Общение

Сейчас 434 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Анализ детской книги

Литературное произведение, со своими законами построения художественного образа, законами жанра, стиля, – труднейший объект эстетического восприятия. Восприятие литературы связано с аналитической деятельностью, умением понять отношение персонажей друг к другу и к изображаемым в книге событиям, отношение автора к происходящему. Только в результате этого у читателя складывается собственная оценка героев, событий, книги в целом.
Младший школьник еще не способен к такому анализу. Правда, сама детская книга «помогает» маленькому читателю. Хороший детский писатель так строит свое произведение, что его отношение к героям и событиям всегда очень ясно, и ребенок, читая, невольно становится на точку зрения автора.
Функции педагога как посредника между ребенком и книгой сложны и многоплановы и проявляются по-разному в зависимости от возраста читателя. Роль педагога, если речь идет о младших школьниках, проявляется первую очередь в том, что взрослый как бы восполняет неспособность ребенка к анализу произведения. Библиотекарь или учитель анализирует книгу, прежде чем работать с ней. При этом он каждый раз ставит перед собой конкретные педагогические задачи. Этот своеобразны анализ детской книги, в отличие от обычного, литературного, можно условно назвать литературно-педагогическим.
Литературно-педагогический анализ – это то звено, которое соединяет эстетическое восприятие ребенка и художественный образ книги. От способности руководителя к такому анализу зависит эффективность методов и приемов, которыми он направляет и развивает эстетическое восприятие маленького читателя.
Подлинно художественный образ детской книги всегда заключает в себе больше ассоциаций, мыслей, представлений и объяснений, всегда глубже, богаче в своих оттенках, чем может понять и почувствовать в данный момент ребенок. «Та книга, которая интересна только для определенного, точного возраста, – писал А. С. Макаренко, – всегда слабая книга: в ней слишком ограничен комплекс идей и представлений».
Анализируя книгу, педагог не должен упрощать художественную, эстетическую ее ценность в угоду ложно понятой «детскости». И в то же время ему необходимо понять и почувствовать своеобразие литературного произведения не только с точки зрения своего вкуса, своих художественных критериев, но и с точки зрения эстетических «критериев» ребенка-читателя.
Интересно, что первые попытки такого анализа книги были сделаны педагогами-библиотекарями – работниками детской читальни им. А. С. Грибоедова, созданной А. К. Покровской. При открывшейся в 1911 году в Москве детской читальне был организован кружок рассказчиков. Члены «Грибоедовского кружка» разрабатывали теорию и практику рассказывания детям (отбор литературы, методика преподнесения материала и т. д.) и всякий раз обсуждали рассказ с точки зрения того, как рассказчик сумел подойти к аудитории. Постепенно кружок рассказчиков превратился в кружок критики детской книги, кружок литературоведческий. В кружке и была разработана специальная схема анализа детской книги. Несмотря на ограниченность и слабость литературного анализа, в этой схеме привлекает подробное перечисление таких элементов художественного произведения, которые могут эстетически воздействовать на ребенка. «У нас был выработан специальный анализ книги с точки зрения детского чтения», – вспоминает А. К. Покровская.
Намеченные нами принципы литературно-педагогического анализа важны для руководства эстетическим восприятием детей всех возрастных групп; но они по-своему конкретизируются в анализе для руководства восприятием восьми-, девятилетних читателей.
На каких же основах, на каких принципах должен строиться литературно-педагогический анализ детской книги?
Прежде всего – на правильной методологической основе: целостном подходе к идейно-художественному содержанию произведения.
Разделение литературного произведения на две стороны – «идейную» и «художественную» – до сих пор непреодоленная методологическая ошибка литературного анализа. И чисто литературоведческий анализ произведения не может строиться на анализе двух «сторон».
Этот принцип неразрывности, целостности идейно-художественного содержания произведения становится основополагающим в литературно-педагогическом анализе. Именно этот принцип определяет те особые пути, по которым можно повести ребенка к восприятию литературного произведения как произведения искусства.
Очень много досадных неудач и в преподавании литературы, и в руководстве внеклассным чтением происходит в силу одной и той же причины. Библиотекарь, учитель вместо того, чтобы помогать ребенку почувствовать богатство художественного произведения, понять идейное содержание во всех оттенках его художественного выражения, ведут читателя по привычной схеме: идейная сторона произведения – его «основная мысль» и художественная сторона – его «художественные особенности».
До тех пор пока мы будем расчленять художественное произведение на две части – «идейную» – смысловую «художественную» – эмоционально-эстетическую, нас всегда будут преследовать неудачи. Даже старших ребят – школьников V-VII классов – мы никогда не сможем по-настоящему обучить навыкам литературного анализа, если не научим их прежде воспринимать произведение в его эстетической целостности.
Младшие школьники вообще не в состоянии отделить идейное содержание от художественной формы, и педагог зачастую уверен, что они еще кое-как могут понять основную мысль, но совершенно неспособны к восприятию художественных средств книги.
Даже в тех редких случаях, когда библиотекари пытаются помочь маленькому читателю почувствовать художественное своеобразие произведения, они, видя, что сам ребенок не способен к анализу, и в то же время разрывая в своем анализе художественное произведение на две части, задают такие вопросы, которые невольно наталкивают ребенка на непосильный для него и ненужный в данном случае «анализ» («Красивая это сказка? Рассказ?», «Что здесь красивого?», «Красиво описан лес?»), то есть в лучшем случае ведут ребенка лишь к формально-эстетической оценке.
Восьми-, девятилетние дети, конечно, не могут понять, почувствовать художественные особенности как особенности формы произведения. Но на данном этапе воспитания читателя это и не нужно. И задача педагога заключается не в этом.
Принцип целостности идейно-художественного содержания в литературно-педагогическом анализе как бы «совпадает» с главной особенностью эстетического восприятия ребенка – «обобщением в конкретном образе» эмоционально-образным обобщением. Это совпадение дает возможность находить очень удачные приемы педагогической работы с читателем: такие, которые помогают детям почувствовать через художественные особенности идейное содержание произведения.
В литературно-педагогическом анализе педагог должен стремиться раскрыть для себя и эстетическое своеобразие всего произведения, и особенности каждого конкретного образа.
Этот принцип также лежит в основе литературного анализа, но в литературно-педагогическом анализе он играет совершенно особую роль.
В первой главе этой книги отмечалось, что младшие школьники часто преодолевают трудности в восприятии литературного произведения, если эмоциональная окраска художественных образов совпадает с эмоциональной заинтересованностью ребенка в отношении к художественному произведению. Психолог А. П. Семенова показала, что такая эмоциональная заинтересованность возникает у ребенка в том случае, если он сумел почувствовать не только «основное значение» образа, но и его индивидуальную окраску.
Эмоциональная заинтересованность возникает у ребенка, как правило, тогда, когда он при чтении не только переживает действия и поступки героев, но и начинает чувствовать своеобразие конкретного образа, лишь ему присущие особенности.
Педагог может найти приемы, которые помогут ребенку ощутить неповторимость художественного образа книги. Особенности восприятия маленького читателя, с трудом выделяющего «смысл» образа, но хорошо чувствующего самые разные детали его, облегчают педагогу эту задачу. Но в своем анализе он не должен упрощать произведение.
Девятилетний Алеша К. сказал о коте и курице в сказке Андерсена «Гадкий утенок»: «Да они, вообще, наверное», какие-нибудь чиновники. А утка – та, важная, какая-нибудь графиня... А братья его – капиталисты». – Почему ты так думаешь? – «Да ведь это все выдумки, а в сказках всегда про людей, нам учительница еще в прошлом году говорила». Учительница в данном случае постаралась внушить детям понимание высокопоэтичной сказки лишь как некоей социальной аллегории. Социально-исторический план сказок Андерсена и связанная с ним сатира и ирония образов не могут быть доступны маленьким читателям, и это должен был учитывать педагог в своем анализе. В противном случае педагог может натолкнуть ребенка на схематичный, упрощенный вывод, уничтожающий эстетическую ценность прочитанного.
При литературно-педагогическом анализе детской книги педагог, учитывая особенности восприятия детей данного возраста, их эстетические критерии, должен уметь выделить в произведении такие художественные элементы, которые могут эмоционально заинтересовать ребенка и в то же время являются существенными для понимания того плана идейно-художественного содержания произведения, который доступен ребенку.
Что мы выделяем в книге, помня об особенностях восприятия детей восьми-девяти лет?
Эпизоды сюжета, которые могут увлечь ребенка, поступки персонажей, выразительные, конкретные детали. При этом мы выделяем не какой-то один эпизод, поступок, деталь, а стараемся учитывать в детской книге все, что может эмоционально захватить маленького читателя. Так, мы выделяем самые разнообразные детали, которые оказывают эмоционально-эстетическое воздействие на ребенка. Это и конкретная бытовая деталь, и деталь, связанная с персонажем, и тропы – метафора, гипербола, и цветовая деталь, и звукопись, и комические детали – то есть все то, что смог бы выделить сам ребенок, все то, что соответствует особенностям его эстетического восприятия. Но в то же время все эти детали должны быть эстетически ценными, существенными. «Никакою мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, – говорил Л. Толстой, – потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица. И пуговицу надо непременно изобразить. Но надо, чтобы и все усилия, и полуоторванная пуговица, были направлены исключительно на внутреннюю сущность дела, а не отвлекали внимание от главного и важного частностями и пустяками, как это делается сплошь и рядом».
В истинно художественных детских книгах все изобразительные средства направлены на «внутреннюю, сущность дела». Но при анализе необходимо помнить об емкости, многоплановости художественного образа. Образ может вызвать у педагога ассоциации, еще недоступные опыту и возможностям ребенка.
Анализируя произведение, нужно заранее отметить для себя, какие моменты в книге могут явиться трудными для читателя. Учитывая своеобразие отношения ребенка к героям произведения, можно заранее предвидеть, какие поступки или мотивы поведения персонажей вызовут у читателя непонимание; зная особенности восприятия ребенком комического, можно отметить комические положения, которые вызовут у ребенка неадекватное эмоциональное отношение и т. д. Все это позволит заранее наметить приемы, помогающие маленькому читателю преодолеть трудности в восприятии конкретного литературного произведения.
Таковы основные принципы литературно-педагогического анализа детской книги.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования