Общение

Сейчас 439 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ

Маленькая Баба-Яга
Любовь без дураков
Шоколадная страна
Три слова о любви
Руки-ноги-голова
Снежная королева
Лоскутик и Облако
Мальчик-звезда
Кошкин дом
Сказочные истории об Эдварде Григе
Матошко Наталия. Серебряные сердечные дребезги
Северский Андрей. Солдат и Змей Горыныч
Галимова Алина. Кошка, гулявшая сама по себе

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

 


             

   


 

Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька. Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!

Апдейт: Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

 

Разговор с главным балетмейстером

А теперь самое время познакомиться с главным балетмейстером театра, Борисом Федоровичем Ляпаевым.
«Ему свойственна широкая палитра красок от возвышенной патетики до острой, почти гротесковой комедийности, от приподнятости романтической притчи до жанровой конкретности реальной были, богатой красочными житейскими подробностями и деталями», — писала Г. Иноземцева в журнале «Советский балет» в связи с премьерой «Алых парусов».
Заслуженный деятель искусств РСФСР и Татарской АССР Борис Ляпаев — в прошлом талантливый характерный танцор, лауреат Всесоюзных конкурсов эстрады и как артист, и как постановщик танцев.
Балетмейстерскому искусству он учился у таких выдающихся мастеров советского балета, как народные артисты СССР Р. В. Захаров, Р. С. Стручкова, Т. А. Устинова, народный артист РСФСР И. В. Смирнов, заслуженный деятель искусств РСФСР А. И. Радунский.
Наталия Ильинична Сац была на защите его балетмейстерского диплома. Она пригласила Ляпаева на постановку балета «Комар и самовар». Но тот, кто однажды приходит в театр Сац, обычно там остается.
Когда Ляпаев пришел в театр, балетная труппа составляла тринадцать человек (сейчас солистов балета сорок семь).
Театр Наталии Ильиничны начинался как Дом оперы, — сказал мне Борис Федорович, когда мы встретились, — а сейчас он стал Домом оперы и балета. И этот балет не появился откуда-то извне, он родился и состоялся в самом театре!
И Борис Федорович приводит доказательства, в которых ни театр, ни я не нуждаемся. Но от фактов никуда не деться. Теперь, когда оперная труппа выезжает на гастроли, театр продолжает работать. В нем идут балеты, и зал полон! А у входа можно услышать, как всегда: «Нет ли лишнего билетика?» Уже несколько раз балетная труппа самостоятельно гастролировала в Италии и Федеративной Республике Германии с огромным успехом.

«Технический уровень исполнения балета «Синяя птица» высок, это тот профессионализм, который присущ хорошо смазанному механизму, испытанному в многочисленных турне, являющихся миссиями воспитательного свойства».
«Ла репубблика 20.XII.85.

«Все без исключения молодые артисты балета прекрасны, хореография дает простор повествованию и вместе с тем виртуозности и изобретательности. Балет в своей наивности представляется маленьким шедевром, исполненным с изящным профессионализмом
«Иль пополо». 20.XII.85.

«Молодые танцоры поразили своей техникой даже тех, кто представлял себе высокий технический уровень Московского детского балета. Этот балет танцует не просто технически отточенно, не просто с той совершенной точностью, в которой нет ничего ученического, — помимо этого, каждый солист труппы обладает совершенно индивидуальной выразительностью.
... Не только юные, — все взрослые были очарованы этим выступлением».
«Маннгеймер морген . 2.IV.86.

«Программа-дивертисмент — это превосходное искусство танца, техническое совершенство и мастерство, воплощенное с чувством, радостью, юмором, созданное
до мелочей — с искренней любовью.
...Естественная свежесть, от сердца идущее чувство, превращало каждое выступление в событие.
...После ряда блестящих номеров весь ансамбль выступил в сказочно ярком финале из балета «Паруса надежды» (так в гастрольных афишах был назван балет «Алые паруса». — В. В.).
...Сильное впечатление оставили хореографические работы Бориса Ляпаева, постановки «без пуант» достигающие большой выразительности с помощью акроба-
«Пфальцер тагеблатт». 17.IV.86.

«Словно без всяких усилий артисты демонстрировали мечтательную легкость и темпераментные, очень высокие прыжки. Ни на миг не ослабевала концентрация внимания, ни на минуту артисты не забывали о своей цели — развлекать аудиторию, всегда умели дать понять, что выступать — для них огромное удовольствие. Балетмейстер Борис Ляпаев с полным правом может гордиться ими».
«Вольфсбургер альгемайне цайтунг». 5.V.88.

О своих артистах Ляпаев говорит очень тепло, все они у него способные, но разные по выразительности, темпераменту, некоторые больше подходят на героические, романтические роли, некоторые лучше танцуют лирические партии, есть и характерные танцоры. Самый редкий дар в балете, оказывается, комический. Артисты этого плана — Маша Сытина и Михаил Денисенко.
Среди выпускниц Ленинградского хореографического училища особенно интересны Лена Копылова и Ира Макарова, у них очень серьезная школа, они любят работать, танцуют главные партии.
Среди «москвичей» (училище Большого театра) очень заметны Валерий Симонаев, Татьяна Клаповская, Александр Котов, Андрей Патрушев и позже вошедшие в труппу Таня Комар и Ира Лабыкина.
Да, много у нас талантливых артистов, — добавляет, познакомившись с моим списком, Борис Федорович. — Великолепен, например, Сергей Козлов в пародийной женской роли богатой Невесты в «Алых парусах» и в роли Мачехи в «Золушке», ту же роль отлично исполняет Александр Пушкарев.
Аня Резник, Зинаида Волина, Ольга Павлова, Жанна Шестернева, Дмитрий Кондрашкин, Дмитрий Руднев, Владимир Белых, Алексей Кремнев и другие артисты выступают как в сольных балетных партиях, так и в концертных программах. Есть еще много способной молодежи, которая себя безусловно проявит.
Хочу отметить Александра Царева, характерного танцовщика, который был занят и в ряде опер.
Не забывает нас Геннадий Козлов, он был хорошим танцовщиком и старшим балета на заре нашей деятельности.
Очень помогает мне в административной работе успешно танцевавшая у нас Жанна Магаляс, сейчас она инспектор балета.
Борис Федорович подтверждает то, что мне говорили его артисты – актер помогает ему в решении сценического образа, наполняет, преображает, а то и «делает» свою роль.
Я побывал на одной репетиции «Синей птицы». Меня поразила, я бы сказал, «домашность», простота отношений балетмейстера и акт&Я ров, очень товарищеская атмосфера.
Огромный репетиционный зал с креслами, их около полутораста. В креслах отдыхают артисты, не занятые в сцене. Кое-кто отрабатывает движения в разных углах зала. За роялем — концертмейстер. На переднем плане шесть-восемь человек, с которыми занимается Ляпаев. Он сидит на стуле, я сажусь позади.
Потанцуйте, потанцуйте, — слышу я его спокойный голос. — Стоп! Люда! — Он вскакивает со стула и показывает жест.
Головки, головки! Ножками порезче! — И кому-то из балерин!
Придави пяточки! А теперь, девоньки, станцуем вместе, вокруг, а конец — поярче. Жете! Посади ее на плечо, встали, аккуратнее, не рвите, не дергайте, пофилиграннее...
Ляпаев снова садится впереди меня и напевает: «Там-там, там-и там, и раз, и два... Руки шире... С поворотом кисти, — напоминает! он актрисе. — Поняла? Дальше идем. Сережа!»
Следует целый ряд терминов, которые я не только понять, — записать не успеваю.
Давайте порепетируем диалог.
Мне не совсем понятно, кто с кем будет «разговаривать», — все артисты в одинаковых черных трико. Но, вероятно, выяснять отношения будут Царица ночи и Кошка — у одной из них на плечах необъятной величины покрывало, а другой Ляпаев говорит: «Пожеманнее!».
Репетиция продолжается.
В перерыве я прошу Бориса Федоровича рассказать мне об особенностях балета для детей.
Как взрослый человек, — отвечает балетмейстер, — я могу смотреть красивую хореографию и слушать красивую музыку. А ребенок на спектакле должен сопереживать. Иначе через пятнадцать минут его внимание истощится, и он будет потерянным для нас зрителем. Ему нужна драматургия, образная игра актеров, калейдоскопичность, дивертисментность номеров. И конечно, зрелищность спектакля. Все это держит его внимание. Дети понимают балет, но... если названные условия соблюдены. И еще. Я не являюсь сторонником «объяснения» балета, но, в принципе, слово не противоречит и не мешает балетному спектаклю. Зритель не всегда знаком с литературным первоисточником, а бывает, что он пришел в театр впервые и язык танца ему мало понятен, каким бы выразительным он ни был.
Совсем иная область нашей работы — постановка балетных сцен в операх. Здесь балет должен очень органично вплестись в ткань оперного спектакля, а некоторые наши оперы целиком построены на пластике, на движении, в них «движется», а фактически танцует вся труппа.
Но не думайте, — говорит Борис Федорович, — что оперные спектакли для меня менее дороги, чем балетные постановки.
Оперные сцены, построенные на движении, танце, иногда с привлечением артистов балета, а чаще — без их участия — тоже мои любимые дети, они так же «выстраданы» мной, как и дирижером и режиссером.
Бывало так, что Наталия Ильинична или другие режиссеры-постановщики давали мне «на откуп» целые куски симфонической музыки, идущие без вокала, или когда вокал сопровождается движением. Особенно это относилось к сценам романтического или трагического плана.
Я не буду возражать, — вдруг замечает Борис Федорович, улыбаясь (у него удивительно мягкая и добрая, я бы сказал, застенчивая улыбка), — если вы напишете, что работа главного балетмейстера очень трудна. И мне бы никогда не справиться с ней, если бы у меня не было помощников, педагогов-репетиторов высокого класса: народной артистки РСФСР Элеоноры Власовой, Нины Федоровой и Николая Харитонова, в прошлом солистов Большого театра.
Конечно, речь зашла и о творческих планах балетмейстера.
Сейчас он готовит постановку прокофьевской «Золушки», которую старается, как это было и с сюжетом Грина, сделать еще более «прокофьевской», в чем ему помогают оставшиеся записи автора.
Я пытался прибегнуть к каким-либо новациям в своей постановке, — признается Ляпаев, — например, ставить балет в современном интерьере, но музыка не позволила мне этого, все-таки автор думал о сказке XVII века. А когда я хотел приблизить сюжет к пониманию самых маленьких зрителей, получалась некоторая примитивизация. В конце концов я нашел решение, которое мне подсказали два Адажио Прокофьева. Мои герои всматриваются в звездное небо, ибо космос, как любовь, соединившая их, вечен. Они как бы мечтают о том, что будет спустя три века, то есть в наши дни, и это, по моей мысли, сделает их близкими нашей аудитории. Подчеркиваю в своей постановке и некоторые моменты социальной трагедии, безусловно заложенной в сказку Шарлем Перро, например, отношения мачехи Золушки, истинной западной Салтычихи, и забитого, вечно униженного отца девушки.
Вместе с «Синей птицей» и «Алыми парусами» «Золушка» войдет в балетный триптих, эти балеты объединяет главная мысль — поиск счастья, вера в мечту!

Комментарии   

 
+1 #1 Руслан 10.09.2013 09:13
В детстве показывали по телевизору.
Запомнилась ария кабана:

Ищу ищу,
Тащу тащу,
Я брат свинье,
Но не свинья!

:D
 

"Драматешка" - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая литература  и многое другое для постановки детских спектаклей.
Авторские права принадлежат авторам произведений. Наш e-mail dramateshka.ru@gmail.com

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования