Общение

Сейчас 590 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

5

В 1802 г. В.В. Петров установил, что если присоединить к полюсам большой электрической батареи два кусочка древесного угля и, приведя угли в соприкосновение, затем слегка раздвинуть их, то между концами углей образуется яркое пламя, а они раскаляются добела, испуская ослепительный свет (электрическая дуга). Семь лет спустя это явление независимо наблюдал английский химик Х. Дэви, который предложил в честь физика Вольта назвать эту дугу «вольтовой». Ещё через 40 лет, в 1849 г., дугу применили для освещения в театре. Это знаменательное событие произошло в Парижской опере при постановке оперы Мейербера «Пророк». Для эффектов восхода солнца во втором и пожара в пятом акте был применён небольшой дуговой прожектор с окрашенным шёлковым светофильтром. Благодаря параболическому зеркальному отражателю прожектора лучи образовывали параллельный пучок. Дуговыми лампами пользовались, чтобы осветить отдельных исполнителей, для создания разного рода эффектов, для подсвечивания фонтанов, обозначения солнечных бликов, для усиления теней от контурных декораций на заднике. Чарующей новинкой был эффект настоящей радуги, получаемый путём спектрального разложения луча, проходящего через трёхгранную призму (до этого театр знал лишь рисованную на холсте радугу).
Первые дуговые прожекторы сильно шумели и мигали (т.к. дуга горела неустойчиво). Электрические батареи, питавшие дугу, были технически очень несовершенны и неэкономичны, что снижало возможности широкого применения дуги в качестве источника света. Затем батареи заменили динамо-машинами — источником постоянного тока.
В вольтовой дуге стержни (электроды) расположены на одной прямой. По мере выгорания концов расстояние между ними увеличивается и дуга гаснет. Чтобы этого не произошло, взаимное расположение электродов нужно постоянно регулировать. В 1875 г. Яблочков усовершенствовал дугу. Он расположил электроды параллельно друг другу и проложил между ними изолирующее вещество — смесь каолина или алебастра с магнезией. Этот слой фиксировал положение электродов на все время горения, и регуляция уже не требовалась. Кончики углей соединялись тонкой угольной перемычкой. При замыкании цепи перемычка мгновенно вспыхивала и сгорала, поджигая дугу. Благодаря изоляции дуга возникала только между концами стержней, а не по всей их длине, поэтому стержни сгорали постепенно, и дуга долго давала свет. Кроме того, изоляционный слой, испаряясь при нагревании, увеличивал яркость света.
Изобретение Яблочкова известно под несколькими названиями: «свеча Яблочкова», «русский свет» или «северный свет». В лионском театре Белькур в 1879 г. также применили свечи Яблочкова. Но в том же году Т. Эдисон изобрел лампочку накаливания и, спустя всего год, осветил небольшой городок Менло Парк.
У Эдисона были предшественники. Бельгиец Жобар в 1838 г. предложил накаливать угольную пластинку в безвоздушном пространстве. В 1841 г. англичанин де Молейн получил патент на свою лампочку накаливания с платиновой спиралью. Англичанин Гебель в 1847 г. использовал нить из обуглившихся волосков бамбука; в 1848 г. Стеит изготовил лампочку с иридиевой нитью, которая имела очень высокую температуру накала — 23600°С. А.Н. Лодыгин в 1872 г. поместил угольный стерженёк, укреплённый между медными проволоками, в стеклянный шарик, и сделал попытку откачать из шарика воздух, но имевшиеся в его распоряжении насосы были несовершенны. Эдисон построил более совершенную лампочку накаливания. Сначала он применил нить из карбонизированного (закопчённого) хлопка, а позже использовал карбонизированный бамбук и улучшил технику откачки. Его лампочка светилась не перегорая около 800 часов (несколько более месяца). В 1890 г. Лодыгиным была изобретена лампа накаливания с вольфрамовой нитью. После усовершенствований, которые внёс сотрудник Лодыгина Дидрихсон, срок горения лампы составил два месяца. Но вступление человечества в Век электрического света все же связано с именем Эдисона. Одновременно с лампой в его лаборатории было разработано всё, что необходимо для системы электрического освещения: генераторы, регуляторы, выключатели, предохранители, кабели и даже изоляционная лента. В 1882 г. Эдисон построил в Нью-Йорке электростанцию, положив тем самым начало массовой электрификации.
Переход на электрическое освещение в театральном мире происходил с быстротой, удивительной по сравнению со сроками предыдущих изменений в области осветительной техники. Спустя всего пять лет после Парижской выставки (1881 г.), где была представлена электрическая лампочка накаливания, только в Германии и Австрии полностью перешли на электричество более 20 театров.
Электричество дало работникам сцены значительные, невиданные ранее технические возможности: в оперно-балетном театре это позволило усилить иллюзорно-декоративную роль света на сцене, а в драматическом театре — придать большую реалистичность постановкам. В 1880-е годы театры Европы и Америки активно переходили на электрическое освещение, чему немало способствовало совершенствование и удешевление технического оборудования, снижение эксплуатационных расходов.
На русской сцене электрическое освещение дуговыми лампами появилось ещё в начале 1860-х годов в оперных и балетных спектаклях императорских театров. Для питания дуговых ламп током 15-16 А пользовались так называемыми «бунзеновскими элементами», разработанными для военно-морского флота. Оттуда же перешла и проводка электрических линий минными проводами с многократной изоляцией. В качестве осветителей нередко привлекали военных минёров (например, в петербургском Михайловском театре электрическим освещением заведовал минный унтер-офицер 1-й статьи, участник Севастопольской кампании). На введение электричества в систему освещения сцены сильно влияла Парижская опера. Первые приборы электрического освещения в большинстве своем покупались в Париже.



Конструкция первьх дуговых ламп

Из частных театров России первым на электрическое освещение в 1859 г. перешел петербургский театр Литературно-художественного общества, так называемый Малый, или Суворинский, театр. Переход на полное электрическое освещение лампами накаливания императорских театров Петербурга и Москвы произошёл в течение десяти лет, с 1884 по 1893 гг. Первым был Мариинский театр, в 1885 г. частично оборудовавший зрительный зал и рампу, а в 1886 г. полностью перешедший на электрическое освещение. Мариинский театр имел собственную электростанцию с паровыми локомобилями в качестве двигателей (в 1894 г. их заменили более совершенными
машинами). Михайловский театр с 1886 по 1891 гг. получил электрооборудование, а в 1892 г. — собственную электростанцию. В 1893 г. на электричество перешли московские Большой и Малый театры. В рецензии театрального ежемесячника «Артист» говорилось: «В театре важное нововведение — электрический свет, весьма украшающий зрительный зал и дающий возможность свободно дышать публике. Громадная люстра поднята теперь значительно выше, и это тоже очень хорошо: из мест против сцены, в балконах верхних ярусов можно теперь видеть представление, а не одни газовые рожки».



Дуговая лампа

К концу XIX в. появились угольные лампочки в 25, 32 и 50 свечей, улучшилась проводка, что позволило театрам увеличить нагрузку на осветительную сеть. Конструкция осветительных приборов, их количество и особенности размещения определялись арочной системой декораций, остававшейся основой художественного оформления сцены театра XIX в. Несмотря на коренные изменения в осветительной технике, сама система осветительных приборов в целом по существу не изменилась. Те же световые рамки, расположенные за каждой аркой, рампа, боковые и верхние софиты, дополнявшиеся набором бережков, щитков и прожекторами, появившимися в театре вместе с друммондовым светом. Зачастую в российских и западноевропейских театрах софиты, рамки и щитки, оборудованные в свое время под газовое освещение, оставались те же, лишь на месте газовых горелок укрепляли патроны с электрическими лампочками.
Верхние софиты обеспечивали равномерное освещение сцены. Портальные и боковые софиты не могли достаточно осветить сцену из-за своего расположения. Рампу, освещавшую в основном первые планы, усилить было нельзя, иначе освещение первых и последних планов стало бы очень неравномерным, и на сцене появились бы недопустимо резкие тени от исполнителей и предметов. Если нужно было усилить свет на сцене, удлиняли верхние софиты, чтобы поместить туда больше ламп. При недостаточном боковом освещении их делали на два-три метра длиннее, чем подъёмы для навесных декораций. Верхние софиты можно было также приспустить, если позволяли декорации. Конструкция верхних софитов представляла собой железный жёлоб, в котором лампочки располагались в большинстве случаев продольно. Открытую часть жёлоба ограждали редкой металлической сеткой, чтобы защитить лампочки от боя, а сцену — от осколков лопнувших ламп. Если требовалось цветное освещение, лампы окрашивали цветными спиртовыми лаками. Такие открытые софиты, перешедшие из эпохи газового освещения, кое-где встречались в театрах, по свидетельству Н.П. Извекова, даже в 1930-х годах.
Для ламп накаливания применялись и специально спроектированные софиты. Так, для Будапештского национального театра ещё в 1883 г. были построены трёхъярусные софиты, у которых лампочки располагались в три ряда, один под другим. При этом каждый ярус помещался в особых желобах, из которых два верхних были прикрыты, один — красным, другой — зелёным стеклом. Такой софит — предшественник современного камерного софита. Фирмой Клемансо выпускался также софит, представлявший собой открытый полуцилиндрический корпус, в котором располагалась тросовая тяга, с помощью которой софит закрывали рамой с цветным светофильтром. Управляющие тросы шли от софитов на колосники и через блоки соединялись с противовесом, помещённым на стене сцены. Та же фирма выпускала рампы аналогичной конструкции, управлять которыми можно было из суфлёрской будки.



Мощная дуговая лампа в 120 ампер для приборов сценического освещения

Боковые кулисные софиты укрепляли вертикально на кулисных стойках по обеим сторонам сцены. Первая пара боковых софитов, установленная за портальными кулисами, имела наибольшее число лампочек. Рампа, первый верхний софит и боковые портальные софиты составляли так называемую «световую рамку» — правильный световой четырёхугольник, основное освещение сцены. Кроме них употреблялись переносные осветительные приборы — бережки и щитки.
Бережки — небольшие конструкции с 6-12 лампочками, которые освещают нижнюю часть декорации. Исторически их располагали обычно перед задней завесой за небольшими декорациями, изображающими кусты, холмы и т.п. Эти декорации, закрывавшие нижнюю кромку завесы, назывались бережками, от них и получили свое название осветительные приборы. Щитки употреблялись для освещения заспинников у декораций, окон, дверей. Они представляли собой плоский открытый ящик, деревянный или из листового железа, размером примерно 50х75 см. В ящике рядами устанавливали лампочки накаливания. Помёщенные на штативах, щитки служили для переносного света.



Дуговая лампа с отражателем

При включении щитков и бережков пользовались так называемыми выпусками (лючками). Выпуск — это небольшие колодцы в планшете, закрытые металлическими крышками. Внутри них расположены розетки для подключения кабелей, соединяющих щитки или бережки. В больших театрах выпуска находились на каждом плане правой и левой сторон сцены за условной линией кулис. Все подвижные (софиты) и переносные (щитки и бережки) приборы соединялись мягким кабелем, который обшивали кожей или холстом, чтобы защитить от механического повреждения. Присоединённый к софитам кабель (шлейф) имел запасную петлю, позволявшую поднимать софиты и опускать их до планшета.



Прожектор с дуговой лампой

Внутреннюю поверхность желобов, софитов, рампы, бережков и щитков красили белой краской для усиления света. На первых порах некоторые части осветительных приборов были деревянными (полосы софитов, к которым крепились патроны ламп, кожух для рампы, щитки). Чтобы предотвратить загорание, их иногда частично закрывали асбестом. С течением времени от дерева полностью отказались.
Помимо названных приборов для эффектного освещения (чаще в оперных и балетных спектаклях) применялись, как уже говорилось выше, переносные прожекторы с зеркальными отражателями и собирающей линзой. Чтобы бросить отвесный луч из такого прожектора, осветителя, находившегося в особой люльке (корзинке), на тросе подтягивали за обрез падуг.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования