Общение

Сейчас 540 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Поиск образа-строки

Этот образ даёт возможность освоить особый, лирический сюжет стихотворения. Работа над образом-строкой, как уже говорилось,  достаточно сложна для детей – поэтому  лучше вести  её  после того, как  определена «музыка», подходящая к стихотворению, и создана «иллюстрация» к  нему. Они служат ориентирами во время поиска необходимых строк.
Начинается эта работа с уже упоминавшегося задания: «Представьте, что каждый из вас артист и собирается прочесть по радио или со сцены это стихотворение. Готовясь к выступлению, он думает о том, в каких строчках особенно отчетливо передается настроение стихотворения, чтобы выделить их голосом. Как вы считаете, что это за строчки?». А  можно просто спросить  детей: «В каких строчках стихотворения наиболее отчетливо передается его настроение?»
Главная цель этой работы, как уже говорилось, состоит в том, чтобы выделить ту строку стихотворения, на которую приходится кульминация лирического сюжета. Важно  также отметить его завязку и развязку. Выполняя вышеприведенное задание, кто-нибудь из детей уже в самом начале диалога обычно так или иначе указывает  на завязку и/или развязку стихотворения, т.е. на выразительность первой и/или последней строки. Тогда на втором этапе работы педагог задаёт вопрос, есть ли в стихотворении строчка или строчки, в которых его настроение выражается еще более отчетливо. Этот вопрос побуждает детей к поиску кульминационной строки. Во время этого поиска происходит периодическое обращение к определениям музыки, которое помогает выделить «главную по настроению строчку». Эффективна и игра в «холодно-горячо», которая способствует увлеченному продвижению к нужной строчке. При этом хорошим, хотя и не окончательным, результатом работы считается выделение детьми двустишия или даже строфы, включающих в себя кульминацию лирического сюжета – особенно в том случае, если  она представляет собой синтаксически незавершенную единицу речи лирического героя, что затрудняет её «опознание» маленькими читателями. Точно также высоко оценивается выбор  строки,  которая не  является кульминационной, но подобна ей, поскольку  прямо выражает противоречивое настроение лирического героя.  
На третьем этапе  работы дети с помощью доступных для них элементов анализа осмысляют те художественные средства, благодаря которым в кульминационной строке наиболее отчетливо проявляется противоречивое настроение стихотворения. Это осмысление играет ту же роль, что и комментарий взрослого читателя, с помощью которого он поясняет смысл созданного им образа-строки.
Иногда дети уже на первом этапе работы выделяют  кульминационную строку, либо даже  все  три опорных элемента лирического сюжета. В этом случае  педагогу остаётся  сразу же перейти к разговору о художественных особенностях этих элементов.
Вышеописанный порядок работы над образом-строкой на практике реализуется, конечно, в различных вариантах. Так, о «главных по настроению строчках» в большом по объему стихотворении С.В.Михалкова «Светлана» у детей были самые разные мнения – назывались и первая, включающая завязку лирического сюжета, строфа (Катя М.), и последняя, содержащая в себе развязку (Оля С.), и описание зоопарка (Стасик Л.), и двустишие  с кульминацией (Дима Х.), и др.
Когда первый этап работы завершился, педагог увидел, что дети устали, поскольку им пришлось выслушать и сопоставить между собой множество ответов. Поэтому второй и третий этапы он провел сам, предлагая детям своего рода образец постижения лирического сюжета через образ-строку. Сначала  он  остановился на ответе Димы Х.,  сказав, что  названные им  строчки – «У далёкой/ У заставы/ Часовой в лесу не спит» – включают в себя именно ту, в которой наиболее отчетливо проявляется настроение стихотворения. Затем прочел эту строчку – «У далёкой / У заставы…». Затем объяснил, почему именно  она «главная по настроению» –  потому, что в строке громко звучит как надежда на пограничников заставы, которые готовы  защитить девочку от  беды, так и тревога, связанная с тем, что застава очень  далеко, а беда может быть очень близко.
Были отмечены также ответы Кати М. и Оли П., выбравших  фрагменты в самом начале стихотворения,  и Оли С., выделившей его завершающую строфу. При этом  педагог отметил, что особенно важны  первая  и последняя строчки, в которых преобладают соответственно «тревога» и «нежность, надежда».
Если в « Светлане» лишь один ребёнок сумел выделить двустишие с кульминацией, то на листках со  стихотворением И.А. Бунина «Детство»   строки  «И чувствую: мне только десять лет,/А ствол –  гигант, тяжёлый, величавый»  подчеркнули  уже несколько человек.
Одобрив эти ответы и особо остановившись на том, что самая «главная по настроению строка» – это  «И чувствую: мне только десять лет»,  педагог попросил  уже самих детей подумать над тем, почему именно в ней – или пусть даже в двустишии – наиболее отчетливо передается настроение стихотворения. Ответы большинства детей показали, что для них  кульминационные строчки – это яркое воплощение  печали лирического героя, которая в детстве была связана у него с ощущением своей  «малости»,  затерянности   среди   огромных  сосен (Оля П., Миша Ф.),  а в зрелом возрасте – с воспоминаниями о минувшем детстве   (Оля С.).
Один только Стасик Р. не согласился с  «печальной» трактовкой кульминации и попытался подкрепить своё мнение строкой « А ствол – гигант, тяжёлый, величавый», но, к сожалению,  не смог объяснить, зачем привёл эту цитату.
Поэтому педагог попросил детей подумать, только ли печалью проникнута «главная по настроению» строчка, или еще каким-то чувством? Этот вопрос побудил участников работы вспомнить свои же недавние определения «музыки, подходящей к стихотворению», и прийти к выводу о том, что в выделенном ими двустишии наиболее отчетливо проявляется не только «печаль» лирического героя, но и его восхищение мощью, красотой природы,  которое и передано через описание сосны.
В двух предыдущих стихотворениях детям с самого начала указывали на двустишие, в котором находилась искомая строка. В стихотворении же А.А.Фета «Печальная берёза…»  кульминация была выделена  лишь в составе целой строфы,  притом только одним ребёнком:

Как гроздья винограда
Концы ветвей висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Педагог, оценив этот ответ как самый лучший, добавил, что всё же более точным  было бы выделение хотя бы третьей и четвёртой строки, и попросил участников работы подумать, почему. Боря Б. тут же ответил: «Я понимаю так, что автор хотел сказать, что смотреть на березу и весело, и грустно». Этот ответ был признан очень удачным, поскольку мальчик, заменив антитезу «радостен-траурный» более общей и «наглядной» антитезой «весело-грустно», подчеркнул, что в строчках, о которых идёт речь, наиболее отчётливо  проявляется противоречивое настроение стихотворения. Иначе говоря, настоящим успехом в этом случае был не поиск кульминации детьми, а её трактовка, что случается весьма редко.  Связано же это было во многом с эффективной   предварительной работой над «музыкой»  и «рисунком» к стихотворению.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования