Общение

Сейчас 509 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

3

Классическая трагедия, утвердившаяся во второй половине XVII в., не нуждалась в световых эффектах, характерных для итальянского оперного театра времён барокко. Зрелищность спектакля, далёкого от реалистической конкретности, в котором основное значение придавалось приподнятой декламации исполнителя, заключалась в богатстве костюмов, а чтобы показать их, было достаточно скромного общего освещения. Комедии Мольера, написанные на жизненные сюжеты, также имели очень скупое световое оформление. Почти полное отсутствие реалистических (и сопряжённых с опасностью возгорания) световых эффектов было отчасти связано с тем, что зрители в театре 1650-х годов за особую плату могли иногда сидеть на сцене, по бокам просцениума, где играли актёры. Однако нельзя сказать, что от световых эффектов отказались вовсе. В театре кардинала Ришелье в 1641 г. при постановке трагикомедии «Мирам» все пять актов шли в одной декорации, но зато с помощью света вечер на сцене сменялся лунной ночью, а утренняя заря — полуднем.
Со второй половины XVII в. и на протяжении всего XVIII в. для оперно-балетных спектаклей строились специально спроектированные театральные здания с кулисной сценой-коробкой, получившей дальнейшее развитие. Блистательные спектакли, ошеломлявшие зрителя волшебными превращениями, полётами в поднебесье и провалами в преисподнюю, требовали дополнительных сценических помещений, откуда бы быстро подавались и куда убирались бы декорации. Были придуманы верхняя сцена и глубокий трюм с приспособлениями для разного рода перемен. В начале XVII века в итальянском театре появилось деление сцены на планы, что и определило требования к соотношению глубины, ширины и высоты сценического объёма. Важно, чтобы при любой ширине сцены (измерение по горизонтали) имелись достаточная высота (вертикальный размер), чтобы убрать декорацию вверх за портальный обрез или вниз, в трюм сцены, и глубина, чтобы по планам сцены расположить живописные арки, дающие ощущение сценической перспективы. Каждая арка имела собственную осветительную установку, что позволяло равномерно осветить сцену, избежать появления теней от кулис и других арок на заднике. Систему общего освещения, зачатки которой встречаются ещё в описаниях Фуртенбаха, составляли: 1) портальная световая рампа (рампа, расположенная на авансцене, источники света, укреплённые на внутренней стороне боковых порталов, и линия источников, расположенных за арлекином); 2) источники света, укреплённые по бокам сцены на каждом плане, и верхние источники света, расположенные в линию за каждой аркой. В XVIII в. такое расположение света окончательно утвердилось на кулисной сцене-коробке. Система арочного освещения в наши дни — основа освещения сцены в подавляющем большинстве театров.
Романтический театр рубежа XVIII—XIX вв., стремившийся к большей реальности сценических образов, к быстрой смене места действия, соблюдению колорита времени и места, потребовал и большей подвижности сценической техники для частых смен декораций в сравнении с классическим театром с его стандартным оформлением и «единствами».

Приборы газового освещения и первые опыты применения электрических ламп накаливания. Среди них: распределительное устройство газового освещения (1); "рефлектор" (2); софит (3) и рампа газового освещения (4)

Чрезмерная условность в освещении сцены не удовлетворяла романтиков. Так, один из основателей немецкого романтического театра Людвиг Тик (1773—1853) писал, что нижнее освещение от рампы и боковое из-за кулис высвечивают преимущественно задние планы, тогда как в реальности свет падает сверху, а ближайшие предметы освещены ярче отдалённых. Тени от освещения на сцене не соответствуют по расположению теням, изображенным на декорациях.4 Осветительная техника того времени не позволяла решить новые задачи художественного освещения. Но научно-технический прогресс коснулся и источников света. В конце XVIII в. были значительно усовершенствованы масляные светильники и появилось газовое освещение. В 1786 г. Лебон во Франции впервые осветил жилище газовой лампой, и уже в 1792 г. шотландский инженер Вильям Мердок осветил фабрику в Редруте. В 1803 г. он же оборудовал фабричные здания в Бирмингеме, а в 1805 г. устроил газовое освещение в 3000 рожков на нескольких бумагопрядильных фабриках. Газовое освещение широко распространилось в XIX в. Помимо того, что оно было технически совершеннее старинного масляного и свечного, его стоимость была втрое дешевле масляного и почти в восемь раз — свечного. Со второй половины XIX в. велись интенсивные работы в области электричества вообще и электрического освещения в частности. В последней четверти XIX в. была изобретена динамо-машина, усовершенствована дуговая лампа, а в 1879 г. Томас Эдисон изобрёл лампу накаливания.
В театре газовым освещением стали пользоваться, начиная со второй четверти XIX в. Одновременно с ним применялся так называемый друммондов свет (подробнее о нем будет рассказано далее), а в 1860-е годы на сцене Парижской оперы использовали дуговую электрическую лампу. С конца XIX в. электричество вытесняет газовое освещение. Однако новые источники света входили в театральную практику постепенно, и на протяжении всего XIX в. сосуществовали с известными ранее. Например, в 1871 г. французский архитектор Шарль Гарнье, описывая устройство сцены, называет шесть видов света, которые тогда одновременно могли применяться в одном и том же театре: электричество, друммондов свет, газ, масло, свечи и бенгальские огни.5 Только столичные театры, имевшие возможность завести специальные агрегаты, могли оборудовать газовое, а позднее электрическое освещение. В большинстве городов не было газовых заводов и электрических станций, и провинциальные театры продолжали пользоваться масляными лампами и разве что одной-двумя дуговыми электрическими лампочками, питаемыми от аккумуляторов. В 1890 г., когда императорские театры и в Москве, и в Петербурге уже перешли с газа на электричество, в Минске построили новый театр, который по старинке имел масляное освещение, дополняемое «только одним электрическим фонарём в 50
элементов и светом до 300 свечей».
Различные источники света обладают разными характеристиками, разной сценической выразительностью. Если для общего освещения могли служить масляные лампы и газ, то для более мощного локализованного освещения, имитирующего, например, солнечный луч, пользовались друммондовым светом и электричеством. Иногда и при наличии электрического освещения для создания эффекта горящего камина пользовались газом из специальных баллончиков, дающим колеблющееся пламя в отличие от ровного спокойного света электрической лампочки. Даже от свечного освещения, несмотря на его архаизм, в конце XIX в. не отказались полностью. Так, в электрифицированном Михайловском театре Петербурга на случай длительной аварии на электрической станции сохранялись свечные бра по выступам лож. Их зажигали во время парадных спектаклей и не тушили в продолжение представления, создавая атмосферу пышного придворного празднества.



Переносной прибор газового освещения

Освещение изменяет цвета декораций, костюма, грима. Поэтому живописные декорации пишутся при том искусственном освещении, при каком они будут восприниматься на сцене. Набор гримёрных красок делается в расчете на искусственное освещение, отчего лицо, загримированное обычными театральными красками, при дневном освещении выглядит нарочито размалёванным. Удачное освещение грубой фактуры драпировок и костюмов создает эффект драгоценных тканей, а тусклая клеевая живопись может заиграть яркими солнечными красками.
В практике театрального освещения огромное значение имеют спектральные характеристики источников света. У разных источников разные спектры, т.е. в их излучении цвета присутствуют в разном соотношении. От этого соотношения цветов зависит видимая глазом окраска луча. Например, в спектре пламени свечи по сравнению со спектрами Солнца и электрической лампы больше жёлтых, оранжевых и красных цветов и меньше синих, зелёных и фиолетовых, поэтому её пламя для глаза желтее, чем электрический или полуденный солнечный свет. Вообще, чем выше температура источника излучения (пламя, нить накаливания и т.п.), тем меньше красная часть его спектра. Свет электрической лампы кажется более белым, чем пламя свечи, т.к. температура вольфрамовой нити накаливания много выше температуры свечного пламени.

Таблица 1



В старинных декорациях, освещавшихся масляными лампами или свечами, преобладают тёплые жёлто-коричневые тона. При слабом освещении не имело смысла воспроизводить всё цветовое богатство, доступное человеческому глазу при дневном свете. В жёлтом свете масляных ламп и свечей голубые тона, например, становились грязно-серыми, а синие краски — чёрными. Газовый свет давал, по отзывам современников, своеобразную тёплую окраску живописным декорациям. Но тона, воспринимавшиеся при свете масляной лампы как голубые, при освещении газом приобретали зеленоватый оттенок. Следовательно, перемена освещения требовала изменения палитры декоративного оформления.
Другая задача театральной практики освещения при смене источника света — способ изменения светового потока и связанное с этим регулирование освещённости сцены. При свечном и масляном освещении для этого применялись заслонки и колпачки, которые полностью или частично закрывали пламя, погружая в темноту сцену целиком или её отдельные участки. Этот простой способ не всегда позволял добиться нужного характера затемнения сцены и, кроме того, не давал возможности централизовать управление. Газовое освещение позволило сосредоточить управление светом в одном месте. Отдельные осветительные участки имели свои газоподводящие линии, проходящие через центральный регулятор — так называемый газовый стол. Достаточно было уменьшить подачу газа в линию, повернув кран, и каждая горелка начинала гореть слабее. При этом световой поток уменьшался плавно и постепенно, управление освещением осуществлялось скрытно от зрителя. Если бы горелки погасли полностью, их пришлось бы поджигать снова на глазах у публики. Поэтому газ продолжали подавать в трубы так, что каждая горелка продолжала светиться крохотным огоньком, который из-за его голубого цвета и малого размера называли «незабудкой». При электрическом освещении затемнение делается с помощью реостата — добавочного сопротивления, которое, снижая напряжение в лампе, уменьшает накал нити и световую отдачу. Электрический свет можно выключить полностью.
Работающие осветительные приборы повышают температуру в помещении. Нагревательная способность светильников зависит от их конструкции. В 1800 г. в Париже Карсель изобрел лампу с часовым механизмом, который регулировал подачу масла, обеспечивая равномерное горение. Количество тепла, выделяемое в единицу времени этой лампой, было принято за эталон, и тепловыделение других источников света с начала XIX в. стало оцениваться относительно лампы Карселя.

Таблица 2



Техника театральной сцены

1 - железная корзинка с хвойными ветвями (XVв. до н.э.);
2 - масляная лампа (VIII-VIIвв. до н.э.);
3 - свечи сальные, восковые и стеариновые (Iв. н.э.);
4 - лампа двойного пламени с эфиром (1781 г.);
5 - пиронафтовая лампа (1783 г.);
6 - первая разрезная горелка (1792 г.);
7 - первая попытка создания электрического солнца В. В. Петровым (1808 г.);
8 - друммондов свет (1816 г.);
9 - первый электрический фонарь в зрительном зале СПб. Большого театра (1876 г.);
10 - электрическая лампа Лодыгина с угольным волоском (1879 г.);
11 - газовая горелка со стеклянным цилиндром (1885г.);
12 - лампа "Вольфрам" с металлической нитью (1902 г.);
13 - газонаполненная лампа мощностью 2000 Вт;
14 - цилиндрическая лампа мощностью 1000 Вт.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования