Общение

Сейчас 293 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

До конца жизни не будет знать покоя этот картавящий, пришептывающий, с маленькими острыми глазками и огромным птичьим носом, быстро семенящий короткими ножками, одержимый театром человек. Он быстро сходился с людьми и так же быстро наживал в них врагов, бесконечно ошибался, противоречил сам себе. Его неоднократно (и не без основания) упрекали в пристрастии к кому-либо или к чему-либо и в сопутствующей этому несправедливости. Но ему были чужды чиновничье равнодушие, холодный эгоистический расчет. С его приходом начала оживляться русская сцена. Весьма скоро обретший прежнюю уверенность, Нарышкин дал ему немалую власть.
Сам Александр I непосредственно не занимался театром. Он имел достаточно компетентных чиновников. И предпочитал (как, впрочем, и в ряде других дел) спрашивать с них, а не опекать. Это позволяло как будто бы проявляться инициативе. А на самом деле чаще всего сковывало ее: самостоятельно действовать чиновники боялись, оглядывались на вышестоящих, вышестоящие же пытались предугадать оценку их действий императором, который в своих поступках, как известно, был весьма и весьма непоследователен.
Нарышкин умел одним из первых улавливать малейшие колебания придворной атмосферы. 30 апреля 1804 года последовал его приказ конторе театральной дирекции: «Чтобы актеры и танцовщики ведомства театральной дирекции не подавали мне никаких бумаг иначе как через своих инспекторов; или бы относились с таковыми в сию контору к господину советчику репертуарной части князю Шаховскому, который, доведя их до сведения моего, будет получать от меня надлежащие по оным приказания». И «советчик репертуарной части» с энтузиазмом принялся за дело.
Начало нового, 1805 года ознаменовалось возобновлением старой трагедии. На своем бенефисе 30 января Яковлев сыграл роль Росслава.
Давно умерший «переимчивый» Княжнин еще имел успех у публики. Аллюзионная сущность трагедии, созданной во времена Екатерины II, не потеряла своей актуальности и при ее внуке:

Цари! Вас смерть зовет пред суд необходимый,
Свидетель вам — ваш век, судья неумолимый...
И смерть, срывая с вас багряную порфиру,
Кто вы, являет то попранну вами миру.

23 мая 1805 года «с дозволения правительства» была снова допущена на сцену крамольная «Ябеда». Из прежних исполнителей в ней играли лишь Яковлев, с тем же успехом выступивший в роли Прямикова, да Андрей Васильевич Каратыгин, вновь исполнивший роль стряпчего Паролькина. «Ябеда» вызвала огромный интерес. И новые надежды на молодого русского императора. «Она опять позволена! — с упоением восклицал рецензент «Северного вестника». И добавлял: — -Комедия «Ябеда» не есть один только забавный идеал, и очень верить можно злоупотреблениям, в ней представ-ленным; это зеркало, в котором увидят себя многие, как скоро только захотят в него посмотреться... Г-да актеры разыгрывают эту пьесу, по-моему, удачно».
Как бы в укрепление этих надежд «Ябеде» рукоплескал сам государь. И где! На празднике, устроенном в его честь на даче Нарышкина, стоящей в тринадцати верстах от Петербурга. Каких только зрелищ не было на этом празднике! Все труппы петербургского театра и воспитанницы участвовали в нем. «Ябеда» же была представлена вместе с другой комедией — «Вестникова с семьей», когда-то сочиненной Екатериной II.
Государь смеялся на представлении комедии Екатерины II. Смеялся также и на представлении «Ябеды». Показ ее на публичных театрах не запретил. Но почему-то она после появления на домашнем театре Нарышкина будто сама по себе, будто без всякого нажима соскользнула с постоянного репертуара императорской сцены, несмотря на полные сборы и более чем сенсационный успех... Как все это было в духе царствования Александра I, разрабатывавшего дальнейшие пути развития России с умнейшим реформатором Сперанским и вскоре провозгласившего своей правой рукой тупого са-диста Аракчеева!
А время требовало новых пьес. 1805 год сгустит кровавые тучи над головами русских людей. Уже недалек тот час, когда русские войска отправятся далеко за пределы своей страны. Шенграбенский бой с наполеоновскими войсками разразится осенью 1805 года. Тот самый бой, за который немногие из оставшихся в живых героев получат в награду медаль с надписью: «Один против пяти»...
августа русские солдаты двинутся в военный поход. В начале сентября на театр военных действий отправится считавший себя великим полководцем император Александр I. В преддверии грядущих событий с особым эффектом прозвучат 30 августа речи сыгранного Яковлевым карамзинского героя, идущего «за Русь» на поле брани,— Алексея Любославского в постановке «Наталья — боярская дочь».
Но карамзинское направление в то время уже начинает терять на русской сцене свое значение. Все настойчивее начинает наступать на сентименталистскую драму Шаховской. Убежденный классицист, талантливый комедиограф, он стремится стать «русским Мольером». И одновременно ищет героическую отечественную трагедию.
Князю Шаховскому нужна новая, никогда не ставившаяся на петербургской сцене пьеса, которую авторы подготовили бы под его, князя, руководством. И Шаховской еще в 1804 году нашел такую пьесу: трагедию Озерова «Эдип в Афинах». А вместе с ней обрел и та-кую актрису, которая прославила эту трагедию: Екатерину Семенову, ставшую с того времени основной партнершей Яковлева. Но о ней подробно речь пойдет в следующей главе.

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш email: dramateshka gmail.com

Яндекс.Метрика Индекс цитирования