Общение

Сейчас 534 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

Программа и краткие планы занятий читательского кружка для детей 8-10 лет

В  программе  представлены  все те  формы  работы со стихами, о которых говорилось выше. Однако есть и одно дополнение – работа над альманахом, в который входят  образцы детского читательского и литературного творчества. Эта работа осуществляется следующим  образом. Во время обсуждения иллюстраций к стихам и литературных этюдов  руководитель кружка  вместе  с детьми отбирает лучшие произведения для альманаха. В конце года из письменных работ или из записей на диктофон он сам выбирает наиболее выразительные словесные образы детей к какому-либо стихотворению и наиболее интересные фрагменты работы с  ним.  Для того чтобы набрать побольше материала, можно  предложить детям также написать свои девизы, ответить на вопросы, связанные с системой их жизненных ценностей – например, что такое настоящая  школа, настоящая дружба и т.д. При отборе материала необходимо помнить о том, что каждый участник кружка должен быть как-то представлен в альманахе. Дети вместе с руководителем придумывают название для альманаха, кто-нибудь из них делает рисунок для обложки. Затем руководитель готовит все эти материалы в 3-5 экземплярах – по числу будущих редколлегий. На редколлегии дети обычно делятся в начале первого из занятий, посвящённых альманаху. Каждая из редколлегий получает  несистематизированный материал  двух-трёх разделов. Задача состоит в том, чтобы сформировать из него разделы  и дать им заглавие. На  следующем занятии идёт работа над оставшимся материалом. Затем руководитель анализирует то, что получилось,  отбирает лучшие  фрагменты из каждого варианта, соединяет их, вносит при  необходимости свои поправки, т.е. формирует альманах в окончательном виде, печатает и  переплетает его. На последнем в году занятии, он показывает альманах детям и подробно рассказывает, в чём состояли достоинства и недостатки работы каждой из редколлегий. Если есть возможность напечатать пусть небольшой, но всё-таки тираж альманаха, то его экземпляр дарится каждому члену кружка. Работа над альманахом важна тем, что придаёт в глазах детей значительность занятиям кружка, результатом которых становится появление  почти настоящего печатного издания.
Программа рассчитана на год  и включает в себя 36 часов – из расчёта  1 час в неделю. Она может быть реализована через такой, например, учебно-тематический план.

Темы                                                                                                              Кол-во часов
1.Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы         15
1.1. Работа над образом-эпитетом          6
1.2. Работа над образом-деталью          6
1.3. Работа над образом-строкой          3
2.Работа над иллюстрациями к стихотворению          3
3.Интерпретация лирического стихотворения через  различные словесные образы в процессе обсуждения детских и  профессиональных иллюстраций к нему          6
4. Освоение детьми представлений о наиболее  общих свойствах лирического стихотворения          1
5.Расширение запаса прилагательных, служащих определению душевных состояний человека        0,5
6.Освоение приёмов лирической выразительности во время работы над этюдами  и в процессе их обсуждения         8
7.Работа над альманахом         2,5

Общее измерение  занятий, отведённых на ту или иную тему в «часах», вовсе не означает, что «час» должен быть посвящен  только одной теме. Наоборот, занятия проходят гораздо эффективнее, если на  каждом из них  рассматриваются по 2-3 темы, поскольку разнообразие «предметов», о которых идёт речь, позволяет поддерживать  эмоционально-интеллектуальную активность детей. Приведём  в качестве примера краткие планы занятий читательского кружка. Эти планы могут быть также использованы и для уроков внеклассного чтения.

I
1) Е.А. Благинина. Уморилась. Разговор об особенно понравившихся строчках, во время которого  дети создают аналоги словесных образов произведения.
2) Этюд на тему «Мой самый радостный  и/или самый грустный день».

II
1) О.О.Дриз. Грустный день. Работа над образом-эпитетом, в процессе воображаемого подбора  музыки, передающей настроение стихотворения.
2) Обсуждение этюдов, позволяющее  обратить внимание  детей на наличие или отсутствие в их работах средств художественной выразительности.

III
1) Продолжается обсуждение  этюдов.
2) Угадывание пропущенных рифм в стихотворении Ю.Тувима    «Про пана Трулялинского». Цель – привлечь внимание детей  к  явлению рифмы.

IV
1) А.Л. Барто. В пустой квартире. Поиск определений для выражения лица лирического героя,  т.е. работа над образом-эпитетом.
2) Продолжается обсуждение этюдов.
3) Определение различного – в том числе противоречивого – настроения людей в различных ситуациях. Цель – приобщение  детей к  представлению об эмоциональной природе контекста лирического героя.

V
1) Завершается  обсуждение этюдов на тему «Мой самый радостный и/ или самый грустный день».
2) В.Д. Берестов. Рыжик. Создание образа-строки через выделение строчки, в которой наиболее отчётливо передаётся настроение стихотворения, т.е. кульминации лирического сюжета.
3) «Аукцион» определений (поиск синонимов к определению  «радостный»). Цель – расширение у детей запаса  определений, необходимого для создания образа-эпитета.

VI
1) Е.М. Винокуров. Лебеди. Разговор о том, понравилось ли стихотворение и почему. Цель – создание смешанного словесного образа к стихотворению.
2) Работа над иллюстрацией, в которой должно отразиться настроение стихотворения.

VII
1) Е.М. Винокуров Лебеди. Работа над образом-эпитетом и образом-строкой. Дети определяют «музыку, передающую настроение стихотворения», ищут «главные по настроению строчки», т.е. кульминацию, завязку и развязку лирического сюжета.
2) Создание словесных образов к стихотворению Е.М. Винокурова «Лебеди» в процессе обсуждения детских иллюстраций к нему.
3) Угадывание пропущенных рифм в стихотворениях А.Н. Кондратьева «Зеркало» и «Ни разу». Цель – привлечь внимание детей к явлению рифмы.

VIII
1) Продолжается  обсуждение  детских рисунков.
2) Г.М. Кружков «Стихи о чистой посуде».  Работа над  образом-эпитетом   в процессе выбора  музыкального инструмента, наиболее подходящего по звуку к настроению стихотворения.    

IX
1) Продолжается обсуждение иллюстраций.
2) С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…»  Работа над образом-эпитетом и образом-деталью.  Дети слушают пьесы  «Ноябрь» и  «Март» из «Времён года» П.И. Чайковского и выбирают ту, которая подходит по настроению к стихотворению, мотивируя свой выбор через образ-эпитет. Делают воображаемый  рисунок, передающий настроение стихотворения.

X
1) С.В. Михалков. Мой секрет. Работа над образом-эпитетом во время разговора о выражении лица лирического героя, а также о цвете бумаги, который подходит к настроению стихотворения.
2) Завершение разговора об иллюстрациях к стихотворению  «Лебеди» Е.М. Винокурова.

XI
Пять минут поэзии. Тема – «стихи о птицах». Разговор о прочитанных стихах: кому какое стихотворение  больше понравилось и почему. Цель – создание детьми смешанного словесного образа.

XII
1) Угадывание пропущенных рифм в стихотворении Й.Йовановича- Змая  «Конь». Цель работы – привлечь    внимание детей  к тому, что в стихотворении рифмуются только  вторая и четвёртая строка.
2) Этюд на тему «Моя любимая детская игрушка».

XIII
1) Обсуждение этюда, призванное выявить, как дети используют            средства словесной выразительности.
2) С. Чёрный. Слон. Создание образа-детали во время работы над воображаемой иллюстрацией к стихотворению.

XIV
1) Детям предлагается обдумать ситуацию с реакций двух человек, один из которых поэт,  на букет цветов. Цель – приобщение детей к представлению об эстетической природе поэтического творчества.
2) Продолжается обсуждение этюда.

XV
1) Продолжается обсуждение  этюда.
2) А.А.Фет «Чудная картина…» Сопоставление  профессиональных иллюстраций к стихотворению с целью выбрать ту, в которой  наиболее отчётливо отражается его настроение. В процессе обсуждения дети создают словесные образы стихотворения.

XVI
1) М.Я Бородицкая. Новый год. Приобщение  детей к представлению о неповторимой эмоционально-эстетической окраске слова в  лирическом произведении.  Сопоставление с этой целью двух вариантов стихотворения – «правильного» и деформированного, в котором определение «красный» (мяч) заменено на «синий». Дети  отвечают на вопрос о том, какое определение больше подходит к настроению стихотворения и почему.
2) Завершается обсуждение этюда.

XVII
1) Угадывание  пропущенных рифм в стихотворениях В.Д. Берестова «Снегопад» и «Гололедица». Цель – привлечь внимание детей к  явлениям женской, мужской, дактилической  и гипердактилической рифмы.    
2) Стихотворение К.Д. Бальмонта «Снежинка». Работа над иллюстрацией к нему, которая передавала бы настроение стихотворения.

XVIII
1) Работа над словесными образами к стихотворению К.Д. Бальмонта «Снежинка» в процессе обсуждения детских иллюстраций к нему.
2) Чтение рассказа  В.А.Сухомлинского « Я хочу сказать своё слово». Поиск «своего слова» для зимнего снега.

XIX
1) Стихотворение И.П.Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…». Создание образа-эпитета во время разговора о музыке, которая могла бы передать настроение стихотворения.
2) Продолжается обсуждение иллюстраций к «Снежинке» К.Д.      Бальмонта.

XX
1) Продолжается обсуждение  детских иллюстраций к  «Снежинке»  К.Д. Бальмонта.
2) Стихотворение А.С. Кушнера «Чай с вареньем». Работа над образом-эпитетом во время разговора о выражении лица лирического героя.  Создание образа-строки через определение «главной по настроению строчки», т.е. кульминации лирического сюжета.

XXI
1) Завершается обсуждение иллюстраций к «Снежинке» К.Д. Бальмонта.
2) «Аукцион определений» (поиск синонимов к  прилагательному «грустный»).

XXII
1) В.А. Жуковский. «Отчизне кубок сей, друзья!..» (Этот отрывок из стихотворения-диалога «Певец во стане русских воинов» обладает признаками  самостоятельного лирического стихотворения).
Создание образа-эпитета во время определения музыки, которая может передать настроение стихотворения.
2) Работа над этюдом «Что я представляю себе, когда я слышу слово Родина».

XXIII
1) Обсуждение этюдов, призванное обратить внимание детей на средства художественной выразительности в их работах.
2) М.В.Исаковский. «Куда б ни шёл, ни ехал ты…» Детям  предлагается обдумать ситуацию, связанную с выбором надписи на памятнике неизвестному солдату – в виде стихотворения или его прозаического пересказа. Цель работы – приобщение детей к представлению об эмоционально-эстетической природе лирического художественного образа.

XXIV
1) Н.А. Заболоцкий. Оттепель. Освоение стихотворения через образ-эпитет в процессе выбора музыкального инструмента , звук которого наиболее подходит к настроению стихотворения. Работа над образом-деталью, роль которого играет воображаемая иллюстрация.
2) Продолжается обсуждение этюда.

XXV
1) Э.Э. Мошковская. Обида («Я маму мою обидел…»). Работа над образом-эпитетом во время разговора о выражении лица лирического героя. Создание образов-строк через определение  «главных по настроению» строчек, т.е. кульминации, завязки и развязки лирического сюжета.
2) Продолжается обсуждение этюда.

XXVI
1) Завершается обсуждение этюда.
2) А.А. Блок. «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…». Освоение стихотворения в процессе работы над образом – деталью и образом –строкой, в роли которого выступает кульминация лирического сюжета.

XXVII
1) Т.М. Белозёров. Лось. В.Д. Берестов. Лось. Работа над образом – эпитетом к тому и другому стихотворению в процессе сопоставления  музыки, которая могла бы передать настроение каждого из них.
2) Поиск  «своего слова» для лося, оленя, лошади.                                                     

XXVIII
1) С.Я.Маршак. Ландыш. Работа над образом-эпитетом в процессе выбора из двух музыкальных произведений того, которое подходит по настроению к стихотворению. С этой целью дети слушают две пьесы П.И. Чайковского  из «Времён  года» – «Январь» и  «Май».
2) Работа над иллюстрацией к стихотворению  С.Я. Маршака  «Ландыш».

XXIX
1) Создание словесных образов стихотворения «Ландыш» С.Я. Маршака в процессе обсуждения  детских рисунков к нему.
2) Приобщение детей к представлению о неповторимой эмоционально-эстетической окраске  того или иного слова в стихотворении.    Педагог предлагает заменить в  стихотворении С.Я. Маршака «Ландыш» эпитет «горькому» (цветку)  на «белому» или  «нежному» и подумать, какой из них больше соответствует настроению стихотворения.

XXX
1) Продолжается обсуждение детских рисунков к стихотворению «Ландыш» С.Я. Маршака.
2) Р.С. Сеф. Чудо. Работа над образом-деталью  и образом-строкой (воображаемое иллюстрирование и поиск «главной по настроению» строчки).                   
XXXI
1) Обсуждение рисунков к  «Ландышу» С.Я.Маршака, в процессе которого у детей спонтанно возникают словесные образы.
2) А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Работа над образом-эпитетом и образом-строкой (подбор воображаемой музыки и  поиск строк, в которых наиболее отчётливо передаётся настроение стихотворения).                                          

XXXII
1) А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…» Работа над образом-эпитетом  к стихотворению во время разговора о выражении лица лирического героя.
2) Поиск «своего слова» для солнца в день Победы.

XXXIII
Поэтическая пятиминутка. Тема – стихи о подснежниках. После чтения  - сопоставление стихотворений  З.А. Александровой и П.С. Соловьёвой в процессе работы над образом-эпитетом к каждому из них.

XXXIV
Работа над альманахом.

XXXV
Работа над альманахом.

XXXVI
1) Анализ работы  детских редколлегий.
2) М.Я. Бородицкая. Последний день учения. Работа над образом-эпитетом к стихотворению (подбор бумаги того цвета, который отвечал бы настроению стихотворения).
3) Поиск «своего слова» для  летнего дождя.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования