Общение

Сейчас 400 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Транспарантная проекция основана на получении теневого изображения объекта, находящегося на пути световых лучей. Это простое светотехническое устройство — оптическая система, состоящая из источника света, отражателя, металлического или прочного негорючего материала слайда маски (современное название — «гобо») внутри одного корпуса. Отсутствие сложных оптических элементов позволяет избежать световых потерь и получить достаточно яркое изображение. Транспарантная проекция применяется для выявления бликов на плоскости живописного задника.



Для получения необходимого изображения нужны объект, экран или задник, на который проецируется изображение и источник света. Объектом, как правило, служит специальный шаблон (например, «облако» или «силуэт корабля»). Шаблоны вырезают из жести или выпиливают из фанеры по рисунку. Если рисунок настолько сложен, что отдельные его части не соединяются друг с другом, делают шаблон раму. В этом случае части рисунка вырезают из чёрной бумаги и наклеивают на стекло. Можно нанести рисунок прямо на стекло чёрным лаком. При помощи ажурных шаблонов изображают на сцене тени от листвы деревьев, добиваются иллюзии солнечных бликов на плоскостной декорации.

Этот прием нашел широкое применение в западноевропейской и американской театральной практике. Для транспарантной проекции создавались специальные приборы.

Осветительная арматура транстпарантной проекции

К достоинствам транспарантной проекции надо отнести, во-первых, её выразительность (благодаря контрастности силуэтного рисунка), во-вторых, возможность её установки в любом месте сцены, в третьих, возможность увеличения или уменьшения изображения даже при малой глубине сцены и, в четвёртых, простоту оборудования и эксплуатации.

Недостатком является то, что при больших масштабах увеличения изображение становится расплывчатым. Наиболее чёткие проекции получаются при освещении транспаранта точечным источником света.

Иногда расплывающаяся проекция нужна по замыслу. Например, режиссёр С. Радлов совместно с художником И. Рабиновичем в постановке оперы Р. Вагнера «Гибель богов» создали световой горизонт, на котором по мере развития музыкальной темы и сценического действия мягкими бликами выступали и сменялись различные цветовые сочетания. Контуры рисунка были размыты, цветовые фрагменты сливались, перетекали друг в друга, исчезали и появлялись вновь. По существу, это был опыт светомузыки: ни художник, ни режиссёр не ставили задачи создать самостоятельную живописную сюжетную композицию, а хотели выразить характер и настроение музыки с помощью цветовых сочетаний. Идея, к которой уже неоднократно обращалась художественная мысль, была воплощена в данном случае с необыкновенной простотой. На арьерсцене развесили обычные лампы с матовыми колпаками, которые были окрашены прозрачными красками. Включая и выключая их в заданном порядке через темнитель света, создавали нужные цветовые и теневые сочетания на горизонте.

Вид теневого или силуэтного рисунка зависит от взаимного расположения экрана задника, предмета и источника света. Как правило, они находятся на одной прямой (оси). Объект располагается между источником и экраном. Если ось перпендикулярна поверхности экрана, мы получим силуэт, точно воспроизводящий форму предмета. Чем ближе предмет к источнику света, тем крупнее проекция, и наоборот.

Пример теневого изображения

Используя эту закономерность, можно получать на экране разномасштабные теневые фигуры, например, одновременно две человеческие тени — гигантскую и небольшую. Для этого каждый объект нужно осветить отдельным источником. Размещая предметы на разных расстояниях от источников, можно получить, в частности, очень отчётливую удалённую перспективу. В зависимости от условий можно приближать объект к источнику или источник к объекту, результат будет одинаковым.

Множественные тени можно получить, если осветить объект несколькими источниками, расположенными на одной прямой параллельно экрану.

Если расположить экран под углом к оси «источник света — объект», то теневой рисунок исказится, приобретёт некоторый ракурс. Наклоном экрана можно создать, например, гротесковый силуэт того или иного персонажа.

Пример теневого изображения

Тени могут быть как статичными, так и движущимися. Движущиеся тени — выразительный элемент спектакля. Чтобы их получить, не обязательно перемещать объект. Можно, во первых, перемещать по сцене источник света. Изменяя угол освещения, мы получим эффект движения теней. Таким приёмом создают, например, иллюзию движения поезда: тени пересекают сцену и скрываются за кулисами.

Второй способ — это применение нескольких источников света, размещённых под разными, заранее рассчитанными, углами к объекту. Поочередно включая источники, мы получим движение теней на экране.

Пример теневого изображения

Чтобы получить на экране чёткий теневой рисунок, окружённый полутенью, нужно осветить объект двумя источниками, расположив их друг за другом на небольшом расстоянии так, чтобы дальний источник был несколько выше ближнего. Полутени могут быть подкрашены двумя способами. Если закрыть источник (или оба) светофильтрами, мы получим чёрный силуэт на цветном фоне. Если же дать цветную подсветку рисунка на экране одним или несколькими дополнительными источниками, установленными перед экраном или позади него (на просвет), можно добиться удачного цветного контура. Интересные результаты можно получить, если одновременно применить окрашенный основной источник и добавочные цветные подсветки на теневой рисунок. Необходимо только обратить внимание на соотношение яркости основного и добавочного источников света.

Один из видов транспарантной проекции

Интересен прием дублирующего транспаранта. Актёра помещают перед белым экраном, а позади экрана устанавливают источник света и дают на просвет увеличенную фигуру этого же актёра. Рисунок тени вовсе не должен повторять позу человека перед экраном, более того, порой оригинальный и самостоятельный теневой рисунок дает понятие о скрытых качествах или переживаниях героя.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования