Общение

Сейчас 457 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


«Сивка-бурка»

Снова перед нами сказка семейная. Еще одна сказка про дурака? Так и есть. Народ любил их придумывать. Сказывая про дурака то одни, то совсем иные истории, он как бы пытался постичь этот неоднозначный и загадочный образ. Чтобы столкновение различных взглядов и жизненных позиций –  конфликт –  сделать очевидным, сказочник начинает сказку с известного мотива о том, как трём братьям предстоит выполнить отцовский наказ.
В пересказе А.Н. Афанасьева отец наказывает ходить к нему на могилу и каждому сыну спать там по три ночи. Приходит первая ночь, нужно идти старшему сыну, а ему «коё лень, коё боится», он и попросил Ивана-дурака пойти. На вторую ночь среднему сыну идти, но снова идет за него Иван-дурак. И каждую ночь слышит он отцовский голос: «Кто тут? Ты, большой сын?» «...Ты, средний сын?» ... А в ответ: «Нет, батюшка! Это я, Иван-дурак!» Так достался Ивану-дураку волшебный конь Сивка-бурка, которому наказал отец служить сыну, как служил ему. Чудесный помощник на этот раз достаётся как отцовская награда. Поскольку истинная привязанность чаще обнаруживает себя, когда человека уже нет в живых, то А.Н. Афанасьев сохраняет именно это испытание.
В пересказе Ушинского, который обычно включается в учебники, отец наказывает сыновьям поймать вора, который повадился каждую ночь уничтожать в поле пшеницу. Старшие братья перечить не стали, но и отцовский наказ не собирались выполнять. Выспавшись на сеновале, утром заявили, что глаз не сомкнули, но в поле никого не было.
Только на третью ночь, когда пришел черед идти младшему брату Иванушке, вор был пойман. Братья подняли его на смех: зачем, мол, отпустил коня, разве можно верить на слово. Но с тех пор никто в поле пшеницу не вытаптывал.
Увидел Иванушка вора ровно в полночь. Да и как было не увидеть, когда чудесный конь «бежит –  земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Ни на миг не замешкался Иванушка, тихонько подкрался, разом накинул на шею коня припасенную веревку и ловко вскочив, крепко ухватился за гриву. Знать, не впервой ему было управляться с норовистой лошадью, коль «разом накинул», «ловко вскочил» и так «крепко ухватился за гриву», что конь носил-носил его по чисту полю, скакал - скакал - не мог сбросить, и стал он просить: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу». Отпустил Иванушка коня и стал обладателем волшебных слов. Чтобы вызвать Сивку-Бурку нужно было выйти в чистое поле, свистнуть три раза и сказать: «Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
И снова идея испытания – центр повествования. Отец испытывает своих сыновей, – будь то дежурство на могиле или на пшеничном поле, - и выдерживает его младший сын Иван-дурак. Что все же при этом награждается? Сыновья привязанность? Безусловно. Спасение урожая? И это. Но все это лишь различные проявления чувства долга. И этим чувством наделил народ Ивана-дурака.
Что же это за служба великая, которую обещал сослужить Сивка-Бурка Иванушке?
Как раз в это время царь велел всем явиться во дворец, где в высоком тереме будет сидеть у окна его дочь. Кто на коне доскачет до неё, снимет перстень, за того она и выйдет замуж. Услышав указ, старшие братья засобирались во дворец: «Не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть». Иванушка тоже стал проситься, но, как всегда, услышал: «Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай». Вот когда пришёл черёд Сивке-бурке сослужить службу. Но как сделать так, чтобы братья не узнали его? И тут Сивка-бурка помог: стоило только влезть в правое его ухо, а вылезти через левое, как Иванушка становился таким добрым молодцом, «что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать». И осталось ему сесть на Сивку-бурку и поскакать к царскому дворцу. Народу там собралось видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна сидит Елена Прекрасная. Все глядят, а никто не решается до нее доскакать: никому нет охоты шею себе ломать.
Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам... Заржал конь, прыгнул, но на три бревна до царевны не достал.
Разве могли братья подумать, что это их младший брат-дурак один-единственный во всём царстве снимет перстень у царской дочери? Чтобы усилить впечатление от этого кульминационного эпизода, сказочник, как водится, замедляет действие и прибегает к повтору. На второй раз Иванушка – не допрыгнул всего на два бревна. И только на третий раз не только перстень снял, но и царевну поцеловал. И опомниться никто не успел, как его и след, простыл.
Так сказочник возвышает Иванушку-дурачка уже не только над братьями, но и над теми, кто собрался на царском дворе, ведь никто, кроме него, так и не решился рисковать даже ради самой царской дочери.
Братья, возвращаясь домой, рассказывают жёнам о том, какой молодец к царю приезжал, сроду такого не видывали. А Иванушка лежит на печи да посмеивается: «Братцы, родные, а не я ли это там был?» – «Куда тебе, дурню, там быть? Сиди уж на печи да мух лови!» После каждой встречи на царском дворе не устаёт он спрашивать: «Братцы... Братцы...» И к старшим братьям, как водится в семье, Иванушка относится с почтением, проявляя чувство долга.
Разрешение конфликта в сказке – это моральное поражение старших братьев. Вот почему так важно проследить характер взаимоотношений между братьями. Придется вновь и вновь обращаться к тексту, начиная с завязки, когда братья не выполняют отцовский наказ, до того момента, когда Иванушка, развернув тряпицу, чтобы рассмотреть свой перстень слышит: «Перестань, дурень, с огнём баловать! Ещё избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!» Ничего им не ответил младший брат, лишь перстень свой снова тряпицей укутал. Хоть раз ответил Иванушка-дурачок братьям неуважительно? Простодушный, добродушный человек не отстаивает своё достоинство ни грубостью, ни наглостью. Сказка предлагает ему другой путь – она вручает ему в дар Сивку-бурку.
Что внешность? Влез в одно ухо, вылез в другое - вот и стал добрым молодцем, а с простодушной, доверчивой и беззлобной душой надо родиться. Такой человек не умеет постоять за себя - дурак какой-то! И живёт Иванушка в семье как бы сам по себе - на печке. Это его образ жизни.
Есть в этой сказке еще одно противопоставление: Иванушка – Елена Прекрасная, красавица из красавиц. И у коня: одна шерстинка серебряная, другая золотая. Сказка снова и снова утверждает красоту как ценность. Именно Елена Прекрасная обнаружила Иванушку за печкой,  ведь и пир-то был затеян, чтобы найти молодца, который перстень снял и ускакал неизвестно куда.
Когда по просьбе царевны развязал Иванушка-дурачок тряпицу, которой был палец с кольцом обвязан, так все прояснилось. Подвела его царевна к отцу: «Вот, батюшка, мой жених и нашелся!» Свадьба – знак справедливого разрешения конфликта, сюжетной и смысловой завершённости сказки. За ней другая жизнь, другая сказка.
Познакомились дети с двумя младшими братьями-дурачками – Емелей и Иванушкой. Что в их судьбе общего? Да, оба стали обладателями волшебных всесильных слов. Но как на этот раз всё происходило? В очередной раз дети обнаружат, что оба проявили недюжинную сноровку: Емеля ловко управлялся с хозяйством, а Иванушке не впервой было справляться с норовистой лошадью. Иначе говоря, представление об их некчемности (дурак) и беспросветной лени во многом отпадает.
Художественная образность волшебной сказки создаётся совокупностью различных художественных средств. «Как описывает сказочник Сивку-бурку?» – один из вопросов, способных привлечь внимание к художественной образности жанра.
Фольклористы отмечают художественную отточенность, лаконизм, ритмичность, эмоциональную выразительность поэтических «формул» – обращений. Можно повторять вновь и вновь: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» – наслаждаясь таинственной непонятностью волшебных слов. Каждый может попробовать произнести их, причём собственное исполнение усилит удовольствие. Можно нарисовать чудесного коня, красотой всегда хочется любоваться («одна шерстинка золотая, другая серебряная».) Каждый может придумать к своей картине название и дать собственное описание – каким запомнился Сивка-бурка. Рассматривая рисунки, стоит поговорить о том, выполнил ли Сивка-бурка обещание великую службу за своё освобождение сослужить. И все убедятся, что он не просто помог добыть Елену Прекрасную, но изменил судьбу Иванушки-дурачка. Служил ему, как наказывал отец.
... Старик выходит и спрашивает: «Кто тут? Ты, большой сын? – Нет, батюшка, это я, Иван-дурак».

Комментарии   

 
0 #1 Natalia Zacalscaia 03.12.2015 01:59
Спасибо Григорию Козлову — «Мастерская мой любимый театр! Всегда есть что посмотреть и главное для любого возраста .Как например этот спектакль —Сказка о рыбаке, его жене и рыбке классика , вроде бы ничего нового ,уже все сказано- но нет ! Необычайно легкая и умная постановка!http ://ticketbest.r u/event/250914
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования