Общение

Сейчас 457 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Однажды, когда Андерсен шел по одной из узких копенгагенских улиц, к нему подбежал маленький мальчик и, сунув ему в руку оловянного солдатика, стремительно убежал. Вполне возможно, что именно в этот момент сказочник услышал голос новой сказки, историю о том, как...
Жили-были двадцать пять оловянных солдатиков. Жили они в коробке, где было темно и тесно. Но однажды коробка открылась и мальчик, которому их подарили, увидел, что один солдатик не такой, как все. Нет, он был так же красив, как и его братья: ружье на плече, ладный мундир, взгляд устремлён вперёд. Но его отливали последним, олова не хватило и оказалось, что у него только одна нога. Впрочем, и на одной ноге он стоял так же твердо, как другие на двух. И скоро вы в этом убедитесь.
Кроме солдатиков на столе было много самых разных подарков. Красивее всех был картонный замок, около которого стояла очаровательная девушка. Она была танцовщица, поэтому стояла на одной ножке, протянув руки вперёд, никогда не теряя при этом равновесия. Девушка была так прекрасна, что солдатик невольно подумал: «Вот бы мне такую жену!» Тут-то, всё и началось... Нет, не случайно у оловянного солдатика оказалась только одна нога. Что кроме беспримерной стойкости (ведь устоять на одной ноге гораздо труднее) могло доказать прекрасной танцовщице, как сильно он её полюбил. И во всех испытаниях, которые выпали на его долю, он держался стойко, сжимая в руках ружьё.
Многие из вас, наверняка, обратили внимание, что жизненную стойкость проявляют у Андерсена персонажи совсем не героические: гадкий утёнок, Дюймовочка... теперь вот оловянный солдатик. Таким образом, Андерсен подталкивает читателей к очень важной для него мысли: как же, глядя на них, должны вести себя мы – большие и сильные.
Тем временем, в сказку вторгается случай (традиционный сказочный прием). Рыбу, которая проглотила солдатика, когда он выпал из окна и его носило по бурной реке, купили на рынке, и оловянный солдатик вновь оказался на том же столе, среди тех же игрушек. На пороге картонного замка по-прежнему стояла прекрасная танцовщица. И всё так же простирала руки, будто призывала солдатика скорее вернуться. И он вернулся. Все бы закончилось хорошо, если бы ни проделки чёрного тролля, которому тоже приглянулась прекрасная танцовщица. Тролль неожиданно выскочил из стоящей на столе табакерки и закричал: «Перестань пучить глаза на то, что не про твою честь!» И хотя оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит, тролль угрожающе закричал: «Ну, погоди! Придёт утро, увидишь!» Этот традиционный для народных скандинавских преданий персонаж в авторской сказке по-прежнему остаётся носителем зла, но одновременно превращается в обычную механическую игрушку. В сказках, для которых характерно сплетение фантастического с реальным, часто необычное становится обычным, а повседневное превращается в сказочное.
Обратите внимание на то, что Андерсен нигде не переступает грань, за которой игрушечный солдатик перестаёт быть игрушкой. Оживления или превращения (традиционных для народной сказки) не происходит, но присущая поэтике Андерсена двойственность проявляется постоянно. Ему важно не просто наделить игрушку человеческими свойствами, но человеческое в игрушке поставить выше «игрушечного». Попробуйте мысленно убрать эту двойственность и вся история про оловянного солдатика потеряет всю загадочную привлекательность и драматизм.
«Вы создали новый, поразительный мир поэзии... – говорил Андерсену известный норвежский фольклорист My, –  Вы смогли вложить в него ясное, современное мировоззрение. Потому-то сказки Ваши стали картинками жизни, в которых отражены вечные истины».
Сам Андерсен полагал, что подлинный сказочник должен уметь вложить в сказку трагическое и комическое, наивное и юмористическое. А мы, перечитывая эти сказки заново, всего лишь быть готовы прочувствовать всё это в полной мере. Нужна ли детям наша поддержка?
Н.А. Добролюбов, высоко ценивший андерсеновские сказки, полагал, что они сами по себе благотворно действуют на сердца детей, наводят их на размышления свободно и естественно, безо всякой натяжки, потому что лишены «нравоучительного хвостика».
Как сохранить в педагогической работе эту свободу и естественность? Поначалу попросим детей обнаружить столь важную для поэтики Андерсена двойственность: найти в тексте моменты, когда игрушечный солдатик чувствует и думает по-человечески, оставаясь при этом игрушкой. (Когда начинаешь понимать автора глубже, он становятся тебе и по-человечески ближе). К примеру, когда солдатик, случайно выпав из окна, полетел кувырком с третьего этажа, то он мог бы крикнуть детям, которые его искали: «Я тут!», однако «он считал неприличным громко кричать на улице, будучи в мундире». И он молчал. А когда после возвращения он вновь увидел прелестную маленькую танцовщицу, то так растрогался, что «из глаз его чуть не покатились оловянные слёзы», но он вспомнил тут же, что «солдату плакать не полагается». Не закричал. Не заплакал. - Что ещё? Таким образом, он остаётся игрушкой, но проявив вовсе не игрушечное, а человеческое достоинство, остаётся верен себе.
Существует и ещё один верный путь, способный сохранить в общении со сказкой свободу и естественность. И он приведёт нас в театр кукол, где игрушки могут оживать не только ночью, когда их не видят люди, но и днем. На радость и детям и взрослым. Сам Андерсен ещё в юности начал писать пьесы для кукольного театра и был привязан к театру всю жизнь.
Дети – сказка – театр кукол в нашем сознании всегда рядом. В обычном театре происходит перевоплощение актёра в образ, в театре кукол – оживление. Вдохнуть в куклу жизнь предстоит актёру, который держит её в руках. А придумать её внешний вид – смастерить – может только художник. Из бесконечного множества индивидуальных особенностей художник отбирает для каждой куклы-актёра самое типическое, самое характерное, чтобы передать суть того или иного образа. Что и как в театре кукол связаны самым тесным образом. В таком театре всё откровенно условно. И всё содержит художественную правду, которая достигается особым характером и широтой обобщения. Как мы попытаемся разыграть эту сказку в собственном театре кукол, вы сейчас увидите.    
Сценограмма урока «Играем Андерсена»(фрагменты)
Учитель. Мы бывали с вами в театре кукол, но никогда ещё не устраивали свой кукольный театр. Это непросто, но давайте попробуем. На экскурсии в музее Центрального театра кукол им. Образцова нам рассказывали какие бывают театры кукол. Какой театр нам лучше сделать, ведь он должен родиться прямо в классе?
-   Настольный театр, когда люди на виду у всех управляют куклами.
Учитель. Каких кукол мы сможем быстро сделать?
-    Лучше всего вырезать кукол из бумаги.
Учитель. Раз почти все с этим согласны, то придётся всем превратиться в художников, и нарисовать эскизы героев-кукол. Но прежде нужно решить, какие эпизоды сказки мы собираемся разыграть. Если каждый напишет на листочке свои предложения, то можно будет их обсудить. Учтите, что нам предстоит отобрать не только самые важные моменты сказки, но и учитывать наши возможности: наш театр кукол только-только рождается. Все написали? Слушайте внимательно: «Как солдатик увидел танцовщицу», «Бал игрушек», «Встреча с водяной крысой», «Как игрушки ночью оживали», «Как мальчик играл в солдатиков», «Как солдатика бросили в печь». Что же нам отобрать?
-    Эпизод, как мальчик играл в солдатиков, смотреть будет не интересно.
-    «Ночной бал» интересный момент и важный потому, что там появляется тролль.
Учитель. Каким вы представляете себе тролля?
-    Такой чёрный, похожий на чёртика.
-    По-моему, ночной бал разыграть очень трудно, там действует много игрушек и нужно время, чтобы их сделать.
-    Как солдатика бросили в печь, тоже будет трудно показать, ведь нужно не просто его бросить, но и показать, как он погибает – расплавляется.
Учитель. А что вы думаете по поводу встречи солдатика с водяной крысой?
-    Это очень смешной момент и его интересно будет смотреть.
-    И там всего два действующих лица.
-    Еще нужна будет лодочка и мостик, но из бумаги это сделать не трудно.
Учитель. Итак, делаем эскизы двух кукол: оловянного солдатика и водяной крысы. Не забывайте, что вы делаете эскизы кукол, а не просто рисуете героев сказки. Это задание на дом…
Смотрите, сколько перед вами солдатиков и всевозможных крыс… Кто из них будет играть в нашем театре кукол?
-    Мне кажется, что солдатик на этом рисунке больше всего подходит для нашего театра, потому что у него большие выразительные глаза.
-    Они как будто человеческие...
-    А эта крыса самая обыкновенная, трудно представить, как она будет кричать: «У тебя паспорт есть?»
- Вот на этом рисунке крыса не просто злобная, но и немножко смешная. И можно представить, как она кричит и преследует оловянного солдатика.
Учитель. Актёров-кукол мы выбрали. Помните, во многих сказках Андерсена присутствует рассказчик: это может быть сам автор или кто-то другой. Припомните такие сказки. Если введём автора-рассказчика, то получится, что участников игры-импровизации трое: лицо от автора, оловянный солдатик и водяная крыса.
... И вот уже на столе (обычном столе) появляются бумажные куклы, которые держат авторы самых удачных эскизов- рисунков. Но прежде еще нужно сделать бумажную лодочку, придумать, как расположить на столе мост... продумать все движения героев-кукол и все мизансцены.

Встреча с водяной красой
Рассказчик. Когда дождь перестал, мальчишки сделали из газеты лодочку, поставили в неё оловянного солдатика и пустили ее по водосточной канаве… Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то вертелась, и оловянный солдатик вздрагивал, но он был стойкий и всё так же невозмутимо смотрел вперёд, держа ружьё на плече (Пока рассказчик говорит, участники игры-импровизации все это демонстрируют).
… «Куда ж это меня несёт? - думал солдатик, - Всё это проделки тролля! Вот если бы в лодочке со мной сидела маленькая танцовщица…»
В эту минуту из-под мостика выскочила большая водяная крыса - она здесь жила.
Водяная крыса. «А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!»
Рассказчик. Но оловянный солдатик молчал и еще крепче прижимал к себе ружьё. Лодочка плыла всё дальше, а крыса плыла за ней…
Водяная крыса. Держите его? Держите! Он не уплатил дорожной пошлины, не предъявил паспорта!
Рассказчик. Бедный солдатик держался всё так же стойко, даже глазом не моргнул. И вдруг лодка завертелась, потом накренилась, сразу наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик уже стоял по шею в воде, а лодка все больше размокала и погружалась все глубже, теперь вода покрывала солдатика с головой. Он вспомнил о прелестной маленькой танцовщице, которую ему не суждено больше увидеть, в ушах у него зазвучала песенка:
Вперёд, о воин!
Иди на смерть.
Бумага совсем размокла, прорвалась, и солдатик уже стал тонуть, но в этот миг его проглотила большая рыба.
Учитель. У Маши крыса получилась очень смешной. Комический эффект усиливался от сближения слов героической песни и злобных выкриков крысы. На этот раз мы ограничились одним эпизодом... Будем продолжать?
-    Обязательно.
Учитель. А пока вернёмся в сказку и припомним, как Андерсен завершает историю про стойкого оловянного солдатика.
- Солдатик снова оказался на кухне, где ярко горел огонь в печи.
- И началось его последнее испытание.
Учитель. Когда мальчик вдруг бросил солдатика в горящую печь, он стоял, окружённый ярким пламенем. Что он чувствовал?
-    -Что весь горит, но что сжигает его - пламя или любовь, этого он и сам не знал.
-    Когда краски на нём полиняли, то было ли это от горя, что он совсем скоро никогда уже не увидит маленькую танцовщицу или они сошли во время путешествия - он тоже не знал.
-    Но он все ещё стоял прямо, с ружьём на плече и не сводил глаз с маленькой танцовщицы.
-    Они не могли оторвать глаз друг от друга.
Учитель. Как вы думаете, почему именно оловянный солдатик стал у Андерсена олицетворением стойкости?
-    Потому что игрушечные оловянные солдатики стоят очень устойчиво, когда в них играешь.
-    Игрушка эта совсем маленькая, но стойкая.
-    Слово «стойкий» можно понимать по-разному.
-    Оно в сказке используется различно.
-    Слово, «стойкий» подходит к военному.
Учитель. Что же случилось потом?
-    Сквозняк подхватил танцовщицу, ведь она была сделана из бумаги, она впорхнула в печку и сгорела. Чтобы не расставаться.
-    Вспыхнула ярким пламенем - и ее не стало.
-    И оловянного солдатика не стало, он расплавился.
Учитель. Нo почему у сказки такой печальный конец?
-    Нет, мне конец не показался таким грустным, ведь мы знаем, что от солдатика осталось оловянное сердечко.
-    Когда утром служанка выгребала из печки золу, она нашла не кусочек олова, а оловянное сердечко.
-    А от танцовщицы осталась блестка, но она уже не сверкала, а почернела.
-    Несмотря ни на что они оказались вместе, значит любовь победила.
-    Можно бросить оловянного солдатика в огонь, но ничто не может уничтожить настоящую любовь.
Учитель. А зачем мальчик бросил солдатика в печь?
-    Он был маленький. Не понимал, что делает.
-    Но мы увидели, что не только, когда солдатик тонул, но и когда он стоял в огне, то был стойким: стоял прямо, сжимая в руке ружьё.
-    Если бы мальчик не бросил оловянного солдатика в огонь, то никто не нашёл бы оловянное сердечко. У нас не осталось бы ничего на память.
-    Если бы оловянный солдатик утонул или просто потерялся, то о нём сразу забыли бы.
-    Купили бы новых солдатиков.
Учитель. А может быть лучше было бы автору спасти их?
-    Но это была бы другая сказка.
... Огонь всё ещё горит в печке. Разве вы не слышали, как Муза Андерсена сказала детям: «Взгляните на героев сказки. Нарисуйте их. Превратите их в героев кукольного спектакля. Тогда вы продолжите их жизнь!
Нам удалось её услышать.

Великий сказочник
… Что толкнуло Андерсена в область сказки?
Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая её голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии.
… Но мы знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочные праздников, и придавая им нарядную и простую форму.
… Андерсен считал свою жизнь прекрасной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, - и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропускать то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям…
Писал он быстро потому, что обладал даром импровизации. Андерсен был чистейшим образцом импровизатор. Бесчисленные мысли и образы роились у него во время работы. Нужно было спешить, чтобы записать их, пока они еще не ускользнули из памяти, не погасли и не скрылись из глаз. Нужно было обладать необыкновенной зоркостью, чтобы ловить на лету и закреплять те картины, что вспыхивали и мгновенно гасли, как ветвистый узор молнии на грозовом небе.
… Я не перечисляю тут всего, что написал Андерсен. Вряд ли это нужно. Я хотел только набросать беглый облик этого поэта и сказочника, этого обаятельного чудака, оставшегося до самой своей смерти чистосердечным ребёнком, этого вдохновенного импровизатора и ловца человеческих душ - и детских и взрослых.
(К.Паустовский. Из вступительной статьи к книге
Х.-К. Андерсена «Сказки и истории»)


Была ли у тебя в детстве любимая сказка?
(из ответов одиннадцатиклассников)
-    В детстве я очень любила сказки за их доброту. Но самая любимая моя сказка «О царе Салтане». В ней есть скрытый смысл. Когда мама читала мне ее, а потом я сама читала, она просто завораживала меня, захватывала. Я с радостью вспоминаю самую прекрасную жизненную пору – свое детство.
-    Я не помню ни одной сказки, но помню иллюстрации.
-    В детстве мне читали много сказок. Больше всего мне нравились сказки с добрым концом. Сказки, которые заканчивались грустно, я переделывала. Мне всегда хотелось быть маленькой как Незнайка, хотелось летать и жить на крыше вместе с веселым Карлсоном, я завидовала Пеппи, где она жила одна в доме. Я всегда буду дружить с этими героями и пронесу их через всю свою жизнь.
-    Если честно, то названия своей любимой сказки я не помню, но она, безусловно, была. Мне вспоминается лишь большая книжка со множеством красивых картинок. Мама читала из нее сказки, но научившись читать, я много раз возвращалась к ней. И даже сейчас мне порой хочется заглянуть туда. Не знаю зачем, просто так.
-    Сказки учат нас любви, состраданию, доброте, самопожертвованию. В атмосфере волшебства и праздника они учат детей жизни.
-    Когда я была маленькой, мама часто читала мне сказки… слушать я их обожала. Благородство души, способность к самопожертвованию – вот то, чему учат нас сказки. С замиранием сердца я слушала о Прекрасной принцессе, добром волшебнике, о семи гномах и доброй Золушке.
-    Я считаю, что сказка рождает светлые мечты и развивает воображение и душу.
-    Мне родители читали много сказок. И весь мир казался сказкой, я воспринимала все по сказочному. И не странно, что порой я представляла себя Мальвиной или Красной шапочкой. … Постепенно ощущение жизнь-сказка рассеивалась и уходило в душу, перерастав в мечты.
-    У меня в детстве любимой сказкой была «Золушка», и она была какой-то особенной, мелодичной и романтичной, и она очень хорошо заканчивалась.
-    «Три поросенка». Без сказок не будет такой любви к ближнему, ответственности за них. В жизни всегда должно быть что-то хорошее, даже когда это написано.
-    Конечно же была. Их было много. Сначала мне их читала мама, потом я многие из них перечитывал сам. Сказки – это как бы первые учебники жизни.
-    Меня воспитывали с раннего детства на стихах. Сказки вошли в мою жизнь немного позже… От этой духовной «пищи» во многом зависит, как сложится судьба человека.

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования