Общение

Сейчас 642 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

4

В XIX в. продолжали пользоваться восковыми и сальными свечами. Восковые свечи были, как уже говорилось, дороги и употреблялись преимущественно на придворной сцене. Фитиль сальных свечей, сделанный из некручёных ниток, дымил. Его кончик, не успевая сгореть, опускался на свечу, свеча оплывала и распространяла неприятный запах. Стеариновые свечи, появившиеся в 1834 г., получили незначительное распространение в художественном освещении сцены, так как к этому времени появилось и газовое освещение.
Газовые горелки, употреблявшиеся в театре, первое время имели открытое пламя, постоянно дрожавшее от движения воздуха. Это лёгкое колебание освещения составляло характерную особенность спектаклей того времени. В 1873 г. Арганд усовершенствовал масляное освещение. Он изобрел круглую горелку и защитный стеклянный цилиндр. Лампы стали более удобными, их горение — более равномерным, а свет — более ярким. Однако они требовали заправки, которая в целях пожарной безопасности делалась в особо отведённом для этого месте. Масло дурно пахло и оставляло пятна, а на разлившемся масле можно было поскользнуться. Если фитиль был обрезан неровно, лампа начинала коптить, распространяя удушливый запах, а то и гасла. Но самым большим недостатком масляного освещения был трудно регулируемый режим горения. Свет ламп за кулисами небольшого театра можно было ослабить, опустив фитили, однако в большом театре, где нередко горели сотни ламп, этого сделать было нельзя. Ещё сложней было с лампами, расположенными за падугами, в рампе и в центральной люстре зрительного зала. Приходилось пользоваться громоздкими заслонками или ширмами, вращающимися вокруг ламп; их грохот или невыносимый скрип досаждали зрителям. Свет в зрительном зале, как правило, во время представления не тушили. Если же требовалось затемнение, то в больших театрах люстру поднимали в чердачное помещение через специальное отверстие в потолке, отчего затемнялись и сцена, и зрительный зал. В этом же помещении лампу заправляли маслом до начала спектакля.
При помощи цветных стёкол и ширм из шёлка или газа меняли цветность освещения, закрывая ими лампы. Чаще употреблялись два цвета — зелёный, чтобы создать эффект лунного и вообще вечернего освещения, и красный — для создания впечатления пожара или зари. Иногда цветные ширмы располагали перед рампами или укрепляли их таким образом, чтобы можно было управлять движением из суфлёрской будки с помощью особого рычага. В этом случае, как и при затемнении сцены, эффект портился шумом, сопровождавшим движение ширм.
В 1803 г., когда шотландский инженер В. Мердок провёл газовое освещение на фабриках в Бирмингеме, немецкий техник Ф. Винзер применил его в лондонском театре «Лицеум». Это был первый опыт газового освещения в театре. Газовые горелки давали гораздо больше света, чем свечи или масляные лампы. К началу второй четверти XIX в. газовое освещение было уже во многих театрах Западной Европы и Америки. Добыча природного газа ещё не была развита, и газ (смесь угарного газа СО и водорода) получали из масел, а в 1840-х годах наладили его производство из каменного угля. Первое время немногие из театров были связаны магистралью с газовыми заводами. Остальные оборудовали собственные небольшие установки или пользовались газом в переносных баллонах, поставлявшихся с газовых заводов.
В России газовое освещение впервые появилось в 1812 г. в частной квартире, ав1817г. — на фабриках Александровской мануфактуры. Первый в России спектакль при газовом освещении был сыгран в 1825 г. в Новом театре у Чернышева моста в Петербурге. При театре были построены специальные помещения с оборудованием для выработки газа, проведены магистрали и ответвления газопроводов, установлены газовые горелки. К сожалению, этот опыт оказался очень недолговременным, так как через два месяца после открытия Новый театр сгорел. Предубеждение против газового освещения задержало широкое его использование в театральной практике. Лишь в 1860 г., когда в Петербурге уже был построен газовый завод, проложены магистрали, освещены газом дома, предприятия, центральные улицы, на газовое освещение перешли Мариинский и Михайловский театры. Спустя два года газовый свет появился в императорских Большом и Малом театрах в Москве. Газовые светильники продержались в театрах до последнего десятилетия XIX в., выдерживая конкуренцию с электрическим освещением, которое на первых порах требовало больших затрат на оборудование.
Все источники света с открытым пламенем (свечи, масло, газ) по сравнению с электричеством выделяют гораздо больше тепла. Пока в Мюнхенском придворном театре было газовое освещение, температура в третьем ярусе зрительного зала за время спектакля поднималась на 9°С, когда же перешли на электричество, повышение температуры стало в 10 раз меньше, всего на 0,9°С. Температура в служебных помещениях театра в эпоху газа доходила до 40-50°С. Жар газовых горелок очень быстро высушивал все деревянные части, ткани, краски на живописных декорациях. Пыль, сгорающая в пламени, газ и продукты его горения отравляли воздух и вредно влияли на голосовые связки артистов. Для устранения этих недостатков была изобретена вытяжная (аспирационная) система. Над пламенем каждой горелки помещалась трубочка-аспиратор, соединённая с вентиляционной магистралью, в которой создавалась сильная тяга. Горячий воздух и вредные вещества вытягивались через магистральные трубы на улицу. Было придумано также остроумное механическое приспособление для тушения горелки в случае, если защитный стеклянный колпак-цилиндр почему-либо разбивался. Газовый кран горелки соединялся с рычагом, положение которого уравновешивалось колпаком. Когда стекло лопалось, равновесие нарушалось, рычаг перемещался и перекрывал доступ газа. Это приспособление применялось в крупных театрах, таких как Парижская опера и Оперный театр во Франкфурте, а в России его имел Павловский театр, открытый в 1876 г.
Газокалильная лампа, изобретённая в 1891 г. в Вене К. Ауэром, применялась в тех театрах, которые почему-либо не имели возможности провести электрическое освещение, к тому времени уже довольно распространённое. Над пламенем газокалильной лампы крепился металлический цилиндр из тория или цезия. Температура пламени достигала 2000°К (1727°С). Цилиндр, накаляясь добела, увеличивал яркость света по сравнению с газовой горелкой в четыре раза, а пары металла изменяли спектр пламени, уменьшая красную и жёлтую его части сравнительно с обычным газовым пламенем и, тем более, с пламенем свечи или масляной лампы. Осветительное оборудование производили такие фирмы как Clemanso во Франции, Siemens в Германии и т.д. На этой базе впоследствии возникла и развилась отрасль промышленности, занимавшаяся строительством и оборудованием театров.
Во времена газового освещения в театрах имелись следующие осветительные приборы:
Софиты верхнего освещения. Они имели вид длинных труб с укреплёнными на них газовыми горелками. Софиты размещались на каждом плане. Для того чтобы защитить живописные декорации и не сбить стеклянные колпачки с горелок, софиты ограждали проволочной сеткой спереди и изогнутой металлической ширмой сзади.
Рампа, располагавшаяся по переднему краю сцены.
Боковые или кулисные софиты. Они устанавливались в виде вертикальных стоек за каждой кулисой, газовые рожки укреплялись один над другим.
Бережки — небольшие переносные приборы для освещения нижних частей декораций.
Щитки — переносные приборы на стойках для освещения окон, дверных проёмов и заспинников.
Число рожков в приборах колебалось в зависимости от размеров сцены и зала (см. табл. 3).

Таблица 3



Кроме того, применялись приборы для эффектного освещения, имитации солнца, луны и т.п. Например, «луна» делалась в виде деревянного барабана, внутри которого помещался газовый источник света, прикрытый шёлком или папиросной бумагой.
Газ к горелкам подавался по металлическим трубам диаметром до 30 см; переносные приборы соединялись с магистралью толстыми резиновыми шлангами. Магистральная труба подводилась к газовому столу-регулятору, который помещался обычно на сцене сбоку, около портальной стены. На столе магистраль разветвлялась по числу световых секций; каждое ответвление имело собственный кран. Газ можно было убавить в одной секции, а в другой — прибавить, тем самым усиливая или ослабляя свет в том или ином приборе. В Парижской опере регулятор имел 88 кранов, а общая длина газовых труб была более 45000 м. Большие металлические трубы с горелками и соединительные резиновые шланги делали осветительное оборудование очень громоздким. Зажигались газовые горелки чаще ручным способом, с помощью свечи или пропитанной спиртом ваты, горящей на конце металлического прута, поэтому софиты снабжались механизмом, позволявшим опускать их до человеческого роста. Зажигать и полностью гасить свет во время спектакля было невозможно. Кроме того, оборудование было пожароопасным.
Для цветного освещения употреблялись одноламповая и многоламповая системы. При одноламповой системе каждый источник света мог изменять окраску луча. Для этого перед ним в нужный момент устанавливался красный или зелёный (реже сине-зелёный) фильтр. Фильтры («зори») делались из тонкого шёлка, для большей прозрачности промасленного или покрытого лаком. Пользовались также цветными стёклами и промасленной бумагой. В этом случае рампу закрывали цветными кассетами, задвигавшимися сбоку или поднимавшимися через специальное отверстие в планшете. Встречался и вариант, когда вокруг каждой горелки рампы вращались один или несколько цилиндров с цветными светофильтрами. Поскольку рампа имела постоянное расположение, механизировать смену её цветного освещения было легче. Софиты снабжали цветными рамками, опускавшимися в нужный момент при помощи верёвок, а боковые (кулисные) софиты имели цветные шторки. Иногда пользовались окрашенными газами, создавая перед горелкой цветное облачко. Особенно прославился своими успехами в работе с цветным освещением лондонский театр «Лицеум» во времена, когда его директором был известный актёр Генри Ирвинг, очень внимательно относившийся к художественному освещению на сцене.
При многоламповой системе за тем или иным источником света «закреплялся» определённый цвет. Каждая группа источников света разбивалась на три секции, имевшие отдельный газопровод, управляемый с газового стола. Горелки каждой секции имели определённые светофильтры (белые, красные или зелёные). Во время спектакля в полную силу горели лишь горелки со светофильтром нужного цвета, а остальные с помощью крана сводились к самому слабому «огоньку-незабудке». Многоламповая система применялась редко, поскольку требовала увеличения газовой сети.
Газовое освещение стало значительным этапом в области техники сценического освещения. Возросла яркость освещения; впервые появилась возможность плавно и централизованно регулировать силу света на сцене и в зрительном зале. Кроме того, обслуживать газовые приборы было легче и приятнее, чем масляные светильники.
В системе газового освещения особое место принадлежит друммондову свету. Изобретение Томаса Друммонда (1828 г.) основано на свойстве твёрдых тугоплавких тел светиться при нагреве до высоких температур. Для освещения сцены друммондов свет был впервые применён в 1837 г.



Устройство смены светофильтров из ткани

Телом накаливания в театральном приборе Друммонда служил цилиндрический кусок извести — материала огнеупорного и плохо проводящего тепло. На известь направлялось узкое (точечное) пламя газовой горелки. Чтобы получить высокую температуру пламени (до 2800°С), сжигали смесь кислорода и водорода. В месте взаимодействия с пламенем кусок извести раскалялся добела и начинал излучать яркий свет. Горелку и известь закрывали защитным кожухом. В кожухе было отверстие, закрытое линзой, которая фокусировала свет. Друммондов прибор, дававший направленный концентрированный световой поток, был предтечей театральных прожекторов. Им пользовались, например, чтобы осветить отдельных исполнителей на сцене. Друммондовы прожекторы со светофильтрами удачно имитировали целый ряд явлений: солнечный или лунный луч, свет из окна, эффект ручья, морская зыбь и др. Прибор был переносным. Осветитель крепил его на груди, а два баллона — с водородом и кислородом — надевал на спину. Перемещаясь по машинным галереям и переходным мостикам, осветитель движением корпуса направлял луч в нужное место сцены, одновременно руками регулируя подачу газа и положение извести (ее нужно было постоянно поворачивать, менять точку контакта с пламенем, не допуская разогрева до температуры плавления). Работа осветителя была трудна и опасна: смесь водорода и кислорода при определенной концентрации (гремучий газ) взрывается, чистый кислород может вспыхнуть при нагреве и пр.
При свете рампы тени действующих лиц были резкими, хорошо видными из зала, что можно отнести к числу её недостатков. Такое освещение контрастировало с реалистическими декорациями, придавало действию излишнюю условность. В конце 1850-х годов, чтобы скрыть тени актёров, разработали систему фронтального выносного освещения с использованием друммондова света. Лучи прожекторов направляли на сцену со стороны зрительного зала сверху вниз под углом 450°.
Правда, под влиянием реалистического, а позднее натуралистического направления в театральном искусстве от этого неоправданного, «ненатурального» света отказались. К нему вернулся театр XX в., но уже на ином техническом уровне, с использованием электричества.



Прибор друммондова света

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования