Общение

Сейчас 939 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

АКТУАЛЬНО!

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Детский театр как вид искусства зародился в обрядовых традициях наших предков, поклонявшихся языческим культам. После распространения христианства детское театральное творчество стало неотъемлемой частью культурного развития и образования. Особенно большое значение детскому театру придавали в Средние века в странах Западной Европы. Примерно в конце XVI – начале XVII веков он проник на Украину, а затем и в Россию.

Появление русского театра

Появлением в России детского театра мы обязаны царю Алексею Михайловичу. Во время своего путешествия по Украине он увидел красочные театральные представления с участием «младых отроков» и решил привить это искусство при дворе. Вместе с царем в Москву приехал церковный деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий, которому Алексей Михайлович поручил воспитание и образование собственных детей.

Чем знаменит Симеон Полоцкий?

Симеон Полоцкий, человек весьма образованный, обладающий чувством прекрасного, придавал огромное значение воспитанию в юных отпрысках творческого начала. Он учил детей не только грамоте и основам наук – не последнее место в образовании занимали «тонкие» искусства: поэзия, живопись, танцы и, конечно, театр.  Активная воспитательная деятельность Полоцкого дала превосходные результаты: сначала он привлек к организации домашних театров боярских детей, а затем добился от Алексея Михайловича учреждения придворной «Потешной палаты», главным делом которой была организация театральных представлений для царя и его приближенных. В этих представлениях детишки разыгрывали библейские сюжеты, сцены из древнегреческих мифов и даже политические анекдоты.

Забавы дворян и простого народа

Однако при Алексее Михайловиче театр оставался исключительной привилегией знатных дворян – видеть сии спектакли могли лишь придворные. Для простого народа театральные представления были недоступны, поэтому он развлекал себя более простыми уличными представлениями с участием знаменитой куклы Петрушки, скоморохов и гусляров.

Помог ли театру Петр I?

Ситуация изменилась после того, как русский престол занял сын Алексея Михайловича, Петр I. Практически вся государственная деятельность Петра Алексеевича была направлена на приобщение России к культуре наиболее развитых стран Европы. Царь прекрасно понимал, что Россия сможет преодолеть свою отсталость только ценой развития наук, производства и, конечно же, искусств, причем это развитие должно затрагивать все слои общества – от самого знатного вельможи до крепостного.  Стараясь сделать театр доступным для народа, Петр I в 1704 году приказал перенести его из царских палат на Красную площадь «Комедиальную храмину», в которой под руководством немецких «драматургов» русские подростки играли спектакли.  Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина».  Однако очень быстро стало понятным, что немцы только тормозят дело – они плохо знали русский язык и еще хуже были знакомы с русскими традициями и нравами. Поэтому театром стали руководить русские актеры, выходцы из самой же «Комедиальной храмины».

Открытый и закрытый театры

Следующей ступенью в развитии театрального искусства в России стали школьные театры, основанные при Медицинской и Славяно–греко–латинской академиях. Они рассматривались педагогами как важный метод воспитания юношества. И если в «Комедиальной храмине» основные сюжеты для постановок брали из западной литературы, то теперь пьесы писались русскими авторами на основе событий отечественной истории и современности.  Школьный театр при Славяно–греко–латинской академии был закрытым, то есть недоступным широкому кругу зрителей. Театр же при Медицинской академии, напротив, был открыт для всех, кроме крепостных. Впрочем, последние нередко становились актерами в домашних театрах у своих хозяев.

Первый государственный театр

В период правления дочери Петра I, Елизаветы Петровны, был утвержден первый государственный театр. Основой его послужил театральный кружок при кадетском Шляхетском корпусе. Этот театр был организован для помощи кадетам в изучении иностранных языков – все спектакли ставились на английском, немецком, французском языках. Однако Елизавета заинтересовалась именно художественной стороной дела, поэтому сначала пригласила кадетов играть при дворе, а затем учредила государственный театр на базе Шляхетского корпуса.

XX век

Несмотря на общее распространение театрального искусства, пик развития детского театра пришелся на начало XX века. И это во время политических катаклизмов, экономических трудностей и резких социальных перемен! Напротив, в таких условиях было необходимо найти что–то светлое, возвышенное, что поможет пережить общественные потрясения.  И вовсе не удивительно, что таким островком красоты стал театр. Но почему именно детский? Потому, что кардинальные перемены в России требовали формирования нового поколения – людей с новым складом мышления. Естественно, разумнее всего формировать новое поколение с юных лет. Поэтому детей стали активно привлекать к важным государственным событиям: народным празднованиям, фестивалям, парадам и даже партийным съездам.

 

 

 

Победа пролетариата не только уравняла людей по социальному положению, но и сделала все виды искусства общедоступными – теперь одаренные дети не нуждались ни в рекомендациях, ни в протекции. Любой желающий мог прийти в театральный кружок, тем более что таковые имелись практически при каждом учебном заведении, будь то школа или гимназия.  К сожалению, с 20–х годов XX века и до начала 80–х годов в детском театральном творчестве наблюдался заметный спад. Театр с участием детей из разряда свободного творческого коллектива перешли в сугубо воспитательные рамки. Иными словами, сами педагоги в большинстве своем видели в школьных театрах и студиях только способ воздействия на юные умы, метод образования и обучения, чем отрицали важность развития таланта как необходимой составляющей любой личности.

Возрождение театра

В конце XX века детский театр снова набирает обороты и становится тем, чем он и должен быть, – уголком духовности, храмом эстетики. Педагоги начинают работать с детьми именно потому, что детский театр воспринимается как вид искусства, а не только форма обучения. Начинают разрабатываться целые методики по актерскому мастерству и особенностям театральных постановок с участием детей. Более того, детские театры России выходят на мировую арену – дают зарубежные гастроли, участвуют в международных фестивалях, становятся членами различных театральных ассоциаций и союзов. Театр, в котором играют дети, превратился в самостоятельное культурное явление.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования