Общение

Сейчас 386 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Белый свет нужен не всегда. Существует много способов превращения его в цветной. Например, можно повысить или понизить напряжение лампы, отчего изменится ее цветовая температура. Свет будет по-прежнему белым, но если в результате уменьшения напряжения спираль накала приобретет красновато-желтый оттенок, свет станет казаться красным. Но существенного изменения цвета таким способом добиться невозможно. Эффективно менять цвет освещения можно при помощи цветных стекол или гелевых пленок. Оба типа светофильтров изменяют цвет источника света субтрактивным смешением.

ЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Пока изготовители пластмасс не научились делать цветную пленку, свет в театре окрашивали с помощью цветных стеклянных пластин. В некоторых светильниках они применяются до сих пор - это связано с их тепловыми и прочностными характеристиками.
Преимущество стеклянных пластин заключается в том, что их цвет остается неизменным на протяжении всего срока их службы. Недостатками являются большой вес, большая стоимость и недолговечность. Для их изготовления используются только химически чистые вещества. Нужный цвет они приобретают после добавления в стекломассу ионов меди, хрома, марганца, железа, кобальта, ванадия, титана, неодима и других веществ. Другой способ называется протравным крашением (mordant dyeing). В этом случае бесцветное стекло окрашивают при температуре 400-600 ° С.
Для получения цветного стекла требуется относительно небольшое количество красителя, и поэтому пластины фильтров изготавливают по-прежнему вручную. При помощи стеклодувной трубки стекломассу выдувают цилиндром, который затем разрезают и превращают в плоский лист. Из этого листа вырезают пластины различных форм.
При изготовлении пластин вручную неизбежны колебания толщины листа, способные привести к неоднородностям в цвете. Наиболее распространены пластины толщиной 2-3 мм. Для лучшей теплостойкости пластинам придают форму полос шириной 25 мм. Стеклянные пластины вставляют горизонтальными или вертикальными рядами в металлическую раму, которую затем помещают в магазин светильника. Кроме 50 различных типов цветных пластин существует разнообразное рельефное стекло, при пропускании через него света создающее интересные эффекты.
Приобретение театрами цветного стекла ручного изготовления затрудняется с каждым днем. Стекольные заводы, специализировавшиеся на его изготовлении, теперь не считают его производство экономически оправданным. Поэтому все чаще в качестве светофильтров используется стекло, изготовленное машинным способом. Оно не отличается богатством оттенков, но зато его цветовое насыщение не зависит от толщины.
Помимо всего прочего театру нужны ультрафиолетовые стеклянные платины. Они поглощают почти весь видимый спектр излучения и поэтому сильно нагреваются. По этой причине для отфильтровывания (filtering out) ультрафиолетовых лучей твердо-тельных и газоразрядных ламп нужно использовать только специальные ультрафиолетовые светофильтры.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТЕКЛЯННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Теплозащитные фильтры.

Задерживают инфракрасное излучение и, соответственно, снижают температуру светового луча. Используются, в основном, с мощными проекторами и волоконно-оптическими устройствами.

Корректирующие светофильтры.

Используются в случае, когда цветная пленка не обеспечивает необходимой точности цвета и слишком чувствительна к теплу. Используются так же для согласования цветовой температуры ламп накаливания и ламп дневного света.

Ультрафиолетовые светофильтры.

При отфильтровывании из света ультрафиолетового излучения поглощают почти весь видимый спектр. Получение ультрафиолетового излучения от твердотельных или газоразрядных ламп обеспечивается только стеклянными ультрафиолетовыми светофильтрами.

ЦВЕТНЫЕ ГЕЛЕВЫЕ ПЛЕНКИ

Цветная пленка появилась в результате технологического прорыва в пластмассовой промышленности. Сегодня в качестве полимерной основы (пластиковой подложки) используется ацетат, винил, полиэстр и поликарбонат (материалы перечислены в порядке возрастания теплостойкости). Ацетат и винил имеют самую низкую температуру плавления, поликарбонат - самую высокую.
Известны три способа окрашивания пластиковой пленки: красящее вещество наносится на пленку; внедряется в поверхность пленки на молекулярном уровне или распределяется равномерно по всему объему пленки.
Пленку для светофильтров можно получать из животного желатина. Такая пленка недорога, но со временем высыхает и становится ломкой. С примесью ацетата или винила высыхание заметно замедляется, но пленка становится пожароопасной.
Полиэстр и поликарбонат устойчивы к теплу и деформациям при температурах 126-143°С. Поликарбонатная подложка обладает наилучшим сочетанием положительных качеств среди современных полимерных пленок, потому что не теряет форму даже при температурах 149-163°С. К тому же она не горит.
Потребителю не нужно вдаваться в технологические подробности производства цветных пленок. Ему нужно только выбрать пленку, удовлетворяющую требованиям местного начальства – максимально термостойкую, пожаробезопасную, прозрачную, водостойкую, гибкую и с широким ассортиментом цветовых оттенков.
Цветную пленку производит очень немного компаний. Ведущими в этой области являются ROSCO и LEE. Их пленка удовлетворяет самым высоким требованиям к качеству.
Цветная пленка поставляется в очень практичных рулонах кусками длиной до 15 м и шириной 61 см. Поставляются свернутые в рулон куски и других размеров - например, длиной 6 м и шириной 120 см.
При небольших объемах закупок удобно заказывать пленку листами. В каталогах производителей обозначены более 50 оттенков цвета и множество различных типов диффузионных пленочных светофильтров. Диффузионные светофильтры предназначены для изменения консистенции света, а не его окраски. Интересные эффекты можно получить с помощью «текстурных» светофильтров, например, поляризационой пленки, пропускающей свет только в одном направлении.
Важную роль играют корректирующие пленочные светофильтры. Среди них следует различать:
Фильтры для согласования цветовой температуры ламп накаливания и ламп дневного света.
Фильтры для коррекции цветовой яркости.
Фильтры для согласования цветовой температуры и коррекции цветовой яркости.
Фильтры для коррекции цветовой температуры нужны для того, чтобы не менять лампу в светильнике. Коррекция цветовой температуры источника света в сторону синего или красновато-желтого производится путем отфильтровывания определённых полос видимого спектра. В результате становится возможной адаптация цветовой температуры прожекторов с лампами НМІ к свету ламп накаливания, и наоборот. Цветовая температу-ра обычно корректируется на отдельных участках сцены.
Фильтры для коррекции цветовой температуры в различной степени снижают яркость света и используются только тогда, когда нужно несколько приглушить цветовой тон какого-нибудь светофильтра.
Существуют прозрачные пленки, выполняющие обе функции сразу. Кроме перечисленных трех основных существует много других специальных пленок для дополнительной коррекции света. Все производители цветных пленок предлагают пользователям образцы своей продукции в виде буклетов, в которых можно найти подробные сведения о прозрачности пленки, о поглощении ей света и о координатах ее цвета в цветовом пространстве.

ДИХРОИЧНЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Дихроичные цветные светофильтры являются интерференционными. Различные оксиды напыляются в вакууме слоями на пластины толщиной 2 мм, изготовленные из термостойкого боросиликатного стекла. Толщина покрытия (0,001 мм) позволяет точно рассчитать диапазон длин волн (нм), которые будет пропускать данная пластина. В отличие от обычных цветных стеклянных светофильтров или фильтров, поглощающих все цвета, кроме отфильтровываемого цветового оттенка, дихроичные светофильтры отражают оставшийся свет. Дихроичный светофильтр делит свет на части, одна из которых проходит сквозь него, а другая – отражается. Применение высокоточных технологий позволяет определить диапазон пропускаемых длин волн с точностью ± 5 нм.
Положение дихроичного светофильтра и угол падения на него луча влияют на окраску света, и, следовательно, на количество дополнительных вариантов цвета в системе смешения CMY. Например, если темно- синий (dark blue) дихроичный светофильтр повернуть на угол 22° относительно вертикали, его цвет сместится в сторону бледно-лилового (lavender), а при угле 80° - в сторону красновато-розового (reddish-pink).
Перед другими типами светофильтров дихроичные светофильтры имеют несколько преимуществ:
Интенсивность цвета больше на 20%;
Долговременная стабильность цвета;
Исключительная точность в выборе цвета;
Термостойкость до 400°С;
Простота обслуживания;
Высокая цветопередача (у пленочных светофильтров цветопередача составляет всего 50-60% от исходного цвета).
Очевидно, что дихроичные светофильтры нельзя использовать вместо обычных стеклянных светофильтров, тогда как обычные стеклянные светофильтры и гелевая пленка могут по-прежнему применяться для окрашивания света прожекторов с лампами накаливания мощностью 5000 Вт.
Дихроичные светофильтры особенно полезны для «интеллектуального» освещения и колорченжеров, установленных на относительно тонкий луч света фокусируемой (оптически регулируемой) системы.

ЦВЕТНОЙ ЛАК

Лак широко не применяется, поскольку не обладает необходимой термостойкостью. Слой лака наносят на прозрачное стекло, и тем самым как бы изменяют цвет подложки. Лаком можно покрывать, например, лампы не излучающие большого количества тепла. Лак бывает желтым, оранжевым, красным, синим и зеленым. Лак другого цвета получают их смешиванием.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ СВЕТОФИЛЬТРОВ

При использовании цветных светофильтров световое излучение «фильтруется». Ненужные цветовые компоненты остаются в светофильтре, т.е. светофильтр их поглощает и нагревается. Темные светофильтры нагреваются сильнее, и поэтому к материалам, из которых они изготавливаются, предъявляются более жесткие требования.
Вместе с изменением цвета снижается интенсивность светового излучения. Например, желтый свет потеряет 20% своей интенсивности, а пурпурный – приблизительно 90%. Стеклянные светофильтры поглощают свет сильнее, чем гелевые пленки, потому что они толще.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования