Общение

Сейчас 510 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для «тишайшего царя» театральные представления были только придворной забавой, «жалостной» пли «прохладной», то для его сына, великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду. Идея общедоступного, народного театра, шедшая навстречу исконным привычкам к скоморошьим «играм», сразу же пустила глубокие корни в народную жизнь. Уже в первые десятилетия XVIII в. она была жадно подхвачена низшими, полуинтеллигентными слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра, которые к половине этого века создали Волкова. И с тех именно пор театр занял свое доминирующее положение в русской жизни.
Придворный и школьный театр во все стороны пускает свои побеги.
По словам такого знатока нашего старого быта, как Забелин, «разночинная интеллигенция посадской Москвы в первой половине XVIII в. была единственным хранителем, представителем и производителем театрального, если не искусства, то ремесла, которое недалеко находилось и от искусства, распространяя о нем первые понятия, развивая в своей публике вкус, охоту, потребность в увеселениях этого рода. Канцеляристы, копиисты, даже стряпчие, заодно с дворовыми людьми, с великим усердием занимались лицедейством и, затрачивая по времени не малую сумму на наем помещения, «производили гисторическия всякия приличествующия действительным публичные каммеди для желающих благосклоннейших смотрителей».
Поразительно быстрое развитие за XVIII в. самых разнообразных видов театра —придворного, казенного, частных, предпринимательских и крепостных, «благородных», фабричных и пр.—подтверждается множеством фактов. Современные им и позднейшие свидетельства вскрывают и причины этого явления.
Составитель «Драматического Словаря» в 1787 г. писал: «Каждый знает, что в десятилетнее время и меньше начальники, управляющие отдаленными городами от столиц России, придумали с корпусом тамошнего дворянства заводить благородные и полезные забавы; везде слышим театры построенные и строящиеся, в которых заведены довольно изрядные актеры. Во многих благородные люди стараются к забаве своей и общей пользе писать и переводить драматические сочинения, и приметно, что дети благородных людей и даже разночинцев восхищаются более зрением театрального представления, нежели гонянием голубей, конскими рысканиями, или травлею зайцев , и входят в рассуждения о пьесах, чему я сам бывал в провинциях свидетель». Для серой, часто грязной и нелепой, рабской русской жизни театр был почти единственным светом, «возвышающим обманом», средством пропаганды новых подвигов и эстетических требований, заменой активной жизни и деятельности. К нему рвется все сколько-нибудь живое, отзывчивое, ищущее. Из грязного мрака старой канцелярии «подканцелярист» Крылов через театр и только благодаря театру выбивается в первые ряды литературы. Поверхностное, легкое «театральство» молодого Грибоедова сделало его в конце концов автором «Горя от ума». И везде — яркие следы напряженного интереса к театру, восторженные гимны ему.
Неудачливый соперник Фонвизина Лукин в предисловии к своей очень слабой комедии «Щепетильник» дает драгоценные сведения о «комедии, во всенародном театре представляемой»: «Со второго дня Святыя Пасхи открылся сей театр; он сделан на пустыре за Малою Морской. Наш низкия степени народ толь великую жадность показал, что, оставя другия свои забавы, из которых иные действием не весьма забавны, ежедневно на оное зрелище сбирался. Играют тут охотники, из разных мест собранные, и между оными два-три есть довольно способностей имеющие, и склонность чрезмерную. Сия народная потеха может произвесть у нас не только зрителей, но, со временем, и писцов (писателей, авторов), которые сперва хотя и неудачны будут, но впоследствии исправятся... Сие для народа упражнение весьма полезно и потому великия похвалы достойно». Популярнеший в начале прошлого века драматург кн. А. А. Шаховской писал в своей «Летописи русского театра»: «Опровержением распространенного чужелюбием мнения, что театр в России — не народная нужда, а насильственное введение, — кроме начального появления в семинариях и теремах, совершенно свободного рождения в Ярославле, существования за плату Книпперова театра, может служить разорение многих помещиков на домашние театры, как самое приятнейшее наслаждение их охоты и гостеприимства; а нынешние театры почти во всех губернских городах от остзейских провинций до китайской границы и, наконец, кто из военных людей не видал в полках, на святках, гренадер Синавов и флейтщиков Ильмен, а о мельниках и сбитеньщиках и говорить нечего: их даже и старинные подьячие представляли».
В 1829 г. в Москве какой-то книгопродавец А. П. напечатал свою автобиографию в стихах:

Охота к чтению вселилась
Еще с младенчества в меня,
И искра эта заронилась,
Как пламя сильного огня.
И над Шекспиром я трудился,
Но, видно, он мне не годился,
И я его не понимал.

Проснувшееся сознание направило его к театру, сделало страстным театралом и актером-любителем. При одном упоминании о театр он делается «рабом восторга»:

Театр! Театр! Моя отрада!
Чем я не жертвовал тебе?
И ныне ты одна услада
В моей прегорестной судьбе.
Тебе последний лепт с восторгом
И ныне в жертву приношу,
Когда людей в собраньи многом
В амфитеатре я сижу…..
Я старожил театра точно,
И так друзья меня зовут.
Бывало, восемь верст нарочно
Мне ничего не стоил путь,
Чтоб побывать на бенефисе,
В ладоши хлопать той актрисе,
Которая могла вдохнуть
Восторг мне в пламенную грудь.
Театра искра вспламенялась
И постепенно разгоралась
В моей восторженной груди...

Безвестный книгопродавец, полуинтеллигент, в этом отношении так близок к «неистовому Виссариону» Белинскому, с его восторженным культом театра.
«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т. е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем изступлением, к которому только способна пылкая молодежь, жадная и страстная до впечатлений изящного! Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театр больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные мятели в безбрежных степях Аравии? Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно?... Что же такое, спрашиваю вас, этот театр? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отдаляетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений»...
«Вспламенившаяся и постепенно разгоравшаяся искра театра» наложила свою печать на всю духовную жизнь нашего общества. Театр затронул наиболее интимные глубины русской души, и только у нас вырос в большое общественное явление, из «потехи» сделался школой и храмом...
История русского театра — одна из важных и блестящих сторон в истории русской культуры, но вмсте с тем и одна из наименее исследованных нашей исторической наукой. Русское общество относилось и продолжает относиться к театру с особенно напряженным вниманием и любовью, которые принимали в некоторые моменты характер страстного увлечения, и вместе с тем наше общество слишком мало знакомо с прошлыми судьбами театра и ходом его развития.
Развитие русского театра шло быстрым темпом. Он — самый юный в семье европейских театров. Он только начал слагаться в стройную форму, когда некоторые западно-европейские сцены уже достигли высокой степени совершенства, имели и гениальных драматургов, и замечательных актеров, и тонко разработанные теории сценического искусства. Но, начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях, и в драматургии, и в искусстве актера, и в обстановке спектакля, развивался с такой напряженностью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений, а в иных отношениях, быть может, даже возвысился над ним, как об этом свидетельствуют большие успехи русского театра за границей, и как это многократно признавали сами сценические деятели и критики Запада.
Целый ряд условий способствовал такой быстроте роста нашего театра. Не подлежит, конечно, сомнению, что значительно помогло ему то, что он имел уже готовые образцы на Западе, и в драматургии, и на сцене — этим образцам он подражал или под их влиянием жил. Но не в одном этом причина его быстрого внешнего и внутреннего роста: были и другие причины, более глубокие и сложные. И одна из весьма важных — тот интерес и та любовь русских людей к театру, в благотворной атмосфере которых протекала вся его, сравнительно недолгая, жизнь. Почти одновременно с возникновением нашего театра явились и этот интерес, и эта любовь, притом, как мы видели выше, в самых различных общественных слоях. Любовь к театру у нас была нисколько особого склада. Она была любовью не только «художественною»; русский зритель шел в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нем он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные.
«Театр — школа», «театр — кафедра»: эти определения особенно подходили к русскому театру. Была эпоха в нашей жизни, очень продолжительная, когда такою школою общественности оказывался чуть ли не исключительно один театр, когда московский Малый театр в своем просветительном значении стоял рядом с Московским университетом, когда только в театре общество находило выход своим наболевшим чувствам. И все это поставило в России театр в положение совершенно исключительное, придало ему чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, определило некоторые, совершенно особые, черты в его облике.


Проф. Вл. Резанов

"История русского театра" Том I Москва 1914 г.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования