Общение

Сейчас 527 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Высокие технологии ХХ века достигли такого уровня, что стали проникать буквально во все сферы жизни человека, в том числе и в искусство. Так родилось направление в искусстве, названное мультимедийным. В него входят net art, видео арт, цифровое изображение, мультимедийные перформансы и многие другие виды, связанные с высокими технологиями. Эти технологии воспринимаются не просто как средство для создания объектов искусства, а как самоценный инструмент со своей собственной эстетикой.
Современное искусство медиа стремится к синтезу искусств и проявляет все большую театральность. Интерактивные и интернет перформансы похожи, скорее, на спектакли со своей сценографией и даже драматургией. Роль актера берут на себя сам художник и даже зритель, которому предлагается активно взаимодействовать с произведением, самому стать игроком и разыграть свой собственный спектакль. Примером может служить интерактивный перформас «Music Plays Images Images Play Music», созданный японскими художниками Иваи и Сакомото (1997г.). По сути, это был мультимедийный концерт, в котором была использована система из двух роялей и компьютера для визуализации музыки. Различными способами музыкальные звуки связывались с визуальными образами, создавая радикально новое пространство. Этот перформанс транслировался в интернет, задействуя таким образом его интерактивную среду и осуществляя через интернет дистанционный контроль за роялями.
На сцене были размещены два больших рояля, на заднем плане подвешен экран 8х10м. Крышки роялей были подняты, внутренние механизмы ярко освещены. В эту систему были включены компьютеры и видеокамеры, одной из которых снимали общий план, другими крупным планом клавиши роялей. В начале перформанса в полной тишине рояли начинают играть сами. Затем на экране появляется изображение Сакомото, играющего на рояле, потом оно медленно гаснет вместе с затихающей музыкой. Потом он сам появляется на сцене и начинает играть на маленькой переносной клавиатуре, и рояли тоже начинают играть. И в этот момент от них исходит свет. В следующей части перформанса Сакомото просто играет на рояле, световые образы, которые визуализируют каждую ноту, поднимаются и переходят на экран, при этом они учитывают длину звука, его тон и человеческий глаз может распознать это. Образы меняются, расходятся. На экране появляются 88 элементов по количеству клавиш. Второй участник Иваи нажимает компьютерной мышкой на образы, и от них начинает исходить свет. А когда этот свет доходит до рояля и касается его, он сснова начинает играть, а свет становится образами. Камера снисает Сакомото, его силует из света проецируется на экран. Когда свет силуэта Сакомото пересекается с роялем, тот начинает играть, при этом звук меняется в зависимости от движения силуэта. Следующая часть музыка, которая превращается в образы. Звуксвет исходят из первого рояля, достигает второго и он начинает играть, повторяя то, что только что было сыграно. Таким образом, получается, что Сакомото играет на двух инструментах. Потом он уходит со сцены, и только его проекционное изображение на экране продолжает играть.
Можно вспомнить и другой проект того же 1997 года, который представлял собой новую креативную систему. На протяжении представления участники могли рисовать и «делать» музыку одновременно. Среда представляла собой площадку, по которой предлагалось ходить людям, и интерактивный экран, помещенный над ней. На экране появлялись рисунки, которые были связаны с движением участников, причем учитывалось не только направление движения, но и скорость. Каждый участник имел свой цвет. Никакой специальной экипировки не требовалось. Звук тоже зависел от характера движения участников. Так автор предлагал зрителям открытую креативную систему, позволяющую людям создавать звуковые и визуальные образы. Эта идея создания людьми с помощью своих действий звука, цвета или визуального ряда потом неоднократно использовалась как в перформансах, так и в театральных представлениях.
Поскольку театр по своей природе синтетичен, то соединение его с мультимедийными технологиями или даже с мультимедийным искусством вполне естественно. Различные языковые объекты могут не просто сосуществовать рядом, но и взаимодействовать, усиливая выразительность произведения, открывая новые грани в его эстетике. В пространство сценографии включается видеоряд, компьютерные проекции и трехмерная компьютерная графика. Все это составляет единую структуру.
Но сразу же возникает проблема, как соотнести разные элементы разных языковых феноменов. Часто получается, что видеофон, используемый для спектакля, пассивен и акцент смещен на игру актера. Бывает и наоборот, когда мультимедийная среда: звуковые, видео, компьютерные эффекты, задумываются как почти самостоятельное художественное произведение, где актер является лишь пластическим элементом общей композиции. Это характерно для интерактивных и интернет представлений, близких к перформансу.
Однако простое механическое соединение мультимедийных средств и традиционно используемых в театре искусств, по сути, не дает того, что можно называть Мультимедийным театром. Это понятие характеризует не просто использование каких6то новых технологий в пространстве спектакля, но несет в себе понятие о новой эстетике, которая должна быть присуща новому театру. Когда медиатекст четко построен во времени, а его связь с актерами и элементами традиционной сценографии носит ограниченный характер, то соотношение или противопоставление виртуального и реального становится очень сильным выразительным средством. Современное интерактивное и интернет искусство активно используют двойную сущность художественных объектов. Виртуальное и реальное содержат в себе философский и эстетический смысл, они актуализируют проблему телесности и, будучи используемыми в театре, открывают удивительные выразительные возможности.
Использование видеоряда в спектаклях явление уже не новое. В России впервые этот новый элемент стал использовать театр «черноеНЕБОбелое». За рубежом такие приемы тоже не редкость. Например, французский художник Жиль Морель, в чьем творчестве всегда переплетались театр, интернет и медиаискусство, совместно с театральной компанией ГРАФФИТИ поставил в Норвегии спектакль, в котором новые технологии и текст были органично включены в изобразительную ткань произведения. При этом все составные части (текст, видео, свет) изначально рассматривались как равноценные.
На сцене располагалось несколько компьютеров, на мониторах которых чередовались анимационные картинки и люди, зачитывающие текст. Помимо этого, на фоне глухого черного задника были установлены металлические конструкции, на которых под разными углами была натянута белая материя. На этот экран проецировались видеоизображения, которые, по сути, заменяли декорации и создавали определенную эмоциональную атмосферу. По ходу спектакля видеопроекции менялись или приходили в движение. В этом пространстве актеры разыгрывали пьесу, обращаясь то друг к другу, то к людям на компьютерных мониторах или видеопроекциях.
Необходимо помнить, что видео арт и видеоряд, которые могут использоваться на сцене, это не кино. Они лишены и того, что называется action. Движение в них, безусловно, присутствует, они не статичны, но действия в них немного. Видеоряд может быть самостоятельным произведением, поэтому при использовании такого элемента в театре нужно ввести его в общий текст произведения. Актер должен активно взаимодейстовать с этой средой, тогда из этого может родиться новая реальность. Интересный опыт подобного представления был во время доклада мультимедийного перформанса «Древнейшие концепты шаманизма. Эпоха свершений» на симпозиуме в театре Анатолия Васильева в рамках Московской театральной Олимпиады 2001 года. Видеоряд был одним из элементов организующих пространство, в котором проходило это выступление. Лектор читал свой доклад в двух ипостасях: реальной и виртуальной. Он вел беседу со своим двойником на экране компьютера. Эта двойственность была нужна не для того, чтобы демонстрировать технологические достижения, а для того, чтобы проиллюстрировать идеи. И, хотя, этот перформанс не являлся спектаклем в полном смысле этого слова, он демонстрировал синтетическое взаимодействие человека и мультимедийных средств, построенное на внутренней логике. Логическим продолжением процесса включения новых медиасредств в театр должно стать возникновение интернет театра. В этом случае зритель будет иметь дело с экраном, и театр, таким образом, окажется в одном ряду с другими объектами экранной культуры. Зритель сможет влиять на ход спектакля возникнет интерактивный театр.
Эта идея разрабатывается как у нас, так и за рубежом. Вплотную этой задачей занимается Берлинская театральная школа.
Интернет искусство и интерактивное искусство стали сами по себе декламацией и представлением. Они предлагают нам действо, которое локализуемо во времени, но не в пространстве. Скоро такая же возможность существовать в актуальной и в виртуальной реальности будет и у театра. Изменится ли он? Безусловно. Будет ли это новое явление теперь уже интернет культуры театром? Посмотрим...

Елизавета Пакулина

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования