Общение

Сейчас 336 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Мне представляется, что поиск новых форм сцены или, как еще говорят, «идеального театра» занятие увлекательное, но мало перспективное. Попытки создать новый образ сценического пространства предпринимались и в давние и в близкие нам времена. Одним из первых, кто проявил в этом деле завидную изобретательность, был И.Фуртенбах. Еще в 17 веке он придумал театр с четырьмя сценами и вращающимися местами для зрителей. Во второй половине 18 века архитекторами Ч.Кохином, К.Морелли и некоторыми другими разрабатывалась идея переноса игры актеров на обширный просцениум, позже подхваченная Ф.Шинкелем и Г.Земпером и на рубеже 19620 веков воплощенная в ряде немецких театров (Мюнхенский художественный театр, Шекспировский театр и др.).
В начале 20-го столетия публиковалось множество удивительных проектов театра будущего. Это и остроумный проект «Идеального театра» А.Бурбоне, знаменитое предложение А.Вейнингера расположить театральное пространство внутри огромного шара, повторенное впоследствии архитекторами Ваго и Полиери и ряде других. Мы помним и конкурсы на создание проекта «Театра будущего», проводимые в нашей стране. Все эти разработки, так или иначе влияли на развитие театрального процесса, но, к сожалению, не имели реального выхода. Театр не воспользовался предложениями архитекторов. Более того, даже те режиссеры, которые построили театры, внедряя в них свои пространственные идеи, практически после первого же сезона покидали эти сцены.
В чем же дело? Почему театр проявляет равнодушие к пространственным новациям? Вопрос сложный и требует обстоятельного анализа. В рамках журнальной статьи можно лишь указать на некоторые причины, которые, на мой взгляд, являются определяющими.
Во-первых, большинство этих новационных проектов не были предназначены для какого-либо конкретного театра или конкретного режиссера. Это были, так сказать, «театры вообще». А тот вид театра, который сегодня существует, не требует иных сценических условий, кроме закрытой коробки. Ибо по своей природе сцена-коробка так же иллюзорна, как и само театральное искусство. Недаром именно эта форма сцены безраздельно господствует во всем мире.
Во-вторых, задание на экспериментальное проектирование должно исходить из требований режиссуры. Новые пространственные формы придется искать в том случае, если кто-то вознамерится создать новый тип театра, например, такой, каким его видел и красочно описал Станиславский в набросках статьи под названием «Разные виды театров». Но и это, отнюдь, не гарантирует безошибочность задания, Оно может оказаться частным желанием художника, который по истечении какого-то срока отрешится от него. Переход театра на новую сцену возможен только тогда, когда сложится определенная устойчивая система, родится иной вид тетра, идеи которого получат широкое распространение.
И еще одно очень важное обстоятельство. За всю свою историю театр выработал два типа сцены: открытую и закрытую. Иными словами, сцена может быть или в виде открытой сценической площадки или в виде коробки. Существует ли третье решение? Думаю, нет. Таким образом, любые поиски новых форм заканчиваются одним из этих вечных вариантов. Сочетание этих форм в едином пространстве, как показала практика, не дало желаемых результатов. Иными словами, любые поиски новой сцены неизбежно ограничиваются наличием двух коренных сценических форм.
Значит ли это, что поиски новых решений совершенно бессмысленны, что все проблемы уже решены? Совсем нет. Результаты конкурсов в определенной степени отражают культурный процесс данного периода и могут представлять некий исторический интерес. Не исключено, что когда-нибудь что-то найденное архитекторами сегодня может пригодиться будущему театру. А пока существенной, если не главной, задачей театрального проектирования является создание наиболее благоприятных условий восприятия театрального действа. Тем, кто играет спектакль, необходимо, чтобы, по словам П.Брука, их «каждый жест, каждое движение были бы полны значения». Чтобы ничто не препятствовало свободному общению актеров со зрителями, полному их взаимопониманию. «Не надо мешать зрителям сосредотачиваться самим в себе» говорил Станиславский. В этих словах двух великих режиссеров вся программа театрального строительства. Решающую роль в этом отношении играет величина зрительного зала, компоновка зрительских мест и размеры портала, учитывающие важность оптимальных пропорций между величиной актерской фигуры и величиной зеркала сцены. Было бы крайне важным попытаться просчитать эти величины математически и определить театральный закон золотого сечения. Важно найти такую форму зрительного зала, которая обеспечивала бы прекрасную акустику, абсолютную видимость сцены. Задачи не из легких, так как экономическая сторона деятельности театров диктует необходимость заказывать залы большой вместимости, а это приводит к устройству балконов, располагаемых по задней и боковым сторонам зала. Но, если вертикальная компоновка мест в оперном театре не вызывает особых возражений, то для драматического театра, по моему убеждению, она совершенно непригодна, хотя бы потому, что угол зрения на сцену или, иначе говоря, ракурс зрителей партера и балкона, имеет существенные различия. Отсюда разница в восприятии сценической картины, которая возникает у разных групп зрителей.
Прогнозирование развития театральной техники также весьма и весьма проблематично. Но это уже другая история.

Вадим БАЗАНОВ

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования