Общение

Сейчас 532 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.


Приобщение детей к представлениям о природе лирического произведения

Представления об этих свойствах служат своего рода «теоретическими» дополнениями к образу-эпитету, образу-детали, образу-строке и так же, как и они, помогают детям осваивать искусство художественного восприятия лирики. Чаще всего эти представления возникают, благодаря тому, что сами дети с помощью педагога в  органичной для них форме «конкретного обобщения»[65,c.314] осмысляют   впечатления,  связанные у них с чтением лирики. Когда речь идёт  об особо сложных  явлениях лирического творчества, педагог сам обобщает конкретику  детских ответов.
Предметами «конкретного обобщения» при этом становятся: смысл эмоций, которые интересуют лирического поэта; его эстетический подход к ним; эмоционально-эстетическая окраска лирического стихотворения;  уникальность его образного ряда.
Для того чтобы приобщить детей к природе переживаний лирического героя, педагог предлагает им определить настроение   людей  в  той или иной ситуации.
Так, например, задаётся вопрос:  «Что испытывают дети, когда они входят в лес?»  Обычно хотя бы несколько человек связывают эту ситуацию с противоречивыми переживаниями.
Так, некоторые участники  нашей работы считали, что дети в этом случае испытывают радость, другие думали, что страх, зато третьи говорили о  противоречивых  чувствах – «радости  и  тревоге»  (Витя Б.), «радостно-тревожном настроении» (Андрей М.), «восхищённо-величественном настроении»  (Миша Л).
Ещё более показательными в этом плане были ответы детей на  вопрос, что чувствует солдат, когда он во время войны входит в лес. Конечно, и здесь звучали «простые»  ответы: «Риск», «тревогу», « У него отважное настроение». Но гораздо больше было таких, которые обозначали   состояние души, способное стать предметом  лирического творчества. Так, Андрей М. описывал это состояние как «тревогу и осторожность», Стасик Р. –  как «опасность и удаль», Эля Г. – как «смутную тревогу», Миша Л. считал, что настроение у солдата «храбро-вдохновительное».
Педагогу и в том и в другом случае оставалось выделить самые яркие  ответы и подчеркнуть, что поэт обычно описывает в стихах именно такие, противоречивые, чувства, поскольку люди испытывают их в особенно значительные моменты своей жизни.
Для того чтобы привлечь внимание детей к природе авторского контекста в стихотворении, предлагается следующая ситуация: «Представьте, что в метро едет человек с букетом цветов. На остановке входят двое. Один восклицает: “Какие красивые!” Другой спрашивает: «Сколько стоят?» Как вы думаете, кто из них поэт? И почему?»
Ответ на этот вопрос никогда не затруднял  детей. Они радостно, наперебой, отвечали: «Тот, кто сказал, что они красивые! Потому что поэт всюду видит красоту и описывает ее!» Вслед за этим следовал примерно такой диалог педагога и учеников:
П. А как это всюду? Где – всюду?
У. Он видит красоту природы и описывает ее.
П. Да, поэты часто описывают красоту природы. Но разве в этих стихах главное – описание? Помните, мы подбирали музыку к разным стихотворениям? Зачем мы это делали?
У. Для того чтобы передать настроение стихотворения.
П. Совершенно верно. Для поэта – главное чувство, настроение. Ему кажется «красивой» не только природа, но и человек, который любуется ею, которого что-то волнует. Красоту его переживаний он и передает в стихах.
Постижению эмоционально-эстетической природы лирического стихотворения  способствует  проблемная  ситуация,  связанная со стихотворением М.В.Исаковского «Здесь похоронен красноармеец».  

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А  Родину сберёг.

Прочитав его, педагог говорил детям: «Представьте, что жители  деревни нашли недалеко от нее могилу неизвестного солдата, поставили ограду, обелиск и стали думать, что лучше написать на нём – это стихотворение или просто слова: «Здесь лежит неизвестный солдат. Прохожий, остановись, поклонись его могиле!» А вы что бы им посоветовали?»
Большинство детей выбирали стихотворение и мотивировали свой выбор его эмоционально-эстетическими особенностями.
М. Стихотворение доходит до сердца.
Д. Стихотворение красивое.
Д. Стихотворение возвышает душу.
Д. В стихотворении лучше ощущается, что надо поклониться.
М. Стихотворение живое.
Д. В стихотворении как-то необыкновенно.

Выслушав такие  и подобные им ответы, педагог выделял самые удачные из них и делал вывод о том, что, действительно, лучше выбрать для надписи стихотворение, поскольку оно производит на людей более сильное впечатление, чем «обычная», прозаическая речь.
Прием, позволяющий говорить о неповторимости эмоционально-эстетического облика каждого стихотворения, был подсказан нам самими детьми во время уже упоминавшегося обсуждения образов-деталей к стихотворениям С.А.Есенина «Береза» и А.А.Фета «Печальная береза…». После того как дети не смогли отгадать, к какому стихотворению сделана одна из воображаемых иллюстраций, ее автор сказал, что она относится к обоим стихотворениям. Его признание стало началом разговора на тему «можно ли сделать один, общий, рисунок к тому и другому стихотворению». В результате разговора пришли к выводу, что это невозможно, потому что  каждое из этих стихотворений  представляет собой «картину», проникнутую особым, неповторимым  настроением.    
Очень важно подчеркнуть ту роль, которую играют элементы стихотворения в возникновении его художественного целого. Для этого используется деформация произведения.
Так, например, уже упоминавшаяся деформация стихотворения А.Н. Майкова «Весна», и сопоставление двух его «вариантов», показывают маленьким читателям, что  каждая  из двух строф произведения несёт   значительную эмоционально-эстетическую нагрузку.
Нужно  также, чтобы дети увидели: слово в стихотворении – это   неповторимый элемент его художественного целого.
Такая работа проводилась со стихотворением   Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…».

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.


Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей.
И раскаты  громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля

Детям предлагалось подумать, можно ли в строчке «Принахмурилась земля» заменить глагол словосочетанием «чуть нахмурилась», «и нахмурилась» и др. Попытка замены помогла участникам разговора осознать тот факт, что поэту было необходимо употребить именно это слово,  для того чтобы создать картину, говорящую о самых первых признаках приближающейся грозы.
Полезно привлечь внимание детей и к  явлению рифмы в стихотворении, и к  различным видам рифм, поскольку этот элемент поэтической речи несёт  в ней  важнейшую эстетическую нагрузку. Здесь также на помощь приходит деформация: педагог во время чтения стихотворения вслух пропускает те или иные рифмы, которые  отгадываются детьми. Собственно говоря, эта работа представляет собой весёлую, очень нравящуюся детям игру, которая, однако, разрушала бы лирические стихи, если бы они служили для неё материалом. Поэтому  её нужно вести  с игровыми  и просто  весёлыми  детскими стихами.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования