя. В сценическом пространстве мы должны различать общее освещение и освещение актеров. Если бы мы понимали слово «реалистичное» буквально, то все рефлексы и градации света, области теней и нюансы цветовой перспективы пришлось бы согласовывать с актерами и со сценографией, а затем вносить изменения в освещение, касающегося отдельных участков сцены.. Это потребовало бы слишком многого от любой известной на сегодняшний день технологии театрального освещения! В этом случае кино и телевидение имеют очевидные преимущества, потому что реалистичное освещение в кадре уже существует, а вносить в пего коррективы можно и в процессе съемки.
Аналогичной точности от сценического освещения можно добиться только значительными усилиями, универсальностью и «гибкостью» оборудования. При этом отдельные участки сцены на время проходящего на них действия сделаются заметно светлее. Если действие переместится по сцене, то интенсивность сопровождающего света плавно снизится до общей интенсивности и увеличится в том месте, па котором сосредоточено внимание зрителей.
Так будет, если сценография построена по законам пространственной и цветовой перспективы. Театральная аудитория видит сцену в перспективе – иными словами, изображение целиком, – всегда, в отличие от кадра фильма, где внимание зрителя может быть сосредоточено только на переднем плане.
Театральный художник по свету может позаимствовать - часто очень неплохое! - решение освещения из хорошей киносцены. Такой «кинематографический» подход, к сценическому освещению может быть применен шаг за шагом, особенно если он сопровождается творческими изысканиями. В этом случае могут оказаться полезными рекламные проспекты, фотографии и иллюстрированные материалы о художниках-живописцах.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования