Общение

Сейчас 432 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


А.Погорельский.«Черная курица, или подземные жители»

Волшебная повесть для детей
Мечта о чуде. Прежде чем перед нами откроется дверь в волшебную сказку, мы попадаем в прекрасный Петербург… «В то время Петербург наш славился в целой Европе своей красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь». Подробнейшим образом А. Погорельский описывает не только город, но и дом, где будет протекать действие волшебной повести. И не сразу среди этих подробностей обращают на себя внимание слова «Жил-был...» Как и подобает сказке. Только не царь или старик со старухой, а «содержатель мужского пансиона».
Для чего такое подробное описание даже с точным названием улицы  («На Васильевском острове, в первой линии»)? Чтобы никаких сомнений не возникало: всё, о чём пойдёт речь - чистейшая правда.
И жил-был среди воспитанников этого пансиона мальчик Алёша. Что за мальчик? Очень хороший мальчик «умненький, миленький, учился хорошо и все его любили...» Родители привезли его издалека, чтобы он получил столичное образование. И даже деньги вперёд за несколько лет уплатили. Но писали редко. И нет, нет Алёша думал о том, что весточки от папеньки и маменьки нет давно, ему всё же было всего десять лет и оказаться одному в чужом городе не так-то просто. Особенно горько чувствовал он свое одиночество по воскресеньям и праздничным дням, когда ребята разъезжались по домам, и он оставался один. Вот тут-то... мечта о чуде, которая живёт в душе каждого ребёнка, просыпалась с особой силой.
Если встать на цыпочки и долго, пристально смотреть в круглые   дырочки,  которыми  был   усеян   забор,    окружавший пансион, то там может показаться добрая фея. Алёше казалось, что именно она специально провертела дырочки, чтобы можно было передать ему игрушки, талисман или письмецо. Так Алёша мечтал и надеялся. И всё ждал. Но ни волшебницы, ни письмеца так и не было. И оставалось только читать и кормить курочек. Больше всего его увлекали рыцарские романы и волшебные повести. А любимым занятием в длинные зимние вечера было мысленно переноситься в прошлые века, воображать себя рыцарем. Рыцарство - это благородство всегда и во всём. «Юное воображение бродило» по замкам и тёмным лесам. И даже директор училищ, к которому все относились с почтением, представлялся ему знаменитым рыцарем в блестящих латах и шлеме. Каково же было его удивление и разочарование, когда он увидел маленького человечка в обыкновенном фраке с лысой головкой.
Собак во дворе не было, гуляли лишь курочки. Алёша знал их имена, кормил их, разнимал драки. Особенно он полюбил чёрную хохлатую курочку Чернушку. Она была ласковее других и позволяла даже себя гладить. Нрава тихого. И Алёше казалось, что она его любит более, нежели подруг своих.
Голос Чернушки. «Алеша, Алёша! Помоги мне поймать курицу!» –  кричала сердитая, бранчливая кухарка, бегая с ножом по двору. Алёша давно невзлюбил эту кухарку, а когда однажды нечаянно увидел на кухне петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, то она стала вызывать у него ужас. Не в силах помочь своим друзьям, Алёша заплакал и спрятался за курятник. Вдруг ему послышался голос любимой его Чернушки, будто она кричит:
Кудах, кудах, кудуху!
Алёша, спаси Чернуху!
Кудуху, кудуху,
Чернуху, Чернуху!
И в тот момент, когда кухарка уже схватила Чернушку за крыло, Алёша бросился ей на шею, умоляя не трогать Чернушку. Но только получив золотой империал, кухарка согласилась отпустить курицу. Алёша отдал ей самое дорогое – подарок любимой бабушки, который он берёг пуще глаза. Чернушка тут же подбежала, начала кружиться вокруг, кудахтала весёлым голосом. Будто хотела что-то сказать, но не могла. Когда вечером Алеша вошел в курятник, то ему показалось, что глаза Чернушки светятся в темноте, как звёздочки, и она тихо говорит: «Алёша, Алёша! Останься со мной!» ...А ночью освещенная лунным светом простыня на соседней кровати, зашевелилась, приподнялась и из-под неё вышла ... Черная курица.
Конопляное семечко. …Алёша смело последовал за Чернушкой, которая повела его в удивительную страну. Там счастливо жил целый народ - подземные жители. У них был и дворец, и зоопарк, и охота - только всё очень маленькое. Когда король этой страны, приняв Алёшу, стал благодарить его за то, что он спас их главного министра, Алёша был очень удивлён, поскольку никакого министра он не спасал. Тогда король попросил подойти поближе одетого в чёрное человека и Алёша узнал в нём Чернушку.
«Скажи мне, чего ты желаешь?» – спросил король.
Чтобы не быть неучтивым и не заставлять короля ждать, Алёша произнес первое, что пришло в голову:
«Я бы желал, чтобы не учившись, я всегда знал урок свой...»
Извечная детская мечта. Принесли золотое блюдо, на котором лежало конопляное семечко. Так Алёша стал обладателем волшебного помощника. Чернушка объяснила: у них в стране существует закон, по которому подземных жителей на Земле не должны видеть. А если кто-то из людей всё же увидит, то должен сохранить это в тайне. Стоит эту тайну нарушить и весь народ должен будет переселиться в далёкие неизвестные земли. И Алёша дал клятву.
Предательство. С трудом дождавшись своей очереди отвечать урок, Алёша с трепетом подошёл к учителю, открыл рот... и не останавливаясь проговорил весь урок. С этого момента все уроки он знал в совершенстве. Его хвалили, ставили в пример. Слух о его необыкновенных способностях разнёсся по Петербургу. Алёша стыдился этих похвал, внутренний голос ему говорил:  «Алёша, не гордись! Не приписывай себе того, что тебе не принадлежит. Не думай, что ты лучше других!»
Но голос совести звучал всё тише. Мало-помалу он привык к похвалам, стал важничать.
Но однажды, когда он, как обычно, уверенно вышел отвечать урок, открыл было рот... но не мог произнести ни слова. Конопляного семечка в кармане не было. И Чернушки не было. Только раз еще приподнялась белая простыня на соседний кровати, и к нему взлетела Чернушка, чтобы вернуть потерянное во дворе семечко. «Нe полагай, что так легко исправиться, - сказал ему мудрый министр, – пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку». Но не тут-то было.
Однажды, когда Алеша без ошибки проговорил целых двадцать страниц текста, а все видели, что уроков он не учил, то учитель стал допытываться, как такое может быть. Алёша не знал, что делать. Полагая, что мальчик не отвечал в прошлый раз из упрямства, его решили наказать. Принесли розги. Алёша потерял голову. Первый раз с тех пор, как существовал пансион, ученика наказывали розгами. И он, забыв про клятву, стал рассказывать о Черной курице, подземных жителях... Поверить этому было невозможно, и Алёшу наказали.
Самый последний раз он увидел Чернушку в черном платье и малиновой шапочке с зубчиками, в белом накрахмаленном шейном платке. Министр поднял руки и Алёша увидел, что они скованы цепью. «Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так спокойно, –  сказала Чернушка, –  а теперь весь народ должен переселиться далеко-далеко... Прощай, Алёша! Прощай навсегда!»
Утром мальчика нашли на полу без памяти. Алёша долго болел. Когда од поправился, никто не вспоминал ни про Чёрную курицу, ни про наказание. Но мог ли он всё забыть? Что предал мальчик - тайну сказки? Единственного друга? А может быть самого себя? Это был уже другой Алёша. Но означает ли это, что мечта о Чуде не посещает его и он потерял этот дар?
Какой голос у сказки. У каждой сказки свой голос. Каким он тебе услышится – такое направление и принимает педагогическая работа. Голос этот слышится мне, как нежный и взволнованный голос ребёнка. А.Погорельский, создавая образ Алёши, сумел деликатно войти в его внутренний мир – раскрыть его многозначность, многосторонность и непредсказуемость. Критика отметила, что он знал своего Алёшу, знал, как самого себя. Недаром кто-то назвал его «Чёрную курицу» «мемуарами в виде волшебной сказки». Незаконный сын графа Разумовского Алёша Перовский увлекался литературой, его вдохновляли идеи немецкого романтизма. Под влиянием этих идей Погорельский создает в своей сказке второй идеальный, справедливый мир – мир подземных жителей. Алёша предаёт этот мир. И возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за других. Мир хрупок и един. Погорельский не идеализирует ребёнка, он показывает, что человек становится человеком через испытания. Пройдя через одиночество, страдания, искушения человек обретает понятия о чести и благородстве. Так созревает детская душа. Только так.
«Счастливая, невозвратимая пора детства», – позднее скажет Лев Толстой. Детские страдания оживут в прозе Достоевского. Толстой и Достоевский читали «Чёрную курицу» и были покорены. Как и мы – сегодняшние читатели. Психологизм волшебной повести и предопределил характер творческих заданий.
Я и Алёша.
Когда, читая повесть, ты
- сочувствовал Алёше
- спорил с ним
- осуждал его
- хотел бы быть на его месте
Попытайся свой мысленный спор с Алёшей воспроизвести как спор-диалог (Я... Алёша....).
Именно возникновение спора, по мысли Л. Выготского, –  «приводит ребенка к систематизации собственных мнений».
Чернушка и Чернушка: курица и министр.
Заметил ли ты между ними какое-то сходство? Когда Чернушка показывал подземное царство, то Алёша так был переполнен впечатлениями, для него так много было странного, что он решил расспросить Чернушку: «Объясни мне, любезный Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы?» Чернушка начал было отвечать, но вдруг увидел, что Алёша крепко заснул. Как ты думаешь, что собирался рассказать Чернушка о себе и подземных жителях?
Письмо Алеши.
Алёша скучал по папеньке и маменьке. Ждал от них весточку. («Сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучен с родными своими».) И вполне можно предположить, что он сам написал им письмо. Но прежде надо решить, о чем и как оно будет написано. Расскажет ли Алёша о том, как ему живётся в пансионе, о своих любимых занятиях, об учителях? Или о чём-то другом? При этом важно помнить, что действие повести протекает почти два века тому назад. Речь меняется. Какие фразы, обращения друг к другу, эпитеты обратили на себя твоё внимание? Какие из них ты используешь в своём письме?
Диалог с самим собой или что такое «внутренний голос»?
Каждый человек время от времени разговаривает сам с собой, нe всегда замечая и не придавая этому значения. Но в художественном произведении – это способ проникнуть во внутренний мир героя. Не случайно, А.Погорельский обращается к таким понятиям, как «голос совести», «муки совести». Припомни, в какие моменты повествования это происходит. Попытайся воспроизвести диалог Алёши с самим собой в трудную для него минуту жизни. Как ты думаешь, Алёша в начале повествования и в финале –  тот же самый Алёша?
Когда-то В.Белинский писал, что «надобно верить чудесному, разумеется, не с чувством простолюдина, но с чувством поэта, и верить искренно... ибо где предел тому, что может быть?»

Для чего людям сказки?
(из ответов одиннадцатиклассников)
-    Они помогают людям жить, в них столько романтического, а поскольку я в душе романтик, то до сих пор их люблю.
-    Мне нравится представлять себя на месте героинь, добрых, красивых. А как интересно представить, что чудо из сказки произойдет с тобой, почувствовать себя в ней.
-    Наверное, чтобы понимать, где добро, а где зло, ради светлой любви, люди идут даже за «тридевять земель», в «Тридесятое царство».
-    В детстве моей любимой сказкой была «Репка», сказки учат жить.
-    Сказка учит милосердию, любви ко всему живому. У ребенка должно быть что-то таинственное, какая-то мечта.
-    Чтобы люди могли верить в чудеса, умели мечтать.
-    Учат сочувствию к людям.
-    Может быть для самовыражения.
-    Сказки дают людям радость в начале их жизни, учат прожить жизнь радостно.
-    Дают надежду, силы и веру в лучшее.
-    Любил в детстве «Колобок», сказки поддерживают в людях веру в добро.
-    Сказки нужны не людям, а детям, чтобы они стали людьми.
-    В детстве любила очень «Муху-Цокотуху», рассказывала ее наизусть даже по дороге в детских сад и все улыбались.
-    Дети очень впечатлительные и, читая сказки, они углубляются в мир своих фантазий.
-    Чтобы верить в добро и, наконец, жить.

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования