Общение

Сейчас 511 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Сказка о Красоте

Радует и восхищает, манит и пленят людей Красота. Так было и так будет. Воспевают её в стихах и легендах. И сказывают про нее сказки. Помните, «Краса ненаглядная», «Сказка о Василисе золотой красе, непокрытой косе и об Иване Горохе», «Василиса Прекрасная» – всех не перечесть.
«Ни в сказке сказать, ни пером описать» – это о красоте.
И впрямь, слово бывает перед ней бессильно. Вызывая людскую зависть, Красота часто оказывается беззащитной. Вот и Василисе Прекрасной пришлось испытать горькую судьбу падчерицы. Рано лишилась она матери, а мачеха невзлюбила девочку, со света стала сживать. Однажды, когда отец уехал по своим торговым делам, решила мачеха и вовсе от падчерицы избавиться и отправила её к Бабе-Яге, которая людей, как цыплят поедала. Но не оставляет сказка своих любимых героев в беде, даёт им чудесных помощников: кому шапку-невидимку, чтобы укрыть от опасности, кому гребешок, бросив который, перед врагами непроходимый лес стеной встанет… У Василисы Прекрасной таким чудесным помощником была куколка.
Вместе с родительским благословением оставила ей эту куколку умирающая мать. «Носи её всегда при себе, - наказала она, - и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей покушать и спроси у нее совета». Куколка в этой сказке не просто волшебный помощник, но и некий символ материнской любви.
Когда пришлось Василисе отправиться к Бабе-Яге, то первым делом она куколку в карман положила. Идёт Василиса по дремучему лесу, день идёт, второй, вдруг видит среди деревьев всадника: одет в белое, конь под ним белый – стало рассветать. Оглянулась Василиса, думала, что избушку Бабы-Яги увидит, но кругом только чаща лесная. Тут снова появился всадник: одет в красное и на красном коне - стало всходить солнце. И только, когда к ночи появился третий всадник – весь в черном – увидела Василиса избушку Бабы-Яги.
Время пути героя в волшебных сказках часто передают традиционные формулы типа «долго ли, коротко ли», «шел много ли, мало ли». В нашей сказке время пути героя воплощают поэтические символы-всадники. Цвет их меняется, как изменяется он в самой природе. Неожиданно и красиво.
Подробные описания встречаются в сказках редко. Но на этот раз царство Бабы-Яги описано так подробно, чтобы мы воочию представили себе этот зловещий мир. Вместо дверей и ворот - ноги человечьи, вместо запоров – руки. Рот с острыми зубами заменяет замок, а вокруг избушки забор из костей человечьих. И черепа со светящимися глазами отовсюду смотрят на нас. От ужаса замерла Василиса, не зная куда бежать, где спрятаться.
Так началось для нее еще одно испытание - самое страшное и опасное. Идея испытания оказалась важной и в этой сказке о Красоте.
Появилась Яга с шумом и треском, в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Узнав, зачем Василиса пожаловала, решила ей испытание устроить: коли какую работу та не исполнит, рассердит ее, то и конец Василисе придет. Но как ни старалась Баба-Яга, все выполнялось в срок. И пришлось Яге не сердиться, а удивляться. Дала она Василисе огонь - череп со светящимися глазами - и отпустила. А в мачехином доме с тех пор так и не было огня, поэтому встретили Василису ласково, даже в горницу пригласили. Вдруг глаза из черепа так и уставились на мачеху и ее дочек, те было прятаться, но огненные глаза всюду за ними следят.... к утру от мачехи и ее дочек совсем ничего не осталось.
Не от работы меркнет Красота, а от злобной зависти. А работа многим в жизни счастье приносила. Поселилась Василиса в городе у старушки и, чтобы на жизнь заработать, стала прясть. Работа так и горит у ней в руках, а пряжа получается тонкая да ровная, полотно из нее такое чудесное, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Подивилась старушка на эту диковинку и решила такую красоту во дворец отнести. Василиса и с царскими рубашками управилась, потому как никто в целом царстве не брался их шить из  такого тонкого полотна. Пригласил тогда царь во дворец такую искусницу, а увидев ее красоту, решил и вовсе не расставаться с Василисой, в жены ее взял.
Магия Красоты покоряет, но сказочник все же не возвеличивает её, а подвергает испытанию. На доброту и сердечность. Мужество и терпение. Красота человеческая для народа непременно и красота духовная.
Вся жизнь Василисы предстает в сказке как сплошное испытание. Испытание одиночеством в отцовском доме. Испытание на терпение перед злобной завистью мачехи и её дочек, на стойкость в гибельном столкновении с Бабой-Ягой. Красота в сказке взывает к сочувствию и побуждает к защите.
Образ Василисы Прекрасной воплощение красоты сердечной, полной внутреннего достоинства и жизненной стойкости. И в этой гармонии красоты внешней и духовной сказочник воплощает национальный идеал Красоты. Свет и Тьма. Прекрасное и Безобразное - противостоят друг другу. И в сказке. И в жизни.
Безобразна зависть, готовая извести Красоту. Безобразна Баба-Яга как воплощение человеконенавистничества. Безобразное предстаёт как жизнь, лишенная Красоты.
О каждом народе судят по тем идеалам, которыми он живет. И представление об этих идеалах складывается поначалу интуитивно, подсознательно. Вспомните, как рано появляется в детских предпочтениях мотив «красиво». Сказка отвечает детской потребности ощущать Красоту как ценность. Это хорошо понимал Сухомлинский, подчеркивая, что ему удаётся так легко находить с детьми общий язык, потому что они «восхищаются красотой, красотой правды, красотой идеи, красотой человека» - красотой мира. Чтобы укрепить эту духовную потребность, нам и предстоит выстроить педагогическую работу.
Начали мы разговор с интерпретации сказки, уже в названии воплотив ее суть, поскольку именно интерпретация предопределяет методику. Один пример –  для наглядности.
В экспериментальном учебнике для второклассников «Глаголь и добро», который авторы посвятили сказкам, «Василису Прекрасную» удалось обнаружить в разделе «Сказки о злых женах и сестрах». Как она там оказалась? Причина в разных подходах к интерпретации данной сказки. И в совершенно отличных педагогических задачах, которые стояли перед нами и авторами учебника. Если мы стремились вовлечь детей в художественный мир сказки «Василиса Прекрасная», то авторы учебника уже семи-восьмилетним детям предлагают осваивать «древний язык» жанра, типологические особенности волшебных сказок.
Злая мачеха и зловредные сестры и в самом деле присутствуют в нашей сказке, но нас они способны заинтересовать, поскольку судьба свела с ними Василису. Не более того. Да, Василиса – падчерица, но главное-то в том, что именно в этой сказке народ нарек ее Василисой Прекрасной. Предлагая детям относиться к героине лишь как к очередной падчерице, авторы в заданиях все внимание сосредоточивают на Бабе-Яге (какой интерес вести разговор об очередной падчерице?).
Детей спрашивают: Что нового о Бабе-Яге узнал из этой сказки? Как ты думаешь, почему у Бабы Яги в сказках костяная нога? И т.п.
Итог? Одни дети будут радоваться встрече с Красотой, другие раздумывать о костяной ноге Бабы-Яги. Обращая наше внимание на различные типы сказочных героев, В.Пропп особо выделил героев, чья внешность не соответствует внутреннему содержанию. Таковы Иван-дурак, Золушка. И всеми гонимая падчерица, у которой даже имени нет. Но «наступает момент, когда внутренняя красота как бы прорывается и принимает настоящую, теперь уже видимую прекрасную оболочку». Разве не об этом важно поговорить с детьми?
Итак. Поскольку в педагогической литературе вы можете столкнуться с различными интерпретациями сказки (мы привели только один пример), то вам предстоит сделать собственный выбор. От него во многом будет зависеть характер чтения вслух.
К.С. Станиславский полагал, что «говорить» – значит рисовать зрительные образы, а «слушать» означает видеть то, о чем говорят. Подробнее стоит об этом поговорить отдельно, сейчас лишь отметим: эмоциональное воздействие сказки самым тесным образом связано со способностью представлять в воображении то, о чем читаешь  «рисовать» зрительные образы. И без участия собственных чувств по-настоящему заразить слушателей невозможно. Не проникнувшись сочувствием к Василисе Прекрасной, взрослым вряд ли удастся привлечь должное внимание детей к этому образу. И еще. Прежде чем приступить к чтению сказки, стоит «настроить» восприятие детей, привлекая внимание к слову «прекрасная». Интуитивно дети ощущают разницу между словами «прекрасная» и «красивая». Про девочку Машу они не скажут «Маша прекрасная», а когда назовут Машу красивой, то будут иметь в виду лишь ее внешний вид. Называя Василису            Прекрасной, дети начинают чувствовать, что сказочник хотел дать нам понять, что речь идет о красоте не только внешней, но и ее человеческих качествах – красоте духовной.
Знаем ли мы, что современные дети считают прекрасным, а что безобразным? Не всегда. Так проведем эксперимент: попросим разделить альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать «самое прекрасное на свете», а на другой – «самое безобразное». Рисуя, многие впервые задумаются об этом, а сосредоточенность создаст необходимый настрой для восприятия сказки. А мы узнаем о том, считают ли современные дети героев русских волшебных сказок «самыми прекрасными». Вполне возможно, что всевозможные монстры и куклы Барби вытеснили их из детской жизни.
Если у вас есть возможность выбрать то или иное издание сказки, то каждый, наверняка, предпочтет отдельное издание с хорошим иллюстрациями.
Для чего создаются красивые книги для детей? Чтобы порадовать. И наградить воспоминаниями. Рано ушедший замечательный мастер детского кино Павел Арсенов в сборнике «И дольше века длится детство…» заметил, что если бы в детстве он не встретился с фильмом «Василиса Прекрасная» (он смотрел его много раз) и волна сочувствия не захватила бы его так сильно, то его творческая жизнь сложилась бы иначе. И, возможно, мы не увидели бы ни его фильма-сказки «Король-Олень», ни других его картин.
Чтобы наградить детей воспоминаниями, рассмотрите с детьми иллюстрации известного русского художника Ивана Билибина к отдельному изданию сказки. Только обложку можно долго рассматривать, проникаясь атмосферой волшебного мира. Предваряя текст, художник делает заставку: за оконцем с расписными ставеньками, на фоне светлеющего на зорьке неба мы видим силуэт летящей Бабы-Яги. Как бы ожидая своего часа, на створках окна неподвижно застыли зловещие вороны. Название сказки написано славянской вязью, а рядом расположились сирины – полуптицы, полулюди. Рассматривая затейливые буквы и сказочных птиц нас охватывает ощущение глубокой старины. Большие страницы текста чередуются со страничными иллюстрациями. На двух из них художник знакомит нас с Василисой Прекрасной. Сначала мы видим ее встречу с медленно выезжающим из темного леса белым всадником. Василиса стоит к нам спиной и можно только догадываться, как поразила ее эта неожиданная встреча, сколько беззащитна она в дремучем лесу.
Исследователи отмечают, что всем существом своего таланта Билибин был предрасположен к поэтическому миру сказки. Страстно увлекаясь им, художник стремился увлечь и своих читателей. Это удалось.
Прежде чем еще раз встретиться с Василисой, дети смогут увидеть несущегося с горящим факелом красного всадника, а затем надвигающегося прямо на нас мрачного черного всадника.
Вторая встреча с Василисой произойдет лишь к финалу сказки, когда она покидает царство Бабы-Яги. С опаской глядит она на череп со светящимися глазами, который держит в руках, ведь неведомо, что таится в нем, как поведет себя на долгом пути домой. Еще виднеется вдали избушка на курьих ножках, забор из костей человечьих – мир Зла, из которого удалось ей выбраться.
Теперь можно хорошо разглядеть Василису, её длинную светлую косу, перекинутую через плечо, длинный сарафан, обрамленный вышивкой. Ничего броского, показного. И закрадывается мысль, а что если эта простая русская девушка вовсе не покажется детям такой уж красавицей, которых дети зачастую видят на иллюстрациях к массовым изданиям? Умение отличать показную красивость от истинной красоты будет складываться у детей постепенно. Нам остается только этому всячески содействовать и рассматривать билибинские иллюстрации, обращая внимание детей на гармоническое сочетание различных оттенков золотистого и зеленого, привлекая внимание к их спокойной прелести.
А вот и сама Баба-Яга расположилась на целом листе. Мы застаем ее в момент приземления: злобное старческое лицо с крючковатым носом, седые развевающиеся волосы – традиционный облик этого коварного, безжалостного сказочного персонажа. А собственные рисунки детей? Каждый может нарисовать все, что ему запомнилось – свои иллюстрации к сказке.
В последнее время в своем стремлении приблизиться к современным детям в разных педагогических изданиях предлагается рисовать к сказкам комиксы или мультики. Жанры  эти со своей особой поэтикой присутствуют в жизни детей в достаточной мере. Зачем же мир народного искусства тоже превращать в комиксы? Иллюстрации как визуальный анализ художественного текста вряд ли стоит чем-то заменять в угоду сиюминутности.
«Нельзя полюбить что-то, – заметил в свое время Л.С.Выготский, –  не имея в сознании яркой, хватающей за живое картины». Рассматривая с детьми хорошие иллюстрации, мы помогаем детям такие картины увидеть. Приучая к хорошим иллюстрациям, как бы создаем в сознании детей внутренний барьер против нагло кричащей пестрой глянцевости многих сегодняшних изданий.
Можно ли предположить ещё какие-то формы творческих работ? Больше всего билибинские иллюстрации тяготеют к книжке-раскладушке. Дети их, по-прежнему, любят, поскольку, помимо прочего, действие способно развиваться в них в необходимом для каждого ребёнка темпе. Можно сделать разные книжки-раскладушки. Если сложить лист втрое, а на каждой стороне нарисовать по всаднику, то получится маленькая книжечка, на страницах которой всадники смогут появляться так же, как в сказке. Можно в рисунках проследить весь путь Василисы к Бабе-Яге. На первой странице-обложке (как у Билибина) изобразить красивую, расписную дверь – волшебную дверь в сказку. Переворачивая этот лист, мы как бы открываем эту дверь и видим Василису Прекрасную среди лесной чащи. Затем последуют страницы со всадниками, и наконец, мы попадем в царство Бабы-Яги. Создавая «эффект присутствия», такая творческая работа усилит эмоциональное воздействие сказки, поможет подготовиться к игре-драматизации.
Какие моменты для игры выбрать?
В первую очередь этот выбор диктуется значимостью того или иного эпизода для постижения содержательной сути сказки. Важно обратить внимание и на диалоги, которые позволяют отказаться (по мере возможности) от собственного вторжения в текст - избегать стилизации «под народное».
Для игры-драматизации мы выбрали три эпизода:
•    Разыгрывая, как Василису отправляли к Бабе-Яге, дети воочию увидят отношение к Василисе мачехи и ее дочек.
•    Игра «Василиса Прекрасная и волшебная куколка» позволит с ещё большей силой ощутить, как жилось Василисе у мачехи.
•    Встреча с Бабой-Ягой и уход из ее царства - третий сюжет для игры.
Прежде чем начать первую игру, стоит подумать над целым рядом вопросов:
Почему мачеха и ее дочки невзлюбили Василису?
Почему мачеха решила отправить Василису к Бабе-Яге?
О чём мачеха и ее дочки между собой сговорились?
В сказке нет описания внешнего вида Василисы и мачехиных дочек, но их важно себе представить: как они были одеты, какой у них был голос и т.п.
Участники этой игры: Сказочник, Василиса и две дочки.
Сказочник. В комнате горит свеча. Девушки работают: одна кружева плетёт, а другая чулки вяжет. Вдруг одна из дочек, сделав вид, что хочет снять со свечи нагар, как бы нечаянно потушила свечу. Стало совсем темно.
Первая дочка. Что теперь нам делать? Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к Бабе-Яге.
Вторая дочка. Мне от булавок светло! Я не пойду.
Первая дочка. И я не пойду. Мне от спиц светло.
Обе дочки. Тебе, Василиса, за огнём идти. Ступай к Бабе-Яге!
И они вытолкали Василису из дома.
Приступая к игре «Василиса и волшебная куколка», важно припомнить: как у Василисы появилась куколка? что наказывала мать, оставляя ее дочке? для чего она оставила ее Василисе? какой будет куколка в нашей игре? Может быть, одна из обычных кукол сможет превратиться в волшебную куколку или лучше сделать ее своими руками – каждому свою? В какие моменты своей жизни обращалась Василиса к куколке? Как она с ней разговаривала?

В этой игре участвуют: Сказочник, Василиса, куколка.
Сказочник. Поздний вечер. Все в доме спят. Василиса заперлась в своём чуланчике и стала кормить куколку.
Василиса. На, куколка, покушай, моего горя послушай. Живу я в доме батюшки, а злая мачеха гонит меня в белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить? И что делать?
Сказочник. Куколка покушает да потом и дает Василисе советы. И утешает в горе.
Может быть, подражая Василисе, каждый сможет, давая своей куколке покушать, рассказывать про свои обиды? Ведь поделиться с кем-то часто так хочется.
«Василиса Прекрасная и Баба-Яга» – так называется наша последняя игра. Давайте припомним: Каким вам запомнилось царство Бабы-Яги? Какой представляется сама Яга? Кто ей прислуживал? В сценке, которую предстоит разыграть, участвуют ворота, которые сами открываются и закрываются. Как нам их изобразить? Кто хочет превратиться в Бабу-Ягу, а кто будет «живыми воротами»?
Сказочник. Баба-Яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам и закричала.
Баба-Яга. Фу-фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?
Василиса. Это я, бабушка. Мачеха и ее дочки прислали меня к тебе за огнем.
Баба-Яга. Хорошо знаю их. Но ты поживи да поработай у меня, тогда и дам тебе огня. А коли нет, так я тебя съем. Эй, заборы мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!
Сказочник. Ворота отворились и Баба-Яга въехала, за ней вошла Василиса, а потом опять все заперлось.
И стала Василиса жить у Бабы-Яги. Какую работу ни давали ей, все исполнялось. А работа с каждым днем становилась все труднее.
Баба-Яга. Сегодня сделай то же, что вчера. А еще двор вычисти, избу подмети, обед состряпай, белье приготовь, пшеницу перебери. Да сверх того очисти от земли мак, да чтобы он был зернышко к зернышку.
Сказочник. Всю работу Василиса с куколкой к возвращению Бабы-Яги справить успела. Баба-Яга всё осмотрела, подосадовала, что не на что ей рассердиться.
Баба-Яга. Ну, хорошо! Верные мои слуги, смелите мне пшеницу, выжмите из мака масло! Что же ты ни о чем не говоришь со мной?
Василиса. Не смею. А если позволите, то мне хотелось бы спросить...
Баба-Яга. Спрашивай! Только не каждый вопрос к добру ведёт.
Василиса. Я хочу спросить тебя только о том, что видела. Когда шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне и в белой одежде. Кто он такой?
Баба-Яга. Это день мой ясный.
Василиса. Потом обогнал меня другой всадник – на красном коне, сам красный и весь в красное одет. Это кто такой?
Баба-Яга. Это мое солнце красное.
Василиса. А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот?
Баба-Яга. Это ночь моя темная. Все мои слуги верные. Хорошо, что ты спрашиваешь только о том, что видела за двором. Я не люблю, чтобы у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу, как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?
Василиса. Мне помогает благословение моей матери.
Баба-Яга. Так вот оно что! Убирайся же ты от меня благословенная дочка!
Сказочник. И вытолкала Василису за ворота.
А теперь подумаем: почему Баба-Яга заявила, что ей не нужно благословенных дочек? как следует понимать эти слова?
Почему Василиса спрашивала Бабу-Ягу только о всадниках? О чём еще она могла бы ее спросить? О чем вам хочется спросить после того, как мы закончили последнюю игру?
Знакомство со сказкой не терпит спешки. Ведь постижение её сути протекает как процесс понимания – непонимания и требует духовных усилий каждого ребенка, прежде чем понимание становится личностным.
Нам важно, чтобы образ Василисы Прекрасной с каждой творческой работой становился современным детям все ближе и ближе.
... «Ты моя Василиса Прекрасная!» – обратилась одна из девочек к матери.
Это ли не радость!

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования