Общение

Сейчас 567 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Беседа корреспондента Галины Белосельской с директором Всероссийского экспериментального центра "Школьный театр", членом жюри фестиваля Татьяной Николаевной Прусаковой.

КОР. Татьяна Николаевна, поздравляю Вас с открытием фестиваля школьных театров "Русская драма". Скажите, пожалуйста, почему фестиваль называется "Русская драма"?
Т.Н. "Русская драма" - для нас собирательное понятие. Это русская классическая литература XIX века, история Отечества, это наша православная вера, это преемственность традиций. Кроме того, так называется театр М.Г. Щепенко - Московский театр русской драмы, с которым мы и задумали фестиваль.
КОР. Замечательно. Ведь русское классическое наследие почти уходит со сцены профессиональных театров. Их место занимают пьесы западных и американских драматургов. Но по силам ли школьникам серьезное прочтение, например, Ф.М. Достоевского? Кто может им помочь раскрыть философско-религиозный смысл его произведений?
Т.Н. За последнее десятилетие в школьный театр пришли режиссёры, окончившие не только институты культуры, а и выпускники Щукинского театрального училища, РАТИ. Это люди думающие, способные самостоятельно осмыслить художественное произведение. Они сами пишут инсценировки по романам и повестям. Так появляются спектакли по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка”, "Барышня-крестьянка", по рассказам Чехова и даже по роману И.С. Шмелева "Лето Господне". Но в целом, конечно, такая проблема существует: русская классика требует культуры, интеллектуальных усилий. Кто помогает? Недавно появились книги М.М.Дунаева "Православие и русская литература XVII-XX вв.". Он доктор филологических наук и богословия. Здесь, в театре Щепенко на театральной гостиной была встреча с М.М.Дунаевым. В зале можно было увидеть много школьников со своими родителями.
КОР. Это в Москве, а в других городах, наверное, нет такой литературы. Может быть, для школьных театров каким-то ориентиром являются ТЮЗы?
Т.Н. К сожалению, нет. ТЮЗов в России почти не осталось, да и с репертуаром сложности. Часто они ставят произведения не для детей, а для "кассового" взрослого зрителя.
КОР. Современные драматурги не пишут для детей?
Т.Н. Для маленьких еще есть пьесы, ставят сказки. А вот для подростков и старшеклассников трудно найти хорошую пьесу. Раньше драматурги писали для ТЮЗов, их пьесы ставили, им шли отчисления. А теперь у драматургов интерес пропал. Поэтому мы ищем свои пути: один раз в два года вместе с Министерством образования проводим Всероссийский конкурс "Детская пьеса", пишут и школьники, и руководители детских театров и родители, бывает коллективное творчество. Сейчас появилась возможность издать лучшие пьесы для детей и молодежи в издательстве "ВЛАДОС". КОР. Чем этот четвертый фестиваль отличается от предыдущих?
Т.Н. Прежде всего тем, что увеличилось число спектаклей по произведениям русских классиков. Нам прислали много видеокассет, отобрали только десять. Складывается общая картина: оказывается интерес к русской классике не угасает, надо только его поддерживать, помогать школьным театрам.
На фестивале всегда работает творческая лаборатория, театральная гостиная, которые становятся своеобразными дискуссионными клубами по обсуждению произведений русской классики, их сценического воплощения, по вопросам христианской культуры. В этом нам очень помогает Михаил Григорьевич Щепенко. В январе будущего года мы вместе с ним планируем провести творческую лабораторию для руководителей школьных театров.
КОР. Я смотрю в программу; в Москву приехали и младшие школьники. Как "Кошкин дом" и "Тили-тесто" вписываются в такой серьезный фестиваль?
Т.Н. Конечно, хорошо бы их собирать отдельно, но у нас нет такой возможности. Так что пока дружим все. Оценивать их спектакли будем по особой «шкале». КОР. У вас постоянный состав жюри?
Т.Н. Есть основа - те, кто работают на всех фестивалях. Это М.Г.Щепенко, Т.С.Баснина, специалисты "Школьного театра", появляются новые люди. Свежий взгляд всегда интересен. В этом году у нас в жюри театральный критик Евгения Тихоновна Розанова, она работает в театре "Школа драматического искусства"
А.Васильева, композитор Александр Павлович Кулыгин, Заслуженный деятель искусств России.
КОР. Это авторитетные люди. Но у школьного театра – своя специфика, это ведь театр педагогический, результат художественный не на первом месте, да?
Т.Н. Вы совершенно правы. Бывает на других фестивалях, что специалисты, члены жюри совсем не учитывают особенностей таких театров или просто не любят любительские театры. Знаете, это привычное: «А...а, самодеятельность...» и соответствующее выражение лица. На Дельфийских играх в Москве соревновались на равных профессиональные и любительские театры. Некоторые члены жюри говорили, что спектакли любительских театров – это не искусство, но это тема для другого разговора: Кстати, у нас на фестивале – театр из города Советска Калининградской области, который стал лауреатом Первых Дельфийских игр в Саратове. На нашем фестивале они покажут спектакль по поэме А.Блока «Двенадцать».
КОР. Удивительно. Пять страничек стихотворного текста. Как же из этого можно создать спектакль? Да и по содержанию как будто не подходит к вашему фестивалю...
Т.Н. Не могу заранее высказать свое мнение. Но работы этого театра, который носит очень точное название "Иная возможность" вызывают всегда большой интерес. Их отличает творческий поиск, эксперимент. Раньше они ставили зарубежную драматургию - Шекспира, Гофмана, были интересные опыты в стиле японского театра, танца «модерн». В год 200-летия Пушкина театр подготовил сценическую композицию по «Маленьким трагедиям» и «Пиковой даме». А теперь впервые приехали на фестиваль "Русская драма". Говорите, пять страничек... Можно создать спектакль и из трех страничек.
КОР. И из телефонной книги.
Т.Н. Вот-вот. Но лучше все же взять русских классиков.
КОР. Согласна. Какие театры, как из Советска, впервые на фестивале?
Т.Н. Все, кроме театра-студии “Перемена" из г. Соликамска и детского театра «На Пушкинской» из г. Воронежа. Здесь у нас положение нелегкое. Если те, кто уже участвовал в прошлом году, захотят вновь приехать, мы тем самым не дадим возможности участвовать новым коллективам. Приходиться жертвовать в пользу театров других городов. Эти коллективы – лауреаты Всероссийских фестивалей школьных театров, для них сделали исключение.
КОР. А как быть театрам Москвы?
Т.Н. В прошлые годы школьные театры Москвы принимали участие.
КОР. И каков уровень? Они сильно отличаются от театров малых городов и сел? Уровень выше?
Т.Н. Нет, я бы не сказала, что московские театры выше по художественному уровню. Разумеется, я не говорю вообще о школьных театрах Москвы. В наших фестивалях принимали участие несколько театров. Руководители этих театров понимают ситуацию, не обижаются, они приходят к нам, делятся своими планами, приглашают на премьеры. Вы можете увидеть их в зале, на творческой лаборатории.
КОР. Для кого вы организуете творческие лаборатории?
Т.Н. Для режиссеров-педагогов школьных театров России. Это наша традиционная форма повышения квалификации. В лаборатории участвуют руководители тех коллективов, которые приехали, и приглашенные режиссеры.
КОР. Кто эти режиссеры? Что нужно, чтобы попасть на лабораторию?
Т.Н. Среди них те, чьи работы не прошли по конкурсу. У нас ведь предварительный отбор по видеокассетам. Хочу еще раз подчеркнуть: не прошли спектакли не потому, что они слабы в художественном отношении. хотя есть, конечно, и такие, а просто мы ограничены в своих возможностях. Вообще, на лабораторию может приехать любой руководитель школьного театра.
КОР. Обучение платное?
Т.Н. Бесплатное, но проезд и проживание за свой счет.
КОР. А как получить информацию об этом фестивале? Пресса вами интересуется?
Т.Н. Мы высылаем все документы в рабочем порядке, информируем всех систематически. "Школьный театр" выпускает специальный Информационный сборник. Были публикации о фестивале в журналах "Внешкольник", "Встреча", в Информационном сборнике СТД. Мы не стремились на первых фестивалях приглашать прессу: сначала надо на ноги встать. Сейчас у нас будут корреспонденты из разных журналов, газет, а также телевидения.
КОР. Спасибо. Желаю Вам и всем юным актерам радости и творчества.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования