Общение

Сейчас 433 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Глаз закрывается круговым мускулом век, который поддерживается вспомогательным мускулом бровей. Глаз открывается мускулом — поднимателем верхнего века, с помощью мускула лба. Следовательно, деятельность поднимателя верхнего века и мускула лба противоположна деятельности мускулов кругового и бровей, и они должны быть приняты как противоположные мускулы.

Закрывание глаз

а. Круговые мускулы глаз. Мы уже сказали, что глазное яблоко помещается в костяной впадине. По краям этой впадины прикреплен круговой мускул, который плоско и кругообразно лежит на глазном яблоке. Посредине этого мускула находится поперечная щель — вековое отверстие, которое закрывается при сокращении волокон внутренней части кругового мускула. По краям векового отверстия тесно прилегает к центральным волокнам хрящеватое вещество, придающее большую твердость векам и защищающее глазное яблоко.
При поднятии верхнего века (это действие мускулов будет рассмотрено ниже) глаз открывается, между краями векового отверстие появляется круглое окно глаза —прозрачная роговая оболочка. Две маленькие связки натянуты от края костяной впадины к углам векового отверстия и своим горизонтальным напряжением ограничивают вертикальную силу поднимателя верхнего века и потому не позволяют слишком широко открывать глаза.
Во время сна все мускулы тела отдыхают, только круговой мускул напряжен, т. к. он держит веки сомкнутыми. Если силы человека очень истощены чрезмерным трудом или серьезной болезнью, то общее утомление отражается и на деятельности кругового мускула и тогда вековое отверстие остается во время сна открытым. Глаза в этом случае имеют мрачное, тупое выражение, и у мертвых они остаются открытыми: сжимающая сила круговых мускулов совершенно исчезает.
Мигание. В круговом мускуле глаза различают две части: одну внутреннюю, центральную, другую — внешнюю, каждая приводится в движение независимо от другой. При мигании действуют одни центральные волокна, произвольно или непроизвольно. Мы можем закрывать глаза так часто, быстро и плотно, как пожелаем, но они закрываются также и помимо нашей воли: 1) вследствие механического со-прикосновения, 2) вследствие внезапных сильных зрительных впечатлений, 3) вследствие внезапных слуховых впечатлений. (Как известно, что всякое чувственное впечатление действует тем сильнее, чем оно внезапнее). Миганье, вызванное механическим соприкосновением, есть рефлективное действие лицевого нерва.
Польза этой организации очевидна: всякое внезапное зрительное или слуховое впечатление, которое могло бы повлечь за собою опасность для глаза, тотчас же и с быстротой молнии приводит в движение весь предохранительный аппарат этого органа; и задолго до того, пока можно понять опасность и ее избегнуть, глаз, эта нежная и драгоценная часть человеческого организма, уже защищен. Каждый знает, как трудно, почти невозможно, несмотря на уверенность в безопасности, не моргнуть, когда у нас быстро проведут рукой перед глазами.
Другое значение мигания — равномерное распределение по поверхности глаза слезы, поддерживающей на глазном яблоке влагу и чистоту, что в высшей степени способствует ясности зрения. По этой причине многие мигают, приготовляясь внимательно рассмотреть какой-нибудь предмет. Но так как представления являются уму как предметы, воспринимаемые внешними чувствами, то более усиленное моргание часто замечается, когда внимание человека привлечено и психическими впечатлениями. Итак, быстрое мигание глаз у некоторых служить мимическим выражением большого внимание.
б. Мускулы бровей. Желая плотно закрыть глаза, мы сжимаем не только центральные, но и окружные волокна кругового мускула; чтобы еще крепче закрыть глаза, приводится в действие и тот мускул, который был упомянут, как вспомогательный кругового и деятельность которого обнаруживается в появлении вертикальных морщин.
Мускул бровей, вполне покрытый круговым мускулом, начинается во внутренней части дуги бровей, около носа, направляется наружу вверх и оканчивается в коже бровей, где его волокна переплетаются с волокнами кругового мускула. Мускул бровей тянет вниз и внутрь верхнюю часть кругового мускула и способствует таким образом закрыванию глаз; и т. к. в этом случае брови не только опускаются, но и двигаются, то кожа между ними складывается в вертикальные морщины.
Глаза закрываются под влияниям неприятных, особенно внезапных, зрительных впечатлений, но очень редко глаза закрываются надолго; так как посредством глаз мы сообщаемся с внешним миром и, закрывая их, мы ограничивали бы свои суждения, действия и подвергались бы беспомощно различным опасностям, то при продолжительном, неприятном впечатлении зрения, например, при сильном и неожиданном свете, мы обыкновенно не закрываем глаз, а сдвигаем брови, т. е. инстинктивным сокращением мускулов бровей приготовляемся опустить веки. И так вертикальные морщины обнаруживают надобность закрыть глаза и следовательно неприятное зрительное впечатление.
Однако не только неприятные зрительные впечатления являются причиной вертикальных морщин, но и всякое неприятное расположение духа, всякое неприятное представление. Это уже было объяснено тем что всякие неприятные представление причиняют мимические движения мускулов, относящиеся к воображаемым неприятным впечатлением чувств и что мимические движения легче всего проявляются в глазных мускулах.

Мимические сочетания

Мимическое значение вертикальных морщин изменяется взглядом, т. е. движением глазных мускулов. Если взгляд при вертикальных морщинах тусклый, то можно допустить, что человек остается пассивным перед неприятными положениями или представлениями, что он не борется против них; если, напротив, твердый, пламенный взгляд соединяется с вертикальными морщинами, то надо предполагать, что человек в гневе и что он энергично действует против материальных или психических причин своего недовольства.
Мимическое выражение тяжелого труда мысли походит на выражение гнева: пристальный взгляд и в то же время между бровями появляются складки.
Если взгляд исподлобья присоединяется к вертикальными морщинам, то можно заключить, что предмет внимания возбуждает гнев и вместе с тем опасение, недоверие и что человек ищет или ждет удобного случая побороть препятствие.

Открывание глаз


Мускулы — подниматели верхнего века

В предыдущей главе было уже сказано, что глаз открывается поднимателем верхнего века. Этот мускул прикреплен задним концом к зрительному нерву; под глазным сводом проходить в верхнее веко и здесь, покрытый круговым мускулом, разветвляется в виде веера и прикрепляется к верхнему краю хрящика.
Пока человек бодрствует, подниматель верхнего века находится в действии и своим напряжением держит «завесу глаза» — по счастливому выражению Шекспира — настолько широко открытой, что большая часть роговой оболочки обнажена.
Если глаза приятно поражены световым ощущением, то верхние веки тотчас поднимаются, обнаруживая почти всю роговую оболочку, глаза воспринимают полное зрительное впечатление и человек быстро и определенно может различить причины полученного впечатление.
Так как представление являются уму в виде предметов, воспринимаемых внешними чувствами, то верхние веки поднимаются и тогда, когда внимание наше приятно возбуждается каким-либо представлением; чем оно неожиданнее, тем его влияние сильнее. Это состояние внезапно возбужденного внимание называется удивлением и потому внезапно поднятие верхние веки служат мимическим признаком удивление.
Чем продолжительнее внимание, тем дольше остаются веки поднятыми. Мимическое выражение продолжительного внимание указывает, что человек жадно воспринимает действующие на него впечатление.
Чем чаще повторяется на лице выражение продолжительного внимание и напрягается подниматель верхнего века, тем это напряжение получает большее физиономическое значение. Более обыкновенного поднятое веко обнаруживаешь почти всю роговую оболочку. Такой глаз народ называешь открытым глазом и можно предположить его признаком живого ума, воспринимающего всякие впечатление. При умственном или физическом утомлении сократительная способность поднимателя верхнего века уменьшается и, вследствие этого, веко падаешь, закрывая значительную часть роговой оболочки. Но если без всякой физической причины веки опущены в то время; когда человек находится под влиянием внешних или психических впечатлений, то глаза выражают равнодушие, и можно думать, что человек апатично относится ко всему и что получаемые им впечатление не могут возбудить или остановить его внимание.
По опущенным векам, скрывающим значительную часть роговой оболочки, узнают людей равнодушных, апатичных и ленивых.
Мускулы лба. Два широкие плоские мускула, направляющиеся от верхней части лба к верхнему краю кругового мускула век. Мускул лба поднимает верхнюю часть кругового; он затрудняет закрывание и облегчает обратно открывание глаз. Потому мускул лба справедливо называется вспомогательным поднимателя верхнего века.
Деятельность и напряжение мускулов лба проявляется на лице в горизонтальных морщинах и поднятых вверх бровях.
Мы сказали выше, что верхние веки быстро поднимаются в состоянии удивление. При очень большом удивлении, когда веки стремятся как можно быстрее и выше подняться, поднимателю веки помогает мускул лба. Поэтому, если не только верхние веки, но и брови, и кожа лба вдруг поднимаются вверх, лицо принимает выражение сильном удивлении.
Продолжительно поднятые верхние веки выражают упорное внимание; но если это внимание, направленное на вещественные предметы или представление, вместе с тем очень сильно, то опять возбуждается и деятельность мускула лба.
Чем более ослабевают мускулы верхних век, чем деятельность их ленивей, тем больше на прягаются мускулы лба, чтобы открывать глаза и удерживать их открытыми. Как уже было сказано, верхние веки падают при утомительном состоянии организма; если в такие минуты внимание привлекается чувственными или психическими впечатлениеми, то верхние веки открываются с трудом и не вполне, но в то же время вследствие сокращение мускулов лба, брови поднимаются вверх и появляются горизонтальные морщины.
Может показаться удивительным, что в этих случаях более проявляется деятельность вспомогательного мускула-поднимателя, но это объясняется тем, что мускул лба больше и сильнее поднимателя, который от напряжение быстро слабеет.
Совершенно аналогичным этому выражению бываешь выражение лица у апатичного, ленивого человека, который старается сосредоточить свое внимание на предметах или представлениях. Мы замечали, что у таких людей веки бессильно опущены, как бываешь у всех в состоянии умственного или физического утомление; если чувственные или психические впечатление возбуждают их внимание и побуждают поднять веки, то на лбу появляются горизонтальные морщины и брови поднимаются кверху, т. е. деятельность мускулов бровей облегчаешь ленивое и неполное напряжение поднимателей век.
Горизонтальные морщины и приподняты брови бывают:
У людей, легко удивляющихся, т. е. у любопытных, которые постоянно желают узнать что-либо новое, интересное, всюду суются, слушая и расспрашивая.
У людей, которые обыкновенно напрягают с усилием и продолжительно внимание на известные предметы.
По лицу, которое постоянно выражает сонливость и тяжелое внимание, проявляющиеся в горизонтальных морщинах, ленивом взгляде и тяжело опущенных веках, можно предполагать ограниченность ума. Недалекие люди должны часто делать усилие, чтобы разобраться в разных положениях и случаях жизни; лица их принимают выражение насильственного внимание и горизонтальные морщины приобретают физиономическое значение.
Прямой взгляд, с головой, поставленной прямо — это взгляд естественный, обыкновенный (ф. 128).


Прямо устремленный взгляд, с наклоненною вниз головой (ф. 129):

Размышление, умственное усилие, печаль, строгость, недоброжелательство, пытливость.
Взгляд, устремленный прямо, с полузакрытыми веками (ф. 130).
Робость, страдание, «это не ясно», сомнение, подозрение, недоверие, «кого здесь обманывают»,— затаенность.
Надо заметить, что когда речь идет об умственном усилии или чувстве недоверие, то нижнее веко поднимается, собираясь в складки в углу глаза; щеки поднимаются также, образуя морщинки под глазами.


Напротив, когда верхнее веко слабеет и опускается вниз, то при этом получаются следующие выражение:
Доброта, усталость, неведение, непонимание.
Если одно веко полузакрыто (ф. 131).
«Он хочет меня обмануть», «он лжет», «я не очень-то ему верю».
Это движение удачно завершает выражение, обозначаемый опущенным углом рта (см. ф. 113) и губами вытянутыми в один бок (см. ф. 120).
Оба глаза совершенно закрытые, выражают, смотря по жесту или общей позе:
Усилие памяти, мрак, ночь, страдание, сон, смерть.
Если одно веко смыкается (ф. 132):
«Грозить опасность», «не зевай».
Быстрое моргание век (хлопанье глазами).
«Я ошеломлен», «вот так штука», «у меня просто в глазах зарябило; не знаю, куда и податься».


Взгляд, обращенный вбок, при неподвижной голове (ф. 133):
«Вот он», «я слышу», «я настороже», — затаенная боязнь.
То же движение с полуопущенными веками (Ф134):
«Я притворяюсь, скрываюсь, шпионю, замышляю предательство»,— вообще выражение стыда, лицемерие, лживости и смущение.


Опущенные глаза (ф. 135).
Скромность, стыдливость.
Взгляд, быстро вскинутый вверх (ф. 136): «Боже мой», «какой скандал», «беру небо в свидетели».
Такой же взгляд более длительный:
Усилие памяти, созерцание, видение, экстаз. Взгляд, обводящий кругом пространство:
Взгляд, меряющий снизу вверх:
Презрение, оскорбление, вызов.
То же движение, брошенное через плечо, значительно усиливает выражение взгляда.


Глаза, непомерно вытаращенные (ф. 137).
Гнев, ярость, изумление, ужас, безумие, крайнее физическое страдание.
Из всех органов, разумеется, глаза играют в мимике наиболее важную роль, потому что не делается ни одного мимического движение, инстинктивного или произвольного, которое не сопровождалось бы, и до и по, каким-либо движением глаз.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования